ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Внешнеэкономические связиПопов А.А., Зимин В.А., Солунина Т.И., Сапрыкина Н.В.
«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) В схемАХ
Самара 2009 г.
Рецензенты: Сокол Павел Викторович к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного университета, заместитель начальнику управления Министерства юстиции по Самарской области
Печатается по решению редакционно-издательского совета Института
Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой по курсу «Экономика организаций (предприятий), разработанной и утвержденной на кафедре «Экономики» Самарского муниципального института. На основе нормативно - правовой базы Российской Федерации представлены структурно-логические схемы по разделам курса. Учебно-методическое пособие адресовано аспирантам, студентам, обучающимся по специальности «Бухгалтерский учет», «Государственное муниципальное управление» и другим экономическим специальностям.
Содержание Введение………………………………………………………………..4 Социально – экономическое положение Самарской области…..6 §1 Структура национальной экономики…………………………12 §2 Предприятие – основное звено экономики…………………...21 §3 Имущество предприятий………………………………………..41 §4 Трудовые ресурсы и персонал предприятия…………………50 §5 Оплата труда…………………………………………………...…61 §6 Издержки производства…………………………………………65 §7 Производственное планирование……………………………...71 §8 Управление финансами…………………………………………76 §9 Понятие о банках и банковской деятельности………………78 §10 Налоговая система в Российской Федерации……………..101 Задачи……………………………………………………………….105 Письма, которые дали чудодейственные результаты………..118 Терминологический словарь…………………………………….122 Список использованной литературы…………………………..134 Введение На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Понятие предприятия складывалось в нашей стране исторически. Оно устанавливалось в законодательстве о предприятиях, которое начиная с 20-х годов развивалось по отраслям экономики, когда издавались нормативные акты отдельно о предприятиях в области промышленности, строительства, торговли. В 1965 году было принято Положение о государственных производственных предприятиях, охватывающее предприятия отраслей материального производства – промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи. В 1987 году был принят законодательный акт о предприятиях – Закон о государственных предприятиях (объединениях). В июне 1990 г. был издан союзный Закон о предприятиях, охватывающий предприятия всех форм собственности. В декабре того же года был принят Закон РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности. В ст. 4 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности указывалось, что предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В ст. 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие определятся, как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.. В гл. 4 ГК РФ о предприятиях говорится как о субъекте права. В правовой науке понятие предприятия дается путем перечисления его признаков – 1. организационное единство; 2. цель деятельности предприятия – получение прибыли; 3. задача предприятия – осуществление хозяйственной деятельности по изготовлению продукции, производству работ и оказанию услуг; 4. наличие у предприятия трудового коллектива; 5. имущественная самостоятельность предприятия; 6. предприятие является субъектом права и обладает правами юридического лица; 7. наличие у предприятия фирменного наименования;
Дисциплина «Экономика организаций (предприятий)» тесно связана с такими дисциплинами, как «Экономика предпринимательства», «Промышленный менеджмент», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности», «Финансы промышленности», «Статистика промышленности» и др. Целью курса «Экономика организаций (предприятий)» является формирование у студентов твердых знаний особенностей структуры современного предприятия; закономерностей его функционирования, включая взаимодействие с внешней средой; факторов производственной деятельности предприятия, экономического механизма управления предприятием, применения и потребления ресурсов основного и оборотного капитала и рабочей силы; характеристики натурально – вещественных и финансовых результатов производства, оценки эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции; инновационной и инвестиционной политики и др. В результате освоения дисциплины студенты должны: § знать особенности формирования структуры предприятия, систему основных экономических категорий, характеризующих современное предприятие; § знать систему количественных показателей деятельности предприятия, методику их расчета; § уметь осуществлять на их основе экспериментальные расчеты, комплексно-характеризующие условия и результаты деятельности предприятия, делать необходимые экономические выводы; § иметь представление о важнейших проблемах развития экономики предприятия на современном этапе. Изучение дисциплины представлено: курсом лекций в схемах, практических занятий. Целью лекционного курса является изложение основных категорий, характеризующих экономическую деятельность предприятий, рассмотрение дискуссионных и проблемных вопросов. Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний, методики расчета и анализа показателей, осуществление экспериментальных расчетов. Социально – экономическое положение Самарской области Самарская область площадью более пятидесяти тысяч квадратных километров расположена в центральной части России, в тысяче километров от Москвы, в среднем течении реки Волги по обеим ее берегам. Численность 3306,7 тыс. чел., в том числе городское – 81%. Плотность 61,8 чел. на 1 кв. км. Национальный состав: русские - 83,4%, чуваши, мордва – по 3,6%, татары – 3,5 %, украинцы – 2,5%, белорусы – 0,6%, казахи – 0,5%, евреи – 0,4%, немцы – 0,3%, башкиры – 0,2% и др. Ключевые отрасли промышленности Самарской области – автомобильная и аэрокосмическая В Самарской области около 400 крупных и средних предприятий и более четырех тысяч малых с различными формами собственности. Велик удельный вес Самарской области в производстве важнейших видов продукции промышленности в России: автомобилестроение – 74,3 процента, нефть – 3,2 процента, электроэнергия – 2,7, автомобильный бензин – 9,2, синтетический каучук – 20,1, линолеум – 40, подшипники качения – 24, минеральные удобрения – 3,3. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Самарская область занимает третью позицию в рейтинге российских регионов по комплексной оценке уровня социально-экономического развития субъектов РФ и второе место по итоговому рейтингу инвестиционной привлекательности. Самарская область имеет развитую кредитно-финансовую систему, полностью обеспечена всеми возможными видами банковских услуг. Банки осуществляют крупные кредитные вложения в экономику области, прежде всего в промышленность, торговлю, транспорт, строительство, сельское хозяйство, финансируют инновационные проекты. Внешнеэкономические связи Самарская область занимает одно из ведущих мест среди регионов Российской Федерации по объемам внешней торговли, имеет стабильные торгово-экономические отношения более чем со 100 странами мира, сохраняет торговые связи со странами СНГ и Балтии, входит в первую десятку регионов России по объемам привлечения зарубежного капитала. На страны дальнего зарубежья приходится около 90 процентов экспорта и более 80 процентов импорта. В Самарской области производится конкурентоспособная экспортная продукция машиностроения: автомобили, автомобильная техника, станки, нефтепродукты, алюминиевый прокат, подшипники, широкий спектр продукции химического комплекса, удобрения, синтетический каучук. Самым крупным проектом с участием иностранного капитала является создание концерном GM и ЕБРР совместно с ОАО «АВТОВАЗ» в Тольятти предприятия по производству автомобилей Шевроле. В течение многих лет успешно сотрудничает «Кондитерское объединение «Россия» со всемирно известной компанией «Нестле». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|