ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Известные аудиозаписиИстория создания Н. А. Римский-Корсаков Н. А. Римский-Корсаков начал работу над оперой в начале в 1872 году,а положив на музыку одну из сцен из «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Летом того же года были созданы ещё две сцены, а в августе опера была завершена. В ноябре 1897 года композитор смог продемонстрировать оперу узкому кругу зрителей у себя дома, камерность оперы это вполне позволяла. А. С. Даргомыжский Широкой публике опера впервые была представлена в Москве в мамонтовской Частной русской опере 6 (18) ноября 1898 года. Дирижировал И. А. Труффи. Кроме Римского-Корсакова, к «маленьким трагедиям» Пушкина в своём творчестве обращались А. С. Даргомыжский («Каменный гость»), Ц. А. Кюи («Пир во время чумы»), С. В. Рахманинов («Скупой рыцарь»). Опера «Моцарт и Сальери» посвящена автором одному из них — А. Даргомыжскому. Критики отмечают, что в этом выразилось «признание композитором заслуги Даргомыжского в создании жанра камерной оперы и в „озвучивании“ гениальных пушкинских „маленьких трагедий“, написанных… как идеальные оперные либретто»[1] Действующие лица В. Шкафер и Ф. Шаляпин на премьере оперы в 1898 году
Действие происходит в Вене в конце XVIII века. Сюжет оперы, как и драмы Пушкина, построен на легенде об отравлении Моцарта«завистником» Сальери. Как отмечает А. Гозенпуд, «конфликт сосредоточен на столкновении двух противоположных типов художников: непосредственного и самобытного гения и угрюмого рационалиста и догматика. Различны не только типы творцов, но и натуры их: Моцарт — светлый, чистый, не знающий расчета, благородный художник; Сальери — фанатик и изувер, идущий на преступление»[2]. Картина первая
Сальери один в комнате. Он рассуждает о том, как несправедливо устроен мир: он с детства посвятил свою жизнь музыке и достиг успеха путём кропотливого многолетнего труда. Никогда раньше он не испытывал зависти к другим композиторам, но теперь он завидует и негодует, что столь великий талант может быть вручён такому беспечному и легкомысленному человеку, как Моцарт, которому сочинение музыки даётся шутя. Появляется Моцарт. Он приводит с собой слепого скрипача, который играл в трактире его мелодию из «Свадьбы Фигаро» — Voi che sapete. Композитора забавляет, как старик искажает его музыку. Сальери, напротив, до глубины души возмущён. Моцарт предлагает коллеге послушать «безделицу», которую он написал накануне. Сальери потрясён музыкой. Он решается убить Моцарта, и приглашает его на ужин. Картина вторая Два композитора встречаются в трактире. Моцарт печален, встревожен, полон плохих предчувствий. Какой-то «чёрный человек» заказал ему реквием, и композитор уверен, что этот реквием он пишет для себя. Во время беседы Моцарт упоминает, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Сальери находит случай подсыпать ему яд. Беседа продолжается. Моцарт играет Сальери отрывки из своего реквиема, и тот плачет. Моцарт чувствует себя нездоровым и уходит. Сальери остаётся один — ему не дают покоя слова Моцарта: неужели он прав, и Сальери — не гений?.. Известные аудиозаписи
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|