Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Познание и его основные формы




 

1. Познание как философская проблема.

2. Чувственное и рациональное познание и их формы.

З. Проблема истины в философии и науке.

 

Познание как философская проблема

Существование и развитие человека невозможно без творческой активности сознания, направленной на преобразование природы и общества. Содержание человеческого сознания составляют знания. Вся жизнедеятельность людей осуществляется на основе знаний, среди которых особое место занимает информация (лат. informatio – ознакомление, разъяснение, изложение), т.е. сведения, которые получает субъект об окружающем мире.

Познание- это совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о самом себе.

Исследование сущности познания является одной из основных задач философии. Познание, познавательное отношение человека к миру исследуется теорией познания или гносеологией (эпистимологией) как одним из разделов философии. Основными проблемами теории познания являются: выявление сущности познавательного процесса, установление его закономерностей, условий и предпосылок, возможностей и границ; проблема всеобщих оснований и социокультурных детерминант познавательного процесса; проблема достоверности получаемых в ходе познания результатов, их проверки и адаптации.

Вопрос о познаваемости мира, является центральной проблемой гносеологии. Большинство философов как материалистов, так и идеалистов положительно отвечают на вопрос о познаваемости мира, хотя познание трактуют по-разному. Материалисты основой познания считают реальную действительность. Идеалисты исходят из первичности сознания, идеального. Для Гегеля это „абсолютная идея”, „мировой дух”, для Беркли – „комплексы ощущений”. В силу этого идеалисты настаивают на тождестве бытия и мышления. С их точки зрения объект познания несуществует без субъекта.

Объект познания – это та часть действительности, на которую направлена познавательная активность субъекта. Выделяют также предмет познания как отдельную, причем ближайшую, сторону объекта. Объектами познания могут выступать внешний объективный мир (природа и социум), мир артефактов, внутренний мир человека и сам процесс познания.

Субъектом познания является отдельный индивид, коллектив исследователей или общество в целом, осуществляющие волевую и целенаправленную познавательную деятельность. В сознании субъекта находятся в единстве общественное (знания и опыт человечества в данной области исследования, усвоенный субъектом) и индивидуальное (специфические врожденные и воспитанные качества субъекта).

В истории философии сложились два основных подхода, по-разному отвечающие на вопрос о познаваемости мира: познавательный оптимизм и познавательный пессимизм (агностицизм).

Познавательные оптимисты (их большинство среди материалистов и идеалистов) считают, что явления действительности, в сущности, познаваемы, хотя мир – в силу своей бесконечности – до конца не познаваем.

Представители познавательного пессимизма или агностицизма (от греч. agnosis – недоступный познанию) отрицают возможность познания сущности явлений, абсолютизируя несовершенство чувственного аппарата человека, реже – его интеллекта. В этом направлении гносеологии можно выделить:

- скептицизм (от греч. skepsis – ищущий, рассматривающий, исследующий) – сомнение в существовании вещей и возможности получения достоверных знаний о мире;

- кантианство (ведущее свою родословную от И.Канта) – вещи или ноумены существуют, но сущность их непознаваема, так как человеку известны только явления (феномены);

- релятивизм (от лат. relativus- относительный) – наши знания относительны, условны и субъективны, так как вещи неприерывно изменяются;

- иррационализм ( лат. irrationalis - неразумный) – мир непознаваем, так как он хаотичен, неупорядочен, невыразим в понятиях;

Указанные подходы имеют определенное теоретическое обоснование. Но решающими аргументами в пользу познавательного оптимизма являются: рост и развитие положительного знания, развитие общественной практики и материального производства, успехи экспериментального естествознания, подтверждающие истинность знания.

Процесс познания имеет определенную структуру, которая включает в себя субъект и объект познания, а также «посредника», связывающего их в единый процесс.

Субъект и объект познания находятся в неразрывном единстве, взаимодействуя друг с другом. Активной стороной выступает субъект, избирающий объект и предмет исследования, при помощи воли организующий познавательный процесс, фиксирующий результаты познания и использующий их на практике. Объект своими свойствами и сторонами предопределяет выбор его субъектом, а также «требует» соответствующих ему методов и средств познания.

Чаще всего в процессе познания субъект и объект взаимодействуют не непосредственно, а опосредованно, в связи с чем, встает проблема «гносеологического посредника». Это обусловлено тем, что субъект воздействует на объект не иначе, как предметным образом.Это означает, что в своем распоряжении он имеет систему материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект – руки, орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, экспериментальные установки и т.д. Развитие познания было бы невозможным без постоянного расширения и усложнения этих «посредников». В свою очередь воздействие объекта на субъект предполагает свою систему посредников – сенсорная информация, различные знаковые системы и т.п.

Объект, субъект и гносеологический посредник (медиатор), взятые в единстве, составляют исходную гносеологическую ситуацию. Развертывание этой ситуации носит творчески активный характер, проявляющийся: 1) в постижении чувственно не воспринимаемой сущности явлений; 2) в теоретическом выражении полученного знания и идентификации этого знания с познаваемым объектом; 3) в применении разнообразных методов и средств познания; 4) в использовании результатов познания.

Человек вступает в контакт с объектами природного и социального бытия. Побуждаемый к познавательной деятельности теми или иными потребностями, ставя определенные цели, он всегда берет объекты во всей их бесконечной сложности. В получаемые результаты познания человек не должен привносить ничего от себя, предметы и явления необходимо познавать объективно, т.е. такими, каковы они есть сами по себе. Тем более, что нет никаких принципиальных границ на пути бесконечного движения субъекта к более адекватному и исчерпывающему постижению объекта, к постижению реальностей бытия.

 

Чувственное и рациональное познание и их формы

Познание представляет собой сложный, противоречивый процсс, осуществляемый входе практической, преобразующей деятельности людей. В зависимости от того, какие способности применяет субъект на том или ином этапе познания, можно выделить чувственную, рациональную и интуитивную ступени познания. Они различаются как формами отражения, так и ролью в процессе познания.

Исходной ступенью познания является чувственное познание, в котором объект познается главным образом посредством органов чувств. Основными формами чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление.

В ощущениях непосредственно отражаются отдельные стороны, свойства объекта. Ощущение – это элементарный чувственный образ реальной действительности. Ощущения возникают под воздействием объективного и субъективного (т.е. внутреннего для человека) мира на наши органы чувств. Оно является источником наших знаний о мире, возникая в результате превращения энергии внешнего или внутреннего раздражения в факт сознания. Ощущение вторично по отношению к материальной действительности. В зависимости от раздражителей ощущения разделяются на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные и т.п.

Восприятие – это целостное отражение объекта органами чувств, представляющее собой единство всех ощущений. Восприятие дает информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств человека. Например, восприятие человеком компьютера основывается на соединении в целостный образ его осязательных. Зрительных, слуховых и т.п. ощущений.

Представления – это чувственно наглядные образы объектов, которые сохраняются и воссоздаются в сознании человека вне непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Возникновение представлений происходит на основе памяти, т.е. способности психики сохранять и воспроизводить прошлые восприятия субъекта.

К формам чувственного познания относится и воображение, заключающееся в способности создавать новые представления на основе предыдущего опыта. Воображение имеет огромное значение в науке, технике, искусстве и во всех других сферах человеческой деятельности, где требуется товрчество, а не простое копирование.

Человеческое познание не ограничивается чувственными формами в силу того, что, во-первых, не все присущие вещам, явлениям и процессам свойства и признаки можно видеть, осязать, слышать. Во-вторых, глубинная основа вещей, процессов, явлений не может быть постигнута только с помощью ощущений, восприятий и представлений. Для познания законов и закономерностей развития объективной реальности требуется к чувственным формам познания присоединить силу абстрактного мышления. Например, с помощью чувств можно видеть падение тел, но для познания законов земного притяжения одних чувств недостаточно.

В диалоге Платона «Теэтет» можно прочесть. Что посредством зрения мы воспринимаем цвет, посредством слуха – звук. Но чем мы воспринимаем различие между цветом и звуком? Ни в ощущении цвета, ни в ощущении звука знания об этом различии нет. Для различия цвета и звука необходима сила абстрактного мышления.

Рациональная ступень познания основана на абстрактном мышлении, представляющем собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Абстрактное мышление называют также логическим, поскольку оно функционирует по законам логики – науки о мышлении.

Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мысли, выражающая совокупность наиболее общих,

существенных признаков объекта. Например, понятия «инженер», «экономист», «программист» и т.п., отражают общие признаки между самыми различными направлениями человеческой деятельности.

Понятие является одной из основных форм логического или рационального познания, основной задачей которого является вскрытие закономерностей развития объективной действительности, проникновение в сущность предметов и явлений. В понятиях концентрируется знания добытые человечеством о тех или иных процессах, явлениях и предметах. Например, понятие «атом» имеет многовековую историю своего становления и развития: от положения, высказанной древнегреческими мыслителями Левкиппом и Демокритом ( V в. до н.э.) о том, что это неделимая и неизменная частница вещества, до открытия в атоме сложной структуры, включающей в себя множество элементарных частиц и образований типа кварков. Усвоить понятия - значит усвоить те знания об объектах, к которым относится данное понятие.

Различают понятия обыденные или житейские, которыми люди

пользуются в своей повседневной жизни, и понятия научные, которыми оперируют в соответствующей области научного знания. Понятия являются основными элементами любой научной теории.

Возникая и развиваясь на основе общественной практики, понятия как форма мышления, служат важным средством ориентировки человека в бесконечной массе предметов материального мира. В то же время понятия выступают как образцы или эталоны, по которым обрабатываются вновь приобретенные знания. Весь процесс мышления строится на связях между понятиями. Главное преимущество понятий по сравнению с чувственными образами заключается в том. Что понятия отражают свойства. Признаки, состояния, связи, действия, отношения и т.д. предметов и явлений в отвлеченной и общей форме.

Суждение – форма мышления, в которой посредством понятий что-либо утверждается или отрицается об объекте. Это выраженная в мысли связь между понятиями, отражающими действительные или мнимые связи и отношения предметов, явлений и процессов. В любое высказывание (словосочетание и простое предложение) является примером суждений. Например, «мы - экономисты», «у рынка нет альтернативы», «все металлы – проводники электричества», «знание – сила», «мыслю – следовательно существую». Нельзя отождествлять предложение и суждение, так как повелительные и вопросительные предложения не несут нагрузки суждения.

Суждение является элементарной, абстрактно-мыслительной формой логического обобщения, при котором совершается процесс перехода отдельного в общее. Например, в суждениях: «трение есть источник теплоты», «аист есть птица» - совершается процесс отбрасывания случайного от сущности, от общего. Возникая на основе сопоставления различных понятий, суждения являются тем исходным логическим материалом, из которого создаются теории в области естествознания, техники, экономики и гуманитарных наук.

Умозаключение представляет собой форму мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Здесь происходит связывание суждений (оперирование с ними), дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств. Так, представление о том, что Земля имеет форму шара, было получено в древности на основе следующего умозаключения. Все шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Значит - она круглая. Или другое умозаключение. Известно, что все металлы электропроводны, медь металл, значит медь – электропроводна.

По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познании в истории философии сложились два противоположных течения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали чувственное познание основной формой достижения истинного знания, рассматривая мышление лишь количественным продолжением чувственного познания. Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины могут быть выведены только из самого мышления. Чувственным данным отводилась лишь случайная роль. Оба эти течения страдали односторонностью, вместо того, чтобы признать необходимость и взаимодополняемость чувственной и рациональной ступеней познания.

Дальнейшее развитие философского знания показало, что рациональное познание неразрывно связано с чувственным и играет ведущую роль в процессе познания. Это проявляется, во-первых, в том, что истинное знание на уровне сущности и закона формулируется и обосновывается на рациональной ступени познания; во-вторых, чувственное познание всегда «управляется» мышлением.

Учет единства чувственного и рационального познания необходим во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в инженерной практике и экономике, так как чувственное познание дает нам ту основу, на которой развивается абстрактное мышление. В свою очередь, абстрактное мышление дает импульс к развитию эмпирического познания. Как свидетельствует история развития науки и техники, факты начинают осознаваться и восприниматься человеком в соответствии с имеющейся теорией. Например, первый лазер существовал вначале в мысли, а затем в реальности.

Многие ученые считают, что важную роль в процессе познания играет интуиция, т.е. способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, до или помимо логического обоснования. Интуиция основана на неосознанных комбинировании и переработке накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи. Основными типами интуиции являются чувственная, интеллектуальная и мистическая. В истории философии довольно распространенным течением является также интуитивизм, считающий интуицию (главным образом, интеллектуальную) основным средством достижения истины в отрыве от чувственной и рациональной ступеней познания.

 

Проблема истины в философии и науке

Непосредственной целью познания является достижение истины, под которой понимается знание, соответствующее действительности. С точки зрения классической теории познания «соответствие» означает сущностное совпадение содержания знания с объектом, а «действительность» – это, прежде всего, объективная реальность, материя.

Истина носит объективно–субъективный характер. Ее объективность заключается в независимости ее содержания от познающего субъекта. Субъективность истины проявляется в ее выражении субъектом, в форме, которую ей придает только субъект.

Истина – это бесконечный процесс развития имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом к все более полному и точному знанию, постоянно развивающаяся система теоретического знания.

Для характеристики истины применяются понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины.

Абсолютность истины означает, во-первых, полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом; во-вторых, то содержание знания, которое в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будущем.

Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта.

Существуют две крайние точки зрения на абсолютность и относительность истины. Догматизм, который преувеличивает момент абсолютности, и релятивизм, абсолютизирующий относительность истины.

Любое истинное знание всегда определяется данными условиями, местом, временем, другими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее. Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует, обозначается понятием конкретной истины. Эмпирический факт о том, что вода кипит при 100 градусах Цельсия свидетельствует о том, что истина конкретна. Этот факт является истинным только тогда, когда берется обычная вода и давление. При изменении химического состава воды и давления истнное знание превращается в свою противоположность – знание неистинное.

В процессе познания субъект может принимать неистинное знание за истину и, наоборот, истину за неистинное знание. Это несоответствие знания действительности, выдаваемое за истину, называется заблуждением. Последнее – постоянный спутник процесса познания, и между ним и истиной нет абсолютной границы: она всегда подвижна. Если мы убедились, что данное знание – заблуждение, то этот факт становится уже истиной, хотя и отрицательной.

В познании не всегда удается выявить всю полноту условий, для которых данная истина может быть применима. Поэтому для знания, условия выявления истинности которого не достаточно полны, употребляется понятие абстрактной истины. При изменении условий применения абстрактная истина может превращаться в конкретную и наоборот.

Считается, что все виды познания направлены на достижение истины – знания, содержание которого адекватно действительности, без которого невозможна деятельность человека. Но в большинстве видов познания истина содержит значительную долю субъективности, связанную как с формой ее выражения, так и с субъективными интересами человека. И лишь в научном познании объективная истина, в которой до минимума сведены субъективные привнесения, является самоцелью.

Одной из основных проблем теории познания является вопрос о критерии истины, т.е. о том, что выступает мерилом истинности знания. В истории философии выдвигались различные критерии истины: ум и интуиция (Платон), чувственные данные и научный эксперимент (Ф.Бэкон, Б.Спиноза, К.Гельвеций, Д.Дидро, М.В.Ломоносов), самоочевидность, непротиворечивость и взаимная согласованность всех знаний (Р.Декарт), соответствие вещи понятию (Г. Гегель), польза (У.Джеймс), общезначимость (Э.Мах), конвенция (соглашения) между учеными (неопозитивисты), нравственность (И.В.Киреевский, Вл.С.Соловьев). Отсюда видно, что критериями истины могут быть и чувственные данные, и интеллект, и интуиция, и житейский опыт людей, и традиции, и авторитеты. Но именно общественная практика обладает свойством непосредственной действительности, носит чувствительно-предметный характер, является сферой реализации знаний, выводит субъекта за рамки умозрительного познания в мир материальной деятельности.

Под практикой понимается материальная, чувственно-предметная, целенаправленная деятельность людей по преобразованию природы и общества для удовлетворения своих потребностей. По отношению к познанию практика является: 1) источником, основой и движущей силой познания, поскольку ставит перед ним познавательные задачи, дает фактический материал для обобщений и средства для познания; 2) конечной целью познания, так как в практике материализуются добытые знания; 3) критерием («мерилом») истинности получаемых знаний, что проявляется, прежде всего, в материальном производстве и эксперименте.

Практика является комплексным высшим критерием истины, включающим в той или иной степени все другие критерии. Как критерий истины практика для каждого исторического этапа развития общества выступает абсолютной по отношению к предыдущему этапу и относительной по отношению к последующему.

Практика, так же как и истина, есть процесс. Необходимо рассматривать практику исторически: существует практика «вчерашнего дня», сегодняшняя и практика будущего. Отсюда можно говорить об абсолютности и относительности практики как критерия истины. Относительность конкретно-исторической практики как критерия истины проявляется и в том, что она не всегда может подтвердить или опровергнуть те или иные идеи или теории в силу своей ограниченности.

Внутренней необходимой стороной практики выступает теория, обозначающая в широком смысле идеальное отражение действительности, всю совокупность знаний, которую практика стремится использовать. Теория и практика находятся в неразрывном единстве друг с другом, и не могут существовать одна без другой. Познание, внося новые знания в теорию, тем самым обогащает практику, способствует ее дальнейшему прогрессивному преобразованию.

 

* * *

В справочной литературе по данной теме смотрите статьи:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Истина», «Заблуждение», «Интуиция», «Теория информации», «Рационализм», «Сенсуализм», «Теория познания», «Объект», «Субъект».

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.:

«Істина», «Інтуїція», «Раціоналізм», «Теорія пізнання», «Суб'єкт», «Об'єкт».

 

Лекция 9.

Научное познание

1. Специфика научного познания.

2.Cоотношение эмпирического и теоретического знания.

3. Формы и методы научного познания.

 

Специфика научного познания

Современная наука представляет собой очень сложный феномен. В наиболее общем виде наука -представляет собой специфическую сферу человеческой деятельности, направленную на производство, систематизацию и проверку объективно-значимых знаний. В этом аспекте наука - это развивающая система знаний, в которых нуждается общество. Но у нее есть и другие измерения: она является социальным институтом, выполняет функцию непосредственной производительной силы социума и выступает в роли отдельного феномена культуры.

Науку характеризует относительная самостоятельность и внутренняя логика развития, способы (методы) познания и реализации идей, этические внутринаучные нормы, а также социально-психологические особенности объективно-сущностного восприятия действительности, т.е. стиль научного мышления.

Чаще всего, науку определяют через ее собственное основание, а именно: 1) научную картину мира, 2) идеалы и нормы науки,
3) философские принципы и методы.

Под научной картиной мира понимают систему теоретических представлений о реальности, которая вырабатывается путем обобщения важнейших знаний, накопленных научным сообществом на определенном этапе развития науки. Она представлена господствующими научным теориями, гипотезами, установками, принципами.

Наука прошла в своем становлении несколько этапов, на которых доминировали такие «картины мира»: механистическая, тепловая, элекродинамическая, квантово-релятивистская. Сегодня все они выступают в роли обобщений, проясняющих логику универсального эволюционизма или дающих знание: от точки «большого взрыва» – до нынешнего состояния вселенной и микромира.

Непосредственными целями науки являются исследование, описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, которые составляют предмет ее изучения.

К мировоззренческим истокам науки принято относить некоторые мифологические сюжеты, религиозно-мировоззренческие комплексы (в частности – христианство). Ее мировоззренческим основанием служили и могут служить: различные типы материализма и идеализма, натурализм, сенсуализм, деизм.

Научная проблематика предопределяется как актуальными, так и грядущими потребностями общества, а также, политическим процессом, интересами социальных групп, экономической конъюнктурой, демографическими колебаниями, уровнем духовных запросов народа, культурными традициями.

Научное познаниеэто сложный, обусловленный законами социального

развития и неразрывно связанный с практикой процесс отражения (осознания) в человеческом мышлении объективной реальности. Специфические особенности этого познания и, в целом, современной науки следующие:

1. Объективность и предметность. Наука выступает как

своеобразная техника и технология освоения мира. Даже при исследовании явлений внутреннего мира человека, его психологии, у науки нет сомнений в реальности существования этих феноменов. В этом плане, по словам П.Фейерабенда, наука более догматичнее и агрессивнее, чем религия. Она практически оставляет вне рамок знания факт, замеченный еще И.Кантом, согласно которому, характер познания и его предмет определяет, в конечном счете, познающий субъект.

2. Научное исследование предполагает: во-1-х, ознакомление с

историей данного явления, т.е. обращено к прошлому;во-2-х, изучение современного состояния объекта, т.е. т.е. фиксирует настоящее бытие; в 3-х, дает прогноз дальнейшего развития, создает задел знаний для последующих стадий исследования, т.е. направлено на будущее.

3. Наука, как правило, имеет дело с объектом не освоенным в

рамках обыденной, повседневной практической деятельности.

4. Наука вырабатывает свой специфический язык для фиксации и описания объектов исследования. Если понятия обыденного языка многозначны, нечетки, то наука пытается добиться логической однозначности, четкой определенности понятий. Затем язык науки оказывает влияние на обыденное мышление. Научные понятия постепенно становятся неотъемлемым атрибутом обыденного мышления. Так, в обыденный язык вошли понятия “электричество”, “телевидение”, “нитраты”, “глобалистика” и т.п.

5. Системность и обоснованность научного знания. Это позволяет

переносить знания, полученные в одних отраслях, в другие.

6. В процессе познания наука использует специальную технику для

проведения экспериментального изучения новых объектов.

7. Наука формулирует специфические процедуры и способы

обоснования истинности знания: выведение одних знаний из других, экспертные оценки и т.п.

8. Наука, наряду со знаниями об объекте, формулирует знания

о методах научной деятельности.

9. Занятие наукой требует специальной подготовки познающего

субъекта, освоение им определенных ценностных ориентаций, норм и целевых установок на поиск истины.

10. Ориентация на практику, стремление быть руководством к

действию по управлению реальными процессами и отношениями, даже в случае разработки сугубо теоретических проблем.

Постоянный рост научных знаний не означает, что развитие науки

представляет собой ничем не сдерживаемое, бесконечное движение от одного объекта к другому, от одной сущности к другой. Оно всегда ограничено определенными целями, направлено на решение определенных проблем. Еще Аристотель отмечал, что никто не стал бы заниматься каким-нибудь делом, не имея при этом намерения подойти к какому-то пределу, к определенной цели.

Научное познание представляет собой разновидность субъектно-объектных отношений, главной сущностной чертой которых выступает научная рациональность. Рациональность познающего субъекта находит свое выражение в апелляции к доводам разума и опыта, в логико-методологической упорядоченности процесса мышления ученого, в воздействии на научное творчество существующих идеалов и норм науки.

Как составная часть духовного производства, наука связана с целеполаганием. Она способна превратиться в непосредственную производительную силу, в форме знаний и новых технологий, принципов организации труда, новых материалов, оборудования. Но научные знания не прямо и не просто включаются в процесс производства. Для этих целей они должны быть препарированы соответствующим образом, воплощены в технологические процессы и соответствующие разработки.

Научное познание нередко выступает в качестве меры развитости способностей человека к творческому созиданию, к конструктивно-теоретическому преобразованию действительности и самого себя. Иными словами, научная деятельность продуцирует не только новые технологии, создает материалы, оборудование и инструменты, но, будучи частью духовного производства, позволяет людям, творчески самореализоваться, объективировать идеи и гипотезы, обогащая, тем самым, культуру.

Далее следовало бы дать определение псевдо- или лженаучных видов знаний. Однако сделать это весьма непросто. Из истории науки известно, что нередко случалось так, что знания, которые в одних условиях считались антинаучными, в других - начинали определять передовой край науки. Идея, отвергаемая на одном этапе научного развития, оказывалась весьма плодотворной для последующих его этапов. Это случилось, например, с учением Демокрита об атомном строении вещества, с идеями Н.Коперника, с математическими рукописями Э.Галуа, с работами Н.И.Лобачевского, с открытием И.Г.Менделя, с законом Ш.Кулона, с теоремой концептуальной полноты М.Маккаи-Г.Рейса и многими другими. Отвергнутые на определенном этапе развития науки, эти открытия составляют фундаментальные основы современного научного знания.

Попытки монополизировать право на то, является это теоретическое знание научным или нет, монополизировать право на истину, ничего кроме вреда не приносили науке. Так, в середине ХХ столетия генетика и кибернетика учеными, в том числе и Украины, иногда трактовались как лженаучное знание, а сегодня без этих отраслей познания немыслима научная мысль.

 

Cоотношение эмпирического и теоретического знания

Современная наука состоит из различных областей знания. Однако в структуре любой области науки можно выделить два основных уровня знания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровеньэто уровень, на котором идет процесс накопления фактов, информации об исследуемых явлениях. Этот уровень устремлен на более точное описание объекта во всем его многообразии. В своей основе он направлен на изучение явлений и взаимозависимостей между ними. На этом уровне происходит описание полученных результатов, первичная систематизация знаний и обобщений наблюдаемых фактов.

Теоретический уровеньэто уровень, на котором достигается синтез знания в форме научной теории. Этот уровень, в отличие от эмпирического, основан не на описании фактов, а на проникновении в сущность предметов и явлений. Здесь происходит обоснование тех или иных закономерностей, выделение существенных связей между явлениями, доказательство новых перспектив, объяснение и предвидение новых фактов.

Эмпирическое и теоретическое познание имеют дело с различными срезами одной и той же объективной реальности. Поэтому эмпирический и теоретический уровни научного познания, хотя и имеют свою специфику и свои подходы к познанию объектов, тем не менее, они тесно взаимосвязаны между собой. Возрастающий поток эмпирического материала постоянно требует систематической обработки, обобщения, создания новых гипотез и теорий. С другой стороны, появление новых гипотез и теорий вызывает новые эксперименты и дает новые факты.

Необходимым условием эмпирического исследования является установление фактов. Факт это явление материального или духовного мира (сознания) ставшее достоянием познания. Факт, как правило, представляет собой зафиксированное событие. В нем немало случайного, иллюзорного. Науку интересует существенное, закономерное. Она берет множество фактов и делает их целенаправленный отбор, необходимый для решения той или иной возникшей проблемы. Чаще всего факт является синоним понятий «событие», «результат». Это не совсем верная точка зрения.

Факты в науке выполняют не только роль информационного источника и эмпирической основы теоретических рассуждений, но и служат критерием их достоверности, истинности. В свою очередь, теория формирует концептуальную основу факта: выделяет изучаемый аспект действительности, задает язык, на котором описываются факты, детерминирует средства и методы экспериментального исследования.

Научное знание, первоначально выступающее в виде группы фактов, создает особую познавательную ситуацию, требующую своего теоретико-методологического разрешения. Поэтому следует учесть, что научное знание развертывается по схеме: проблема - гипотеза – теория, каждый элемент которой отражает меру проникновения познающего субъекта в сущность объектов науки.

Познание начинается с осознания проблемной ситуации (или постановки проблемы. Проблемаэто то, что еще неизвестно, но требуется познать, это вопрос исследователя к объекту. Проблема представляет собой: 1) трудность, преграду в решении познавательной задачи; 2) противоречивое условие вопроса; 3) задачу, осознанную формулировку исходной познавательной ситуации; 4) концептуальный (идеализированный) объект научной теории; 5) возникающий в ходе познания вопрос, практический или теоретический интерес, мотивирующий научный поиск.

Проблема - это задача, которая не может быть решена известными способами. Для своего решения проблема требует предварительной проработки материала, выработки отсутствующих средств, приемов и методов его анализа, требует разработки исследовательской программы.

Исследовательская программа это совокупность вопросов, исходящих из общего начала, а так же цели поисковой деятельности и средств ее достижения. Например, возникла проблема: как поведут себя студенты на предстоящих президентских выборах. Для решения данной проблемы формулируется ряд вопросов для социологического опроса, создается анкета и определяется соответствующий контингент (группы) студентов для того, чтобы опрос носил репрезентативный (обоснованный) характер.

Составление исследовательской программы предполагает предварительный концептуальный ответ на поставленный вопрос. Это, в свою очередь, предполагает выдвижение гипотезы (определенного аспекта видения объекта). Гипотезаэто научно обоснованное предположение о закономерной связи и причинной обусловленности изучаемых явлений.

Важной задачей гипотезы является предварительное, на уровне здравого смысла, обобщение имеющего материала, для формирования исследовательской программы. Ее основное предназначение - сделать понятным накопленный материал, идущий в разрез с существующими теоретическими положениями.

Очень часто для решения той или иной проблемы выдвигается две или несколько гипотез. При этом они могут взаимно исключать друг друга. Так, прогнозируя дальнейшее развитие нашей планеты, одни исследователи заявляют, что производственная деятельность человека может привести к разогреву планеты. Другие, опираясь на те же самые факты, заявляют, что эта деятельность приведет к охлаждению планеты. Или другой пример. Содержание холестерина в крови, считается опасным, так как ведет к инфаркту. Вместе с тем некоторые исследователи утверждают, что именно его недостаток опасен для организма.

От того, какой гипотезы придерживаться при решении проблемы, могут коренным образом меняться взгляды на сущность и методы решение проблемы. Так, медики (и не только они) считают, что шизофрения – это патологическое заболевание мозга. Отсюда метод лечения – всевозможные препараты. Другие, развивая гуманистические методы, считают, что шизофрения – это болезнь, вызванная нарушением общения. Следовательно, и пути лечения этой болезни не медикаментозные.

Гипотеза как научное допущение или предположение относительно сущности объекта, сформулированное на основе ряда известных фактов, проходит две стадии: выдвижения и проверки. По мере того, как гипотеза проверяется и обосновывается, она может быть отброшена как несостоятельная, но может быть и «отшлифована» до качества истинной теории. Гипотеза выступает как один из видов вероятностного знания, выступающего ступенью перехода от незнания к знанию. Оно становится достоверным знанием только в процессе аргументированного доказательства и проверки практикой.

Когда научное знание прошло проверку практикой, наступает новый вид знания – теоретическое, синтезирующее все предшествующие научные достижения, знание. Теорияэто достоверное знание, объясняющее сущность изучаемого объекта. Она представляет собой систему идей и научных положений, в которой на основе обобщений человеческой практики, находит свое выражение объективные закономерности существования, функционирования и развития объекта.

Основная задача теории - дать объяснение всему многообразию имеющихся фактов. Теория позволяет, на основе фундаментальных, базисных принципов, рассмотреть объект в его внутренних взаимозависимостях и взаимосвязях, дать объяснение накопившимся фактам, объединить их в систему.

Теория как целостная развивающаяся система знаний имеет такую структуру: а) содержательные элементы, включающие в себя основные идеи, факты аксиомы, принципы, законы, фундаментальные понятия; б) идеализированный объект, в виде абстрактной модели связей и свойств объекта; в) логические элементы, представляющие собой правила осуществления логических приемов, доказательства истинности знаний, совокупность утверждений, возможных следствий и соответствующих выводов; г) закономерности и утверждения, выводимые из основных положений теории.

Являясь высшей, синтезирующей формой выражения научных знаний теория выполняет следующие функции: описательную, объяснительную, прогностическую (предсказательную), синтетическую, методологическую и практическую.

Описание есть первоначальное, не совсем строгое, приблизительное фиксирование, вычленение и упорядочение признаков черт и свойств исследуемого объекта. К описанию того или иного явления прибегают в тех случаях, когда невозможно дать строго научное определение понятия. Описание играет важную роль в процессе становления теории, особенно на начальных его этапах.

Объяснение осуществляется в форме вывода или системы выводов с использованием тех положений, которые уже содержатся в теории. Этим отличается теоретическое объяснение от обыденного объяснения, которое базируется на обыденном, повседневном опыте.

Прогноз, предвидение. Научная теория позволяет увидеть тенденции дальнейшего развития объекта, предвидеть, что будет с объектом в будущем. Наибольшими прогностическими возможностями обладают те теории, которые отличаются широтой охвата той или иной области действительности, глубиной постановки проблем и парадигмальностью (т.е. комплексом новых принципов и научных методов) их решения.

Синтезирующая функция. Научная теория упорядочивает обширный эмпирический материал, обобщает его, выступает как синтез этого материала на основе определенного единого принципа. Синтезирующая функция теории проявляется также и в том, что она устраняет раздробленность, разобщенность, фрагментарность отдельных компонентов теории, дает возможность обнаружить принципиально новые связи и системные качества между структурными компонентами теоретической системы.

Мировоззренческая функция. Научная теория выступает новым мировосприятием объекта, новой картиной его мировидения.

Методологическая функция. Научная теория пополняет методологический арсенал науки, выступая в виде определенного метода познания. Совокупность же принципов формирования и практического применения методов познания и преобразования действительности и есть методология освоения человеком мира.

Практическая функция. Создание теории не является самоцелью для научного познания. Научная теория не имела бы большого значения, если бы она не являлась мощным средством для дальнейшего совершенствования научного познания. В этом плане, теория, с одной стороны, возникает и формируется в процессе практической деятельности людей, а с другой - сама практическая деятельность осуществляется на основе теории, освещается и направляется теорией.

Идеологическая (социальная) функция – состоит в использовании теоретических положений в борьбе социальных сил.

В заключение отметим, что в современной науке трактовка понятия «теория» многогранно: теорией называют результаты научного исследования; научное знание, противопоставляемое практике; подтвержденные практикой положения или достоверные знания; обширные области знания; отдельные науки, раскрывающие сущность тех или иных феноменов; различные политические концепции и программные положения.

 

Формы и методы научного познания

Научное познание невозможно произвести не только без всестороннее исследование различных областей материальной действительности, но и без разработки путей и способов получения нового знания, без определенной методологии. Методология (греч. metodos – путь к чему-либо, исследование; и logos - учение, наука, понятие) - учение о методах познания.

Метод - представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания. Метод - это способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта.

Методы научного познания подразделяются на: специальные (частнонаучные), общенаучные и универсальные (философские). В зависимости от роли и места в научном познании фиксируют методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, исследования и изложения. В науке имеет место подразделение на методы естественных и гуманитарных наук. Специфика первых (методы физики, химии, биологии) приоткрывается через объяснения причинно-следственных связей явлений и процессов природы, вторых (методы феноменологии, герменевтики, структурализма) – через понимание сущности человека и его мира.

Метод, применяемый в научном исследовании, не является произвольным набором схем, принципов, правил. Он обусловлен характером исследуемого объекта и должен объяснить связи и отношения между его элементами и окружающей бытием. Он должен быть аналогом объективной реальности.

К методам эмпирического уровня научного познания относятся следующие методы. Наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, с целью ознакомления с объектом. Оно осуществляется для более полного ознакомления с предметами и явлениями материального мира, в ходе проверки выдвинутой гипотезы или решении определенной теоретической задачи.

Успешному проведению наблюдения способствует предварительное ознакомление с объектом, уяснение тех задач, которые должны быть решены в ходе наблюдения, фиксация результатов в виде протоколов, фотографий чертежей и т.п.

В процессе наблюдения важную играет установка исследователя. В истории развития науки известны многочисленные случаи, когда наблюдались визуально те или иные явления и процессы, но в силу устоявшейся психологии восприятия знаний, исследователи не обращали на них внимания. Так, в ХVII в. Гук наблюдал клетку, но фактически прошел мимо открытия. В XVIII в. Пристли и Шееле эмпирическим путем нашли газообразное вещество, которым оказался кислород, но не сделали из этого соответствующих выводов. В ХIХ в. при раскопках в пещерах на местах стоянок первобытного человека неоднократно наблюдали наскальные рисунки, но очень долгое время не увязывали их с жизнью древнего человека. Господствующие в тот период представления и установки в науке приводили к тому, что наблюдаемые явления не находили должного отражения в результатах наблюдения, оставались, говоря словами Гегеля, “на простом, неподвижном представлении и названии”.

Проводя наблюдение, исследователь созерцает тот или иной процесс, не вмешиваясь в его течение. Здесь происходит как бы одностороннее воздействие объекта (О) на исследователя или субъект (S), что графически можно выразить следующим образом: О S .

Наблюдение может включать в себя процедуру измерения количественных параметров исследуемого объекта; измерениеэто прием, используемый на эмпирическом уровне познания, который позволяет установить соотношение величин, требующих уточнения, и т.н. эталонных величин; с измерением связана процедура сравнения зафиксированных величин и параметров различных объектов.

На основе фактических данных полученных в ходе наблюдения делаются теоретические выводы, даются практические рекомендации.

В силу того, что наблюдение как метод научного познания не всегда обеспечивает возможность необходимого ознакомления с объектом, в исследовании широко применяется эксперимент.

Эксперимент - метод эмпирического исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения соответствующих свойств.

Эксперименты, проводимые в науке бывают двух типов: проверочные и мысленные. В ходе эксперимента исследователь не только наблюдает за объектом, но и активно воздействует на него: ставит в определеные условия, выделяет те связи и отношения, которые важны для целей исследования. Метод изменения условий является определяющим для эксперимента, основной принцип которого можно сформулировать так: изменить – чтобы узнать.

При эксперименте меняется взаимодействие между субъектом (исследователем) и объектом, так как экспериментатор систематически воздействует на изучаемый предмет, ставит его в точно учитываемые условия, выделяет те связи и отношения в объекте, которые ему необходимы. Такое взаимодействие между объектом и субъектом в ходе эксперимента можно выразить так: О S, т.е. здесь происходит не только воздействие объекта на субъект, но и обратное, активное воздействие субъекта на объект.

К достоинствам эксперимента следует отнести и то, что в отличие от наблюдения, повторение которого иногда бывает затруднено или невозможно в принципе, эксперимент можно повторять столько раз, сколько необходимо для выделения искомых связей, подтверждения или опровержения теоретических положений. С помощью эксперимента достигается исправление и развитие научных гипотез и теорий, происходит формулировка концепций, выявляются границы применения тех или иных законов и методов.

В современных условиях все более актуальным становится не только экспериментальное изучение природы, но и экспериментальное изучение социальных явлений. В отличие от эксперимента в естествознании и технике, социальный эксперимент имеет определенную специфику. Она обусловлена тем, что в обществе часто невозможно изолировать изучаемый объект от влияния побочных явлений, затемняющих сущность происходящих процессов. Здесь нельзя воспользоваться техническими устройствами типа микроскопа, их заменяет сила абстракции. Кроме этого социальное развитие альтернативно, многовариантно. Социальный эксперимент часто невозможно повторить необходимое количество раз. Эксперимент имеет колоссальные последствия для общества, а на его результаты накладывают отпечаток интересы определенных социальных сил. Социальный эксперимент неразрывно связан с ценностными отношениями, оценками и установками.

Наблюдение и эксперимент часто осуществляется с помощью технических средств. Применение приборов всесторонне усиливает мощь человеческих органов чувств и позволяет познать такие явления, которые без технических средств не могли бы быть воспринимаемыми.

При исследовании макрообъектов влияние прибора на объект не оказывает существенного влияния, поэтому еще сравнительно недавно воздействие прибора на объект практически не принималось во внимание в процессе исследования. Успехи атомной физики, генетики и особенно развитие нанотехнологий (т.е. технологий манипулирования с микрообъектами, когда вооружившись микроскопом ученые изготавливают структуры состоящие всего из нескольких атомов), показали, что при исследовании явлений микромира воздействие прибора на объект оказывается настолько существенным, что им нельзя пренебрегать.

Наблюдение и эксперимент очень часто в силу тех или иных причин проводится не на исследуемом объекте, а на специально изготовленном аналоге или модели.

Моделирование – это средство познания действительности, при котором вместо необходимого объекта исследованию подвергает условный образец или модель, а данные опыта переносятся на объект. Процесс моделирования можно представить в виде следующей схемы: О м S.

Модели обладают рядом важных достоинств, которые обеспечили им широкое применение в современной науке, технике, и новейших информационно технологических исследованиях. Модели позволяют наглядно представить чувственно не воспринимаемые процессы. Благодаря им, можно сосредочиться на наиболее важных свойствах и признаках изучаемого объекта. С их помощью легче произвести необходимый эксперимент. Их сравнительно быстро, а нередко и дешево, изготовить.

В исследовательских целях применяется бесконечное множество самых разнообразных моделей. Однако обычно их разделяют на два основных вида. Те из них, которые представляют собой вещественное воспроизведение исследуемого объекта, принято называть материальными моделями. Те, которые конструируются мысленно (в идеальной форме) в сознании экспериментатора, называют мысленными моделями. Материальные модели могут быть сходны в той или иной степени с оригиналом, например, модель электростанции, ракеты, атома или же создаваться на основе чисто функциональной аналогии, например, модель "электронного мозга", не имеющая какого-либо внешнего подобия с человеческим мозгом.

От модели всегда требуется аналогия, сходство с оригиналом в каком-либо одном или нескольких cтpогo зафиксированных отношениях. Мысленные модели, например, модель газа как системы сталкивающихся между собой бильярдных шаров, используются в "мысленном" или воображаемом эксперименте, который не является экспериментом в собственном смысле слова, так как происходит в голове исследователя в форме мысленного (теоретического) рассуждения.

В последние годы большое значение приобретает компьютерное моделирование. С его помощью возможно моделирование многих явлений, в том числе самых невероятных событий и феноменов. Например, современные компьютерные технологии позволяют воссоздать, “оживить” внешний облик, характерные движения и голос некогда жившего актера. Причем кибернетические модели (фантомы) могут быть настолько «реальными», что зрители, не зная истории кино, вряд ли смогут отличить их от живых актеров.

Модель воссоздает не весь объект, а лишь отдельные его стороны, признаки, отношения или функции. В силу этого при моделировании особенно важное значение имеет знание того, в каких пределах можно переносить информацию полученную на модели на интересующий исследователя объект. Практика показывает, что забвение этих пределов ведет к грубым техническим, научным и философским ошибкам.

Один из приемов научного познания, основанный на переносе информации с одного объекта на другие и лежащий в основе моделирования. называется аналогией. Аналогия – это прием исследования, при котором на основе сходства объектов в одних признаках, делаются выводы об их сходстве в других.

Наряду с моделированием и аналогией, большое место в научном познании занимает метод идеализации. Идеализация - это мысленное конструирование объекта, которого нет в действительности и который в принципе не осуществим, но подобие которому имеется в материальном мире. Например, «абсолютно твердое тело», «точечный электрический заряд», «идеальная жидкость». Указанные объекты не существуют вне нашего сознания, но их прототипы имеются в реальной действительности.

Оперирование с идеализированным объектом правомерно только для решения некоторых теоретических проблем. В иных условиях он теряет смысл. Например, если в «идеальной жидкости» рассматривать движение твердых тел, то этот идеализированный объект теряет свой эвристический характер, так как вязкость в данном случае имеет решающее значение.

Важным моментом в научном познании, имеющим значительное распространение, является формализация. Формализация– это метод исследования, при котором, происходит некоторое отвлечение от конкретного содержание объекта и рассмотрение его со стороны формы, но такое рассмотрение, которое, в конечном счете, приводит к выявлению и уточнению содержания.

Широкое распространение формализация получила в тех областях, где часто используются схемы, символика, формулы. Любой чертеж, схема, технологическая карта, а так же карта географическая и топографическая, представляют собой формализацию, позволяющую более зримо представить тот или иной объект.

Большое место в научном познании принадлежит анализу и синтезу. Анализ - это разложение, расчленение предмета или явления на составные части с целью изучения этих частей.

Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез. Синтезэто обьединение в единое целое расчлененных анализом, элементов, с целью изучения внутренних связей и закономерностей исследуемого объекта.

Анализ и синтез применяются во всех областях научного знания, в повседневной экономической и инженерно-технической деятельности. Эти методы научного познания могут производиться, во-первых, практически, когда исследуемый предмет расчленяют эмпирическим путем на составные части. Это часто делается в химии, в физике. Используется этот метод и в инженерно-технической деятельности, например, при производстве наладочных и ремонтных работ при отсутствии надлежащей документации. Во-вторых, может производиться теоретически, когда производится мысленный или логический анализ и синтез исследуемого объекта. Этот вид познания широко применяется при исследовании общественных явлений, в биологии, медицине, во многих видах инженерно-технических деятельности.

Наряду с анализом и синтезом в важное место в научном познании занимает индукции и дедукция. Индукция - это метод познания, основанный на следовании от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, от фактов к обобщениям. Важным свойством индукции как метода познания является то, что она позволяет после наблюдения ряда однородных фактов делать обобщения, идти от фактов к законам.

Методом, обратным индукции, является дедукция. Дедукция - это метод познания основанный на следовании oт знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности, от общих положений к частным случаям.

Индукция идедукция, как и анализ с синтезом, будучи, в известном смысле, противоположны друг другу, в тоже время неразрывно связаны между собой. Эта взаимосвязь обусловлена тем, что индукция в отрыве от дедукции не может дать достоверного знания. Дедукция, со своей стороны, не может обойтись без индукции, так как прежде чем выводить из общего, это общее вначале необходимо получить.

В ходе исследования любые предметы или явления могут быть правильно познаны и объяснены только тогда, когда они будут рассматриваться в становлении, развитии, изменении. Исторический подход, который имеет дело с фактами, событиями, явлениями, дает возможность проследить ход этого развития. Исторический метод это метод, который требует воспроизведения конкретного развития объекта со всеми его мельчайшими деталями и второстепенными признаками.

Развитие истории не является развитием по прямой линии от низшего к высшему. Его скорее можно сравнить с ломаной линией, где возможно временное отставание, забегание вперед, возвращение к уже пройденным формам развития. В истории имеется масса случайностей. Особенно их много в развитии общества, где сталкиваются стремления и интересы миллионов людей. Поэтому при воссоздании истории развития общества, истории развития той или иной отрасли знания, той или иной области экономики или техники важны не второстепенные признаки, а общие закономерности развития от низших ступеней к высшим. Такое познание возможно только при использовании логического метода.

Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а воспроизводит главное, существенное в ней. Отвлекаясь от случайностей, он как бы идет по прямой от низшего к высшему, от менее развитых ступеней к более развитым. Этот метод по своей сущности являются тем же историческим методом, но освобожденным от деталей и случайностей. В абстрактной, теоретически последовательной форме он позволяет рассматривать историю объекта.

Наряду с историческим и логическим, одним из важнейших методов теоретического воспроизведения действительности является метод восхождение от абстрактного кконкретному. Абстрактноеэто одностороннее знание об объекте, его упрощение и схематизация. Это путь мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого объекта концентрация внимание на тех связях и отношениях, которые важны для исследования объекта на данном этапе.

Примером абстрактного могут служить любые понятия в философии и науке: материя, сознание, закон, природа, общество, управление и т.п. С одной стороны, здесь одностороннее, неполное знание об объекте в виде определений, с другой - такой метод позволяет более глубоко познать внутреннюю природу объекта, его сущность.

От абстрактного научное познание восходит к конкретному. Конкретноеэто воспроизведение в мышлении объекта во всей его полноте. Это высшая форма знания, в которой находят свое отражение не отдельные признаки предметов, а воссоздается полное, всестороннее знание о них.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному находит свое применение во всех отраслях научного познания. Он является одним из важнейших методов при создании научных гипотез и теорий. Изучение любой научной дисциплины так или иначе выступает как практическое воплощение этого метода. Начиная от отдельных определений и постепенно переходя от одного уровня к другому, получаем, в конечном счете, многостороннее знание предмета изучаемой научной дисциплины.

Среди методов научного исследования особое место занимает системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы. Системный анализ подразумевает: а) выявление зависимости каждого элемента от его функций и места в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ поведения системы с точки зрения обусловленности ее элементами в нее включенными, а также свойствами ее структуры; в) изучение механизма взаимодействия системы и среды, в которую она «вписана»; г) исследование системы как динамической, развивающейся целостности.

Системный подход имеет большую эвристическую ценность, поскольку он применим к анализу практически всех естественно-научных, социо-гуманитарных и технических объектов.

Рассмотренные выше методы научного познания находятся в тесной взаимосвязи между собой, взаимно проникают друг в друга. Несмотря на то, что одни из них, например, такие как наблюдение и эксперимент, находят преимущественное применение на эмпирическом уровне познания, а другие на теоретическом, например, исторический и логический методы или метод восхождения от абстрактного к конкретному, недопустима абсолютизация тех или иных методов или игнорирование их значения в познании. Применение того или иного метода определяется характером исследуемого объекта, а так же целью и задачами исследования.

Подводя итог сказанному, отметим, что роль научного познания постоянно возрастает. Уже сегодня наука и техника стали важнейшим фактором воздействия на природу и общество. Глубокое овладение экономистами, инженерами и техниками научной методологией является необходимым условием в деле дальнейшего овеществления, материализации знаний в новейших технологиях и методических разработках, в деле органического соединения достижений современного научного знания с решением задач улучшения благосостояния украинского народа, задач становления нашего независимого государства.

* * *

Для более детального ознакомления с темой в справочной литературе обратитесь к статьям:

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: «Метод», «Наука», «Интуиция», «Эмпирическое и теоретическое», «Познание» и др.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002.Ст.:«Методологія науки», «Наука», «Інтуїція», «Емпіричне і теоретичне» та ін.

 

Лекция 10.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных