ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
По ИЗМ для студентов I курсаМетодическое пояснение к одноименной музыкальной хрестоматии (сост. – ст. преп. кафедры истории музыки, канд. иск. Г.А.Яруллина) Деревянные духовые инструменты 1. Shawm (шаум) (от лат. calamus — труба) – старинный духовой инструмент, распространенный в эпоху Средневековья и Ренессанса, предшественник гобоя.
Шалмей пришел со Среднего Востока. Шалмей был, вероятно, изобретением Мухаммеда и развился в Багдаде, во время господства халифа Харун ар-Рашида. Крестоносцы могли видеть эту часть типичного сарцинского военного оркестра, который состоял из шалмаев, труб и барабанов. Иногда шалмей называют гобоем эпохи Ренессанса. От шалмея произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Шалмей изготавливался из одного куска дерева и имел достаточно большую длину. Шалмеи существовали в нескольких разновидностях (от высокой до басовой). Часто шалмеи объединялись в ансамбли, в то время называвшиеся «консортами». 2. Curtal (куртал) – старинный духовой инструмент, распространенный в эпоху Средневековья и Ренессанса, предшественник фагота.
Куртал (или дульжен) - это мягко звучащий духовой инструмент различных размеров, сыгравший важную роль в процессе развития фагота. Пик популярности куртала пришёлся на XVII век, когда он повсеместно использовался в составе ранних ансамблей духовых инструментов.
3. Rackett (ракет) – старинный духовой инструмент семейства бомбард, один из предшественников фагота.
Ракет не представлял собой, однако, прямой или перегнутой трубы, подобно неуклюжим большим бомбардам, которым он был равен по высоте тона, а изгибы его образовывали несколько колен, так что размеры этого инструмента были сравнительно невелики. Несколько зобов, образованных перегибами его трубы, препятствовали, конечно, полноте и силе его тона, вследствие чего Преториус говорит, что инструмент этот мог успешно применяться лишь в сочетании с другими мягко звучащими инструментами (напр. гамбами). Ракет, подобно всем инструментам того времени, изготовлялся различных величин. Деннер, изобретатель кларнета, усовершенствовал ракет, придав ему большее сходство с фаготом, т. е. уменьшив число перегибов.
4. Crumhorn (крумгорн или крамгорн) – старинный духовой инструмент, название переводится как «кривой рог». По тембру напоминает гобой.
Крумхорн (немецкий горн) был популярен в период между XIV и XVII веками. Крумхорн применялся для исполнения фольклора, церковной музыки, танцев и театральных композиций. Чаще всего музыку исполняли профессиональные придворные музыканты, либо участники крупных городских ансамблей. Каждый из крумхорнов воспроизводил свой диапазон, от баса и выше. У каждого профессионального музыканта, игравшего на этом инструменте, был целый набор по-разному звучащих горнов.
5. Cornamuse (корнамуз) – старинный двухтростевой духовой инструмент.
Особое распространение получил в эпоху Ренессанса, когда входил в состав различных ансамблей, а также образовывал ансамбль из собственных разновидностей, аналогично консорту блокфлейт. Существует предположение, что название инструмента произошло от corno muto (тихий рог). Звучание инструмента, действительно приглушенное, во многом благодаря цилиндрическому, а не коническому стволу. В отличие от гобоя, двойная трость корнамуза помещена в капсулу и исполнитель не может управлять ею. Динамика также не регулируется губами. Для этого используются различные насадки (сурдины, раструбы). Аппликатура корнамуза схожа с блокфлейтовой. Диапазон - большая терция через октаву.
6. Kortholt (кортхолт) – старинный немецкий духовой инструмент, популярный в эпоху Ренессанса.
Название инструмента в переводе буквально означает «короткий кусок дерева». Для кортхолта характерен низкий звук, по тембру схожий с крумгорном, но более мягкий. Существовало несколько разновидностей кортхолта (сопрано, альт, тенор, бас). Часто входил в состав небольших ренессансных ансамблей, называвшихся консортами.
7. Rauschpfeife (раушпфайф) – старинный духовой инструмент, предшественник блокфлейты.
Имеет конический игровой ствол (как у шалмея), капсюльную камеру и двойную трость. Диапазон расширен до двух октав — при игре с передувание. Название инструмента происходит от немецкого rausch (шум) или rusch (трость) и pfeife (дудка). Итальянское название «schreierpfeife» произошло от schreien (кричать). Звук у раушпфайфа мощный, кричащий. На нём можно играть и на открытом воздухе и использовать в паре с волынкой. Подобно остальной части ранних язычковых музыкальных инструментов, раушпфайф может воспроизводить хроматические тоны, только используя перекрестные аппликатуры и половинные закрытия отверстий. Это ослабляет громкость некоторых тонов и приводит к неустойчивой высоте звука, что составляет основную сложность для исполнителя. Так же как и блокфлейты, раушпфайфы имеют несколько разновидностей. Басовая и теноровая разновидности имеют клапан для мизинца и клапан для верхних нот. Историческими достоверными являются сопранино, сопрано, альт, и теноровые разновидности. Диапазон сопрано раушпфайфа в строе до составляет от до первой октавы до соль второй октавы.
8. Flute (флейта) – деревянный духовой инструмент, известный с древнейших времен. “Предки” флейты — различного рода тростниковые дудки, свирели. Первичный образец этого инструмента — продольная флейта; при игре исполнитель держал ее в вертикальном положении подобно тому, как теперь держат гобой или кларнет. Продольная флейта была широко распространена в Европе в XV—XVII вв. Ныне изредка применяется при исполнении старинной музыки. Вытеснившая ее поперечная флейта сначала была инструментом бродячих музыкантов (самое древнее изображение обнаружено на фреске XI в. в киевском Софийском соборе). Ранние образцы этого инструмента изготавливались из дерева, поэтому и современные флейты — металлические и стеклянные — по традиции относят к группе деревянных духовых. Решающее значение для усовершенствования инструмента имела реформа, завершенная в 1832 г. флейтистом придворной мюнхенской капеллы Т. Бёмом (1794—1881), радикально изменившим систему клапанов, отверстий, рычагов.
9-10. Recorder (рекордер или английская флейта) – старинный духовой инструмент, предшественник блокфлейты.
Древнейший из доживших до наших времён инструментов – "дордрехтский рекордер" датируется примерно серединой XIII века. Нужно сказать, что, судя по восстановленным инструментам, средневековая блокфлейта обладала приятным и одновременно звонким звучанием. Диапазон её был невелик, причём он уменьшался с увеличением размера инструмента. Так у альта он не превышал 9-ти полутонов. Правда, некоторым мастерам удавалось расширить диапазон инструмента до двух октав.
В XV веке блокфлейта приобрела вид, который известен нам как "блокфлейта эпохи возрождения". Её образцы дошли до наших дней в большом количестве. Эти инструменты имели диапазон в октаву с секстой, сохраняя в нём в полном объёме богатые тембральные и динамические характеристики. Они были идеально приспособлены для исполнения полифонической музыки XV-XVII веков.
В конце XVII-го века рекордер был полностью модифицирован под задачи сольного инструмента. Теперь он стал состоять не из двух, а из трёх частей, и его диапазон увеличился до двух октав, а в пределе до двух октав с квинтой. Звучание стало более интенсивным и вибрирующим, что позволяло инструменту быть более мощным и выразительным. Многие образцы таких блокфлейт сохранились и по сей день в прекрасном рабочем состоянии. Эти рекордеры эпохи барокко хороши для исполнения камерной музыки и даже концертов. В этом виде блокфлейта в качестве профессионального инструмента просуществовала до конца XVIII века, а как любительский инструмент и до начала XIX, пока не была вытеснена поперечной флейтой.
Возрождение рекордера случилось в конце XIX века на волне музейного бума, когда у общественности возник интерес к античным инструментам и к музыке добаховского периода. В этой ситуации возникли условия для возвращения популярности блокфлейты. Считается, что первый современный рекордер был изготовлен в 1919 году Арнольдом Долметчем, который взял за основу имевшийся у него оригинал XVIII-го века. Следует сказать, что возрождение интереса к блокфлейте в начале XX века, её популярность среди музыкантов-любителей и дальнейшее массовое производство в Германии и Англии для целей школьного образования имело в своей основе две идеологии: барочную и ренессансную. Правда, ни один из конкретных исторических инструментов не послужил прототипом для промышленных образцов.
Медные духовые инструменты 11. Trumpet (натуральная труба) (итал. tromba, франц. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) – медный духовой инструмент довольно древнего происхождения.
Изготовляется из латуни или сплава меди с цинком (т. н. томпак или полутомпак). Состоит из дважды согнутого переходящего в раструб ствола цилиндро-конич. сечения (диаметр ок. 11 мм, дл. ок. 1500 мм) и мундштука в виде полушария. Звук светлый, яркий. Труба известна с древности; в средние века натуральная труба (без вентилей) применялась в качестве сигнального инструмента пастухами, охотниками, воинами; использовалась во время торжеств. шествий, празднеств: трубными фанфарами открывались Олимпийские игры (эта традиция сохранилась и ныне), а также религ. церемонии. Старинная труба изготовлялась из меди, бронзы или серебра (с 1737 серебряные трубы в рус. армии стали воен. регалиями). В XVI-XVII вв. существовал обычай на различных празднествах, открывавшихся трубными фанфарами, исполнять специально написанные композиторами (в т. ч. самими трубачами) к данному событию вступит. пьесы - интрады. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|