Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Попов А.Д. О художественной целостности спектакля




Книга посвящена проблеме художественной целостности спектакля. Автор приводит примеры из собственного опыта, работы, наблюдений. Часто обращается к спектаклям МХАТа и режиссёрским находкам Станиславского. Постоянно подчёркивает необходимость целостности спектакля, коллективности работы всех создателей спектакля.

Вступление

Произведение создаётся в результате усилий целого коллектива, в этом случае возникает слияние зрительного зала и сцены. Зритель воспринимает не отдельными кусками, а вовлекаемый в сценическое действие творит вместе с актёром (т.е перестаёт размышлять о технике театра и об искусстве отдельных его представителей). Значит важно слияние коллектива. Нужно возбудить самостоятельную творческую мысль режиссёра и актёра, направленную на обобщение опыта работы над целостным сценическим образом.

Режиссёр

Р-р вдохновляет, формирует, объединяет коллектив, вдохновляется от коллектива, даёт спектаклю единый характер, колорит, тон. У каждого р-ра есть свой голос, «свои интонации», т.к режиссёры в своей работе находятся под влиянием параллелей: один – литературных ассоциаций, 2-ой – музыки, 3-ий – живописных – это их индивидуальность. Огромную роль играют творческие взаимоотношения актёра и режиссёра.

Есть разные точки зрения на роль р-ра. Немирович – Данченко так говорил о деятельности режиссёра:

Р-р – существо трёхликое:

1. Р-р-толкователь, он же показывающий, как играть(его можно назвать и р-ром-актёром, и р-ром-педагогом.

2. Р-р-зеркало, отражающее индивидуальные качества актёра(чувствует индивидуальность актёра и помогает, подсказывает, дружески «передразнивает»)

3. Р-р-организатор всего спектакля.

Публика знает только третьего, а 1 и 2 «потонул» в актёре

Сущ-ет мнение, что творческие возможности р-ра ограничены драматургией и актёром. Такие р-ры почитают своей главной задачей донести текст пьесы и помочь актёру в овладении «элементами»сценического самочувствия. Но если у такого р-ра нет замысла и умения подчинить частное целому, он никогда не создаст художественно целостного спектакля, и это приведёт к пересказу пьесы, т.е к прочтению её в лицах.

Театральный музыкант, живописец, актёр, мизансцена – всё это лишь краски, к-ми в равной степени пишет своё полотно р-р. Если свобода р-ра не ограничена ни драматургом, ни актёром(к-го р-р лишает самостоятельности ТВ-ва) – то это р-кий произвол, исключающий возможность коллективного творчества.

Мировоззрение

Художественная и стилевая монолитность спектакля строятся на идейной и эстетической солидарности всего театрального коллектива. Они сливаются в единое устремление и становятся неотразимыми для зрителя лишь тогда, когда во всём спектакле чувствуется живой дух всего коллектива, единство его мировоззрения.

Нельзя создавать спектакли, не создавая одновременно художественного коллектива Т-а. Как есть роли созданные и роли сыгранные, так и есть спектакли созданные и спектакли сделанные.

Станиславский: на первом месте любовь к театру. Станиславский в вопросах строительства ТВ-го коллектива был в высшей степени требовательным и непримиримым: никаких интриг, смешков. Тех, кто портит жизнь в театре необходимо удалить или обезвредить. Маленьких ролей не бывает – бывают маленькие актёры. Отношение к коллективу касается не только актёров, но и всего коллектива.

Толстой Л.Н. художественную технику ставил в прямую зависимость от увлечённости и любви художника: В каждом литературном пр-ии надо отличать три элемента. Самый главный – содержание, затем – любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви даёт полноту пр-ю, и тогда техника достигает совершенства сама собой. Т.е многие серые безликие спектакли – результат не столько низкого мастерства или отсутствия режиссёрского опыта, сколько следствие равнодушия к содержанию. Русское искусство прежде всего сердечное, проникнутое большой любовью к человеку.

Сверхзадача и сквозное действие

Ведущим началом , помогающим организовать сценич действие является понимание идейных целей автора, т.е сверхзадачи и сквозного действия пьесы. Нет такой пьесы и следовательно спектакля, в к-х начиналась бы жизнь действующих лиц с начала их жизненного пути. Р-р должен уметь видеть события в перспективе их развития. Пьеса начинает определённый этап в жизни действующих лиц и необходимо увидеть это начало на основе продолжения предшествующих дней и событий. Понимать эмоциональное зерно пьесы, ритм, хар-р её мы должны в движении, в развитии, а заряд этого движения дан за рубежом пьесы. Перспектива роли не может сущ-вовать без оглядки назад: откуда, из какой среды, из каких жизненных передряг вышел герой.

Замысел режиссёра

Р-ое и актерское отношение к вновь прочитанной пьесе определяется тем, насколько она будоражит пережитое и вызывает в подсознании художников сцены жизненные ассоциации. В рез-е формируется замысел. Происходит кристаллизация идей в образы.

«Зерно» пьесы, заражая т-ый коллектив, актёров и р-ров, становится эмоциональным «зерном» готовящегося спектакля. Главная трудность р-ра не только определить «зерно», но и заразить им актёров, пронизать этим эмоц чувством весь спектакль, все его сцены, детали




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных