Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема II. Блаженство и мучения в могиле




 

Для обстоятельного изучения этой темы необходимо рассмотреть три вопроса.

Вопрос 1. Вера в блаженство и мучения в могиле и доказательство этого.

Вера в то, что в могилах праведники будут наслаждаться, а грешники и ослушники будут получать заслуженное наказание, относится к основным мусульманским верованиям, которые подтверждаются текстами Корана и Сунны.

Из коранических аятов на блаженство в могиле указывает высказывание Всевышнего: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (Ибрахим, 27).

Этот аят возвещает о том, что Всевышний Аллах поддерживает правоверных, когда их допрашивают в могиле, и что вслед за этим наступает блаженство в могиле. Аль-Бухари передал хадис аль-Бары бин Азиба о том, что Пророк, e, сказал: «Когда верующего усаживают в могиле, к нему приходят два ангела, и он свидетельствует о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха. Об этом сказал Всевышний: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни». [210]

Доказательством мучений в могиле являются слова Аллаха: «…род Фараона окружили (или поразили) скверные мучения – Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (Гафир, 45-46).

Аль-Куртуби сказал: «Большинство богословов считает, что род Фараона подвергают мучениям в барзахе[211], и это является доводом в пользу истинности мучений в могиле». Хафиз Ибн Касир сказал: «Этот аят является важным доводом приверженцев Сунны, на который они опираются при обосновании мучений в могилах».[212]

Еще одним кораническим указанием на мучения в могиле являются слова Всевышнего: «Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения» (ат-Тауба, 101).

Многие ранние богословы приводили этот аят в качестве доказательства истинности мучений в могиле. Передают, что Муджахид в комментарии к этому аяту сказал: «Мы подвергнем их мучениям голодом и в могиле, а затем они будут возвращены в великие мучения в День воскресения». Передают также, что Катада сказал: «Это будут мучения в этом мире и в могиле, а затем они будут возвращены в великие мучения». Этот и предыдущий аят также упоминаются в качестве довода в пользу мучений в могиле в соответствующей главе сборника имама аль-Бухари.[213]

Что же касается свидетельств о блаженстве и мучениях в могиле из Сунны, то таковых очень много. Одним из них является хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Абдуллаха бин Умара, о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Когда кто-либо из вас умирает, каждое утро и после полудня ему показывают его место. Если он является одним из обитателей Рая, то и место его оказывается среди обитателей Рая; если же он принадлежит к числу обитателей Огня, то и место его оказывается среди обитателей Огня. Ему говорят: «Вот твое место, пока Аллах не воскресит тебя в День воскресения». [214]

А в «ас-Сахихе» Муслима приводится хадис Анаса о том, что Пророк, e, сказал: «Если бы вы не перестали хоронить друг друга после этого, то я попросил бы Аллаха позволить вам услышать мучения в могиле». [215] Таким образом, доказательств на эту тему в Коране и Сунне много, и мы упомянули лишь некоторые свидетельства об истинности мучений и блаженства в могиле. А лучше всего об этом известно Аллаху!

 

Вопрос 2. Блаженство и мучения в могиле достаются как душе, так и телу.

Блаженство и мучения в могиле достаются как душе, так и телу. Иногда душа и тело будут получать удовольствие или наказание вместе, а иногда блаженство и мучения будут доставаться душе отдельно от тела. Это подтверждается священными текстами, и между приверженцами Сунны и единой общины нет разногласий по этому поводу. В отличие от них, некоторые другие богословы полагают, что блаженство и мучения в могиле при любых обстоятельствах предназначены только для души и никоим образом не связаны с телом.

Одним из доказательств приверженцев Сунны является хадис Анаса бин Малика, переданный аль-Бухари, о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Воистину, когда раба кладут в могилу, и его друзья уходят от него, он слышит стуки их сандалий, и к нему приходят двое ангелов. Они усаживают его и спрашивают: «Что ты говорил об этом человеке – Мухаммаде?». Верующий отвечает: «Свидетельствую, что он – раб Аллаха и Его посланник». Тогда ему говорят: «Посмотри на свое место в Аду! Аллах заменил его местом в Раю», – и он видит их обоих». Когда же лицемеру или неверующему говорят: «Что ты говорил об этом человеке?», он отвечает: «Не знаю! Я говорил то, что говорили люди». Тогда ему говорят: «Ты не знал и не следовал за ним». Затем его ударяют железным молотом так, что он издает вопль, который слышат все вокруг, кроме двух весомых родов». [216]

А в длинном хадисе аль-Бары бин Азиба, переданном Ахмадом, Абу Даудом, аль-Хакимом и другими, сообщается, что Пророк, e, рассказал об извлечении души верующего и восхождении ее на небо. Затем он сказал: «После этого его душу возвращают в тело, и к нему приходят два ангела. Они садятся возле него и спрашивают: «Кто твой Господь?». [217] Этот хадис признан достоверным аль-Хакимом и другими.

Эти два хадиса свидетельствуют о том, что блаженство и мучения в могиле достаются как душе, так и телу. В хадисе «Воистину, когда раба кладут в могилу…» на это ясно указывает слово «раб», которое применимо только к душе вместе с телом. А в хадисе аль-Бары бин Азиба ясно говорится, что перед допросом душа возвращается в тело. Кроме того, в обоих хадисах встречаются слова, обозначающие качества, присущие физическим телам. Например, в хадисе говорится, что покойник слышит стуки их сандалий, что ангелы усаживают его, что они бьют его железным молотом, и он издает вопль. Все это означает, что блаженство и мучения в могиле ощущаются как душой, так и телом.

В то же время некоторые священные тексты содержат указания на то, что иногда блаженство и мучения в могиле достаются только душе. В хадисе Абдуллаха бин ‘Аббаса говорится, что посланник Аллаха, e, сказал: «Когда ваши братья пали [218], Аллах поместил их души внутрь зеленых птиц, которые прилетают к райским рекам, едят райские плоды и укрываются в золотых фонарях в тени Трона». [219]

Одним словом, в могиле блаженство и мучения достаются как душе, так и телу, хотя в некоторых случаях они могут доставаться только душе. Один из исследователей, занимавшихся изучением этого вопроса, писал: «Мучения и блаженство достаются как душе, так и телу, и приверженцы Сунны и единой общины единодушны по этому поводу. Иногда душа получает удовольствие или страдает отдельно от тела, а иногда она бывает связана с телом, и в этом случае они получают удовольствие или страдают вместе».

Вопрос 3. Вера в ангелов Мункара и Накира.

Обсуждая веру в ангелов и их обязанности, мы уже упоминали о Мункаре и Накире. Этим двум ангелам поручено допрашивать покойников в могиле. Здесь же мы намереваемся более детально поговорить о вере в них и том искушении, которое они доставляют покойникам в могилах, поскольку эти представления являются частью веры в блаженство и мучения в могиле.

В достоверных хадисах приводится описание этих двух ангелов и рассказывается о том, как они допрашивают покойников после погребения. Ат-Тирмизи и Ибн Хиббан передали хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Когда покойника (или же он сказал: «…кого-нибудь из вас…») кладут в могилу, к нему приходят два черных ангела с синими глазами, которых звать Мункар и Накир. Они говорят: «Что ты говорил об этом человеке? Он отвечает: «Это – раб и посланник Аллаха. Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха». Тогда они говорят: «Мы знали, что ты скажешь так». Затем его могила увеличивается на семьдесят локтей в длину и на семьдесят локтей в ширину… Если же он был лицемером, то он отвечает: «Я слышал, что говорят люди, и говорил то же самое. Я не знаю!». Тогда они говорят: «Мы знали, что ты скажешь так». Затем земле скажут: «Сомкнись вместе с ним», – и она сомкнется и сдавит его так, что его ребра войдут друг в друга. Он будет мучиться в ней до тех пор, пока Аллах не поднимет его с этого ложа». [220] Допрашивание покойников двумя ангелами подтверждается и хадисом Анаса, о котором мы упоминали при рассмотрении предыдущего вопроса.

Мусульмане обязаны верить во все, что сообщается в хадисах об этих двух ангелах: в их имена, в их описание, в то, как они допрашивают покойников, и как им отвечают верующие и лицемеры, и в то блаженство или наказание, которое наступает вслед за этим. Необходимо верить во всех подробности этого, которые встречаются в хадисах.

Следует знать и то, что богословы разошлись во мнениях относительно того, является ли допрашивание в могиле особенностью этой религиозной общины. Некоторые считают, что вопросы в могиле задают только представителям этой общины. Другие же полагают, что это происходило со всеми общинами. Если опираться на священные тексты, то из них становится ясно, что допрашивание в могиле не является особенностью этой общины, и что подобное происходило со всеми общинами. Это мнение разделяло большинство исследователей, а лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных