Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Традиция Чод в Бурятии.

Баир Очиров

 

 

Духовная традиция Чод является одним из направлений тибетской Ваджраяны, ведущего свое начало от знаменитой тибетской йогини 11 века Мачиг Лабдон (1055–1153). В своей жизни Мачиг Лабдон встречалась и училась у многих индийских и тибетских буддийских учителей, и это учение Чод появилось в результате сплава буддийских традиций Индии и Тибета. Слово Чод означает «отсекать» (тиб.gcod). Мачиг Лабдон учила, что главным препятствием к Пробуждению является привязанность к собственному «Я». Сущность ее учения состоит в отсечении привязанности к своему «Я» через особую практику подношения собственного тела – луйжин (тиб. lus spyin). Мачиг Лабдон учила, что следуя этому пути мы можем преодолеть привязанность к собственному «Я» и овладеть особым самадхи, которое в традиции Чод называют «саматхи подобное ваджре» (тиб. rdor rje lta bu’i ting nge ‘dzin) или «обретением состояния Праджняпарамиты» (тиб. yum chen mo’i dgongs pa thob pa). Последователь этой практики должен отправиться в дикие и устрашающие места и в одиночестве во тьме вызвать все свои скрытые страхи и погрузиться в переживание глубочайших слоев сознания, обычно скрытых в повседневной жизни, и выполняя практику луйжин освободиться от одержимости собственным «Я». Во время выполнения луйжин практикующий поет слова особой садханы, аккомпанируя себе с помощью большого ритуального барабана – дамару и колокольчика. Особые мелодии практики Чод и бой дамару передаются неизменными из поколение в поколение, от Учителя к ученику и обладают большой энергией благословения. Последователи этой традиции верят, что Мачиг Лабдон была воплощением Праджняпарамиты в человеческом мире. Со времен Мачиг Лабдон и до нашего времени существует непрерывная, живая традиция передачи этого знания от Учителя к ученику во всех школах тибетского буддизма.

Когда же это учение пришло в Бурятию? Когда в Бурятии впервые стали появляться странствующие йогины – жодчи? Ведь несомненно, что это учение оставило сильный отпечаток в умах людей, потому что среди верующих бурятов буддистов очень распространены рассказы о жодчи ламах. Так называли лам практиков Чод в наших краях. В этих преданиях отражено, как народ воспринимал последователей этого глубокого буддийского учения. Таким образом можно сделать вывод, что благословение этих лам жодчи продолжает жить в бурятском народе. Развитие этого учения в Бурятии могло бы принести много пользы всем живущим здесь людям. Обретя глубокую мудрость на пути Чод практикующий также обретал особые способности, за которые люди в Бурятии в прошлом очень ценили хорошего жодчи-ламу. Например, жодчи-лама может выполнять особые ритуалы для подчинения или умиротворения вредоносных духов, провоцирующих несчастные случаи, убийства и прочее. В традиции Чод существуют глубокие наставления о том, как избавляться от многих неизлечимых и опасных заболеваний. Особенно эффективны ритуалы Чод при различных психических расстройствах, неподдающихся лечению лекарствами. Это не означает, что эти наставления легко применить на практике, но такая возможность появляется вместе с хорошим жодчи. Также существуют глубокие наставления, как направлять сознание умерших и умирающих людей в лучшее перерождение, как с помощью ритуала жинсрег останавливать эпидемии заразных болезней, как вызывать и останавливать дожди и многие другие наставления.

Для меня такой первой встречей стала встреча с Ойдуб жодчи (1898? – 1992?), бывшим ламой Эгитуйского дацана разрушенного в 30-х годах прошлого века. Он был последним бурятским жодчи старого поколения, последователем «Чод Кхандо Ненгьюд», который видел репрессии и погром бурятского буддизма. В последние годы своей жизни он жил в селе Гунда Еравнинского района Бурятии. Лама Ойдуб рассказал мне, что остался жив благодаря тому, что уехал в Красноярский край и работал там на лесоповале и поэтому не попал в Гулаг. Я встретил его впервые в 1987 или 88 году в Иволгинском дацане во время летнего праздника Майдарын Хурал, где увидел, как он выполнял луйжин для верующих. Ему было около 90 лет и он останавливался в 17 доме Иволгинского дацана, который в то время занимал лама Дашицыренов Цыван. Видимо он останавливался там, потому что в этом доме ранее проживал лама Донир, который тоже был жодчи. Ойдуб жодчи получил посвящение от своего Учителя, держателя линии Кхандо Ненгьюд, жодчи Эгитуйского дацана, он его называл Амдогай лама. К сожалению, я не выяснил у Ойдуб жодчи подробности жизни Амдогай ламы из Эгитуйского дацана. Этот лама практиковал традицию «Чод Кхандо Ненгьюд» из монастыря Лавран в Амдо, в северном Тибете, и перед репрессиями 30-х годов передал это учение многим ламам Эгитуйского дацана. Видимо Амдогай лама исчез, как и многие бурятские ламы того времени в лагерях Гулага. Эта встреча с Ойдуб жодчи стала для меня началом моего интереса к этому духовному пути и в частности к истории распространения Чод в Бурятии. С тех пор в течении многих лет я собираю и изучаю старинные тексты и рукописи традиции Чод и надеюсь перевести на русский язык коренные тексты этого учения.

Ниже мне хотелось бы привести очень интересный образец устных преданий существующих в Бурятии и проливающий свет на историю традиции Чод в Бурятии. Я услышал это предание от одного пожилого человека, которого давно знаю, после окончания научной конференции посвященной 60 летию Иволгинского дацана. Я записал его рассказ на диктофон и постарался максимально аккуратно перевести с бурятского на русский, лишь выполнив минимальную литературную обработку, и попытавшись сохранить для читателя этот аромат устной речи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных