Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






islamnaneve.com/Понятие покаяния (тауба) в Исламе и ее условия

СОВЕРШЕНИЕ ПОКАЯНИЯ, ЕГО УСЛОВИЯ И ЕГО НЕПРЕРЫВНОСТЬ

 

"Покаяние представляет собой сожаление, результатом которого становится определённое решение, а сожаление есть боль сердца, которую оно ощущает при утрате того, что любит. Указанием на это служат продолжительная скорбь, печаль, плач и размышления, ибо, если кто-нибудь узнает о том, что его ребёнка постигнет наказание, он будет долго горевать и плакать.

 

Но разве есть для человека кто-нибудь дороже его собственной души? И разве есть наказание более суровое, чем огонь? И разве есть более ясное указание на то, что человека ждёт наказание, чем совершаемые им грехи?

 

И кто является более правдивым, чем Аллах и Его посланник (СААС)? Если кто-либо из сведущих в медицине скажет человеку, что его ребёнок неизлечимо болен и его ждёт смерть, этого человека охватит печаль, которая долго не покинет его, но даже собственный ребёнок не дороже для него собственной души, и врач не является более знающим и более правдивым, чем Аллах и Его посланник, (СААС) и смерть не станет более тяжким испытанием, чем огонь, и болезнь не может служить более ясным указанием на близость смерти, чем грехи, указывающие на гнев Аллаха Всевышнего и то, что из-за них человек окажется в огне.

 

Чем сильнее будет боль сожаления, тем больше появляется оснований надеяться на то, что это послужит искуплением. Признаком истинности сожаления является то, что сердце человека смягчается и он проливает много слез.

 

Ещё одним признаком этого может служить то, что вместо ощущения сладости от совершения грехов в сердце человека появляется ощущение горечи, вместо склонности к ним появляется неприязнь, а вместо желания - отвращение, подобное отвращению человека к мёду, к которому подмешан яд, даже если этот человек испытывает крайний голод и хочет попробовать сладкого.

 

То же самое касается и ощущения горечи греха, которую испытывает кающийся, поскольку ему известно, что на вкус каждый грех подобен мёду, но его действие ничем не отличается от действия яда.

 

Покаяние человека может стать истинным только благодаря такой вере, а поскольку такая вера встречается редко, редко встречаются и покаяние, и те, кто его приносит.
По этой причине ты только и видишь людей, которые отворачиваются от Аллаха, не придают значения своим грехам и упорствуют в их совершении.

 

Всё вышеупомянутое является необходимым условием совершенного покаяния, и так должно продолжаться до самой смерти человека, которому следует ощущать горечь от совершения любых грехов.

 

Если же говорить о возникающем в результате этого стремлении, то речь идёт о желании исправить прошлое, что имеет отношение к настоящему. Такое стремление приводит к отказу от совершения запретного и совершению всего обязательного на данный момент. К прошлому это имеет отношение в том смысле, что способствует исправлению упущенного, а к будущему - в том отношении, что благодаря этому человек постоянно проявляет покорность и отказывается от ослушания до самой смерти.

 

Прежде всего исправлять необходимо то, что касается имущественных прав. Это значит, что если у человека есть какое-либо имущество, захваченное у другого силой, или с помощью вероломства, или обмана при заключении торговой сделки, что может выражаться в сбыте подделок, сокрытии недостатков продаваемого товара, уменьшении платы наёмному рабочему или присваивании её, то этих людей следует разыскать, чтобы попросить у них прошения и отдать причитающееся им самим или их наследникам.

 

При этом человек должен потребовать у самого себя отчёта за каждый грош, прежде чем он будет спрошен об этом в День воскресения, ибо для того, кто сам не станет спрашивать с себя в мире этом, расчёт в мире вечном будет долгим.

 

Если же человек не сможет сделать всего этого, то ему остаётся только совершить столько же благих дел, сколько им было допущено несправедливостей, и так должен действовать каждый приносящий покаяние за то, что он присвоил. Что касается имущества, оказавшегося в руках человека, то его следует вернуть владельцу, если он известен, а если владельцы неизвестны, это имущество необходимо раздать нуждающимся.

 

Если же дозволенное в имуществе смешано с запретным, необходимо приложить все силы, чтобы определить долю запретного и раздать его нуждающимся в качестве подаяния*.
* При этом следует помнить, что награду за это человек не получит, а польза подобных действий состоит в том, что человек будет избавлен от наказания за использование запретного.

 

Что же касается преступления против сердец, которое выражается в том, что человек говорит людям что-нибудь неприятное или злословит о других у них за спиной, то пусть он найдёт каждого, кого он оскорбил словами или сердцу кого причинил боль каким-либо поступком. Если ему удастся найти кого-нибудь и получить его прошение, это послужит для него искуплением, если же обиженный человек уже умер, или отсутствует, или прошения его добиться невозможно, то в подобном случае исправить сделанное можно только путём совершения большого количества добрых дел.

 

Если приносящий покаяние не обладает знанием, то к числу его обязанностей относится приобретение знания о том, что он должен делать в будущем и что ему запрещается делать, чтобы он мог придерживаться прямоты /истикамы/**. ** Под "прямотой" подразумевается неуклонное выполнение всех велений Аллаха и отказ от совершения всего запрещённого Им.

 

КАТЕГОРИИ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТ ПОКАЯНИЕ ПОСТОЯННО

 

Знай, что приносящие покаяние подразделяются на четыре группы.

Первая группа.

К этой группе относится каждый грешник, который, покаявшись, не возвращается к своему греху до самого конца жизни, исправляя упущенное им и не заговаривая с самим собой о возвращении к своим прошлым грехам. Исключением из этого может стать то, что совершается по ошибке, поскольку обычно люди не в состоянии избежать подобного, что и называется прямотой в покаянии. Человек, придерживающийся этого, опережает других в стремлении к благому и заменяет дурные дела хорошими. Подобное покаяние называется искренним /таубат насух/, а душа такого человека именуется успокоившейся /нафс мугмаинна/, и она возвратится к своему Господу довольной и снискавшей Его благоволение.

 

Вторая группа.

 

К этой группе относится каждый придерживающийся прямоты в том, что касается выполнения основных религиозных обязанностей и отказа от совершения любых тяжких грехов. Вместе с тем такой человек не свободен от грехов, которые совершаются им не намеренно, а в обычной жизни, и каждый раз, совершая такие грехи, он порицает себя, раскаивается, сожалеет и снова принимает решение сделать всё возможное, чтобы уберечься от того, что могло бы снова привести его к этому.

 

Такая душа заслуживает названия "порицающей души" /нафс ляввама/, поскольку она порицает человека за совершение им такого греха, который он сам по себе совершать не собирался. Эта группа также занимает достаточно высокое положение, хотя оно и ниже положения первой.

 

Чаше всего приносящие покаяние пребывают именно в таком состоянии, поскольку дурное присуще человеческой природе и человек редко может полностью избавиться от него. Цель такого человека заключается в том, чтобы хорошее в нём преобладало над дурным, и чтобы чаша весов с его добрыми делами перевесила чашу с делами дурными. Что же касается полного избавления от совершения дурного, то это почти невозможно, а тем, кто сможет добиться этого, Аллах дал прекрасное обещание.

 

Аллах Всевышний сказал:
«...тем, которые избегают тяжких грехов и недостойных поступков за исключением незначительных прегрешений (однако), поистине, Господь твой объемлет прошением (Своим подобное)» (сура «Звезда»,31-32)

 

Если человек так или иначе узнаёт о мелких прегрешениях, но не приучает себя к ним, эти прегрешения заслуживают прошения, ибо Аллах Всевышний сказал:
«Тем же, кто совершил что-нибудь недостойное или обидел самого себя***, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи - а кто может простить грехи, кроме Аллаха? - и не собирается возвращаться к тому, что сделал, зная, воздаянием таким послужит прошение от их Господа...» (сура 3:135-136).
*** Здесь имеется в виду совершение такого греха, который нанёс ушерб только самому согрешившему человеку.

 

Таким образом, Аллах воздал им хвалу, несмотря на то что они были несправедливы по отношению к самим себе, так как они сожалели об этом и порицали себя за это, а в одном из хадисов, передаваемых со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что посланник Аллаха, СААС, сказал:
«Нет такого верующего, который время от времени не совершал бы грехи».(аль Ираки). В другом хадисе, передаваемом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, СААС, сказал:
«Все сыны Адама совершают грехи, а лучшими из совершающих их являются кающиеся» (имам Ахмад).

 

Все сказанное является убедительным доказательством того, что подобное не наносит ущерба покаянию и человека, совершающего такие грехи, нельзя считать упорствующим в грехе.

 

Третья группа.

К ней относится каждый человек, который после принесения покаяния какое-то время придерживается прямоты, но потом поддаётся своим страстям, побуждающим его к некоторым грехам, и намеренно совершает их, так как не может обуздать свои страсти. Однако наряду с этим он продолжает выполнять свои религиозные обязанности и не совершает целого ряда других грехов. И он желает избавления от их зла в процессе удовлетворения своих желаний, а после этого начинает сожалеть и говорит: «Если бы я не делал этого! Теперь я принесу покаяние и буду стараться подчинять себе свою душу».

 

Однако душа внушает ему дурные мысли, в результате чего он день за днём откладывает своё покаяние, и поэтому такая душа называется "душой, внушающей дурное" /нафс мусаввиля/, а о людях с такими душами Аллах Всевышний сказал: «(Есть) и другие (люди), которые признали свои грехи (после того, как) смешали праведные дела с дурными.» (сура «Покаяние»,102).

 

Поскольку такой человек постоянно выполняет свои религиозные обязанности и чувствует отвращение к совершаемым им грехам, можно надеяться на то, что Аллах примет его покаяние, однако последствия для него могут оказаться и опасными.

 

Дело в том, что человек, откладывающий своё покаяние, может умереть, так и не успев принести его, и тогда, если Аллах пожелает, то по милости Своей Он причислит такого человека к обитателям рая, в противном же случае за него есть основания опасаться.

 

Четвёртая группа.

К ней относится каждый из тех, кто приносит покаяние и в течение некоторого времени придерживается прямоты, но потом возвращается к совершению своего греха, ничего не говоря самому себе о покаянии и не сожалея о том, что он делает, а погружаясь в пучину своих страстей подобно тому, как делает это небрежный.
Такой человек относится к числу упорствующих в грехе, а его душа является душой, повелевающей совершать дурное /ан-нафсу-ль-аммарату би-с-су/ и убегающей от благого.

 

Есть все основания опасаться, что такой человек плохо кончит, а надежды на то, что Аллах Всевышний простит его, являются самообольщением. Люди, обладающие здравыми сердцами, считают слабоумными тех, кто пренебрегает своими религиозными обязанностями, упорствует в грехах и не приносит покаяние, но при этом надеется на прощение, точно так же как любой разумный человек посчитал бы самообольщенным глупцом того, кто разрушит свой дом, растратит всё, что имеет, и обречёт на голод самого себя и своих домочадцев, утверждая, что он ожидает проявления милости Аллаха, Который дарует ему сокровище, находящееся под развалинами его разрушенного дома.

 

Стремиться к прошению с помощью выполнения своих религиозных обязанностей- всё равно что стремиться к знанию с помощью приложения усилий и повторения, или стараться заработать себе на жизнь с помощью торговли, и поэтому удивление вызывают слова неразумного человека, который говорит: «Поистине, Аллах щедр, и в Его раю найдётся место и для такого, как я, а мои грехи не причиняют Ему никакого вреда».

 

А потом ты видишь, как он пересекает моря и труднодоступные места в поисках денег, но если ему сказать: «Поистине, Аллах щедр, и если Он избавит тебя от бедности, динаров в Его сокровищницах меньше не станет, а если ты оставишь свою торговлю, это тебе не повредит, так оставайся же у себя дома, и, может быть, Аллах дарует тебе средства к жизни, откуда ты и не ждёшь»,- он посчитает сказавшего такие слова глупцом и станет насмехаться над ним, говоря: «Что это за сумасбродство? Ни золото, ни серебро с неба не падают, и их можно только заработать, ибо так было предопределено Аллахом и так было установлено Им, а установление Аллаха неизменно!»

 

Самообольщённому человеку неведомо, что Господь мира вечного и Господь мира этого Един, и установление Его для обоих миров неизменно, а Аллах Всевышний сказал:
«... и достанется человеку лишь то, к чему он стремился...» ("Звезда", 39)

 

Мы же прибегаем к защите Аллаха от заблуждений!"

 

Из книги Абу Хамида Аль Газали "Наставление верующим"

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хранить Русь в сердце... | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных