Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии выделения мышления как объекта изучения психологической науки.




М. – традиционный раздел общей психологии. Исходя из диамата ψ – наука, о порождении, функционировании и строение психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов. Для понимания предмета психологии в марксисткой философии необходимы следующие положения:

§ Психика возникает на определенном этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающей действительности;

§ Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи;

§ Психика есть отражение внешнего мира и сама познаваема, как и другие явления;

§ Психика человека общественно-исторически обусловлена;

§ Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль.

В конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей в их обусловленности историческим развитием. ψ изучает, как реально совершается мышление, нарушенное, искаженное мышление. Психолог изучает строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновении я нарушения абстрагировано от физиологического анализа. Психологию интересует специфика мышления человека.

Обычно выделяют 2 основных признака мышления:

§ Обобщенность;

§ Опосредованность.

А.Н. Леонтьев в своей статье выделяет несколько положений:

§ Полиморфность человеческого мышления (разнообразие его видов);

§ Общность строения внешней практической предметной деятельности и деятельности теоретической, мыслительной в узком смысле слова.

С.Л. Рубинштейн, как предмет психологического исследования м. Выступает как процесс, как деятельность. Индивидуальный процесс, совершающийся в голове отдельного человека. М. развертывается во времени, включает некоторые фазы: начало, середина, завершение. М. есть некоторое проявление активности субъекта. М. всегда субъективно.

П.Я. Гальперин. Он трактует психику как форму ориентировочно-исследовательской Д. ψ не единственная наука, изучающая М. «ψ изучает не просто м. и не все м., а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление».

4 положения:

§ Необходимость выделения специального аспекта изучения м. психологией, отказ от попыток отнести все виды м. к компетенции ψ.

§ Указание на процессуальность м., т.е. развертываемость во времени;

§ Ориентировка как процесс = ориентировка как Д.

§ Субъект мыслит и осуществляет ориентировку.

Сегодня уже недостаточно описать м. как взаимодействие операций анализа и синтеза: м. включает динамику и порождение смыслов, целей, оценок потребностей.

М. – процесс, познавательная Д., продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровне обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта м.

В.В. Петухов: Основной формой рационального познания объективной реальности является человеческая мысль. Гносеология – М. – высшая форма психического отражения. Основная единица м. – понятие. В понятиях отражаются классы предметов, родственных по тому или иному признаку, обобщением которых и является понятие. Этот признак не всегда доступен непосредственному наблюдению. М.б. выявлен при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом, которое требует практических или теоретических средств. Во взаимодействии открываются отношения между вещами, которые являются содержанием понятия.

Первой наукой о м. стала логика. В ней выделяются основыне формы м.:

§ Понятие как обобщение класса об-тов по существенным признакам;

§ Суждение как высказывание об об-тах, приписывание им некоторых св-в;

§ Умозаключение (большая посылка, малая посылка и вывод).

Ψ изучает м. конкретного человека в его реальной жизни и Д. ψ рассматривает конкретные виды мыслительной практики, не сводимые к формально-логическим нормам. Объектом психологии мышления является реальный человек, интеллект которого неотделим от его мотивов, эмоций, установок, всей истории его индивидуального развития.

М. в широком смысле – это активная познавательная Д. субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире.

М. в узком смысле – процесс решения задач. Т.е. объект м. – задача (задачи могут относиться к области природы, общественной жизни или к самому человеку).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных