ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»
Кафедра «Теории и истории государства и права»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ по дисциплине
ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Направление подготовки (cпециальность): 036401 Таможенное дело
Квалификация (степень) выпускника: специалист
Форма обучения: (очная)
Тула 2012 г. Методические указания к проведению практических (семинарских) занятий составлены к.ист.н., доцентом кафедры «Теории и истории государства и права» Е.Н. Соломатиным и обсуждены на заседании кафедры «Теории и истории государства и права» юридического факультета
протокол № 8 от "26" июня 2012 г.
Зав. кафедрой _________________Е. Н. Соломатин Одной из основных форм изучения дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» являются семинарские занятия, которые представляют собой групповую творческую работу студентов, проводимую под руководством и с участием преподавателя. Целью семинарских занятий является повышение теоретического уровня знаний студентов, их умение ориентироваться в моральных нормах, приобретение навыков сопоставления юридической деятельности с требованиями нравственного поведения в будущей практической деятельности. Одновременно семинарские занятия дают возможность студентам проверить, а преподавателю проконтролировать уровень усвоения тех или иных вопросов, выявить пробелы в знаниях и наметить пути их устранения. Семинарские занятия наилучшим образом способствуют выработке у студентов умений грамотно и четко формировать и излагать свои мысли, вести творческую дискуссию, отстаивать свои мнения и убеждения. Цель семинарского занятия может быть достигнута лишь при условии должной подготовки к нему.
ΙΙ. ПРИМЕР ДОСТАТОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ 1. ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ «ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»: 1. За несколько дней до даты семинара внимательно изучить его план и список литературы по теме, просмотреть материалы подготовки предыдущему занятию и конспекты лекций. 2. Обратиться к ознакомительно-библиографическим записям, предварительно сделанным по списку источников и основной литературы, выбрать одно из учебных пособий. Желательно составить краткие тезисы или план возможного выступления на семинаре, выделить сложные и дискуссионные вопросы. 3. В итоге студент должен освоить научную литературу, уметь разбираться в научных концепциях, формулировать свою точку зрения по вопросам истории таможенного дела и таможенной политики в России, уяснить предмет, метод и задачи курса, периодизацию истории таможенного дела и таможенной политики, историю изучения предмета. Студент должен быть готов аргументировано излагать свои взгляды, правильно строить речь, свободно ориентироваться в теоретическом материале, отвечать на вопросы. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ К КУРСУ «ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ»1.Предмет, метод и задачи курса.2.Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики.3.История изучения предмета. Цель занятия – изучить основные теоретические положения, введение к курсу История таможенного дела и таможенной политики России. По первому вопросу студент должен знать предмет, метод и задачи курса. По второму вопросу студент должен знать периодизацию истории таможенного дела и таможенной политики. По третьему вопросу студент должен изучить историю предмета. Тема 2. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ОБЛОЖЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX – НАЧАЛО XII вв.) 1.Проблемы социально-политической истории Древней Руси и развитие торговли и таможенного дела.2.Торговля в Древней Руси.3.Зарождение таможенного дела и таможенной политики. Цель занятия – изучить торговлю и таможенное обложение в Древней Руси (IX – начало XII вв.)По первому вопросу студент должен знать проблемы социально-политической истории Древней Руси и развитие торговли и таможенного дела. По второму вопросу студент должен изучить торговлю в Древней Руси. По третьему вопросу студент должен изучить зарождение таможенного дела и таможенной политики. Тема 3. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РУСИ В «УДЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ» (XIII – XV вв.)1. Удельный порядок: политический и социально-экономический аспекты.2. Торговля в удельное время.3. Торговля, таможенное дело и таможенная политика Новгорода. Цель занятия – изучить торговлю и таможенную политику Руси в «удельное время» (XIII – XV вв.). По первому вопросу студент должен знать удельный порядок: политический и социально-экономический аспекты.По второму вопросу студент должен знать торговлю в удельное время. По третьему вопросу студент должен осуществить изучение торговли, таможенного дела и таможенной политики Новгорода. Тема 4. РУССКОЕ ТОРГОВОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО в XIII – первой половине XVII вв. 1. Основные источники торгового и таможенного права «удельного периода».2. Основные источники торгового и таможенного права периода централизации русского государства.3. Соборное уложение 1649 г. Цель занятия – изучить русское торговое и таможенное право в XIII – первой половине XVII вв.По первому вопросу студент должен знать основные источники торгового и таможенного права «удельного периода». По второму вопросу студент должен знать основные источники торгового и таможенного права периода централизации русского государства. По третьему вопросу студент должен изучить Соборное уложение 1649 г. Тема 5. ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ в XIII – первой половине XVII вв. 1. Классификация таможенных платежей.2. Эволюция таможенных платежей в XVI – первой половине XVII вв.3. Практика взимания таможенных пошлин. Цель занятия – изучить таможенные платежи в XIII – первой половине XVII вв.По первому вопросу студент должен знать классификацию таможенных платежей. По второму вопросу студент должен знать эволюцию таможенных платежей в XVI – первой половине XVII вв. По третьему вопросу студент должен изучить практику взимания таможенных пошлин. Тема 6. ТОРГОВЛЯ И ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ В XVI – первой половине XVII вв. 1. Экономические изменения в Европе XV – XVII вв.2. Русская торговля в XVI – первой половине XVII вв.(начало).3. Русская торговля в XVI – первой половине XVII вв. (продолжение).4. Таможенное дело и таможенная служба России в XVI – первой половине XVII вв. Цель занятия – изучить торговлю и таможенное дело России в XVI – первой половине XVII вв.По первому вопросу студент должен знать экономические изменения в Европе XV – XVII вв. По второму и третьему вопросу студент должен знать русскую торговлю в XVI – первой половине XVII вв. По четвертому вопросу студент должен проанализировать таможенное дело и таможенную службу России в XVI – первой половине XVII вв. Тема 7. ТАМОЖЕННАЯ РЕФОРМА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА И РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА во второй половине XVII в. 1. Причины и предпосылки таможенной реформы.2. Торговый устав 1653 г.3. Новоторговый устав 1667 г. Цель занятия – изучить таможенную реформу царя Алексея Михайловича и развитие таможенного дела во второй половине XVII в.По первому вопросу студент должен знать причины и предпосылки таможенной реформы. По второму вопросу студент должен изучить Торговый устав 1653 г. По третьему вопросу студент должен изучить Новоторговый устав 1667 г. Тема 8. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в первой половине XVIII в. 1. Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований Петра I.2. Политика промышленного протекционизма.3. Таможенная реформа П.И. Шувалова. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику России в первой половине XVIII в.По первому вопросу студент должен изучить таможенное дело и таможенную политика в контексте преобразований Петра I. По второму вопросу студент должен изучить политику промышленного протекционизма. По третьему вопросу студенту следует изучить таможенную реформу П.И. Шувалова. Тема 9. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ во второй половине XVIII в. 1. Таможенная политика Екатерины II: от протекционизма к фритредерству.2. Реформирование таможенной службы.3. Таможенная политика конца XVIII в. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику России во второй половине XVIII в.По первому вопросу студент должен знать таможенную политику Екатерины II: от протекционизма к фритредерству. По второму вопросу студент должен знать реформирование таможенной службы. По третьему вопросу студент должен изучить таможенную политику конца XVIII в. Тема 10. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в первой половине XIX в. 1. Таможенная политика России 1801 – 1819 г.2. Тариф 1822 г. и протекционистский курс Канкрина.3. Преобразования в таможенной службе первой половине XIX в. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику России в первой половине XIX в.По первому вопросу студент должен изучить таможенную политику России 1801 – 1819 г. По второму вопросу студент должен изучить тариф 1822 г. и протекционистский курс Канкрина. По третьему вопросу студенту необходимо проанализировать преобразования в таможенной службе первой половине XIX в. Тема 11. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в 50-70-х гг. XIX в. 1. Социально-экономическое и внешнеполитическое положение России в 1850-е гг.2. Таможенный тариф 1857 г.3. Таможенный тариф 1868 г. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику России в 50-70-х гг. XIX в.По первому вопросу студент должен знать социально-экономическое и внешнеполитическое положение России в 1850-е гг. По второму вопросу студент должен знать таможенный тариф 1857 г. По третьему вопросу студент должен изучить таможенный тариф 1868 г. Тема 12. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в 1877 - 1917 гг. 1. Протекционистский поворот в таможенной политике и таможенный тариф 1891 г.2. Торгово-таможенная война России и Германии.3. Таможенная система в конце XIX – начале XX вв. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику России в 1877 - 1917 гг.По первому вопросу студент должен изучить протекционистский поворот в таможенной политике и таможенный тариф 1891 г. По второму вопросу студент должен изучить торгово-таможенную войну России и Германии. По третьему вопросу студент должен изучить таможенную систему в конце XIX – начале XX вв. Тема 13. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР 1. Становление советской таможенной системы в 1917 – начале 20-х гг.2. Развитие советской таможенной системы в годы НЭПа.3. Советская таможенная система в 30 – 80-е гг. XX в.4. Реорганизация таможенной службы в годы перестройки. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику в советской России и СССР.По первому вопросу студент должен знать становление советской таможенной системы в 1917 – начале 20-х гг. По второму вопросу студент должен знать развитие советской таможенной системы в годы НЭПа. По третьему вопросу студент должен изучить советскую таможенную систему в 30 – 80-е гг. XX в. По четвертому вопросу студент должен изучить реорганизацию таможенной службы в годы перестройки. Тема 14. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД (1991 – 2000-е гг.) 1. Изменения в таможенном деле после 1991 г. и основные проблемы становления российской таможенной службы.2. Основные задачи развития российской таможенной службы и таможенный кодекс 1993 г.3. Современное состояние таможенного дела в России и таможенный кодекс 2003 г. Цель занятия – изучить таможенное дело и таможенную политику в Новейший период (1991-2000-е гг.).По первому вопросу студент должен знать изменения в таможенном деле после 1991 г. и основные проблемы становления российской таможенной службы. По второму вопросу студент должен знать основные задачи развития российской таможенной службы и таможенный кодекс 1993 г. По третьему вопросу студент должен изучить современное состояние таможенного дела в России и таможенный кодекс 2003 г. Тема 15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА1. Таможенное сотрудничество в рамках СНГ.2. Сотрудничество России с мировыми экономическими организациями.3. Проблема вхождения России в ВТО. Цель занятия – изучить основные направления международного сотрудничества России в области таможенного дела.По первому вопросу студент должен знать таможенное сотрудничество в рамках СНГ. По второму вопросу студент должен знать сотрудничество России с мировыми экономическими организациями. По третьему вопросу студент должен изучить проблема вхождения России в ВТО. Литература, рекомендуемая для подготовки к темам семинаров: Основная литература 1. Давыдов, Я.В. Таможенное право: конспект лекций / Я.В.Давыдов.— М.: Приор-издат, 2006.— 160с.
2. Дополнительная литература. 1. Бекяшев, К.А.Моск.гос.юрид.акад. Таможенное право: учебник / К.А,Бекяшев,Е.Г.Моисеев;Моск.гос.юрид.акад. — 2-е изд.,перераб.и доп. — М.: Проспект, 2006.— 360с. 2. Косаренко, Н.Н. Таможенное право: курс лекций / Н.Н.Косаренко.— М.: КНОРУС, 2006.— 320с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|