Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Познавательные психические процессы. Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром




Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

 

1. Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенного значения, называемого абсолютным нижним порогом ощущения. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: в тактильных ощущениях, при обонянии отмечается высокая степень адаптации, а наименьшая степень – при болевых ощущениях, так как боль является сигналом об опасном нарушении в работе организма, и быстрая адаптация болевых ощущений может грозить ему гибелью.

Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений, представленная на рис.

Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.

Например, кислый вкус во рту от лимона, ощущение так называемой «фантомной» боли в ампутированной конечности.

 

 

Рис. Классификация ощущений (по Ч. Шеррингтону)

Все ощущения обладают следующими характеристиками:

- качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных);

- интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя;

- продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.

 

2. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис.). В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

 

 

Рис. Классификация видов восприятия

 

Рассмотрим восприятие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосвязанных актов поиска признаков, необходимых и достаточных для формирования образа:

• первичное выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту;

• поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков;

• отнесение воспринятого объекта к определенной категории;

• поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;

• окончательный вывод о том, какой объект воспринят.

К основным свойствам восприятия относятся:

- целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;

- предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

- обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

- константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);

- осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;

- избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.).

По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.

Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным), например зрительные или слуховые иллюзии.

Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

 

3. Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.

Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов ощущений и восприятий (рис.).

 

 

Рис. Классификация видов представлений

 

Основные свойства представлений:

- фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;

- неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;

- изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.

 

4. Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны.

 


Рис. Классификация видов воображения

 

При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности (рис.).

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию (например, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями).

Мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в творческих образах не всегда воплощается желание их создателя. Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не приводящий к немедленному и непосредственному получению объективного продукта в виде художественного произведения, изобретения, изделия и пр.

Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ – не по знакомому образу, а совершенно отличный от него. В практической деятельности с феноменом воображения, прежде всего, связан процесс художественного творчества в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическими методами автора уже не устраивает. Обращение к необычным, причудливым, нереалистичным образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Творчество – это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В психологии выделяют следующие критерии творческой деятельности:

- творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;

- поскольку новый продукт (результат) может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.);

- результат творческой деятельности не может быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму;

- творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения;

- для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения;

- творческая деятельность требует особой мотивации.

Анализируя природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, например:

– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;

– боязнь показаться глупым или смешным;

– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;

– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;

– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.

 

5. Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности (рис.).

 


Рис. Классификация видов мышления

 

Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.

Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.

Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.

Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.

Источником мыслительной деятельности является практика.

Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.

Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.

Активные исследования мышления ведутся с XVII в. Первоначально мышление фактически отождествлялось с логикой. Все теории мышления можно разделить на две группы: первые основаны на гипотезе о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не изменяющихся с течением жизни, вторые – на представлении о том, что умственные способности формируются и развиваются под влиянием жизненного опыта.

К основным мыслительным операциям относятся:

анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;

сравнение – установление отношений сходства и различия;

обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;

конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;

систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления:

суждение – высказывание, содержащее конкретную мысль;

умозаключение – ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;

определение понятий – система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;

индукция – вывод частного суждения из общего;

дедукция – вывод общего суждения из частных.

Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность и др.

 

С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.

Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:

счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;

вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;

пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;

память;

способность к рассуждению;

быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:

• генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;

• физическое и психическое состояния матери в период беременности;

• хромосомные аномалии;

• экологические условия проживания;

• особенности питания ребенка;

• социальный статус семьи и др.

Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.

Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.

 

6. Мнемические процессы. В настоящее время в психологии не существует единой, законченной теории памяти, а изучение феномена памяти остается одной из центральных задач. Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.

Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.

К процессам памяти относятся следующие:

1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;

3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено:

скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);

скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).

Для классификации видов памяти (рис.) существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.

 

 

Рис. Классификация видов памяти

 

Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.

Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается.

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.

 

В психологии в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, – «мнемический» и «мнемонический», значения которых различны. Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», а мнемонический – «имеющий отношение к искусству запоминания», т. е. мнемоника – это приемы запоминания.

История мнемоники уходит корнями в Древнюю Грецию. В древнегреческой мифологии говорится о Мнемозине, матери девяти муз, богине памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника получила в XIX в. в связи с получившими теоретическое обоснование законами ассоциаций. Для лучшего запоминания были предложены разнообразные приемы мнемоники. Приведем примеры.

Метод ассоциаций: чем больше возникает разнообразных ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается.

Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. д.

Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти; например, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т. д.

Общеизвестен способ запоминания цветов радуги, где начальная буква каждого слова ключевой фразы является первой буквой слова, обозначающего цвет:

к аждый – к расный

охотник – о ранжевый

ж елает – ж елтый

з нать – з еленый

г де – г олубой

с идит– с иний

ф азан – ф иолетовый

 

7. Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в психологической науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые и измеримые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и др.), которые непосредственно к остальным познавательным процессам не относятся.

Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания (рис.).

 

 

Рис. Классификация видов внимания

 

Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;

интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;

устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;

объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;

распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;

переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

Общение и речь

 

Одна из главных особенностей человека – это наша способность к взаимодействию. Люди передают друг другу различную информацию, сообщают о своих душевных состояниях и чувствах.

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение. Речь – это процесс общения с помощью языка.

Возможность речевого общения – это одно из основных отличий человека от остального животного мира, отражающее закономерности его физиологического, психического и социального развития.

Классификация видов речи осуществляется на основании наличия тех или иных признаков. Например, монологическая речь всегда активна, планируема, предполагает умение пользоваться каким-либо языком, различными интонациями, использовать во время монолога паузы и т. д. В то время как отличительными чертами внутренней речи являются фрагментарность и отрывочность.

Внешняя и кинетическая речи играют в основном роль средств общения, а внутренняя речь – средств мышления.

Физиологической основой речи являются деятельность слухового и двигательного анализаторов, а также образующиеся временные связи между внешними раздражениями и движениями голосовых связок, гортани, языка и других органов, регулирующих произнесение слов.

К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

• информативность;

• понятность;

• выразительность.

В общении людей, как правило, присутствует эмоциональная окраска, являющаяся основой невербальной коммуникации. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются продуктом общественного развития и не совпадают в разных национальных культурах, в разных возрастных группах, профессиональных сообществах, социальных группах. Например, у болгар вертикальный кивок головы означает несогласие с собеседником, у русских – согласие, в Китае цвет траура – белый, а на Западе – черный. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения.

В психологии понятия «речь» и «язык» разделяются.

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, а также средств невербальной коммуникации, имеющих тот же смысл и значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и является продуктом общественно-исторического развития. Это достаточно сложное образование, характеризующееся грамматикой, лексическим и фонетическим составами. Язык един для всех людей, говорящих на нем, речь же у каждого человека индивидуальна, своеобразна. В ней выражается психология отдельно взятого человека, принадлежащего к определенной общности, для которой характерны те или иные особенности речи.

Речь без усвоения языка невозможна, в то же время язык существует и развивается по законам, не связанным с психологией и поведением человека.

Речь человека может быть развернутой и сокращенной. Развернутый тип речи характеризуется большим словарным запасом и разнообразными грамматическими формами, частым употреблением предлогов, использованием безличных местоимений, уточняющих прилагательных и наречий, многочисленной подчинительной связью компонентов предложений, что свидетельствует о планировании человеком свой речи. Сокращенные речевые высказывания обычно используют в бытовой речи, в знакомой и привычной обстановке.

Общение - п роцесс взаимо связи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Общение - одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития личности и общества [intercourse].

Коммуникация - общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д. - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Человеческие формы коммуникации характеризуются главным образом функционированием языка - важнейшего средства человеческого общения. В коммуникативной функции язык проявляет свою орудийно-знаковую сущность, благодаря чему коммуникация становится важнейшим механизмом становления индивида как социальной личности, проводником установок данного социума, формирующим индивидуальные и групповые установки. Коммуникация является средством коррекции асоциального проявления индивида или группы. Будучи социальным процессом, коммуникация служит формированию общества в целом, выполняя в нем связующую функцию [communication].

Коммуникативные - качества, необходимые для социального взаимодействия. К ним относятся: возможности речи (устной и письменной), системы пара- и экстралингвистических средств (интонация, паузы), оптико-кинетические возможности (жесты, мимика, пантомимика) [communicative ability].

Таким образом, о бщение - сложная специфическая целенаправленная деятельность, ориентированная на обмен различными информационными единицами в ходе взаимодействия субъектов общения, между которыми уже существуют, развиваются или формируются определенные взаимоотношения на основе механизмов взаимопонимания, сочувствия, рефлексии и т.д.

Вообще, встречается в специальной литературе (Лисина М.И.) понимание общения как коммуникативной деятельности. Все равно эта деятельность (общение) представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей.

Для возрастного периода от 3 до 7 лет характерно становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры – приоритет. С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуется система средств. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение. Обогащается инструментальная сторона общения. Начинают развиваться рефлексия, саморегуляция. Обратная связь Расширяется и усложняется система коммуникативных потребностей и мотивов.

Основные стороны общения – коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (взаимодействие и его регуляция), перцептивная (взаимовосприятие, взаимооценка, рефлексия).

По внешней структуре различают личностно-ориентированное и социально-ориентированное общение; во внутренней структуре выделяют социальную (общение происходит только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации) и индивидуально-психологическую (проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся) репрезентативность.

В качестве структурных компонентов общения как деятельности выделяют (А.Н. Леонтьев): предмет общения, потребности в общении (по Э. Фромму - потребности в человеческих связях, в самоутверждении, в привязанностях, в самосознании, в системе социальной ориентации), коммуникативные мотивы, действия общения (инициативные и ответные), задачи, средства, формы (монологическая, диалогическая, полилогическая), продукт общения.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов (инициативных и ответных), каждый из которых определяется субъектом-инициатором, субъектом, которому адресована инициатива, нормами, по которым организуется общение, целями, которые преследуют участники общения, ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Функции общения (инструментальная, синдикативная, самовыражения, трансляционная, экспрессивная, социального контроля, социализации) выделяются в соответствии с содержанием общения. В свою очередь, содержание общения может быть различным: передача информации, восприятие субъектами друг друга, взаимооценка партнерами друг друга, взаимовлияние, взаимодействие, управление групповой или массовой деятельностью и т.д.

Развитое полноценное общение объединяет в себе два взаимосвязанных, но различающихся пласта: внешний, поведенческий, операционально-технический, и внутренний, глубинный, затрагивающий личностно-смысловые аспекты. Внешний пласт, реально формируемый в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия, к которым относятся коммуникативная активность в группе общения, интенсивность действий в общении, инициативность действий в общении, технико-коммуникативное мастерство общения и др. Внутренний пласт общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется тоном общения (спокойный, властный и т.д), поведением в общении; дистанцией (интимная, личная, социальная, публичная) и может быть уважительной или пренебрежительной, шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной.

Стиль общения (индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми) отражает особенности коммуникативных возможностей человека, сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективом, психологические особенности и индивидуальные характеристики человека, особенности партнера по общению; может быть творчески-продуктивным; дружеским; дистанционным; подавляющим; популистским; заигрывающим; требовательным; деловым; позиционным. Стиль общения влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения (лингвистические (речь, язык); оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистические (качества голоса, его диапазон, тональность), экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи), проксемические (дистанция, время, место, ситуация общения), визуальные (состояние зрачков, продолжительность и направление взгляда, состояние век)).

Основные механизмы взаимопонимания в общении – идентификация (способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе), рефлексия (осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению), стереотипизация (классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущихся известными явлениями, социальными стереотипами), обратная связь (получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения), эмпатия (способность спроецировать себя на объект взаимодействия, почувствовать себя на месте объекта; понимание чьих-либо переживаний; благожелательное отношение к этим переживаниям - симпатия, безразличное – апатия, неприязненное к ним отношение - антипатия). Основные способы воздействия - подражание (не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения), заражение (бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям; проявляется через передачу опр. эмоц. состояний или психического настроя), внушение (целенаправленное неаргументированное эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого при некритичности восприятия передаваемой информации), убеждение (интеллектуальное воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению).

Вообще, психологическое воздействие - изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей.

В реальной человеческой жизни имеют место три основные стратегии воздействия: императивная (собственно воздействие), манипулятивная (манипуляция ориентирует на достижение одностороннего выигрыша) и развивающая, где отношение к партнеру по общению как к объекту меняется на отношение к нему как к субъекту.

На базе анализа типологических особенностей личности формируется ее психограмма как субъекта общения (психологические особенности; психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление); психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия, возбуждение и др.); психические отношения (эмоциональные, волевые, интеллектуальные и др.)

Технологический уровень характеристики личности как субъекта общения раскрывает ее умения общаться – коммуникативные умения – синтез общепсихологических. социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Формируются двумя путями: в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена; в ходе специальной подготовки к общению. Рассматривают 5 аспектов подготовки к общению:

1) развитие особенностей мышления;

2) формирование навыка свободного владения речью;

3) развитие определенных личностных особенностей (общительность, эмпатия, спонтанность);

4) формирование определенных установок в сфере общения (отношения к партнеру по общению как к цели; интереса к процессу общения; терпимости к общению как к диалогу);

5) формирование и развитие новых коммуникативных умений.

Общение как умение – сложное явление, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Поэтому умение общаться понимается как системно-интегративное.

Умения, необходимые для общения личности, можно разделить на группы:

1. Речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения (умение грамотно и ясно сформулировать свою мысль, достичь желаемой коммуникативной цели, осуществить речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить. Согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.), говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, правильную синтагматичность речи, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.), высказываться «целостно», т.е. достигать смысловой целостности высказывания, высказываться логично и связно, продуктивно (содержательно),говорить самостоятельно (это проявляется в умении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программу речи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализ проблемы и т.д.), высказываться экспромптно, без предварительной подготовки, выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного, передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и т.д.

2. Социально-психологические умения связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимпроявлений, взаимовлияний. Это умения психологически верно и в соответствии с ситуацией вступить в общение, поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров, психологически точно определить «точку» завершения общения, максимаьно использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии, прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение, прогнозировать реакции партнеров по общению на собственные акты коммуникативных действий, психологически настраиваться на эмоциональный тон партнера по общению, овладеть инициативой и удержать инициативу в общении, «спровоцировать» желаемую реакцию партнера по общению, формировать социально-психологический настрой партнеров в общении и управлять им, психологически стимулировать проявление инициативы партнера по общению и т.д.

3. Психологические умения связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования. Это умения преодолевать психологические барьеры в общении, снимать излишнее напряжение, мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении, эмоционально настраиваться на ситуацию общения, психологически и физически «пристраиваться» к партнеру по общению, адекватно ситуации общения выбирать жесты, позы. Ритм своего поведения, мобилизовать на достижение поставленной коммуникативной задачи, вести общение как столкновение мыслей, идей, позиций (коммуникативная борьба), распределять свои усилия в общении, использовать эмоции как средство общения и т.д.

4. Умения использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией. Это умения реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания, организовать знакомство с партнерами, использовать ситуативные нормы приветствия, адекватно ситуации выразить просьбу, высказать совет, предложение, упрек, сочувствие, пожелание и т.д.

5. Умения пользоваться невербальными средствами общения.

6. Умения общаться в различных организационных формах политической деятельности. Это умения использовать организационно-коммуникативные формы установления отношений, организационно-коммуникативные формы планирования совместной деятельности, конвенциональные организационно-коммуникативные формы, оппозиционные организационно-коммуникативные формы, формы ситуативного полилога, коммуникативные формы дискуссии и полемики и т.д.

7. Умения взаимодействовать на уровне диалога – с личностью и группой, на уровне полилога – с массой или группой, на уровне межгруппового диалога и т.д.

Таким образом, психотехнология общения – система социально-психологических алгоритмов, определяющих для личности социальные роли и порядок их реализации в соответствующих коммуникативных ситуациях.

Реализация личностью своей субъективности в общении связана во-первых, с наличием у нее необходимого уровня коммуникативной компетенции; во-вторых, с владением опытом ролевой самоорганизации в ситуациях общения; в-третьих. С отсутствием психофизиологических зажимов.

Коммуникативная компетентность личности складывается из способностей давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; социально психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются соционормативный опыт народной культуры, знание языков общения, используемых народной культурой. Опыт межличностного общения в непраздничной сфере, опыт восприятия искусства.

Коммуникативный потенциал – характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения, это единство трех составляющих:

1. Коммуникативные свойства личности характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения,

2. Коммуникативные способности – способности владеть инициативой в общении. Проявить активность, эмоционально откликаться на состояноие партнеров общения, сформировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной самостимуляции в общении,

3. Коммуникативная компетентность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных