Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Декоративное и декоративно-прикладное искусство — часть художественной культуры




Основы декоративной композиции

Одежда предназначена для удовлетворения повседневных нужд человека, она является частью его материально-предметной среды, поэтому мастерство изготовления и оформления одежды можно отнести к области декоратив-но-прикладного искусства.

Работа над эскизом костюма строится по законам декоративной композиции, а значит, наряду с рисованием с натуры и по представлению необходимо приобретение навыков декоративного рисования. Однако прежде чем углубиться в изучение основ декоративной композиции, рассмотрим такие понятия, как декоративное и декоративно-прикладное искусство.

Декоративное искусство — одна из областей пластических искусств. Декоративное искусство вместе с архитектурой формируют окружающую человека материальную предметно-про-странственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. Декоративное искусство подразделяется на непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (архитектурный декор, росписи, мозаика, витражи, декоративные рельефы на фасадах и в интерьерах, парковая скульптура, фонтаны и т.д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиции на выставках и в музеях, витрин и т.д.). Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и имеет общие цели с дизайном, от которого отличается методикой, базирующейся на традиционных установках, на индивидуальности мастера и уникальности его произведения.

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства. Оно имеет свой особый художественный смысл и свою образность и вместе с тем предназначено служить человеку в его быту. В единстве того и другого его сущность и специфика. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть выполнены из самых различных материалов: дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла и т.д.

Начиная с древности человек, создавая бытовые изделия, не только удовлетворял свои насущные утилитарные нужды, но и одновременно делал красивым свой быт. Самым древним видом украшения является орнамент — узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие и являющийся его организующей основой.

Как вид художественного творчества декоративно-прикладное искусство окончательно складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства. До промышленного переворота весь продукт выполнялся вручную мастером и его подмастерьями, которые и были основоположниками декоративно-прикладного искусства в момент его отделения от ремесла.

Общественное разделение труда на стадии мануфактуры привело к тому, что изготовлением и украшением изделий стали заниматься разные специалисты. Так, с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность, где находят себе место мастера прикладного искусства, занимаясь отделкой изделий: росписью, резьбой, инкрустацией и т.д., добиваясь единства красоты и функциональности.

В произведениях декоративно-прикладного искусства видны вкус и фантазия мастера, в них также отражаются материальные и духовные интересы людей, национальные особенности, черты стилевого единства исторических эпох.

С искусством профессиональных художников-прикладников взаимодействует народное искусство, которое развивается по своим законам. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В широком смысле народное искусство — это художественная творческая деятельность народа, базирующаяся на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций. Это народная поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Народное искусство не знает смены художественных стилей, хотя в ходе его эволюции появляются новые мотивы, растет стилизация старых. Народное искусство живет веками; его методы переходят из поколения в поколение, закрепляясь в сознании и мастерстве художников.

В народном искусстве выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы.

Народное искусство — это огромный мир духовного опыта народа. Произведениям народных художественных промыслов свойственно яркое национальное своеобразие формы, орнаментации, цвета и композиции.

Произведения народных промыслов многообразны, они тесно связаны с определенными художественными традициями, приемами и технологиями.

В России, богатой лесами, особенно широкое распространение получила художественная обработка дерева, известная еще в IX—X вв. Народные мастера умели выявлять его красоту и использовать пластические свойства. Занимались этим мастера сельских промыслов, жившие в лесных районах Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской, Владимирской губерний.

Из дерева делались: посуда, мебель, игрушки, прялки и другие предметы

Рис. 5.1. Поволжская домовая резьба

домашнего обихода. Особенно была распространена резьба по дереву. Затейливой резьбой украшались блюда, шкатулки, мебель, дома (рис. 5.1).

А кто же не знает замечательную игрушку матрешку! С конца XIX в. мат-решки изготовлялись в Сергиевом Посаде, Семенове, Полхов-Майдане (см. рис. 17 на цв. вкл.).

Нижегородская губерния славилась также мастерами городецкой росписи. Красные и черные тонконогие кони, диковинные птицы, сюжетные картинки, обрамленные сказочными цветами, украшали подставки для прядильного гребня, игрушки, мебель, сундуки, ларцы, предметы кухонной посуды (см. рис. 18 на цв. вкл.).

Начиная с XVIII в. удивительно красивой, декоративной, деревянной расписной посудой славилось торговое село Хохлома Нижегородской губернии, давшее название этому промыслу. В хохломской росписи преобладают растительные мотивы, ее цветовая гамма — красная и черная с золотом. Предметы хохломской посуды разнообразны: ложки, ковши, блюда, чаши, вазы и т.д. (см. рис. 19 на цв. вкл.). Мастера создавали не только отдельные предметы, но и наборы посуды.

В XIX в. в бывших центрах иконописи Палехе, Холуе (ныне Ивановской обл.), Мстере (ныне Владимирской обл.) возникают промыслы миниатюрной лаковой живописи. Эта живопись украшала декоративные изделия из папье-маше (шкатулки, табакерки). В тематике миниатюр были сценки из крестьянского быта, сюжеты сказок, литературных произведений, песен (см. рис. 20 на цв. вкл.).

К произведениям лаковой живописи относится жостовская роспись, возникшая в первой половине XIX в. в селах Московской губернии — Жос-тове, Троицком, Новосильцеве и др. Расписные металлические подносы с присущей им живой выразительностью свободной кистевой росписи по праву относятся к числу интереснейших произведений русского народного декоративного искусства (см. рис. 21 на цв. вкл.).

Среди народных промыслов большой популярностью пользовались художественные изделия из керамики. Сколько очарования в сочетании синих узоров и белого фона в росписи гжельской посуды! Гжель — один из старейших центров русского народного керамического искусства, достигший особого расцвета в XVIII в.

Знаменитую растительную композицию гжельского узора — с плавными тональными переходами — составляют розы, листья, стебли, спирали усиков растений. Для изделий Гжели характерно органическое единство орнамента и формы (см. рис. 22 на цв. вкл.).

Народная глиняная игрушка — это целая область народного творчества. Это и забава, и одновременно бытовая скульптура. В ней выражены эстетические и этические идеалы русского народа. Глиняную игрушку отличают объемные формы, яркие цветовые сочетания и контрасты, разнообразие ритмов и острая выразительность образов.

Центры этого промысла — слобода Дымково (близ города Вятки), город Каргополь (Архангельская обл.), деревня Филимоново (Тульская обл.). Особой яркостью, нарядностью и декоративностью отличались дымковские игрушки (см. рис. 23 на цв. вкл.).

С незапамятных времен известно искусство вышивки. Вышивкой украшали одежду, салфетки, полотенца, скатерти, убранство постели и многое другое. В XII —XVIII вв. в Новгородской, Московской, Архангельской, Тверской, Нижегородской и других губерниях России высокого уровня достигло искусство шитья (так до

XVIII в. называли вышивку) шелком, золотом, жемчугом. В народной вышивке расположенные ярусами растительные и зооморфные узоры чередовались с геометрическими (рис. 5.2).

Одновременно с вышивкой на Руси развивалось искусство узорного ткачества. Ручное узорное ткачество играло видную роль в искусстве украшения женской и мужской одежды и предметов убранства крестьянского дома (рис. 5.3). Тканый узор отличался от вышитого монументальностью и строго выдержанным колоритом.

Традиционное народное творчество ярко отразилось в народном костюме, в его форме, цветовой гамме, декоре. В национальной одежде отражаются связь с природной средой, верования, бытовой уклад и представления народа о красоте. Создавая костюм, люди вкладывали в него не только свой труд и талант, но и свою душу (рис. 5.4 и 5.5).

В одном параграфе невозможно рассказать о всем многообразии народных промыслов, так как этого не позволяет объем учебника.

Рис. 5.2. Фрагменты свадебного полотенца. Народная вышивка

Рис. 5.3. Декоративное полотенце. Узорное ткачество

Рис. 5.4. Женский головной убор Воронежской губернии

Рис. 5.5. Женский народный костюм Калужской губернии

Произведения народного и профессионального декоративно-прикладно-го искусства во многом сходны, но имеют и различия. Свое произведение народный художник в основном выполняет вручную. Мастер может трудиться как в одиночку, так и в коллективе. Изделия народного промысла не тиражируются массово. Даже если народные художники в мастерской изготовляют партию изделий, все равно каждая вещь индивидуальна.

Произведения профессионалов декоративно-прикладного искусства создаются художниками на предприятиях художественной промышленности или в мастерских и, как правило, выпускаются массовым тиражом. Однако художники-профессионалы создают и авторские образцы, существующие в одном экземпляре.

Произведения народного искусства являются, как уже было сказано выше, неиссякаемым источником вдохновения для художников-модельеров и дизайнеров одежды. Например, затейливые формы и яркие краски дымковских игрушек воплотились в коллекции Нонны Меликовой (см. рис. 24 на цв. вкл.). Элементы русского костюма и костюма кочевых племен соединились в коллекции Александры Соколовой «Золотая орда» (см. рис. 25 на цв. вкл.). Словно оглянувшись в прошлое, художница увидела зарево пожаров, полыхание заката и женские лица, неулыбчивые, но ставшие по особому выразительными от бликов огня.

5. Как образы, созданные народными мастерами, могли бы, на ваш взгляд, отразиться в современном костюме?







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных