Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гуманизм - ценностная основа культуры Возрождения

 

План:

1. Античность - источник гуманизма эпохи Возрождения.

2. Открытие личности в культуре Возрождения.

3. Особенности художественной культуры Ренессанса.

 

1. В данной теме ключевой является мысль о том, что Возрождение (Ренессанс) - это такой период в истории, который осознал себя эпохой и дал себе название. Принято считать, что это понятие окончательно утверждено историком искусства середины XVI века Джордже Вазари в его «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Историки культуры называют Возрождение временем перехода от средневековой культуры к культуре Нового времени. Хронологические рамки этой эпохи в Италии - XIV-XVI вв., для других западноевропейских стран - XV-XVII вв.

В центре внимания культуры Ренессанса был человек, который рассматривался как высшая ценность. Поэтому культуру этого периода характеризуют как гуманистическую или антропоцентрическую.

Новое понимание человека и его места в мире стало возможным благодаря новому прочтению античного культурного наследия. Возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры. Происходит смещение акцентов с небесной духовной жизни на жизнь земную.

Но гуманисты Возрождения не отрицали бога или божественных истин. В их понимании бог предстает как творческое начало. Задача человека - уподобиться богу-творцу. В сфере сознания, искусства, образования перемены были настолько важными и поразительными, что можно говорить о рождении нового человека.

2. В эпоху Возрождения происходит открытие личности. Человек осознает свое «Я», свое отличие, несхожесть с другими людьми. Он выходит из рамок средневековой корпоративности. Постепенно укрепляется право человека быть самим собой. Личность становится индивидуальностью уже в том смысле, какой мы сегодня вкладываем в это слово. Это происходит по мере того, как личность признана в неделимости ее внутренней цельности и замечена отдельно от общечеловеческого целого. Страсть к самопознанию - первое проявление индивидуальности, чувствующей свою особенность и желающей ее понять. В этом опыт христианской духовности оказывается не менее важным, чем пример античной философии. Изменяется система ценностей: земная жизнь начинает восприниматься как нечто независимое от небесного блаженства. Целью человеческой жизни становится не только спасение души, но и успех, слава.

Гуманизм Возрождения проникнут верой в безграничные возможности человека. На исторической сцене появляется человек-творец, движимый разумом, стремящийся к личной удаче и славе, не теряющий точку опоры и надежное убежище. Далеко не каждый современник мог подняться на заданную высоту, но духовная высота была задана эпохой. Человек способен творить сам себя, облагораживать собственную природу и, тем самым, определять свое место в мире. Творя себя, человек обновляет и мир, в котором живет, делает его достойным своего человеческого достоинства.

Но открытие личности в эпоху Возрождения не сопровождалось осознанием ответственности человека перед обществом. Ренессанс породил и «гениев злодейства», достойных преемников традиций римской империи. Это время активной деятельности «священной инквизиции» и «охоты на ведьм».

 

3.Возрождение - это целая художественно-эстетическая эпоха, в которую главенствующие позиции занимала живопись. Живописцы открывают перспективу, уводящую глаз вглубь картины, развертывающую ее горизонтальный план. Техническое открытие совершилось, когда в нем возникла смысловая необходимость: земное начало человека обрело большую самостоятельность, раздвигая свои пространственные и временные пределы. Огромный интерес к человеку выразился в портретном жанре, который практически отсутствовал в средневековье.

В этот исторический период заявляет о себе новое художественное направление, получившее название маньеризм. Под термином маньеризм подразумевалось искусство, отличавшееся многосюжетной сложной комбинацией, пристрастием к абстрактным линейным конструкциям, манерной изощренностью формы. Форма и стала доминирующим элементом в художественном произведении, содержанию придавалось меньшее значение. В теории маньеризм опирался на идеи неоплатонизма, в ­которых господствовала средневековая схоластика, астрология, символика чисел. Маньеризм открыл дорогу одному из главных направлений XVII века - барокко и способствовал появлению новой художественной эпохи в Европе - классицизму.

Эпоха, начавшаяся в Италии великим ожиданием, завершилась два с половиной столетия спустя в Англии, Испании - ощущением великой трагедии гуманизма. Смысл трагедии в том, что сам «Ренессанс не воплотился, не приобрел пластической законченности», а «лучшим возможностям эпохи не дано отстоять себя в качестве ее реальностей» (Н. Берковский).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных