ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Править] Кодекс честиТайский бокс
Тайский бокс или муай тай (тайск. มวยไทย) — боевое искусство Таиланда, произошедшее из древнего тайского боевого искусства муай боран и схожее с другими индокитайскими боевыми искусствами такими как прадал серэй (Камбоджа), томой (Малайзия), лэхвей (Мьянма) и муай лао (Лаос). Термин «муай» исходит от санскритского мавья [1] и тай, в переводе означая «поединок свободных» или «свободный бой». В современном муай тай можно наносить удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями — из-за этого муай тай называют «боем восьми конечностей»[2][3]. От карате или ушу муай тай отличает отсутствие формальных комплексов (ката, таолу)[4], их заменяют базовые связки из двух-трех ударов, спарринг и работа на «лапах» и мешках[5]. У себя на родине муай тай стал популярным еще в XVI веке, но мировую известность этот вид спорта приобрёл только во второй половине XX века после того, как тайские бойцы одержали ряд впечатляющих побед над представителями других единоборств[6]. Сегодня муай тай по-прежнему обладает огромной популярностью в Таиланде, где существует даже праздник — «день национального бокса Муай Тай». За пределами Таиланда популярность тайского бокса продолжает расти, во многом благодаря развитию смешанных боевых искусств, интенсивно применяющих муай тай для боя в стойке. Несмотря на то, что муай тай не является олимпийским видом спорта, по нему проводятся соревнования регионального, национального и международного масштабов. История Истоки Муай тай исходит из древнего искусства Муай Боран, метода ведения борьбы без оружия, истоки появления которого уходят на несколько тысяч лет назад[7]. Также распространена точка зрения, что муай тай произошёл от другого боевого искусства: краба крабонг (тайск. «мечи и палки»)[8]. Поскольку данное искусство, базирующееся на работе с оружием, сформировалось в первую очередь на основе индийских, китайских и японских методов ведения боя, то прямая связь не столь очевидна, однако, «краба крабонг» определённо оказало влияние на муай тай, свидетельством чему является техника выполнения некоторых ударов ногами, захватов и движений в ритуальном танце рам муай[9]. Формирование муай тай в том виде, котором он существует сегодня, началось во второй половине XVI века; тогда это искусство называлось «май си сок». С образованием государства Аютия появилось новое название — «пахуют» («многосторонний бой»). Термин «муай тай» возник одновременно с падением Аютии и возникновением нового государства — Сиам, однако, до 1934 г. название «пахуют» употреблялось параллельно с прежним. В 1934 г. Сиам сменил свое название на Таиланд, и термин «муай-тай» утвердился окончательно[9]. Отношение к пахуюту в Аютии было весьма серьезным: изучение проходило в обязательном порядке как для воинов, так и для членов королевской семьи. Помимо этого проводились бои во время увеселительных мероприятий, таких как ярмарки и праздники, в том числе на виду у короля. Особо выдающихся бойцов зачисляли в королевскую гвардию и присваивали им дворянский титул[10]. Такие новоиспечённые дворяне неофициально именовались «муай луанг» или «королевские бойцы». Даже существовал полк королевской охраны, сформированный из лучших бойцов и носивший название «гром нак муай» («полк бойцов муай»)[11][12]. Подобный патронаж муай просуществовал до короля Рамы VII[12]. Эволюция Со времен Аютии и пахуюта, муай тай претерпел значительные изменения в правилах и экипировке бойцов. Техника же осталась практически неизменной со времен короля Рамы III[13]. Изначально бои велись голыми руками, однако, позже руки и предплечья бойцов стали обматываться полосками из лошадиных шкур. Это делалось, во-первых, для защиты боксёра, а, во-вторых, для более сильного удара. Такой бой назывался «муай кад чуек» [14]. Позднее стали использовать пеньковые веревки или обычные хлопковые ленты. Несмотря на введение боксёрских перчаток, традиция бинтовать руки сохранилась по сей день, однако, вопреки распространенному Голливудом стереотипу, исторических доказательств обмакивания бинтов в битое стекло не обнаружено[15][16]. Следует отметить, что удар должным образом забинтованной верёвкой руки приводил к многочисленным порезам и кровоподтекам у противника и без осколков стекла[15]. Наибольшие изменения коснулись правил. Если в древние времена побежденный покидал площадку либо мёртвым, либо жестоко избитым — сдаваться в муай-тай было не принято, и поступавшие так бойцы покрывали себя позором — то в 1929 году было введено понятие победы по очкам[6]. Также временные рамки боя стали ограничены пятью трёхминутными раундами, а отсчёт времени теперь стал вестись по часам, роль которых до этого выполнял плавающий по воде плод кокосовой пальмы: когда плод тонул, барабан извещал о конце раунда[17]. Помимо этого, земляную площадку заменил ринг размерами 6х6 метров, было введено разделение на семь весовых категорий[13] и были запрещены захваты и броски амплитудного типа, как в дзюдо[9]. Также были наложены запреты на удары головой, удушения, удары в пах и атаку упавшего противника. Таким образом, проведение боев по муай-тай было окончательно подчинено сложившимся правилам соревнований[6]. Муай тай сегодня В Таиланде дети часто начинают заниматься муай тай и выступать на ринге с 5 лет[18]. Сегодня муай тай по прежнему обладает огромной популярностью как в Таиланде, так и за его пределами. Для многих тайских мужчин, муай тай — единственный способ выбиться из нищеты. В итоге, число занимающихся — весьма велико: муай тай практикуют более 120 тысяч любителей и около 10 тысяч профессионалов[19][20]. При этом в стране насчитывается около двух тысяч клубов. Военнослужащие и полицейские в эту цифру не входят, так как занимаются муай тай в обязательном порядке[6]. Муай-тай обрёл популярность в Европе и в мире с 1977 года, когда тайские бойцы одержали убедительные победы в матчевых встречах с кикбоксёрами и каратистами[6]. Особенных успехов в практике муай тай достигли нидерландские бойцы, чья школа сегодня считается одной из лучших наряду с тайской, свидетельством чему являются успехи нидерландских кикбоксёров на международных аренах. Связано это с тем, что голландцы первыми в Европе стали серьёзно изучать муай тай. До 1978 года представители Нидерландов были уже сильны в кикбоксинге, но, приехав в Таиланд, они потерпели сокрушительное поражение от местных бойцов, после чего усиленно взялись за изучение тайской версии кикбоксинга[21]. Также сильными школами муай тай могут похвастаться Россия, Украина и Беларусь, чьи представители успешно выступают на турнирах по муай тай. Новый виток популярности муай тай приобрел с развитием смешанных единоборств (ММА). В силу своей простоты и эффективности, муай тай является неотъемлемым компонентом подготовки большого количества профессиональных бойцов ММА (например, Маурисио Руа, Алистар Оверим и т.д.), что, в свою очередь, увеличило количество желающих его изучать[22][23]. По этой же причине, элементы муай тай инкорпорируются многочисленными секциями по самообороне, так как тайский бокс является одним из наиболее приближенных (насколько это возможно в спорте) к уличной драке единоборств[24]. Большую роль в популяризации муай тай также сыграл самый престижный мировой турнир по кикбоксингу среди профессионалов — К-1 — где представители тайского бокса Буако Пор. Прамук, Артур Кишенко, Геворг «Джорджио» Петросян, Бадр Хари, Петер Артс и Реми Боньяски являются лидирующими бойцами. Традиции Уай кру рам муай Бойцы выполняют традиционный танец рам муай перед поединком.
Отличительной особенностью муай тай является традиционная молитва уай кру и церемониальный танец рам муай, предшествующие каждой схватке. Уай кру выполняется, как правило, в углу ринга, где боец стоит лицом к тренеру или угловому в знак уважения[25]. В свою очередь, рам муай прежде всего является демонстрацией почитания, благодарности за заботу родителей и учителя, который вложил частицу себя в бойца. Помимо этого, танец представляет собой своеобразную разминку для ног, рук и корпуса, а также психологическую настройку на бой[25][26]. По традиции, боец начинает рам муай с медленного обхода ринга против часовой стрелки, держа правую руку над канатом ринга. В каждом углу он останавливается и совершает поклон, одновременно касаясь ограждения, таким образом, «опечатывая» ринг от проникновения злых духов и наделяя пространство внутри канатов своей силой. Дальнейшее исполнение варьируется в зависимости от школы, но, как правило, боец стоя на коленях, произносит короткую молитву и делает три поклона, касаясь перчатками настила ринга[17]. Монгкон Во время исполнения танца рам муай у каждого бойца на голове надет монгкон — скрученная из 108 (сакральное число буддизма) нитей верёвка толщиной примерно в палец человека, изогнутая в кольцо диаметром примерно с человеческую голову[27]. Концы верёвки завязываются в косичку полоской ткани, на которую нанесены магические символы и знаки. Монгкон одевают только перед боем во время исполнения ритуала уай кру, в котором боец исполняет танец рам муай[28]. После того как боец выполнит ритуал Рам Муай, перед началом первого раунда священную повязку с головы бойца снимает секундант или тренер. В Таиланде, монгкон, равно как и танец рам муай, может указывать на принадлежность бойца к той или иной школе или географическому региону. По традиции монгкон должен плести боец, а освящать — учитель[29], однако, в нынешнее время монгконы свободно продаются в магазинах. Пратьиат Ритуальная молитва уай кру перед боем. На голове у бойца — монгкон, а на плече — пратьиат. Пратьиат (также известный как пратьет, праджет, прайат и т. д.) — это традиционный тайский амулет в виде повязки на плечо с двумя болтающимися концами и предназначенный для оберегания бойца. В отличие от монгкона, пратьиат носят на одной или обоих руках на протяжении всего поединка. Саму повязку сплетают из полосок материи, на которой повторяются магические формулы, молитвы и заклинания, что восходит к древним тайским традициям: воины повязывали пратьиат на плечо и вступали с ним в бой, веря, что повязка убережет их от смерти и ранений. На родине муай тай процесс плетения весьма церемониален: как правило, повязку делает учитель бойца, либо сам боец, но в Таиланде считается, что пратьиаты, сплетенные учителем обладают большей силой, поскольку для бойца учитель — это человек, обладающий искусством магии. В Европе и Америке веры в магическую силу пратьиата меньше, особенно, если учесть, что с развитием интернет-коммерции и роста популярности муай тай, большое количество магазинов предлагает пратьиаты на любой вкус и цвет, однако, сомнительно, что все они являются заговорёнными и могут существенно помочь бойцу. В связи с этим, пратьиаты нашли другое применение и во многих школах используются в качестве ранговой системы сродни поясам в карате, дзюдо или бразильском джиу-джитсу. Международная любительская федерация муай тай ввела цветовую классификацию пратьиатов и монгконов в соответствии с уровнем бойца. В России данная практика является вторичной в силу наличия системы присвоения спортивных званий за конкретные заслуги на ринге[30]. Музыка Поединок проходит под традиционную тайскую музыку, задающую ритм боя. Считается, что звуки инструментов наделены магическими свойствами, что позволяет освободить сознание от всех рутинных мыслей и придать раскованность психике бойцов. Кроме того, согласно поверьям, ритм музыки вводит бойцов в некий транс, способствующий концентрации и позволяющий бойцу биться на ринге с большей отдачей и силой[31]. Первоначально музыкальный аккомпанемент играл роль фона, однако, со временем, музыка стала имитировать ход самого поединка: во время исполнения рам муай, музыка звучит плавно и спокойно, подчеркивая торжественность обстановки. По ходу боя, когда бойцы прилагают всё бо́льшие усилия для победы, ритм может ускоряться и приобретать совершенно неистовый характер в кульминационные моменты схватки[17]. Исполняется музыка на четырёх инструментах: пи джава — яванский кларнет, клонг как — двойной барабан, шинг — металлические цимбалы и конг монг — тайский тип барабана[25]. Ритм партии задаёт пи джава, звук которого тайцы считают наделённым магическими свойствами: нередко человека, играющего на этом инструменте приравнивают к магу[31]. На боях в Таиланде всегда звучит живая музыка, в то время как в европейских государствах и США преимущественно используются записанные произведения. править] Кодекс чести Как и любой другой вид спорта, муай тай требует уважительного отношения к противнику. Запрещены вербальные и физические оскорбления до, во время и после схватки, и нарушение этих правил может стоить оскорбляющей стороне баллов, а то и всего боя. Также любопытна деталь, свойственная именно Таиланду, где голова человека считается самой почитаемой частью тела, так как она занимает самое высокое положение[32]. Так, например, тайский боец никогда не полезет на ринг под канатами и всегда будет перешагивать через них, не допуская, чтобы что-то оказалось выше его головы. Кроме того, большим унижением во время боя считается удар стопой («самой презренной частью тела») в лицо, который воспринимается как попытка сказать «твоя голова ниже моих ног, то есть ниже грязи». Еще большим унижением считается легкое касание лица противника стопой, сродни плевку в лицо[33]. Помимо этого, согласно кодексу чести муай тай, каждый боец должен представлять себя для окружающих примером для благородства, честности и скромности, уважению к обычаям и законам своей страны. Клятва, которую даёт каждый боец, вступающий в любой клуб муай тай, звучит примерно следующим образом: «Я буду сильным и чистым, я буду всегда поступать честно, всегда следить за своим поведением как в школе [муай тай], так и за ее пределами. Я никогда не стану кичиться своей силой и задирать слабых. Я буду повиноваться своим наставникам и буду верен своей нации. Мы все, ученики и учителя, будем любить друг друга, будем едины в своих целях и помыслах и всегда будем помогать друг другу»[31]. Техника В муай-тай существуют два основных стиля: муай-лак («твёрдый бой») и муай-киеу («щегольской бой»). Для техники муай-лак характерны твёрдая, устойчивая позиция сочетающаяся с надежной защитой, медленными перемещениями и мощными ударами. Решающее значение придаётся контратаке и бою на ближней дистанции. В связи с этим, данный стиль не очень популярен в современном мире, где простой обмен ударами не приветствуется, а высоко ценится зрелищность и тактика боя. Данным требованиям в большей степени соответствует муай-киеу, строящийся на финтах и уклонах, практически отсутствующих в муай-лак. В технике муай-киеу преобладают быстрые передвижения, боковые и круговые удары, удары коленями; несмотря на то, что проведение атак требует больше времени, чем в муай-лак, на силе ударов это не отражается, так как техника практически всех ударов в муай тай строится на вложении корпуса в любой удар, будь то удар рукой или ногой[6][34]. Удары кулаками (Чок) Мад тронг или джеб. Судя по положению ног бойца в красном, удар проходит в комбинации с лоу-киком.
Удары руками в муай тай традиционно считаются вспомогательным и менее эффективным элементом ведения боя, поэтому оцениваются ниже ударов локтями, коленями или ногами[35]. Сама техника ударов руками в старые времена существенно отличалась от нынешней, представляя лишь кроссы и длинные круговые удары без фиксации локтя, в отличие от традиционного хука. С развитием спорта и влиянием западных боевых искусств, в первую очередь бокса, муай тай стал включать джебы, кроссы, хуки, апперкоты, а также хаммерфисты (удар нижней частью кулака сверху вниз, от англ. hammerfist) и бэкфисты (удар нижней частью кулака сбоку, от англ. backfist). Следует также отметить, что в отличие от традиционного бокса, в муай тай нечасто используются удары по корпусу, так как это делает голову атакующего открытой для контр-атаки локтями или коленями. Локти (Ти сок)
Удары локтями могут наноситься несколькими способами: горизонтально, диагонально вверх, диагонально вниз, снизу вверх, с разворота и в прыжке. Локти могут использоваться как для завершения боя, так и с целью нанесения рассечения сопернику. Особенно для этих целей эффективны рассечения бровей или лба, в результаты которых кровь может заливать глаза противнику, усложняя обзор. В силу своей исключительной эффективности, удары локтями считаются опасными настолько, что во многих организациях, в том числе и профессиональных, они являются запрещенными[36]. Наиболее часто локти используются на близкой дистанции или в клинче, где недостаточно места для нанесения ударов руками. Помимо этого, локти успешно используются для блокирования ударов, порою причиняя вред нападающему[37][38]. Удары ногами (Тае) Боковой удар ногой в нижний уровень - лоукик - «визитная карточка» тайского бокса.
Прямой удар ногой в голову. Два самых используемых удара ногами в муай тай — это тип (буквально, «джеб ногой») и тае тад — боковой удар ногой, наносимый по корпусу или голове соперника. Несмотря на сходство с кёкусинкаевским «маваси гэри» или тхэквондистским «долио-чаги», техника выполнения бокового удара в муай тай существенно отличается[39]. В муай тай удар выполняется с проносом бьющей ноги, что создаёт дополнительную инерцию. При правильном выполнении удара, если противник ушёл с линии атаки, то боец должен развернуться на 360 градусов[38]. В результате такого разворота, критическое значение имеет защита, так как у противника появляется возможность для контр-атаки. Особую роль в муай тай играет боковой удар в нижний уровень — тае код — или лоу-кик (от английского low kick). Как правило, лоу-кик наносится в бедро (как внешнюю, так и внутреннюю его часть) или подколенную ямку, ставя целью лишение противника подвижности и мобильности. Во многом благодаря технике выполнения лоу-кика, муай тай прочно укрепился как в ММА, так и во многих системах самообороны[22][23]. Лоу-кик чрезвычайно эффективен, так как его сложнее заметить или блокировать, в то время как ущерб он наносит значительный: технические нокауты от лоу-киков, когда соперник просто не может подняться, часты независимо от места проведения боя[40]. Следует отметить, что по аналогии с лоу-киком, распространёнными обозначениями боковых ударов в корпус (средний уровень) и голову (верхний уровень) являются русифицированные английские слова миддл-кик (англ. middle-kick) и хай-кик (англ. high-kick), соответственно. Впрочем, независимо от истоков единоборства, весьма популярным неофициальным названием бокового удара ногой в русском языке является слово «маваша» — производное от японского «маваси-гэри». Защита от как от миддл-кика, так и от лоу-кика, часто производится путем поднятия колена, в результате чего, удар принимается на голень[41][42]. У начинающего или малознакомого с тайским боксом человека, концепция «голень-в-голень» (или сэн-о-сэн) зачастую вызывает смятение. Для опытного тайбоксера же подобные столкновения не являются чем-то экстраординарным, так как их голени закаляются в ходе тренировочных спаррингов, ударов по мешку и «лапам», а также благодаря специальным «набивочным» упражнениям[43]. Вообще, в отличие от каратэ и тхэквондо, в муай тай не бьют подъемом стопы (за исключением хай-киков), так как эта часть тела содержит множество мелких костей и сухожилий, а, значит, является более уязвимой[44]. В свою очередь, защита головы производится блоком перчаткой, уклоном, а также сбивкой или отводом ноги. Удары коленями (Ти као) Удары коленями наиболее часто используются в клинче.
Также существуют следующие разновидности ударов:
Равно как и локти, колени наиболее часто применяются во время боя в клинче. Также удар коленом является эффективным способом сократить дистанцию и даже если он не достигает цели, то боец оказывается очень близко к противнику, где может войти в клинч[38]. Современные школы муай-тай чаще всего обучают боксеров при ударе вытягивать вниз пальцы ноги. При этом колено максимально заостряется, а подколенные связки натягиваются, обеспечивая поддержку суставу. Cуществует также и другой способ, использовавшийся в традиционной технике муай-тай, в котором стопа должна находиться под прямым углом к голени, и если боксёр не попадает в цель, он может продолжить удар кончиками пальцев стопы[38]. Клинч и борьба в стойке (Джаб-ко) Тайский клинч в исполнении солдат армии США. Следует обратить внимание, что переплетённые пальцы противоречат технике безопасности муай тай, где замок рук осуществляется вложением тыльной части одной ладони в другую. В традиционном боксе клинчующих бойцов разнимают; в муай тай клинч, наоборот, приветствуется. Именно в клинче чаще всего используются локти и колени, как для атак, так и для защиты от них[46]. Техника клинча в некотором роде напоминает грэпплинг в стойке, с тем отличием, что задача в клинче — установить доминирующую позицию, из которой можно результативно атаковать противника и лишить его самого такой возможности. Помимо этого, тайский клинч усложняется наличием перчаток на руках, не позволяющих схватить соперника за руку или шею, в результате чего, количество приемов в клинче ограничено и мастерство сводится к умению грамотно позиционировать соперника, не давая ему возможности контр-атаковать. В идеале, боец должен зажать шею противника между своими предплечьями, опирающимися на ключицы противника, в то время руки, образующие замо́к, создают давление на затылок и тянут голову противника вниз. При правильно установленной позиции, противник не может поднять голову и остается вынужден блокировать удары коленями[47]. Один из самых действенных способов выбраться из такого положения заключается в отталкивании головы противника рукой с последующим круговым движением, позволяющим взять голову в захват, таким образом, заняв доминирующую позицию. Для ее сохранения также крайне важно держать локти близко друг к другу, чтобы противник не смог просунуть между ними свою руку и повторить вышеуказанный приём[47][48]. Фронтальный клинч во время поединка. Существует несколько вариаций клинча, включая, следующие:
В зависимости от стратегии бойца, клинч может быть наступательным и оборонным. Наступательный клинч наиболее удобно инициировать после атаки руками, сократив дистанцию. В оборонный клинч проще войти, сбив атакующую руку противника и захватив его шею[46]. Как и в любых других видах спорта, существует множество не вполне спортивных уловок, позволяющих повысить свои шансы в клинче. Например, можно кратковременно повисать на сопернике, тем самым, выматывая его. Той же цели можно достичь, блокируя перчаткой нос и рот соперника, затрудняя дыхание. Менее спортивное поведение (в частности, у мужчин) включает приёмы вроде расцарапывания трёхдневной щетиной лица противника, создавая дискомфорт и отвлекая его от борьбы, в то время как хорошо выбритое лицо лучше позволяет «зарыться» подбородком в лицо или глаза соперника[33]. Наконец, предварительное обмазывание собственной шеи мазью по типу вазелина приведёт к соскальзыванию рук соперника. Впрочем, применение подобного рода трюков, даже если и не наказывается судьёй, то всегда остаётся на совести бойца. Кроме того, зачастую это вполне очевидно для зрителя, ценящего честный бой, и использующий подобные фокусы боец может быть освистан, не говоря уже о том, что неспортивное поведение может навсегда лечь тенью, как на него самого, так и на его школу[33]. Дыхание Дыхание — естественный биомеханический процесс, которому в повседневной жизни, как правило, не придаётся большое значение, так как он происходит рефлекторно. Взволнованность и необходимость наносить удары, а также неизбежное получение таковых, нарушают естественный дыхательный процесс. В связи с необходимостью держать зубы сжатыми во избежание нокаута и наличием капы во рту, боец часто начинает задыхаться. Особенно это свойственно новичкам, порою не осознающим, что они просто задерживают дыхание во время выполнения той или иной техники[49]. В муай тай акцент ставится на вдох носом и хороший мощный выдох ртом, так как это помогает избавиться от углекислого газа в лёгких. Важно знать, что во время выдоха натягиваются абдоминальные мышцы, благодаря чему защищаются многие нервные центры, брюшная полость и т. д. В связи с этим, во время получения удара следует выдыхать, так как отсутствие воздуха в лёгких препятствует сбивке дыхания и защищает от нокаута[49]. В свою очередь, нокауты «на вдохе» очень эффективны, так как противник не может даже вдохнуть, не говоря уже о том, чтобы оказывать сопротивление. Для контроля дыхания существует множество тренировочных упражнений, как статических, так и динамических. Статические упражнения, как правило являют собой пребывание в определённых позах, примером которых могут служить разные виды медитации или боевой статической наработки. Динамические дыхательные упражнения практикуют как во время общей тренировки, так и во время рам муай. Также существуют парные упражнения: спарринг-партнёр может давить или бить по животу практикующего дыхательные упражнения. Этот тренинг весьма эффективен для наработки умения ритмично дышать даже под определённым внешним давлением[49]. Ключевым является доведение дыхания до автоматизма, так как это позволяет не отвлекаться на «вдох-выдох» во время боя, что приходит только с опытом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|