Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра «Теории и истории государства и права»

 

 

     

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

по дисциплине

 

ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

 

 

Направление подготовки (cпециальность): 036401 Таможенное дело

 

Квалификация (степень) выпускника: специалист

 

 

Форма обучения: (очная)

 

Тула 2012 г.


Методические указания к проведению практических (семинарских) занятий составлены к.ист.н., доцентом кафедры «Теории и истории государства и права» Е.Н. Соломатиным и обсуждены на заседании кафедры «Теории и истории государства и права» юридического факультета

 

протокол № 8 от "26" июня 2012 г.

 

Зав. кафедрой _________________Е. Н. Соломатин

Одной из основных форм изучения дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» являются семинарские занятия, которые представляют собой групповую творческую работу студентов, проводимую под руководством и с участием преподавателя.

Целью семинарских занятий является повышение теоретического уровня знаний студентов, их умение ориентироваться в моральных нормах, приобретение навыков сопоставления юридической деятельности с требованиями нравственного поведения в будущей практической деятельности.

Одновременно семинарские занятия дают возможность студентам проверить, а преподавателю проконтролировать уровень усвоения тех или иных вопросов, выявить пробелы в знаниях и наметить пути их устранения.

Семинарские занятия наилучшим образом способствуют выработке у студентов умений грамотно и четко формировать и излагать свои мысли, вести творческую дискуссию, отстаивать свои мнения и убеждения.

Цель семинарского занятия может быть достигнута лишь при условии должной подготовки к нему.

 

ΙΙ. ПРИМЕР ДОСТАТОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ПО ТЕМЕ 1. ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ «ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»:

1. За несколько дней до даты семинара внимательно изучить его план и список литературы по теме, просмотреть материалы подготовки предыдущему занятию и конспекты лекций.

2. Обратиться к ознакомительно-библиографическим записям, предварительно сделанным по списку источников и основной литературы, выбрать одно из учебных пособий. Желательно составить краткие тезисы или план возможного выступления на семинаре, выделить сложные и дискуссионные вопросы.

3. В итоге студент должен освоить научную литературу, уметь разбираться в научных концепциях, формулировать свою точку зрения по вопросам истории таможенного дела и таможенной политики в России, уяснить предмет, метод и задачи курса, периодизацию истории таможенного дела и таможенной политики, историю изучения предмета. Студент должен быть готов аргументировано излагать свои взгляды, правильно строить речь, свободно ориентироваться в теоретическом материале, отвечать на вопросы.

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ «ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»1.Предмет, метод и задачи курса.2.Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики.3.История изучения предмета. Цель занятия – изучить основные теоретические положения, введение к курсу История таможенного дела и таможенной политики России. По первому вопросу студент должен знать предмет, метод и задачи курса.

По второму вопросу студент должен знать периодизацию истории таможенного дела и таможенной политики.

По третьему вопросу студент должен изучить историю предмета.

Тема 2. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX – НАЧАЛО XII вв.) 1.Проблемы социально-политической истории Древней Руси и развитие торговли и таможенного дела.2.Торговля в Древней Руси.3.Зарождение таможенного дела и таможенной политики. Цель занятия – изучить торговлю и таможенное обложение в Древней Руси (IX – начало XII вв.)

По первому вопросу студент должен знать проблемы социально-политической истории Древней Руси и развитие торговли и таможенного дела.

По второму вопросу студент должен изучить торговлю в Древней Руси.

По третьему вопросу студент должен изучить зарождение таможенного дела и таможенной политики.

Тема 3. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РУСИ В «УДЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ» (XIII – XV вв.)1. Удельный порядок: политический и социально-экономический аспекты.2. Торговля в удельное время.3. Торговля, таможенное дело и таможенная политика Новгорода. Цель занятия – изучить торговлю и таможенную политику Руси в «удельное время» (XIII – XV вв.). По первому вопросу студент должен знать удельный порядок: политический и социально-экономический аспекты.

По второму вопросу студент должен знать торговлю в удельное время.

По третьему вопросу студент должен осуществить изучение торговли, таможенного дела и таможенной политики Новгорода.

Тема 4. РУССКОЕ ТОРГОВОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО в XIII – первой половине XVII вв. 1. Основные источники торгового и таможенного права «удельного периода».2. Основные источники торгового и таможенного права периода централизации русского государства.3. Соборное уложение 1649 г. Цель занятия – изучить русское торговое и таможенное право в XIII – первой половине XVII вв.

По первому вопросу студент должен знать основные источники торгового и таможенного права «удельного периода».

По второму вопросу студент должен знать основные источники торгового и таможенного права периода централизации русского государства.

По третьему вопросу студент должен изучить Соборное уложение 1649 г.

Тема 5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ в XIII – первой половине XVII вв. 1. Классификация таможенных платежей.2. Эволюция таможенных платежей в XVI – первой половине XVII вв.3. Практика взимания таможенных пошлин. Цель занятия – изучить таможенные платежи в XIII – первой половине XVII вв.

По первому вопросу студент должен знать классификацию таможенных платежей.

По второму вопросу студент должен знать эволюцию таможенных платежей в XVI – первой половине XVII вв.

По третьему вопросу студент должен изучить практику взимания таможенных пошлин.

Тема 6. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ В XVI – первой половине XVII вв. 1. Экономические изменения в Европе XV – XVII вв.2. Русская торговля в XVI – первой половине XVII вв.(начало).3. Русская торговля в XVI – первой половине XVII вв. (продолжение).4. Таможенное дело и таможенная служба России в XVI – первой половине XVII вв. Цель занятия – изучить торговлю и таможенное дело России в XVI – первой половине XVII вв.

По первому вопросу студент должен знать экономические изменения в Европе XV – XVII вв.

По второму и третьему вопросу студент должен знать русскую торговлю в XVI – первой половине XVII вв.

По четвертому вопросу студент должен проанализировать таможенное дело и таможенную службу России в XVI – первой половине XVII вв.

Тема 7. ТАМОЖЕННАЯ РЕФОРМА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА И РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА во второй половине XVII в. 1. Причины и предпосылки таможенной реформы.2. Торговый устав 1653 г.3. Новоторговый устав 1667 г. Цель занятия – изучить таможенную реформу царя Алексея Михайловича и развитие таможенного дела во второй половине XVII в.

По первому вопросу студент должен знать причины и предпосылки таможенной реформы.

По второму вопросу студент должен изучить Торговый устав 1653 г.

По третьему вопросу студент должен изучить Новоторговый устав 1667 г.

Тема 8. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в первой половине XVIII в. 1. Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований Петра I.2. Политика промышленного протекционизма.3. Таможенная реформа П.И. Шувалова. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику России в первой половине XVIII в.

По первому вопросу студент должен изучить таможенное дело и таможенную политика в контексте преобразований Петра I.

По второму вопросу студент должен изучить политику промышленного протекционизма.

По третьему вопросу студенту следует изучить таможенную реформу П.И. Шувалова.

Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ во второй половине XVIII в. 1. Таможенная политика Екатерины II: от протекционизма к фритредерству.2. Реформирование таможенной службы.3. Таможенная политика конца XVIII в. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику России во второй половине XVIII в.

По первому вопросу студент должен знать таможенную политику Екатерины II: от протекционизма к фритредерству.

По второму вопросу студент должен знать реформирование таможенной службы.

По третьему вопросу студент должен изучить таможенную политику конца XVIII в.

Тема 10. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в первой половине XIX в. 1. Таможенная политика России 1801 – 1819 г.2. Тариф 1822 г. и протекционистский курс Канкрина.3. Преобразования в таможенной службе первой половине XIX в. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику России в первой половине XIX в.

По первому вопросу студент должен изучить таможенную политику России 1801 – 1819 г.

По второму вопросу студент должен изучить тариф 1822 г. и протекционистский курс Канкрина.

По третьему вопросу студенту необходимо проанализировать преобразования в таможенной службе первой половине XIX в. Тема 11. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в 50-70-х гг. XIX в. 1. Социально-экономическое и внешнеполитическое положение России в 1850-е гг.2. Таможенный тариф 1857 г.3. Таможенный тариф 1868 г. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику России в 50-70-х гг. XIX в.

По первому вопросу студент должен знать социально-экономическое и внешнеполитическое положение России в 1850-е гг.

По второму вопросу студент должен знать таможенный тариф 1857 г.

По третьему вопросу студент должен изучить таможенный тариф 1868 г.

Тема 12. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в 1877 - 1917 гг. 1. Протекционистский поворот в таможенной политике и таможенный тариф 1891 г.2. Торгово-таможенная война России и Германии.3. Таможенная система в конце XIX – начале XX вв. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику России в 1877 - 1917 гг.

По первому вопросу студент должен изучить протекционистский поворот в таможенной политике и таможенный тариф 1891 г.

По второму вопросу студент должен изучить торгово-таможенную войну России и Германии.

По третьему вопросу студент должен изучить таможенную систему в конце XIX – начале XX вв. Тема 13. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 1. Становление советской таможенной системы в 1917 – начале 20-х гг.2. Развитие советской таможенной системы в годы НЭПа.3. Советская таможенная система в 30 – 80-е гг. XX в.4. Реорганизация таможенной службы в годы перестройки. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику в советской России и СССР.

По первому вопросу студент должен знать становление советской таможенной системы в 1917 – начале 20-х гг.

По второму вопросу студент должен знать развитие советской таможенной системы в годы НЭПа.

По третьему вопросу студент должен изучить советскую таможенную систему в 30 – 80-е гг. XX в.

По четвертому вопросу студент должен изучить реорганизацию таможенной службы в годы перестройки.

Тема 14. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД (1991 – 2000-е гг.) 1. Изменения в таможенном деле после 1991 г. и основные проблемы становления российской таможенной службы.2. Основные задачи развития российской таможенной службы и таможенный кодекс 1993 г.3. Современное состояние таможенного дела в России и таможенный кодекс 2003 г. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику в Новейший период (1991-2000-е гг.).

По первому вопросу студент должен знать изменения в таможенном деле после 1991 г. и основные проблемы становления российской таможенной службы.

По второму вопросу студент должен знать основные задачи развития российской таможенной службы и таможенный кодекс 1993 г.

По третьему вопросу студент должен изучить современное состояние таможенного дела в России и таможенный кодекс 2003 г.

Тема 15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА1. Таможенное сотрудничество в рамках СНГ.2. Сотрудничество России с мировыми экономическими организациями.3. Проблема вхождения России в ВТО. Цель занятия – изучить основные направления международного сотрудничества России в области таможенного дела.

По первому вопросу студент должен знать таможенное сотрудничество в рамках СНГ.

По второму вопросу студент должен знать сотрудничество России с мировыми экономическими организациями.

По третьему вопросу студент должен изучить проблема вхождения России в ВТО.

Литература, рекомендуемая для подготовки к темам семинаров:

Основная литература

1. Давыдов, Я.В. Таможенное право: конспект лекций / Я.В.Давыдов.— М.: Приор-издат, 2006.— 160с.

 

2. Дополнительная литература.

1. Бекяшев, К.А.Моск.гос.юрид.акад. Таможенное право: учебник / К.А,Бекяшев,Е.Г.Моисеев;Моск.гос.юрид.акад. — 2-е изд.,перераб.и доп. — М.: Проспект, 2006.— 360с.

2. Косаренко, Н.Н. Таможенное право: курс лекций / Н.Н.Косаренко.— М.: КНОРУС, 2006.— 320с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных