ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблемы аксиологии XX векаАксиология — это философское учение о ценностях, т.е. о принципах, определяющих мотивы человеческих поступков. Впервые понятие ценностей было разработано Кантом. У ценностей, по Канту, нет бытия, но есть значимость. Они являют собой требования, обращенные к воле человека, иначе говоря, наряду с бытием Кантом признается долженствование. Данная сфера, или царство нравственности, является областью свободной воли человека, а природа понимается как мир, где господствует необходимость. Вопрос о значимости как сущностном признаке познания после Канта разрабатывал Р. Лотце. Виндельбанд как ценности анализировал истину, красоту, добро, а также искусство, науку и религию. Соотечественник Лотце и Виндельбанда, немецкий философ Г. Риккерт делал акцент на том, что источником безусловно обязательных общезначимых ценностей является воля сверхиндивидуального субъекта. Далее смысл (или ценность) проникает в волю отдельного индивида и превращается для него в долженствование. Познавать, по мнению Риккерта, означает занять определенную позицию по отношению к ценностям. Из числа тех, кто продолжал серьезно заниматься этими вопросами, следует выделить М. Шелера, как одного из основателей философской антропологии и аксиологии. Он согласен с Кантом в том, что если человеческую волю поставить в зависимость от внешних целей (благ), то сами понятия добра и зла должны будут меняться с изменением этих целей. Но, по Шелеру, ценности не следует отождествлять с материальной природой различных благ. Познание ценностей происходит в сфере духа через акты, не имеющие ничего общего с восприятием и мышлением, а именно: путем переживания и предпочтения (симпатии). Акты переживания складываются из процессов вчувствования, сочувствия, любви и ненависти. Предпочтения (симпатии) Шелер разделяет на подлинные и неподлинные. Любовь как встреча и соучастие в жизни другого предсгавляет собой подлинную симпатию, а ненависть, которая нарушает экзистенцию другой личности, – неподлинное предпочтение. Сами ценности априорны, т.е. существуют до всякого опыта индивида, и не зависят от его воли и деятельности. Как цвета даны зрению, так ценность дана эмоциям. В основе эмоций лежат ценности. И не к положительным переживаниям стремится человек, он стремится к ценностям. Совокупность ценностей определяет стремление людей к идеалам, а идеалы уже порождают нормы, нормативное долженствование. Ценности абсолютны и неизменны. Шелер не приемлет исторический подход к ценностям. Однако его критика ценностного релятивизма во многом справедлива. Действительно, ценности не определяются произволом индивидов, они обладают объективным содержанием. Но каков источник этого объективного содержания этических норм – в Боге или социально-практической жизни людей? Ответ Шелера однозначен. Существует иерархия ценностей. Шелер различает ценности чувственного восприятия – приятное и неприятное, ценности жизненного чувства – благородное и вульгарное, духовные ценности — прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, чистое знание истины, ценности святого и несвятого. Свободная воля субъекта позволяет ему оказывать предпочтение тем или иным ценностям, на верхней ступени которых стоит Бог. Любовь к Богу рассматривается Шелером как высшая форма любви. Саму же любовь он трактует как такое отношение к личности, которое возвышает не только любимого, но и любящего. Любить Бога – значит возвыситься до понимания высших ценностей, а не довольствоваться бесплодным альтруизмом. Таким образом через отношение личности к личности Бог входит в мир. Кризис индустриального общества обострил проблему ценностей. В философии сложились сциентистские и антисциентистские концепции. Для сторонников сциентизма наука и техника — те ценности, которые имеют абсолютное значение. Наука и техника якобы способны быть средством лечения всех социально-экономических болезней общества. Общество массового потребления – это тот идеал, который достигнут человечеством с помощью науч ного и технического рационализма. Противники абсолютизации ценности науки и техники образовали лагерь антисциентизма. Они высказывают ряд справедливых замечаний в адрес опьяняющего восторга от достижений ученых и инженеров. Научно-технический и социально-экономический прогресс противоречив. В деятельности людей содержится не только рациональное, но и иррациональное. Вера в безупречность массового производства и техноцентризма иррациональна. Если разработка и использование техники не подчинены гуманитарным ценностям, то она способна уничтожить основы человеческого существования. Самые рациональные с точки зрения внутренней логики решения приводят здесь к непредсказуемым и иррациональным эффектам. Кризис индустриального общества — это одновременно и кризис его ценностей. И этот кризис не может быть преодолен без безоговорочного возврата к признанию человека высшей ценностью, опасность для которой таится в самом человеке, в его неконтролируемом приумножении своих запросов и в превращении своих объективно значимых потребностей в произвол, прихоть и моду, оборотной стороной которых является безудержное потребительство. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|