ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Шокирующее — эпатирующееВозвышенное — низменное Количественное соотношение с идеалом 3. трагическое — комическое (фиксируют нарушение гармонии, степень несоответствия) 4. героическое (общественные, а не личные интересы)- антигероическое Поэтическое - прозаическое шокирующее — эпатирующее
Исторические модели эстетического: 1. Объективный идеализм (эстет-ое - это рез-т одухоторения мира божественной энергией) 2. Субъективный идеализм (эстет-ое - это рез-т о проекции духовного богатства индивида на этически нейтральную действ-ть) 3. Дуализм (эстет-ое возникает благодаря объединению объективного и субъективного начала) 4. Метадоизический мат-м (эстет-ое - это естественное св-во предмета) 5. Диалектический мат-м (эстет-ое - это общественное св-во явлений)
Итак, эстетическая реальность: 1. многопланова 2. проявляется через особую форму, которая вызывает особые чувства и переживания, преодолевающие обыденное, житейское чувство 3. предметная реальность, но в соотнесении с идеальными нормами и образцами 4. открывает в кажд. личности многовариантность восприятия бытия
Эстетическое творчество и формообразование как смыслообогащение реальности и смыслопорождение.
Формообразование (результат формообразования - содержание) - процесс создания новой формы, а так же создание нового содержания. -процесс превращения потенциала в организованно-проявленную материю. Эстетическая форма - способ организации и проявления новых социальных, духовных, идеальных предметов и миров. Творчество - свободная деят-ть, в которой глав. действующ. силами выступают продуктивное воображение и интуиция. В эстетическом тв-ве явственно обнаруживаются следующие основные законы: 1. Преодоление стереотипности, автоматизма повседневного восприятия, вживание в бытие, как бы чувственное и духовное слияние с тем общечеловеческим, существенным и потенциальным, что открывается непосредственно сознанию и подсознанию, о сопоставление возникающих при этом образов с повседневным опытом человека. 2. Идеальная организация материала вживания в новый эстетический, духовно- чувственный смысловой мир и его эстетически-образное и эстетически-концептуальное выражение. 3. Достижение единства универсализации и индивидуализации вновь создаваемого эстетического мира. Форма - результат движения, результат эволюции каких-либо организмов или системы. Одним из главных эстетических принципов организации формо-содержательного единства в произведении искусства является принцип художественных (или эстетических) оппозиций Его суть сводится к тому, что художественное произведение строится или функционирует в процессе восприятия на основе целой системы художественных оппозиций.
Античность: идеальная форма - польза, прочность, красота (Витрувий) Конструктивисты: форма, как способ отражения материала, содержания, конструкции новых зданий. Рационалисты: форма, как способ экономии психической энергии. Наше время: форма, как способ организации и способ существования объекта в контекстах среды и культуры.
Закономерности формообразования:
Закон единства преодоления стереотипов повседневного восприятия и одновременного соотношения возникших образов с повседневной реальностью. Этот закон действует в связи с тем, что в обыденной жизни у людей за каждым предметом закрепляется устойчивое значение, которое со временем превращается в навязчивый стереотип, складывается схематизм в отношения между людьми и в их отношении к миру. Однако в действительности у людей возникает могущественное стремление преодолеть автоматизм, ограниченность повседневного существования, вырваться из плена обыденности и проникнуть в другие планы реальности. Эстетическое формообразование и связанное с осуществлением этого стремления - оно закономерно начинается с преодоления стереотипов повседневного восприятия, окостеневших норм общения и поведения. Сомнение даёт импульс к преодолению стереотипно-ти и в архитектуре. Так, Райт усомнился в совершенстве образцовости академической западной архитектуры и ее прототипов - античной арх-ры и арх-ры возрождения. Таким образом внешнее формообразование и детализированное стало, путем заимствования, так называемой западной академической концепцией архитектуры. Противоположность этим концепциям он выдвинул и обосновал концепцию органической арх-ры. Преодоление стереотипов идет двумя заимствованными путями: один путь - направленность внимания вглубь психики, «вниз», в сферу непосредственного взаимодействия чел-ка с действительностью, другой путь — «вверх», восхождение в высшие слои сознания, действие творческого воображения. Сомнения в истинности обыденных впечатления побуждают художника и арх-ра пристальнее вглядываться в реальность освободившись от предвзятости. Для этого требуется привести себя в особое состояние слияния с предстоящими явлениями. Преодоление стереотипов повседневного восприятия означает прежде всего повышенное внимание к чувственной ткани образов и биодинамической ткани деятельности, а в отношениях м/у людьми - к непосредственному взаимоотношению я и ты. («взаимопроникновение раздельного» - С.Л.Франк)
Стиль в искусстве и в архитектуре и дизайне.
Стиль - это обобщенный образ средств художественной выразительности, обусловленных единством творческих приемов. Стиль -это принцип конструирования худ. произведения, взаимопроникновение универсального и индивидуального. - это язык архитектуры, проекта, композиции и, как любой другой живой язык, перенимает языки, отдельные слова из других направлений. Отсюда переплетение стилей, их родство. Однако чрезмерное заимствование порождает в лучшем случае эклектику - смешение стилей, в худшем китч - безвкусицу. Направления в стилях интерьера - восточное и западное.
Значение и смысл в произведениях архитектуры и дизайна Смысл - есть нечто, выступающее идеальным явлением по отношению к знаку и вместе с тем не сводимое к субъективным образным представлениям или эмоциям отдельного индивида 1. Онтологический смысл (или бытийный) - формируется всеми выразительными средствами дизайна. Отдельные свойства и качества мира могут оказывать влияние на человека просто потому, что воспринимаются органами чувств: -форма -соотношение форм -цвет -свет -пустота как часть вещи -блеск -прозрачность и полупрозрачность -качественно-количественная определенность объекта, его организация и целостность фиксируются в представлениях о симметрии, ритме, пропорции, мере, гармонии - ритм 2. Функциональный смысл — вещь - ответ на определенную потребность человека, полнота удовлетворения этой потребности, соответствие эргономическим и экономическим показателям, удобство. 3. Знаковый смысл — способность вещи показать принадлежность владельца к социальному слою, идейному течению, сообществу людей и т.п. 4. Аксиологический смысл (духовно-ценностный) - смысл вещи вырастает из ее способности нести информацию об эстетической шкале, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях и т.п. Близок к знаковому, но более субъективирован, индивидуализирован, связан с образом жизни, манерой поведения конкретного человека. 5. Культурно-исторический — представление об исторических корнях и исторической ценности в связи с какими-либо событиями. 6. Культурно-символический смысл - наличие того или иного известного культурного символа. 7. Личностно-ассоциативный - смыслы рождаются в ходе освоения, использования, обживания вещи и связаны с очень конкретными переживаниями и ассоциациями. 8. Актуальный смысл - формируется в ходе оценки вещи с т.з. моды. 9. Художественно-образный смысл - противоположен функциональному Внутренняя и внешняя эстетическая форма. Их различия.
Форма - это результат движения, эволюции. Внешняя форма (предметно-чувственное воплощение, зрительный облик) - объем, колорит, пропорции, то, как организован объект. Ср-во гармонизации: композиция. Внутренняя форма (идея, модель, художественный образ) - определяет строение и смысл внешней формы, принципы организованности. Ср-во гармонизации: мат.-простр. св-ва формы, функц. св-ва формы, ценности, время.
Материя + форма = содержание (форму и содержание нельзя менять местами) Материя + организованность = форма Смысл внешней формы определяется формой внутренней. Внешняя форма архитектуры: 1. пластичный объем 2. цветной колорит 3. пропорции 4. организация объекта (процент видимости) 3 уровня формообразования: 1. механизм сложения элементов, которые одинаковы по функциям и по форме (соты, массовая жилая застройка) 2. динамизм развития, система неоднородна. Разнообразие форм, которые связаны друг с другом 3. интеграция функций системы (появление архитектурного ансамбля). Он не может существовать без первого и второго, он включает их в себя. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|