Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 23. Великая Отечественная война




План

1. Планы фашистской агрессии. Причины поражения Красной Армии в начале войны.

2. Мобилизация всех сил страны. Создание антигитлеровской коалиции. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

3. Коренной перелом в ходе войны и изгнание фашистских захватчиков с территории СССР. Тегеранская конференция.

4. Берлинская операция 1945 г. Итоги войны. Цена победы.

Рекомендации

1. Раскройте суть немецких планов «Барбаросса» и «Ост». Обоснуйте причины неудач Красной Армии в первые дни войны. Имело ли советское руководство информацию о планах гитлеровцев и как оно оценивало её? Каковы были масштабы поражений Красной Армии летом и осенью 1941 г.? Расскажите о героическом сопротивлении наших людей в первые дни и недели войны, особенно уделите внимание защитникам Брестской крепости. Выделите мотивы, которыми руководствовались советские люди, встав на защиту Отечества. Что не учитывали фашисты, намереваясь сокрушить Советский Союз? Какой характер имела война с Германией для советского народа? Сформулируйте свою позицию о политике репрессий 1941 г. по отношению к командующим войсками Западного фронта (генералов Д.Г. Павлова, В.Е. Климовских, А.Т. Григорьева, А.А. Коробкова). Что вы знаете о репрессивных действиях сталинского режима против целого ряда народов Советского Союза.

2. Какие меры были предприняты советским руководством в первые дни войны для организации отпора врагу? Какие меры осуществлялись в стране для перевода народного хозяйства на военный лад? Выявите суть соглашений о сотрудничестве между СССР, Великобританией и США. Какую роль, по-вашему, они сыграли для дальнейшего хода войны? Что такое ленд-диз? Обратите внимание на подготовку СССР к обороне Москвы. Опишите Московскую битву и историческое значение победы советских войск.

3. Выделите факты военных поражений СССР в 1942 г. Выясните, в чём заключались стратегические просчёты И.В. Сталина. Что вы знаете о приказе Верховного Главнокомандования №227? Дайте ему оценку. Опишите события Сталинградской и Курской битв. Раскройте историческое значение каждой из них. Расскажите о помощи тыла солдатам Красной Армии. Обоснуйте значение партизанского движения в войне. Охарактеризуйте основные решения Тегеранской конференции и их последствия.

4. Дайте характеристику боевым действия советских войск в 1944–1945 гг. Почему высадка союзников во Франции произошла только в 1944 г.? Особое внимание уделите решениям, принятым на конференциях в Ялте и Потсдаме. Когда и почему СССР вступил в войну с Японией? Раскройте итоги и уроки Великой Отечественной и Второй мировой войн. Выясните, какой ценой обошлась советскому народу победа. Выделите тринадцать советских городов-героев и назовите российские города, признанные героями в наше время.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 383–404.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006. – С. 621–660.

3. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001. – С. 411–466.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 511–544.

5. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 260–277.

6. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – – С. 344–386.

7. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 264–304.

8. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 589–615.

 

Дополнительная литература

1. Видер, И. Сталинградская трагедия. За кулисами катастрофы / И. Видер / пер. с нем. – М., 2006.

2. Замулин, В. Прохоровка: Неизвестное сражение великой войны / В. Замулин // Родина. – 2008. – №7. – С. 28–33.

3. Кондрашов, В. В. Знать всё о противнике. Военные разведки СССР и фашисткой Германии в годы Великой Отечественной войны / В. В. Кондрашов. – М., 2010.

4. Короленков, А. В. Еще раз о репрессиях в РККА в предвоенные годы / А. В. Короленков // Отечественная история. – 2005. – №2. – С. 154–162.

5. Мерцалов, А. Сталинизм и война. Порочное руководство войной как главное преступление сталинского режима / А. Мерцалов // Родина». – 2003. – №2. – C. 15–17.

6. Минц, М. М. Представления военно-политического руководства СССР о будущей войне с Германией / М. М. Минц // Вопросы истории. – 2007. – №7. – С. 94–104.

7. Попов, А. Ю. Организация руководства партизанского движения в тылу врага в 1941–1943 гг. / А. Ю. Попов // Вопросы истории. – 2004. – №10. – С. 145–150.

8. Ржешевский, О. А. Сталин и Черчилль / А. Р. Ржешевский. – М., 2010.

9. Сомов, В. А. Письма участников ВОВ 1941–1945 гг. / В. А. Сомов // Вопросы истории. – 2007. – №8. – С. 131–135.

10. Степанов, А. С. Военные планы и оборонная промышленность СССР накануне и в начале Второй мировой войны: британский фактор / А. С. Степанов // Отечественная история. – 2006. – №3. – С. 33–40.

11. http://1941-1945.at.ua/ - Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

12. http://www.pobeda-info.ru/Pages/about.aspx - 1941 - 1945. Хроника Победы.

13. http://victory.rusarchives.ru/ - Государственные архивы РФ, хранящие фотодокументы о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

14. http://soldat1941.narod.ru/ - Фотоархив ВОВ 1941–1945 гг.

15. http://www.podvig-tver.ru/stati/gody-1941-1945/79-plakaty-voiny-i-pobedy-1941-1945.html - Плакаты войны и победы 1941–1945 гг.

16. http://www.velikvoy.narod.ru – Великая война.

17. http://all4heroes.ru – Герои Великой Отечественной войны.

18. http://www.warheroes.ru – Герои страны.

19. http://marshalgukov.narod.ru – Маршал Жуков.

20. http://gpw.tellur.ru – Мир истории Великой Отечественной войны.

21. http://www.9may.ru – Наша победа.

22. http://kursk1943.mil.ru – Курская битва.

 

Тема 24. Послевоенный период в развитии СССР: 1945 – 1953 гг.

План

1. Международное положение. От антигитлеровской коалиции к политике «холодной войны».

2. Восстановление народного хозяйства СССР и выбор модели социально-экономического развития.

3. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Репрессии в политической и культурной сферах.

Рекомендации

1. Охарактеризуйте международное положение после Второй мировой войны. Определите, каково было соотношение сил между странами «капиталистического» и «социалистического» блоков на международной арене. Выделите государства, принявшие советскую модель экономического и политического развития. Раскройте суть «доктрины Трумэна», «плана Маршала» и отношение к нему советского руководства. Выясните значение термина «холодная» война», её причины. Как она отразилась на корейской войне 1950–1953 гг.? Обязательно отметьте первые испытания ядерного оружия США и СССР, а также имена их создателей – советских и американских ученых. Каковы были цели и направления внешней политики СССР после войны? Как складывались отношения СССР с другими странами на Западе и Востоке во второй половине 40-х – начале 50-х гг.?

2. Раскройте содержание планов восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны. Сформулируйте основные задачи экономической политики в этот период. Какие успехи были достигнуты в развитии промышленности, за счёт чего? Выясните, как повлияла денежная реформа 1947 г. на уровень жизни советских людей. Что вам известно о голоде на Украине, в Молдавии в 1946 г.? В чём причины бедственного положения послевоенной деревни? Как вы оцениваете широкое использование труда заключенных ГУЛАГа в народном хозяйстве? Подводя итоги, назовите основные источники восстановления советской экономики в рекордные сроки. Дайте определение термину «репарации».

3. Обоснуйте причины ужесточения политического режима И.В. Сталина после Великой Отечественной войны. Что вы знаете о переменах в общественном сознании, в настроениях миллионов советских людей в этот период? Охарактеризуйте положение военнопленных и репатриированных граждан СССР после возвращения их на Родину. Как сказалась репрессивная политика в развитии отечественной культуры и науки (биологии, кибернетики, квантовой механики, литературы, гуманитарных наук)? Опишите «Ленинградское дело» и «Дело врачей». Назовите деятелей того времени, причастных к репрессиям. Выясните значение термина «космополитизм» и «антисемитизм». Обратите внимание на такую пассивную форму молодежного сопротивления режиму, как стиляги. Что вы знаете о смерти И.В. Сталина?

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 404–407, 421–425, 438–444.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006.– С. 662–680, 695–696.

3. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001. – С. 466–509.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 546–562.

5. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 387–392, 400–401.

6. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 312–344.

7. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 616–657.

8. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 554–555.

 

Дополнительная литература

1. Бокарев, Ю. П. Ещё раз об отношении СССР к плану Маршала / Ю. П. Бокарев // Отечественная история. – 2005. – №1. – С. 86–97.

2. Быстрова, И. В. Советский военный потенциал периода «холодной войны» в американских оценках / И. В. Быстрова // Отечественная история. – 2004. – №2. – С. 124–142.

3. Зима, В. Ф. Голод, медицина, власть: 1946–1947 гг. / В. Ф. Зима // Отечественная история. – 2008. – №1. – С. 117–126.

4. Иванова, Г. М. Международные организации против принудительного труда в СССР (конец 1940-х – начало 1950-х гг.) / Г. М. Иванова // Отечественная история. – 2006. – №3. – С. 133–138.

5. Кузьминых, А. Л. Труд военнопленных в развитии экономики СССР. 1939–1956 гг. / А. Л. Кузьминых // Вопросы истории. – 2010. – №8. – С. 129–141.

6. Левичева, И. Денежная реформа 1947 года: неизвестные подробности / И. Левичева, Ю. Петров, С. Татаринов // Родина. – 2011. – №1. – С. 50–54.

7. Мин, Г. Х. Происхождение Корейской войны 1950–1953 гг. В новейших исследованиях / Г. Х. Мин // Вопросы истории. – 2010. – №12. – С. 157–162.

8. «Нам запретили белый свет…»: Альманах дневников и воспоминаний военных и послевоенных лет / сост. П. Полян, Н. Поболь. – М., 2006.

9. Печатнов, В. Его империя. «Холодная война»: стратегия и результаты / В. Печатнов // Родина». – 2003. – №2. – C. 19–25.

10. Сафронов, В. П. СССР и вопрос о послевоенном обращении с Японией в период Второй мировой войны / В. П. Сафронов // Отечественная история. – 2008. – №1. – С. 59–78.

11. Экштут, С. А. После победы / С. А. Экштут // Родина. – 2006. – №5. – С. 18–21.

12. Экштут, С. А. Предвестие свободы, или 1000 дней после Победы / С. А. Экштут. – М., 2006.

Тема 25. «Оттепель» (одиннадцатилетние Н.С. Хрущёва): 1953–1964 гг.

План

1. XX съезд КПСС: критика «культа личности» Сталина. Смягчение политического режима.

2. Социально-экономические преобразования.

3. «Оттепель» как социокультурное явление.

4. Изменения в теории и практики советской внешней политики.

5. Отставка Н.С. Хрущева. Итоги его политической деятельности.

Рекомендации

1. Какие перемены в политическом руководстве страной произошли после смерти И.В. Сталина? Какова была судьба Л.П. Берии? Главное внимание уделите работе XX съезда КПСС. Проанализируйте основные идеи доклада Н.С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях». Какие силы были заинтересованы в отказе от массовых репрессий после смерти Сталина? Приведите факты реабилитации политических репрессированных. Определите суть термина «десталинизация». Почему она оказалась непоследовательной и половинчатой? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Проанализируйте содержание аграрных программ Н.С. Хрущёва. Какие последствия имело освоение целины? Раскройте причины незавёршенности преобразований в сельском хозяйстве. Приведите сведения о развитии научно-технического прогресса в конце 50-х – начале 60-х гг. и его результатах. Какие успехи были достигнуты в области космонавтики? Что вы знаете о Ю.А. Гагарине? Охарактеризуйте реформу управления промышленностью 1957 г. и её результаты. Обязательно опишите социальную политику государства: пенсионную программу, жилищную реформу 1957 г., сокращение рабочего дня, увеличение зарплат, выдачу паспортов колхозникам. Удалось ли Хрущёву, на ваш взгляд, повысить жизненный уровень населения страны?

3. Изучите основные процессы, начавшиеся в общественной жизни после смерти И.В. Сталина. Сформулируйте свою позицию о роли поэзии, кино и театрального искусства в период «оттепели». Как вы думаете, в чём причина необычайно быстрой и огромной популярности А.И. Солженицына, автора повести «Один день Ивана Денисовича»? Выясните отношение Н.С. Хрущёва к творческой интеллигенции. Что вы знаете о Б.Л. Пастернаке и о его Нобелевской премии? В чём вы видите основные противоречия в развитии культуры в конце 50-х – начале 60-х гг.? Имена каких деятелей культуры того времени вы знаете?

4. Дайте характеристику изменениям в теории и практике советской внешней политики конца 50-х – начала 60-х гг. Насколько они были существенны? Аргументируйте свой ответ на примере событий 1956 г. в Венгрии. Каковы были взаимоотношения СССР и США в конце 50-х – начале 60-х гг.? Раскройте суть Карибского кризиса 1962 г. Обоснуйте значение Московского договора 1963 г. в международных отношениях. Установите причины Берлинского кризиса и возведения стены вокруг Западного Берлина 13 августа 1963 г. Какая оценка этого события, по-вашему, более верная: это – акт агрессии или защита от посягательств капитализма?

5. Завершая тему, определите основные итоги политической деятельности Хрущёва. Какими методами, путями он проводил свои реформы? Как вы думаете, в каком направлении изменилось советское общество за это время? Кого в нашем обществе стали называть «шестидесятниками»? Обозначьте основные причины противоречивости хрущёвских преобразований. Поддержку каких социальных слоев утрачивает Н.С. Хрущёв в начале 60-х гг.? Каким становится отношение к нему в это время значительной части партийно-хозяйственного актива? Почему? Какие политические силы отстранили его от власти? Дайте свою оценку реакции советского общества на отставку главы советского государства.

 

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 407–414, 425–431, 444–451.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006. – С. 680–693, 696–698.

3. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001. – С. 510–551.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 563–583.

5. Медведев, Р. Н. С. Хрущев на пенсии / Р. Медведев. Политические портреты. – М., 2008. – С. 179–204.

6. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 280–293.

7. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 392–395, 401–405, 416–424.

8. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 346–383.

9. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 658–678.

10. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 555–559.

Дополнительная литература

1. Адлер, Н. Трудное возвращение. Судьбы советских политзаключенных в 1950–1990-е годы / Н. Адлер / пер. с англ. – М., 2005.

2. Аксютин, Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953–1964 гг. / Ю. Аксютин. – М., 2004.

3. Веттиг, Г. Н. С. Хрущёв и Берлинский кризис 1958–1963 годов: Политика угроз и возведение Берлинской стены / Г. Веттиг / пер. с нем. – М., 2007.

4. Журнал «Родина». «40 лет без Хрущёва». – 2004. – №3 (особенно см. статьи В. Зубка «Драчливый премьер. Внешняя политика Хрущёва», Л. Максименкова «Кто вы, мистер Хрущёв?», У. Таубмана ««То взлёт, то падение». Личность Н.С. Хрущёва и история», В. Эрлихмана «Этюд в чёрно-белых тонах. Что пишут о Хрущёве и его времени»).

5. Коэн, С. Долгое возвращение. Жертвы ГУЛАГа после Сталина / С. Коэн. – М., 2009.

6. Лебина, Н. Б. Обыватель и реформы. Картины повседневной жизни горожан в годы нэпа и хрущевского десятилетия / Н. Б. Лебина, А. Н. Чистиков. – СПб., 2003.

7. Попов, Г. Пять выборов Никиты Хрущёва / Г. Попов, Н. Аджубей. – М., 2008.

8. Томилин, В. Н. Кампания по освоению целинных и залежных земель в 1954–1959 гг. / В. Н. Томилин // Вопросы истории. – 2009. – №9. – С. 81–93.

9. Шестаков, В. А. Политика Н. С. Хрущёва в аграрной сфере: преемственность и новации / В. А. Шестаков // Отечественная история. – 2006. – №6. – С. 106–119.

10. Шестаков, В. А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е – середине 60-х годов / В. А. Шестаков. – М., 2006.

Тема 26. Советское общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

План

  1. Попытки экономических реформ в середине 60-х гг.
  2. Внешняя политика: от «разрядки» к обострению международной обстановки.
  3. Власть и общество в середине 60-х – начале 80-х гг. Движение диссидентов.

Рекомендации

1. Обозначьте основные причины и направления экономической реформы 1965 г. А.Н. Косыгина. Опишите, как она была реализована в промышленности и сельском хозяйстве. Следует уяснить суть терминов «хозрасчёт», «уравниловка», «нефтедоллары», «застой». Попытайтесь выявить предварительные итоги косыгинской реформы. Почему она была свёрнута? Обоснуйте причины экономического отставания СССР от западных держав в начале 1980-х гг. Согласны ли вы с утверждением о том, что советская экономика в начале 80-х гг. оказалась в «застое»? Обоснуйте своё мнение. Каковы были условия труда, жизни советских людей в конце 60-х – начале 80-х гг.? За счёт чего обеспечивался импорт в науш страну продуктов и промышленных товаров народного потребления?

2. Выделите основные задачи внешнеполитического курса брежневского руководства. Раскройте смысл термина «разрядка международной напряжённости». Укажите принципы договора ОСВ 1972 г. и Хельсинского акта 1975 г. В чём их международное значение? Почему «разрядка» не удалась? Какие ошибки во внешней политике допустило брежневское руководство в конце 60-х – начале 80-х гг.? Выясните суть «доктрины Брежнева» на примере событий в Чехословакии 1968 г. Каковы были последствия ввода советских войск в Афганистан? Постарайтесь сделать общий вывод относительно внешней политики СССР в середине 1960-х – начале 1980-х гг.

3. Объясните, почему период 1964–1982 гг. назван «золотым веком партноменклатуры». Охарактеризуйте политический портрет Л.И. Брежнева. Раскройте принципы Конституции 1977 г. Чем характеризовалась официальная советская идеология 70-х гг.? Укажите причины возникновения движения диссидентов и его основные этапы. В чём состоит его историческое значение для формирования антитоталитарного общественного сознания? Какие средства борьбы с политической оппозицией использовало советское руководство? Какую роль в формировании неофициальной культуры сыграли А.И. Солженицын, В.С. Высоцкий, А.А. Галич? Что вы можете сказать о влиянии на общественное сознание творчества В.М. Шукшина и других писателей «деревенщиков»? Дайте обобщающую характеристику периоду власти Л.И. Брежнева. Подумайте, согласитесь ли вы с таким его определением в исторической литературе, как время «от «оттепели» к застою»?

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 414–420, 431–438, 451–457.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006. – С. 699–717, 719–723.

3. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001. – С. 551–584.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 585–601.

5. Медведев, Р. Алексей Николаевич Косыгин: штрихи к полной биографии // Р. Медведев. Политические портреты. – М., 2008. – С. 153–178.

6. Медведев, Р. Леонид Ильич Брежнев: штрихи к политическому портрету // Р. Медведев Политические портреты. – М., 2008. – С. 205–280.

7. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 293–312.

8. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 395–400, 405–415, 424–430.

9. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 384–388, 394–402, 408–415, 418–424.

10. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 679–689.

11. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 559–562.

 

Дополнительная литература

1. Алексеева, Л. История инакомыслия в СССР: Новейший период / Л. Алексеева.– М., 2006.

2. Андриянов, В. Косыгин. / В. Андриянов. – М., 2004.

3. Ванюков, Д. А. Эпоха застоя / Д. А. Ванюков. – М., 2008.

4. Гвишиани, А. Феномен Косыгина. Записки внука. Мнения современников / А. Гвишиани. – М., 2004.

5. Медведев, Ж. Солженицын и Сахаров: Два пророка / Ж. Медведев, Р. Медведев. – М., 2004.

6. Реформы А. Н. Косыгина и причины их неудач / К. А. Кочнева, А. Г. Данилов // Вопросы истории. – 2009. – № 1. – С. 36–53; – №2 – С. 81–90.

Тема 27. Перестройка М.С. Горбачёва: 1985–1991 гг.

План

1. Причины и начало перестройки.

2. Экономическая политика 1985–1991 гг.

3. Реформа политической системы, оформление многопартийности в СССР. «Новое политическое мышление» М.С. Горбачёва.

4. Начало демонтажа социалистической системы. События августа 1991 г. Распад Советского Союза.

 

Рекомендации

1. Проанализируйте экономическое и политическое положение СССР к середине 1980-х гг. Дайте свою оценку терминам «перестройка», «гласность», «плюрализм». Обоснуйте роль М.С. Горбачёва в начавшихся реформах. Какова роль и значение в преобразованиях Горбачёва политики гласности? Была ли, по вашему, необходимость в проведении данных преобразований? Аргументируйте свой ответ.

2. Охарактеризуйте экономическую политику 1985–1991 гг.: как менялись её цели и направленность. Выясните значение терминов «приватизация», «кооператор», «предприниматель». Сформулируйте свою позицию по вопросу перехода от социалистической экономики к рыночной. Почему экономические преобразования не дали позитивных результатов?

3. Каковы, по вашему мнению, причины, заставившие руководство КПСС и СССР пойти на проведение реформы политической системы? Опишите новую структуру органов власти в стране. Какие изменения произошли в Конституции СССР? Каковы причины учреждения поста Президента СССР? Раскройте основные причины политического союза и противостояния Горбачёва и Б.Н. Ельцина. Назовите основные причины, позволившие Ельцину стать лидером России. Дайте характеристику основным общественным и политическим течениям эпохи «перестройки». Партиям какого типа и направления вы отдаёте предпочтение и почему? Особое внимание уделите новым приоритетам внешней политики (концепция «нового политического мышления») на примере отношений с США. Оцените значение отказа СССР от гонки вооружений.

4. Раскройте значение провозглашения суверенитета Российской Федерации 12 июня 1990 г. и избрание Б.Н. Ельцина президентом России год спустя? Охарактеризуйте события августовского путча 1991 г.: его причины и последствия. В чём причины поражения ГКЧП? Были ли, с вашей точки зрения, объективные причины распада СССР? Обоснуйте свою позицию. Выделите причины начавшихся межнациональных конфликтов и их последствия. Почему советские национальные республики стремились к выходу из состава СССР? Дайте свою оценку М.С. Горбачёву как личности и политического деятеля.

Основная литература

1. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 458–474.

2. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006. – С. 725–762.

3. История России. XX век / под ред. А. Н. Боханова, М. М. Горинова, В. П. Дмитренко. – М., 2001. – С. 584–605.

4. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011. – С. 604–628.

5. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 313–325.

6. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 431–444.

7. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 388–394, 402–408, 416–418, 424–426.

8. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 690–710.

9. Толмачёва, Р. П. Экономическая история: учебник / Р. П. Толмачёва. – М., 2002. – С. 562–574.

 

Дополнительная литература

1. Бузгалин, А. В. Сталин и распад СССР / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов. – М., 2003.

2. Данилов, А. Г. Глава государства и его окружение в России: исторический опыт / А. Г. Данилов // Вопросы истории. – 2010. – №7. – С. 83–94 (с. 89–90, 93 – о М. С. Горбачеве).

3. Млечин, Л. М. Борис Ельцин: Послесловие / Л. М. Млечин. – М., 2007.

4. Мэтлок, Д. Ф. Смерть империи: Взгляд американского посла на распад Советского Союза / Д. Ф. Мэтлок / пер. с англ. – М., 2003.

5. Прорыв к свободе: О перестройке двадцать лет спустя: Критический анализ / сост. В. Б. Кувалдин. – М., 2005.

6. Согрин, В. В. 1985–2000: три превращения современной России / В. В. Согрин // Отечественная история. – 2005. – №3. – С. 3–24.

7. Согрин, В. В. Политическая история современной России. 1985–2001: от Горбачева до Путина / В. В. Согрин. – М., 2001.

Тема 28. Современная Россия: смена модели общественного развития

План

1. Экономические реформы Е. Гайдара – Б. Ельцина в начале 90-х гг.

2. Политическое и социально-экономическое развитие страны:

а) политическая борьба в 1992–1993 гг., формирование новой политической системы, принятие новой Конституции РФ (декабрь 1993 г.);

б) президентские выборы 1996 г.;

в) политическое и социально-экономическое положение России во второй половине 90-х гг.

3. Основные направления внешней политики России.

4. Чеченский кризис.

Рекомендации

1. Какие проблемы в сфере экономики стояли перед руководством Российской Федерации в конце 1991 г.? Дайте определение следующим понятиям: либерализация цен и торговли, ваучерная (чековая) приватизация, рыночная экономика. Каковы были основные направления экономических реформ Е.Т. Гайдара? Проанализируйте экономические и социальные последствия реформ гайдаровского правительства. Оцените эффективность чековой приватизации. Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.

2. Охарактеризуйте кризис власти конца 1992 г. – начала 1993 гг., расскажите о способах его преодоления. В чем, по вашему мнению, заключались причины обострение политической борьбы в октябре 1993 г.? Какой орган власти до осени 1993 г. осуществлял в России одновременно законодательные и распорядительные функции? Соответствовало ли это демократической модели? Какие политические силы находились в оппозиции к политическому курсу Президента РФ? Какие органы власти и кто персонально возглавил оппозицию в 1992–1993 гг.? Назовите основные черты реформирования российской политической системы после осени 1993 г. Дайте характеристику основных положений Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Перечислите факторы, обусловившие победу Ельцина на президентских выборах 1996 г.

Опишите правительственный кризис, связанные с нежеланием Государственной Думы принять кандидатуру С.В. Кириенко. В чем заключалась суть финансового кризиса 1998 г.? Каковы были его социальные последствия? Подводя итоги второго вопроса, определитесь со значением терминов: дефолт, девальвация рубля, Государственные кредитные обязательства (ГКО), депопуляция.

3. Укажите важнейшие достижения российской дипломатии середины – второй половины 90-х годов. Охарактеризуйте основные направления внешнеполитической деятельности российского руководства. Проанализируйте проблемы взаимоотношений России и стран СНГ, а также отношения России с ведущими странами Запада.

4. Выясните, почему в России произошло обострение межнациональных проблем, каковы были пути их решения? Укажите основные черты межнациональных отношений в современной России.

Основная литература

1. Барсенков, А. С. История России. 1917–2004 гг. / А. С. Барсенков. – М., 2005.

2. Захаревич, А. В. История отечества / А. В. Захаревич. – М., 2004.

3. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 517–587.

4. История России в новейшее время: учеб. для вузов / под ред. А.Б. Безбородова. – М., 2004.

5. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006. – С. 770–798.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.

7. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 326–426.

8. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – С. 444–488.

9. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 428–478.

10. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 711–726.

11. Разуваева, Н. Н. Новейшая история России: первые результаты научных исследований / Н. Н. Разуваева // Отечественная история. – 2006. – №4.

12. Согрин, В. В. Политическая история современной России, 1985–2001: от Горбачева до Путина / В. В. Согрин. – М., 2001.

13. Шевцова, Л. Ф. Режим Бориса Ельцина / Л. Ф. Шевцова. – М., 1999.

Дополнительная литература

1. Гайдар, Е. Т. Дни поражений и побед / Е. Т. Гайдар. – М., 1997.

2. Грачев, А. Кремлевская хроника / А. Грачев. – М., 1994.

3. Ельцин, Б. Н. Записки президента / Б. Н. Ельцин. – М., 1994.

4. Ельцин, Б. Н. Президентский марафон / Б. Н. Ельцин. – М., 2000.

5. Зюганов, Г. А. Держава / Г. А. Зюганов. – М., 1994.

6. Лебедь, А. И. За державу обидно / А. И. Лебедь. – М., 1996.

7. Медведев, Р. Чубайс и ваучер. Из истории российской приватизации / Р. Медведев Политические портреты. – М., 2008. – С. 382–403.

8. Млечин, Л. От Ельцина к Путину / Л. Млечин. – М., 2000.

9. Новый «Октябрь» (1993 г.) в оценке историков / под ред. А. Н. Сахарова. – М., 1994.

10. Пихоя, Р. Г. Конституционно–политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарии историка / Р. Г. Пихоя // Отечественная история. – 2005. – №4, 5.

 

Тема: 29. Современная Россия (2000–2008 гг.).

План

1. Выборы в Госдуму в декабре 1999 г. и избрание Президентом Российской Федерации В.В. Путина. Новые акценты во внутренней политике.

2. Укрепление государственности, стремление к установлению гражданского согласия. Президентские выборы 2004 года.

3. Социально–экономическая политика.

4. Новые черты во внешней политике.

5. Итоги первого и второго президентства В.В. Путина.

 

Рекомендации

1. Начните с описания парламентских (1999 г.) и президентских (2000 г.) выборов: их подготовки и результатов. Какие факторы, по-вашему, способствовали победе В.В. Путина на президентских выборах? Как изменилась расстановка социально-политических сил в Думе? Особое внимание уделите новой организации государственной власти РФ. Дайте определение следующим понятиям: конфедерация, федеральные округа, Государственный Совет, Общественная палата (2005 г.).

2. Проанализируйте меры, предпринятые для укрепления государственности, обеспечения гражданского согласия. Изучите новый закон о политических партиях (2001 г.) и его последствия. Попытайтесь объяснить термин «вертикаль власти». Выявите особенности президентской кампании 2004 г. В чем состоит суть военных реформ В.В. Путина? Что вы знаете о контрактной основе комплектования армии?

3. Охарактеризуйте экономическую политику второго президента России. Какие изменения произошли в социально–экономической политике российского руководства? Что такое профицит, монетизация льгот (2005 г.)? Каково значение принятия закона РФ «Об обороте земель сельхозназначения» (июнь 2002 г.). Опишите содержание четырех приоритетных национальных проекта (ПНП) В.В. Путина 2005 г. Выявите современные социально-экономические проблемы нашей страны. Определите, что означает выражение «нефтяное проклятие» России.

4. Назовите основные направления внешней политики государства начала XXI в.: Россия и СНГ, Россия и Запад – проблемы взаимоотношений. Что вы знаете об участии России в саммитах «большой восьмерки»? Особое внимание уделите планам вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО): истории переговоров и условиям присоединения. Как эта тема обсуждается российскими политиками, экономистами, средствами массовой информации? Какие положительные перспективы, а также риски вступления России в ВТО называют при этом?

5. Подводя итоги первого и второго президентств В.В. Путина, выявите их основные направления и приоритеты. Подумайте над вопросом: к чему привели политические реформы – к усилению государства или новому застою? Определите отношения между государственной властью и олигархами.

 

Основная литература

1. Барсенков, А. С. История России. 1917–2004 гг. / А. С. Барсенков. – М., 2005.

2. Захаревич, А. В. История отечества / А. В. Захаревич. – М., 2004.

3. Зуев, М. Н. История России: уч. пособие / М. Н. Зуев. – М., 2011. – С. 517–587.

4. История России в новейшее время: учеб. для вузов / под ред. А.Б. Безбородова. – М., 2004.

5. История России. IX–XX вв.: учебник / под ред. Г. А. Аммона, Н. П. Ионичева. – М., 2006. – С. 770–798.

  1. Кириллов, В. В. История России: уч. пособие / В. В. Кириллов. – М., 2011.

7. Моисеев, В. В. История государственного управления России: уч. пособие / В. В. Моисеев. – М., 2010. – С. 326–426.

8. Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М., 2009. – – С. 444–488.

9. Новейшая история России. 1914–2009: уч. пособие / под ред. М. В. Ходякова. – М. 2010. – С. 428–478.

10. Потатуров, В. А. История России / В. А. Потатуров, Г. В. Тугусова, М. Г. Гурина. – М., 2002. – С. 711–726.

 

Дополнительная литература

1. Блоцкий, О. Владимир Путин. История жизни / О. Блоцкий. – М., 2002.

2. Борцов, Ю. Владимир Путин / Ю. Борцов. – Ростов н/Дону, 2001.

3. Геворкян, Н. От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным / Н. Геворкян, А. Колесников, Н. Тимакова. – М., 2000.

4. Гиренко, Ю. А. Путин на перепутье / Ю. А. Гиренко // История России: IX–XXI вв. От Рюрика до Путина. – М., 2005.

5. Крыштановская, О. В. Анатомия Российской эпохи / О. В. Крыштановская. – М., 2004.

6. Путин В. В. От первого лица / В. В. Путин. – М., 2000.

7. Рар, А. Владимир Путин: «немец» в Кремле / А. Рар / пер. с нем. – М., 2001.

8. Стародубровская, И. В. Великие революции от Кромвеля до Путина / И. В. Стародубровская, В. А. Мау. – М., 2004.

9. Тимченко, В. Путин и новая Россия / В. Тимченко. – Ростов н/Дону, 2005.

10. Ципко, А. Новая идеология для России / А. Ципко // – Известия. – 2006. – 1 февраля.

11. Шейнис, В. Л. Россия голосующая (третий раунд) / В. Л. Шейнис // Россия в контексте мировой истории. – СПб., 2002.

12. http://president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.

13. http://v-putin.narod.ru – неофициальный сайт В.В. Путина.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Образец титульного листа контрольной работы по «Отечественной истории»

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»   СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.   Контрольная работа по «Отечественной истории»   Выполнил:студент 1 ускор. курса з/о экономического факультета, (спец. экономика и управление АПК) Шифр 102267 Иванов А. А Проверил:к.и.н., доцент Петров В. А Барнаул 2012  

Приложение 2.

Ресурсы удаленного доступа (Internet) по курсу «Отечественная история»

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных