Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Балет французского композитора

Введение

Актуальность темы:

Балет актуален тем, что зародился 15 октября 1581 г. и существует до нашего времени. Балетные постановки показывают нам, какие раньше были отношения, действия, характер. Балет будут использовать и в следующие века. Я выбрала эту тему, потому что я посещала хореографический класс и тема Балет мне интересна.

Цель работы:

Раскрыть значение Балета как вида искусства художественной культуры.

 

Задачи:

 

1. Изучить что такое балет.

2. Проанализировать зарождение балета.

3. Обобщить развитие балета в России.

Методы исследования:

 

1. Поиск и изучение информации;

2. Составление конспекта по теме;

3. Анализ и обобщение полученной информации.

 

 

 

 

1. Что такое Балет?

Балет – танец, бал. Вид сценического искусства, в котором драматургия, музыка, сценография подчинены хореографии, являющейся центром их синтеза. Термин «Балет» служит преимуществом для обозначения европейского балетного искусства, складывающегося на протяжении 16 – 19 вв. В 20-м веке этот термин стал иногда трактоваться шире и использоваться для обозначений различных танцевальных представлений. На протяжении столетий балет принимал различные формы в зависимости от происхождения, художественное направление, техники жанра. Чаще всего в основе балета лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты. В балете различают классический танец и характерный танец, а в пределах каждого из них – сольный, ансамблевый и массовый, нередки сочетания и взаимопереходы этих разновидностей танца. Немаловажную роль в балете играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. Основы сюжетного балета составляет тот или иной действенный танец, но часто в балет включается также дивертисмент. В современном балете используются всевозможные техники и жанры, он требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.

Первоначальная драматургическая основа Балета – сценарий (либретто), в котором излагаются главные события (сюжет), определяются идея, конфликт и характеры. Сценарий, нередко, основанный на литературных произведениях и сочиняются с учётом возможности их музыкальные и хореографические воплощения. В отличие от пьесы, предназначенной для драматического спектакля, это словесный эскиз будущего музыкально – хореографического представления. Сценарий обычно пишут балетные драматурги, но автором его может быть также балетмейстер, композитор, художник, артист или одновременно несколько создателей балетного спектакля.

На основе сценария композитор пишет балетную музыку. Её членение на акты и картины, сцены и номера, последовательность и структура эпизодов определяются сценарием. Вместе с тем музыка не только выражает сценарий, но и обогащает его содержанием музыкального образования. Есть немало балетов, где музыка значительнее сценария. В результате воплощения сценарного содержания в музыке возникает музыкальная драматургия Балета – основа для создания хореографии.

Исполнение балета происходит под управлением дирижёра, руководящего как интерпретацией музыки, так и согласованием её звучания с танцевальным действием.

 

 

Вывод: Балет на протяжении нескольких веков развивался, принимал различные формы в зависимости от происхождения, художественное направление, техники жанра. Балет играет не маловажную роль в жизни. Драматургическая основа балета – сценарий, на основе сценария композитор пишет балетную музыку, не смотря на множество актов, различных действий в балете всё тесно связано.

 

 


Зарождение балета

 

Вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. Первый балет назывался «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленный итальянцем Бальтазарини. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту.

Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705), работавший с Люлли и возглавивший в 1661 французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног. Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке– элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук. Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так началось формирование балета, развившегося к 18 в. из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия - балет, опера - балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новером. Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных образах.

 

Вывод: Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.). В формировании балета был задействован балетмейстер Пьер Бошан. Не смотря на то, когда балет зародился и где, он продолжает существовать. Зритель требует различные балетные постановки, и хореографы зал продолжают удивлять, добавляют новые движения, новые танцевальные ресурсы.

 

Балет в России

 

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и пантомимы, утверждает приоритет женского танца. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века...

История русского балета начинается с 1738 года. Именно тогда, благодаря прошению господина Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства — известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой.

Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей. Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче. Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по специальному указу императора Петра I танцы стали составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам. В Петербурге бальный танец стал обязательной дисциплиной в Шляхетском кадетском корпусе. С открытием летнего театра в Летнем саду, зимнего — во флигеле Зимнего дворца кадеты начинают участвовать в балетных танцах. Преподавателем танцев в корпусе был Жан-Батист Ланде. Он прекрасно понимал, что дворяне в дальнейшем не посвятят себя балетному искусству. Хотя они наравне с профессионалами танцевали в балетах. Ланде, как никто другой, видел надобность в русском балетном театре. В сентябре 1737 года он подал прошение, в котором сумел обосновать необходимость создания новой специальной школы, где девочки и мальчики простого происхождения обучались бы хореографическому искусству. Вскоре такое разрешение было дано. Из дворцовой челяди отобрали двенадцать девочек и двенадцать

 

стройных юношей, которых и начал обучать Ланде. Ежедневный труд принес результаты, публика была в восторге от увиденного. С 1743 года бывшим ученикам Ланде начинают выплачивать жалованье как артистам балета. Школа очень быстро сумела дать русской сцене прекрасных артистов кордебалета и великолепных солистов. В истории остались имена лучших учеников первого набора: Аксиньи Сергеевой, Авдотьи Тимофеевой, Елизаветы Зориной, Афанасия Топоркова, Андрея Нестерова. В хореографии новаторство Чайковского было воплощено балетмейстерами Мариусом Петипа и Л. И. Ивановым положившими начало симфонизации танца. Традиция симфонизации балетной музыки была продолжена Глазуновым в балетах «Раймонда» (1898), «Барышня-служанка»(1900), «Времена года» Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века. В своих балетах балетмейстер Большого театра А. А. Горский стремился добиться последовательности развития драматического действия, исторической достоверности, старался усилить роль кордебалета, как массового действующего лица, преодолеть разделённость пантомимы и танца. Крупный вклад в русское балетное искусство внёс М. М. Фокин существенно расширив круг идей и образов в балете, обогатив его новыми формами и стилями. Его постановки для «Русских сезонов» балетов «Шопениана», «Петрушка», «Жар-птица» и др. принесли славу русскому балету за рубежом. Завоевала мировую известность созданная Фокиным для Анны Павловой миниатюра «Умирающий лебедь» (1907). В 1911-13 на почве «Русских сезонов» образовалась постоянная труппа «Русский балет Дягилева». После ухода из труппы Фокина её балетмейстером стал Вацлав Нижинский. Самой известной его постановкой стал балет «Весна священная» на музыку Стравинского. (1900).

Вывод: В настоящее время балет существует с различными его модернистскими течениями – в России открыто много балетных трупп разных жанров и направлений. Многие балетмейстеры внесли вклад в российский балет.

 

 

Советский балет

Несмотря на эмиграцию многих выдающихся артистов, трудности революции и Гражданской войны, балетные труппы Москвы и Петербурга сохранили репертуар и продолжали работать Е.В. Гельцер, В.В. Кригер (1893–1978), Е.П. Гердт (1891–1975), Е.М. Люком (1891–1968). Функционировали и балетные училища. В 1920-х начала складываться знаменитая система обучения классическому танцу Вагановой (1879–1951), которая переработала разнообразные методики, оказывавшие влияние на русскую школу, в книге Основы классического танца, почитаемой как балетную Библию. Метод Вагановой, основанный на изучении естественных реакций тела, требует гармоничности и координации движений, ее ученики отличались амплитудой движений, парящим прыжком и крепкой спиной, что давало им возможность управлять телом даже в полете, длительной элевацией, выразительными гибкими руками. Тем не менее, советская школа наряду с датской считается лучшей по подготовке танцовщиков-мужчин, которую характеризуют мощный парящий прыжок, динамичные вращения, атлетизм, способность к верхним поддержкам. В 1920 Мариинский и Большой театры получили статус академических театров и были переименованы в ГАТОБ и ГАБТ.

1920-е – время русского авангарда, экспериментов и поисков во всех областях искусства. Заявило о себе новое поколение хореографов. В Большом театре продолжал работать Горский (Лебединое озеро, 1920; Стенька Разин, 1918; Жизель, 1922). Начинал свои эксперименты К.Я.Голейзовский, создавший «Московский Камерный балет», он же в 1925 году поставил в ГАБТ балет Иосиф Прекрасный С.Н.Василенко в авангардных костюмах Б.Р.Эрдмана.

В Петрограде труппу Мариинского театра возглавил Ф.В.Лопухов. Он поставил танцсимфонию Величие мироздания на музыку Бетховена (1922), аллегорический революционный балет Красный вихрь В.М.Дешевого (1924), балеты Стравинского Пульчинелла (1926), Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана (1927), Щелкунчик Чайковского в конструктивистских декорациях В.В.Дмитриева (1929). Лопухов был выдающимся экспериментатором, и смело вводил новую лексику: элементы акробатики и спорта, народных обрядов и игр. Он ввел в мужском танце верхнюю поддержку балерины на одной руке. Этот элемент стал одним из отличительных признаков советского стиля в балете.

С 1932 стиль соцреализма стал единственно возможным во всех видах искусства. В балет вернулся многоактный сюжетный спектакль (Красный мак Р.М.Глиэра в постановке В.Д.Тихомирова и Л.А.Лащилина, 1927). Большой театр стал первым балетным театром страны, олицетворением советского балетного стиля (героика, кантиленность, эмоциональность

 

танца). Ленинградский театр оперы и балета (с 1935 – им. С.М.Кирова) сохранял академические традиции классического балета.

К началу 1950-х назрела необходимость балетных реформ. В 1956 состоялись первые зарубежные гастроли балетной труппы Большого театра в Лондоне, имевшие огромный успех, но вместе с тем обнаружившие отставание советской хореографии от западной. Л.В.Якобсон в 1969 создал ансамбль «Хореографические миниатюры». Они вернули балету танцевальность, обогатили лексику танца акробатическими элементами, возродили массовый танец, забытые ранее жанры одноактного, симфонического балета, расширили тематику балетов.

Лидером новой волны стал Григорович, мастер танцевальной метафоры в сюжетном балете. С его приходом в ГАБТ в 1964 театр пережил взлет, вершиной которого стали его постановки: Щелкунчик, 1966 и Спартак Хачатуряна, 1968. Для ГАБТ он сочинил оригинальную версию Лебединого озера (1968), несколько редакций Спящей красавицы, (1963, 1973), в 1975 поставил балет Иван Грозный, в 1979 – Ромео и Джульетту, оба на муз. Прокофьева, Ангару А.Эшпая, в 1982 – Золотой век Шостаковича. Однако к началу 1980-х новые спектакли Григоровича появлялись все реже.

После 1980-х годов, балет освоил новые темы, расширил круг музыкальных произведений для хореографических постановок. Развитие и изменение выразительных средств, накопленных за всю историю балета, продолжается сегодня в довольно быстром темпе, чему способствует ритм современной жизни и условия работы балетных трупп и балетмейстеров, и за первое десятилетие XXI века можно говорить уже о новых подходах, приёмах и образах. Остаётся надеяться, что за поисками новой формы балет не забудет о содержании и духовности, как одних из основных критериев искусства.

 

 


 

Балет французского композитора

Адольфа Адана «Жизель»

 

Действие I

Деревня в горах, окруженная лесами и виноградниками. Крестьянский дом, в котором живут Берта и ее дочь Жизель. Крестьяне направляются на сбор винограда. Девушки приветствуют Жизель, свою подругу, всеобщую любимицу.

Появляется лесничий Ганс. Он клянется разрушить счастье влюбленных: Жизели и юноши, живущего в охотничьем домике. Ганс скрывается; из дома выходит граф Альберт, переодетый в крестьянское платье, и его оруженосец Вильфрид. Альберт пришел на свидание с Жизелью. Вильфрид пытается отговорить его. Но Альберт отстраняет оруженосца, стучится в дверь и прячется. На стук выходит Жизель. Никого, не обнаружив, она собирается уйти. Появляется Альберт. Он касается руки Жизели. Постепенно их танец переходит в любовную сцену. Рядом с ними оказывается Ганс. Он заверяет Жизель в своей верности. Альберт прогоняет лесничего.

С виноградников возвращаются подруги Жизели. Затеваются танцы, и Альберт с удовольствием принимает участие в общем веселье.

Берта выходит из дома и прекращает танцы. Она напоминает дочери, что ей вредно так много танцевать, ведь у нее больное сердце. Все расходятся.

Возвращается Ганс. Уязвленный отказом Жизели, он решает раскрыть тайну соперника, проникает в дом Альберта. Издали доносятся звуки приближающейся охоты, вскоре появляются дамы и кавалеры. Среди них Герцог и его дочь Батильда, невеста Альберта.

Утомленные охотой, они хотят отдохнуть. Герцог указывает на дом Жизели и просит вызвать хозяйку. Выходит Берта, за ней — Жизель: они предлагают гостям прохладительные напитки. Очарованная обаянием Жизели, Батильда дарит ей ожерелье. Знатные гости уходят в дом, чтобы отдохнуть. В окне появляется Ганс. В его руках графская шпага — неопровержимое доказательство знатного происхождения Альберта.

Праздник урожая. В разгар всеобщего веселья врывается Ганс, он расталкивает Альберта и Жизель и показывает обнаруженную в доме Альберта шпагу. Жизель просит объяснений. Взбешённый Альберт бросается на Ганса. Подоспевший Вильфрид останавливает своего господина. Ганс трубит в рог. Из дома выходит Батильда со своей свитой. Она удивлена, увидев Альберта в крестьянском платье. Альберт целует руку невесте.

Жизель понимает, что клятвы верности и любви — обман. Батильда

 

показывает ей свое обручальное кольцо — она невеста Альберта. Жизель, рыдая, падает на руки матери. Последний раз в помутившемся от потрясения сознании девушки возникают картины недавнего прошлого — клятвы, слова любви, танцы. Жизель умирает.

 

Действие II

Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы — невесты, умершие до свадьбы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами… неодолимо, прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы…» (Г. Гейне).

Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает, бездыханный, на землю.

Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на её могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившая самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева виллис.

С первыми лучами восходящего солнца исчезают белые призраки-виллисы. Исчезает и легкая тень Жизели, но сама она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви — любви, которая сильнее смерти.

 

Первый исполнитель роли Альберта - Люсьен Петипа;

Первая исполнительница роли Жизели - Карлотта Гризи.

Жизель – Галина Уланова, Наталия Макарова, Тамара Карсавина;

Альберт – Михаил Барышников, Вацлав Нижинский.

 

 

Заключение

 

Исходя из выводов, жизнь приносит в балет новые хореографические действия, пластические интонации. Хореограф должен видеть и подмечать зарождение и развитие новых пластических образных ресурсов. Для балета по-прежнему остается способность видеть мир и преображать его в пластике, близкой и понятной современному человеку.

Для меня балет – это как определённый танец, образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя. Изобразительность и выразительность в балете соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой балета.

В XXI веке много театров и балетных коллективов, есть на что сходить и посмотреть. Репертуар разнообразен. Идут спектакли отечественных хореографов и зарубежных. К примеру, балет "Щелкунчик" можно посмотреть в разных редакциях. В каждом театре на музыку композитора Петра Ильича Чайковского своя постановка. И исполнители разные. Так что, смотря один и тот же спектакль, никогда не бывает скучно или не интересно: и декорации, и костюмы, и хореография, и исполнители отличаются друг от друга.

Сколько бы столетий не прошло, балет, как вид танцевального искусства будет развиваться, но я считаю что есть минус в том, что сейчас

балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.

Мир танца, мир балета многогранен. Но самое лучшее — это прийти в театр и все увидеть самому.

 

Мы должны считать потерянным каждый день, в который мы не танцевали хотя бы раз. (Фридрих Ницше)

 

Литература

 

1. Большая Российская Энциклопедия 2 (Анкилоз – Банка) Москва научное издательство «Большая Российская энциклопедия» 2005 Председатель – Ю.С. Осипов

 

2. Балет. Энциклопедия Главный редактор – Ю.Н. Григорович Москва Издательство «Советская энциклопедия» 1981

 

3. Русский балет. Энциклопедия Редактор – Е.Белова Издательство - «Согласие»

4. Ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E8%E7%E5%EB%FC

 

5. Ссылка:

http://ru.science.wikia.com/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82

 

6. Ссылка: http://www.worldarthistory.com/ballet.html

 

7. Ссылка: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BALET.html?page=0,0

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Private international law


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных