Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ




 

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у де­тей — это целесообразно организованная система психологичес­ких воздействий. Основными направлениями психологической коррекции эмоциональных нарушений являются:

— смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

— повышение их активности и самостоятельности;

— устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.

— коррекция самооценки, уровня самосознания, формирова­ние эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

В отечественной и зарубежной психологии используются раз­нообразные методы, направленные на коррекцию эмоциональных нарушений у детей. Эти методы можно условно разделить на две основные группы: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воз­действий.

В мировой психологии существует два основных подхода к психологической коррекции психического развития ребенка: психодинамический и поведенческий. К психодинамическому на­правлению коррекции традиционно относятся психоаналитичес­кий и гуманистически-ориентированный подходы.

Представители двух школ детского психоанализа — классичес­кого, или фрейдовского и школы М. Klein (1994) — признают, что эмоциональные нарушения могут быть устранены, если дети до­бьются осознания их конфликта. При этом решающее значение для результата психоаналитической терапии имеет успешная анали­тическая связь между психологом и ребенком (Фрейд А., 1993; Фрейд А., Фрейд 3., 1995; Юнг, 1994; и др.). Основной целью кор­рекции в рамках психодинамического подхода является создание ус­ловий, снимающих внешние социальные преграды на пути развер­тывания интрапсихического конфликта. Это успешно разрешается с помощью психоанализа, семейной психокоррекции, игры и арт-те­рапии. Классический психоанализ включает в себя пять базисных техник: метод свободных ассоциаций; толкование сновидений; интерпретация; анализ сопротивления; анализ переноса. Детские психоаналитики разработали специальные психокоррекционные техники: это игра, арт-терапия. Авторами подчеркивалось значение недирективной игровой психотерапии, которая решает три основ­ные задачи: 1) способствует развитию самовыражения у ребенка; 2) коррегирует эмоциональный дискомфорт; 3) формирует саморе­гулирующие процессы.

В основе гуманистически-ориентированного подхода лежит ус­тановление эмпатической связи психолога с ребенком, полное при­нятие ребенка и искренняя вера психолога в способности ребенка, в его успехи. Например, V. М. Axline описывает следующие прин­ципы игротерапии в рамках гуманистически-ориентированного подхода: 1) установление непринужденных дружеских отношений с ребенком; 2) принятие ребенка таким, каков он есть; 3) добиваться того, чтобы ребенок открыто говорил о своих чувствах; 4) понять чувства ребенка, пытаться обратить его внимание на себя самого; 5) позволять ребенку самому регулировать динамику игрового про­цесса; 6) вводить лишь те ограничения, которые связаны с реаль­ной жизнью; 7) выполнять функцию «зеркала», в котором ребенок видит самого себя (цит. по: Спиваковская, 1988). В рамках гумани­стически-ориентированного подхода при работе с детьми с эмоци­ональными нарушениями широко используются методы «терапии на основе экспрессивных искусств»; арт-терапия, танцевальная те­рапия, музыкотерапия. Необходимым условием при использовании этих методов являются эмпатическая связь с ребенком и принятие всех продуктов его творчества.

Целью коррекции в рамках поведенческого подхода является приобретение ребенком новых реакций, направленных на форми­рование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Это достига­ется с помощью различных поведенческих тренингов, психорегу-лирующих тренировок. Например, систематическая десенсибили­зация используется в качестве метода терапии страха и тревоги. Смысл коррекции заключается в продвижении от состояния ре­лаксации, достигаемого с помощью прямого или косвенного вну­шения. В рамках данного подхода используется метод «эмотив-ных представлений», направленный на коррекцию страха у детей. Широко используются поведенческие тренинги, для выработки новых поведенческих реакций, отсутствующих в репертуаре у ре­бенка (Bandura, 1969).

В отечественной психологии разработаны многочисленные методы психологической коррекции детей с эмоциональными на­рушениями на основе клинико-психологического и психолого-педагогического подхода. К клинико-психологическому можно отнести опыт психотерапии детских неврозов, патохарактерологических реакций, синдромов детского аутизма и др., описан­ный в работах В. И. Гарбузова, Д. Н. Исаева, А. И. Захарова, Б. 3. Драпкина.

В рамках данного подхода широко используются поведенчес­кие методы, например, метод условно-рефлекторной терапии, разработанный В. И. Гарбузовым с соавторами (Гарбузов, Захаров, Исаев, 1977).

Широко используются суггестивные воздействия в процессе сказкотерапии для детей с различными формами неврозов (Заха­ров, 1982 и др.). Индивидуальная игровая психокоррекция невро­зов у детей в нашей стране применялась Т. П. Симеон еще в 30-50 годы (Симеон, 1958). А. И. Захаров разработал методи­ку игровой психотерапии, направленную на восстановление на­рушенных отношений у ребенка. При индивидуальной психоте­рапии автор использовал следующие этапы: беседа, спонтанная игра, направленная игра, внушение. По мнению автора, при ост­рых невротических реакциях следует делать акцент на спонтан­ный компонент игры, при невротическом развитии — необходимо делать акцент на направленные методы (Захаров, 1982). Б. 3. Драпкин выделяет следующие блоки психотерапии для де­тей с эмоциональными проблемами: неосознаваемая перестрой­ка отношений личности посредством метода суггестивной и игро­вой терапии; системы эмоционального реагирования в процессе групповой игровой терапии; усиление контроля над эмоциональ­ными проявлениями ребенка посредством поведенческой терапии (Драпкин, 1979; 1981).

В отечественной психологии широко используются также ме­тоды семейной психокоррекции (Захаров, 1982; Спиваковская, 1988; Эйдемиллер и Юстицкий, 1992).

В рамках психолого-педагогических исследований разрабаты­ваются и используются различные методы психологической кор­рекции: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, неструкту­рированные игры (игры с песком, водой, глиной и пр.), групповые подвижные игры (Карабанова, 1997; Миланич, 1998; Спиваков­ская, 1988 и др.).

В настоящее время разработаны разнообразные методы пси­хологической коррекции эмоциональных нарушений у детей, которые целесообразно разделить на две группы: основные и специ­альные. К основным методам ПК эмоциональных нарушений относятся те методы, которые являются базисными в психодина­мическом и поведенческом направлениях. К ним относятся игротерапия, арт-терапия, психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенные тренировки, поведенческий тренинг. Специальные ме­тоды включают в себя тактические и технические приемы психо­коррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.

При подборе методов психокоррекции эмоциональных нару­шений необходимо учитывать следующие факторы: 1) психоло­гические, включающие в себя личностные характеристики ребен­ка, специфику внутриличностных и межличностных конфликтов, особенности семейных отношений; 2) педагогические факторы — уровень развития игровой деятельности, социальной компетент­ности, характеристики педагогической деятельности взрослых, окружающих ребенка; 3) клинические факторы, отражающие осо­бенности перинатального онтогенеза, специфику соматовегетативных и моторных дисфункций, сопутствующих эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте.

Важным является анализ специфической направленно­сти конфликта, определяющего эмоциональное неблагополу­чие ребенка. При внутриличностном конфликте целесообразно использовать игровые методы психокоррекции, психоаналити­ческие методы, методы семейной психокоррекции. При преоб­ладании межличностных конфликтов используются групповая психокоррекция, направленная на оптимизацию межличностных отношений, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения. Кроме того, необходимо учитывать и степень тяже­сти эмоционального неблагополучия ребенка. В практике выде­ляются три вида эмоциональных нарушений с учетом степени тяжести: преневротические, неврозы и неврозоподобные состо­яния.

А. С. Спиваковская разработала систему психокоррекционной помощи детям с преневротическими состояниями, которые автор рассматривает как фактор риска возникновения невроза и подчеркивает, что «...психическое развитие преневротика носит конфликтный, противоречивый характер, что находит свое отра­жение во всех сферах его психической жизни... Центральными фо­кусирующими сферами дисгармонии развития данной группы является сфера самосознания и самооценки и сфера переживаний ребенком своих отношений с родителями» (Спиваковская, 1988, с. 84). Автором разработаны и описаны методы групповой психо­коррекции преневротических нарушений у детей, направленные на снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка, расши­рения сферы социального взаимодействия и формирования адек­ватного отношения к себе. Автор выделяет два основных этапа групповой работы. На первом, ориентировочном, этапе с помощью специальных спонтанных и коммуникативных игр у ребенка фор­мируется положительный эмоциональный настрой на занятие. Это способствует отреагированию внутренних конфликтов. Кор­рекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций осуществляется на втором, реконструктивном, этапе. Эмоциональ­ное отреагирование негативных переживаний и выработка новых способов поведения происходит с помощью сюжетно-ролевых игр и под воздействием приемов неигрового типа: принятие группо­вых решений, формирование самостоятельности группы, отраже­ние, интерпретация, разъяснение, косвенное внушение, блоки­рование неадекватных способов поведения и др. Рассматривая психокоррекционный процесс как систему, А. С. Спиваковская выделяет в ней основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный (Спиваковская, 1988). Выделенные автором этапы успешно используются в практической работе пси­холога.

Основной целью диагностического блока является клинико-психологическое изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Перед началом психокоррекционной работы психологу не­обходимо проанализировать влияние этих факторов на формиро­вание у ребенка конфликта. Следует отметить, что при анализе причины конфликта у ребенка необходимо учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребен­ка, оказываясь для него неразрешимым и затягиваясь, он создает аффективное напряжение, которое в свою очередь обостряет про­тиворечия, повышает неустойчивость и возбудимость у ребенка, уг­лубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение.

Содержательный анализ детских конфликтов наиболее полно раскрывается в процессе игровой и продуктивной (рисование) де­ятельности ребенка. Целесообразно также использовать прожективные психологические методики: методика КАТ, Рене-Жиля, Розенцвейга, и др.

В диссертационном исследовании Ю. М. Миланич, выполнен­ном под нашим руководством, разработан и апробирован специ­альный опросник, направленный на диагностику эмоционально­го неблагополучия ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. При подборе шкал опросника автор использовала от­дельные фрагменты ранее созданных диагностических методик: методики И. Шванцара (1981); Н. Huber, H. P. Huber, (1978); Н. J. Koch, 1981; И. К. Шац (1989). Опросник заполняется пе­дагогами или родителями. По каждой из шкал регистрируется наиболее подходящее для данного ребенка в настоящее время описание нарушений и соответствующий балл. Дополнительно учитываются содержательные характеристики тревоги и страха. Методика позволяет получить количественные оценки по следу­ющим факторам:

— Фактор соматовегетативных нарушений (шкалы: 3 — нару­шение аппетита, 4 — потливость, 5 — недержание мочи, сту­ла, 7 — жалобы ребенка на самочувствие).

— Факторы преневротических нарушений (шкалы: 1 — пони­женное настроение, 2 — нарушение сна, 6 — вредные при­вычки, 8 — тревога и страхи, 11 — неуверенность в себе, 12 — чрезмерная чувствительность к оценке, 13 — заикание, 14 — тики.

— Фактор поведенческих нарушений (шкалы: 9 — нарушение двигательной активности, 10 — трудности общения со свер­стниками).

Кроме того, подсчитывается общий показатель степени эмо­ционального неблагополучия ребенка (СЭН). Минимальное зна­чение 0 баллов, максимальное 3 балла (для шкал с 1 по 12). Шка­лы 13 и 14 оцениваются по двухбалльной шкале (от 0 до 2 баллов).

10.3.... иногда

10.4.... никогда или

10.1. Стремится к общению, но его не хотят принимать и/или не­смотря на обоюдное желание, контакты сопровождаются кон­фликтами всегда

10.2.... часто

10.3.... иногда

10.4.... никогда

11. Неуверенность в себе

11.1. Уклоняется от содержательных игр, проверки его реальных возможностей, боится неудачи всегда

11.2.... часто

11.3.... иногда

11.4.... никогда

12. Чрезмерная чувствительность к замечаниям и наказаниям

12.1. Все воспринимает близко к сердцу и/или проявляет словес­ную или физическую агрессию всегда

12.2....часто

12.3.... иногда

12.4.... никогда

13. Заикается

13.1. Да

13.2. Нет

14. Тики

14.1. Дергает рукой, плечом или часто моргает

14.2. Нет

Опросник был апробирован на более чем двухстах детях до­школьного и младшего школьного возраста. Полученные с его по­мощью данные сопоставлялись с клиническими и педагогически­ми наблюдениями.

Важным при оценке эмоциональных особенностей ребенка яв­ляется анализ его отношений к членам семьи. С этой целью ус­пешно используются рисуночные тесты, например, рисунок «Моя семья». Нами была разработана дифференцированная оценка эмо­ционального отношения к семье.

Глава 9. Эмоциональные нарушения в детском возрасте, пути их коррекции..

Оценка положительного эмоционального отношения к членам семьи по рисунку «Моя семья»

Оцениваемая характеристика

Баллы

1. Рисует фигуру первой. Если первой рисует себя, то члена се­мьи (мать, отца) вторым

2. Рисует фигуру члена семьи около себя. Фигура может быть на­рисована как влево, так и вправо (балл учитывается, если рассто­яние между ребенком и фигурой не превышает ширины фигуры)

3. Фигура члена семьи имеет наибольшее количество деталей. Учитывается голова, волосы, уши, ресницы, нос, рот, шея, та­лия, руки, кисти, пальцы, ступни.

4. Фигура украшена больше всех остальных

5. Для разукрашивания фигуры использовано наибольшее коли­чество цветов

6. Стиль рисования фигуры, деталей ее одежды такой же, как в фигуре рисующего ребенка.

7. Изображен физический контакт рисующего ребенка с фигурой, их совместная деятельность

8. Член семьи изображен только один

Оценка отрицательного эмоционального отношения ребенка к членам семьи в рисунке «Моя семья»

Оцениваемая характеристика

Баллы

1. Рисует фигуру члена семьи последней. Если последним рисует себя, балл не учитывается ни одному члену семьи

2. Рисует фигуру далеко от себя или от других (расстояние пре­вышает ширину фигуры)

3. Фигуру рисующего ребенка и члена семьи разделяет объект. Балл учитывается, если объект не включен в совместную дея­тельность.

4. Фигура члена семьи имеет наименьшее количество деталей.

5. Фигура украшена меньше всех остальных

6. Фигура раскрашена меньше всех остальных

7. Лицо и тело фигуры заштрихованы

8. Член семьи на рисунке отсутствует

 

Для содержательного анализа конфликтов у детей целесооб­разно использовать детский апперационный тест, впервые пред­ложенный L. Bellak, S. Bellak. Стимульный материал ДАТ состоит из десяти стандартных черно-белых рисунков. В качестве персо­нажей изображенных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия. Мето­дика представляется ребенку в форме игры, в которой он должен рассказать, что происходит на картине, что делают животные, что предшествовало данной ситуации и что случится позже.

Сравнительный анализ рассказов здоровых дошкольников и до­школьников с эмоциональными нарушениями по методике ДАТ позволил выявить две зоны конфликтов у дошкольников с эмоци­ональными нарушениями: семья и группа сверстников. Дети с эмо­циональными проблемами в рассказах значительно чаще отражают тревогу по поводу возможного наказания, страх утраты родитель­ской любви и поддержки. В их рассказах достоверно чаще отража­ются неприятные аффекты, вызванные ссорами со сверстниками, переживания одиночества в детской группе. В основе конфликта ле­жит блокада основных базисных потребностей ребенка: в безопас­ности, в родительской любви, принятии и признании сверстниками. В группе детей с эмоциональными нарушениями несмотря на дав­ление и опеку родителей достоверно реже прослеживается потреб­ность к самостоятельности и независимости, в отличие от здоровых сверстников. Дети с эмоциональными нарушениями достоверно ча­ще рассказывают историю от лица героя, который не соответствует им по возрасту, полу, силе, тем самым отражая желание быть стар­ше, сильнее или, наоборот, быть младшим ребенком, чтобы получить больше любви.

Проиллюстрируем изложенное выше примерами фрагментов рассказов двух мальчиков: здорового и с эмоциональными нару­шениями.

Сережа В.,.5 лет 5 мес. Мальчик из полной семьи, имеет младшую сест­ру. Анамнез не отягощен. Роды в срок, крик сразу, психомоторное развитие протекало нормально. Посещает обычный детский сад. Жалоб на ребенка со стороны педагога и родителей нет. По данным опросника ОДЭН не обнаружи­вает соматовегетативных, преневротических и поведенческих нарушений.

Дима К., 5 лет 5 мес. Мальчик от третьей нормально протекавшей бере­менности, роды первые, преждевременные, с однократным обвитием пупо­вины, использовался вакуум - экстрат. Крик не сразу. Диагноз при рождении «перинатальная энцефалопатия». На первом году жизни наблюдалась задерж­ка психомоторного развития. Речевое развитие в срок. Наблюдаются расст­ройства сна, неврозоподобный энурез, чрезмерная потливость, вредные при­вычки (грызет ногти, сосет одежду). Проживает с матерью, отцом, младшей сестрой и тетей. Жалобы родителей и педагогов на повышенную возбуди­мость, обидчивость, капризность.

Фрагменты рассказов по методике ДАТ

Картинка №1. Цыплята рассажены вокруг стола, на котором большая ми­ска с едой. Сбоку - большая курица, неясно очерченная.

Сережа В.: «Цыплята захотели есть, мама сварила суп, они сели и ста­ли есть. Только мама отошла, они стали баловаться, греметь ложками. Ма­ма услышала и сказала: „В чем дело, почему балуетесь? Не получите тогда сладостей". Цыплятки: „Хорошо, хорошо, мы больше не будем", а курица: „Доедайте быстрее, пойдете гулять". „Ура", - они так закричали».

Дима К.: «Птенчики сели на стол и стали есть кашу. Все надели салфет­ку, а один птенчик не одел. Они ему и говорят: „Почему не одел салфетку? Мы все маме расскажем". А он им: „Ну и рассказывайте, я с вами дружить не буду, вы есть сами не умеете, вы - грязнули, а я умею, не буду одевать салфетку". И вдруг откуда ни возьмись петух, заскочил на стол и заклевал всех». Вопрос психолога: «И того, кто без салфетки?» «Нет, он с ним подру­жился, они стали вместе жить».

Картинка №4. Кенгуру, на голове капор, несет корзину, в которой бутыл­ка с молоком, в ее сумке - малыш-кенгуренок с воздушным шаром, на ве­лосипеде едет детеныш-кенгуру, который немного побольше первого.

Сережа В.: «Кенгуру едут в магазин: мама, в кармашке у мамы - дочка, у мамы сынок на велосипеде. Просто скачут и молчат». Вопрос психолога: «Может быть, они о чем-то думают?» «Сынок думает, вот бы стать пожарным, загорится лес, и будет его тушить, спасать других кенгуру. А мама думает, вы­растут мои детки, будут сами деньги зарабатывать, будут мне хлеб приносить. А сестренка думает, вот бы мне тоже велосипед. Приедут домой и лягут спать».

Дима К.: «Кенгуру пошла в магазин со своим ребенком. А сзади едет на велосипеде старший кенгуренок. Он кричит: „Подожди меня", а мама: „Дого­няй". Маленький сидит в кармане, с шариком, ему тепло. Вдруг старший брат говорит: „Мама, возьми меня тоже в карман, а то мне холодно". А мама ему: „Не возьму, здесь только один помещается". Заехали они в лес, и старший брат потерялся, долго они искали, плакали, а он сидел на дереве: „Ха-ха". Так и остался там жить». Вопрос психолога: «Он вернется к маме?» «Вот купит ему новый велосипед, тогда вернется».

Картинка №10. Щенок лежит между лапами большой собаки, обе фигу­ры изображены с минимальным числом внешне выраженных черт. Фигуры находятся в туалетной комнате.

Сережа В.: «Собака сидит со своим ребенком, качает его, поет ему: „Спят усталые игрушки..." Потом он заснет, и мама его положит на кровать. А он не будет спать, у него в кровати игрушка-мишка, он с ним будет играть, а мама не узнает. Потом поиграет, поиграет, потом заснет».

Дима К.: «Здесь сидят мама с щенком. Мама хочет вытереть щенку попу. А он вырывается, вырвался и убежал. А мама за ним побежала: № ты какой, ты весь грязный, дай мне попу вытереть" и шлепнула его. А щенок: „У-y-yV Во­прос психолога: «Почему он не дает маме вытереть?». «Она больно вытирает».

В отличие от здорового ребенка, Дима К. затрагивает тему сопер­ничества с младшей сестрой, со сверстниками. Его герои испытыва­ют недостаток любви родителей, одиночество среди сверстников, страх холода, желание иметь друга, защитника. Взаимоотношения главного героя с матерью, сверстниками, сестрой описываются Ди­мой как конфликтные. Позиция в конфликте — пассивная, когда ге­рой терпит обиды, боль (рассказ по картине № 10), ждет отмщения обидчикам от более сильного персонажа. Наблюдается агрессивная позиция, когда сам пытается ответить злом на зло, при этом герой доволен, успокаивается, наблюдая, как родители огорчены его про­пажей и все-таки любят его.

Полученные диагностические данные позволяют психологу найти дифференцированные методы психологической коррекции. Следует подчеркнуть, что процесс диагностики и коррекции — это единый процесс. На диагностическом этапе мы осуществляем пер­вичную диагностику, а сам диагностический процесс должен про­должаться на последующих этапах психологической коррекции.

Установочный блок включает в себя главную цель — это фор­мирование положительной установки ребенка и его родителей на процесс занятия.

Основными задачами этого блока являются:

1. Снижение эмоционального напряжения у ребенка.

2. Активизация родителей на самостоятельную психологиче­скую работу с ребенком.

3. Повышение веры родителей в возможность достижения по­зитивных результатов коррекции.

4. Формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками процесса (А. С. Спиваковская, 1988).

Для реализации этих задач используются разнообразные психо­технические приемы: это организации встречи родителей, дети кото­рых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими; ор­ганизация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей и пр. Особое зна­чение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где про­водятся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок должен чувствовать себя спокойно и безопасно. Игровая комната может гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз. Поэтому не рекомендуется ис­пользовать комнаты со стеклянными дверями и множеством окон. Для групповых занятий выбирают комнату не менее 30 кв. м. Стены игровой комнаты должны быть выкрашены в светлые тона, так как они способствуют созданию яркой жизнерадостной атмосферы в группе. Желательно, чтобы были полки с игрушками в зоне досяга­емости ребенка. Мебель должна быть твердой с деревянной поверх­ностью. Предпочтительным покрытием для пола является линолеум, но целесообразно иметь ковровые дорожки, которые стелятся на пол, если ребенок предпочитает играть на полу. Освещение комнаты долж­но быть мягким. Не рекомендуется использовать лампы дневного све­та, так как их шум может раздражать детей.

При подборе игрушек необходимо учитывать широкий спектр игровой деятельности ребенка. А. А. Осипова предлагает три группы игрушек:

1. Игрушки из реальной жизни.

2. Игрушки, помогающие ребенку отреагировать на агрессию.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций (Осипова, 2000).

Главным при организации помещения для занятий является создание комфорта, свободы и безопасности для участников пси­хокоррекции.

Коррекционный блок. Основной целью данного блока занятий является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием.

Конкретные задачи:

1. Преодоление внутрисемейного кризиса.

2. Изменение родительских установок и позиций.

3. Снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.

4. Расширение сферы социального взаимодействия ребенка.

5. Формирование у ребенка адекватного отношения к себе и к другим участникам занятий.

Внутри этого блока выделяются два основных этапа (А. С. Спиваковская, 1988).

1 этап — ориентировочный (2-3 занятия), где ребенку пре­доставляется возможность спонтанной игры. Психолог на данном этапе наблюдает за детьми. На этом этапе занятий у ребенка форми­руется положительный эмоциональный настрой на занятия, что яв­ляется чрезвычайно важным для отреагирования внутренних кон­фликтов. Кроме того, на данном этапе продолжается диагностика форм поведения и особенностей общения детей с целью окончатель­ного формирования группы.

Психотехнические приемы на данном этапе коррекции состоят из различных невербальных коммуникаций, коммуникативных игр.

2 этап — реконструктивный, основной целью которого является коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций. Психотехническими приемами на данном этапе являются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание детьми проблемных жизненных ситу­аций. Эти игры способствуют эмоциональному отреагированию и вытеснению негативных переживаний. Ребенок обучается само­стоятельно находить нужные способы поведения и формы эмоцио­нального реагирования.

При оценке эффективности психологической коррекции (оце­ночный блок) анализируются отчеты родителей о поведении детей в начале занятий. Оцениваются также поведенческие и эмоцио­нальные реакции ребенка с помощью метода наблюдения, анализа продуктов деятельности ребенка до занятий и после. Для оценки эмоциональных состояний ребенка до и после занятий целесооб­разно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты. Для оценки зна­чимых межличностных отношений целесообразно использовать цветовой тест отношений (ЦТО), адаптированный Эдкиным.

Для детей и подростков с эмоциональными нарушениями на­ми предложены следующие фазы групповой психокоррекции: ус­тановочная, подготовительная, реконструктивная, закрепляющая.

При комплектовании группы детей с эмоциональными нару­шениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмо­циональных нарушений, направленность конфликта и индивиду­ально-психологические особенности.

Желательно, чтобы возраст детей — участников группы был оди­наковым, допустима небольшая разница плюс, минус один год. Не­обходимо, чтобы в группе были разнополые дети. Число участников группы не должно превышать 7-8 человек (малые группы). Опыт на­шей работы показал, что группа обязательно должна быть закрытой, т. е. с постоянным составом ее членов. Не рекомендуется включать в группу детей с тяжелыми формами эмоциональных нарушений, на­пример с ранним детским аутизмом. Желательно, чтобы в группе бы­ли дети с различной направленностью конфликта. Перед началом групповых занятий необходимо предварительно побеседовать с каж­дым родителем, разъяснить им необходимость и значение занятий, раскрыть им основные принципы работы группы:

— придерживаться строгого распорядка групповых занятий (систематическое посещение занятий, в случае пропус­ков — предупреждать психолога);

— исключить опоздания;

— не обсуждать с ребенком, что происходило в группе, не рас­спрашивать, какие были занятия, как ребенок их выполнял;

— все проблемы и претензии можно обсуждать только с пси­хологом.

Очень важным является создание у родителей адекватной уста­новки на психологическую коррекцию. Объяснить родителям, что это не школьные занятия, они не должны оцениваться, все дети при­нимают активное участие в них, имеют равные права и обязанности.

Важным является оценка групповой динамики, которая рас­сматривается как совокупность групповых действий и интерак­ций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодей­ствий членов группы, их деятельности и влияния членов группы друг на друга, и представляет развитие или движение группы во времени (Осипова, 2000). Психолог в процессе занятий анали­зирует систему отношений детей, их установки, особенности эмо­циональных и поведенческих реакций. Психолог анализирует также социально-психологические характеристики группы: спло­ченность группы, лидерство, групповое напряжение, групповые роли.

 

Таблица 11. Фазы групповой психокоррекции

Фазы Задачи Психокоррекционные приемы
1. Установочная Образование группы как целого. Формирование положи­тельного настроя на за­нятия Диагностика поведения и особенностей Спонтанные игры Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры
2. Подготовительная Структурирование группы. Формирование активно­сти и самостоятельнос­ти. Формирование эмо­циональной поддержки членов группы Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоциональ­ного напряжения
3. Реконструктивная Коррекция неадекватных эмоциональных реакций. Эмоциональное реагиро­вание и вытеснение нега­тивных переживаний. Обучение ребенка само­стоятельному нахожде­нию нужных форм эмо­ционального реагирования Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций.
4. Закрепляющая Закрепление у ребенка адекватного эмоциональ­ного реагирования на кон­фликт. Формирование адекват­ных отношений к себе и окружающим Специальные сюжетно-ролевые игры, предло­женные детьми

 

На основе выделенных структуры и этапов групповой динами­ки нами были разработаны планы-схемы психокоррекционных за­нятий для детей с эмоциональными нарушениями и систематизи­рованы в таблицу 12.

 

Таблица 12

Номер занятия и основная цель Психотехничес­кие приемы Радикалы для психологического наблюдения Критерии эффективности занятий
Занятие 1 1. Играв мяч. Оценка отноше Спонтанное, сте-
Цель: знакомство Дети встают в ния ребенка к за ственное поведе
детей друг с дру- круг и поочередно нятию. ние ребенка;
гом; бросают мяч друг Коммуникатив- проявление ак-
формирование по- другу. При этом ные навыки тивности на этапе
зитивного настроя называют свое Спонтанность по- занятий.
на занятия. имя. Через неко- ведения Положительный
  торое время пред- Эмоциональные эмоциональный
  лагается кинуть реакции на пре- фон в процессе за-
  мяч тому, с кем пятствия. нятий.
  хочешь поиграть, Предпочтения  
  поговорить. в выборе партнера.  
  2. Игра в «Жмур- Специфические  
  ки» реакции (уходит  
  Группа детей из от игры, активное  
  2-3 человек с за- стремление быть  
  вязанными или лидером, отноше-  
  закрытыми глаза- ние к неуспехам).  
  ми догоняет и ло-    
  вит остальных де-    
  тей. Затем дети на    
  ощупь узнают, ко-    
  го поймали.    
  Игра 3. Пооче-    
  редное проникно-    
  вение в круг.    
  Группа детей обра-    
  зует круг, взяв-    
  шись за руки. Один    
  из желающих пы-    
  тается проникнуть    
  в круг, но группа    
  его не пускает.    
Номер занятия и основная цель Психогехнические приемы Радикалы для психологического наблюдения Критерии эффективности занятий
Занятие 2 Цель: Сплочение группы, снятие Ход занятия: Приветствия. Разминка. Дети 1. Анализ вклю­ченности ребенка в процесс заня- Проявляет выра­женный интерес к занятию;
напряженности, скованности. вспоминают имена друг друга в про- тий. 2. Обратить вни- охотно включает­ся в процесс заня-
  цессе игры с мя­чом. мание на естест­венность поведе- тий. Положительный
  Игра «Кто громче крикнет». Детям предлагает- ния. 3. В процессе вы­полнения коллек- эмоциональный фон. В процессе беседы
  ся издавать гром­кие звуки. Но крик тивных занятий проследить, какая с родителями вы­яснить, как ребе-
  должен постепен- позиция у каждого нок отзывался о за-
  но превратиться в общую мелодию (хор). Игра «Рисование участника коррек­ции: не подчиня­ется групповому влиянию; быстро нятии.
  коллективного подчиняется; стре-  
  рисунка». Психолог предла- мится к лидер­ским позициям.  
  гает детям подой-    
  ти к доске, на ко-    
  торой прикреплен большой ватман,    
  и фломастерами    
  нарисовать то, что каждый желает,    
  но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполне-    
  ния задания рису-    
  нок коллективно    
  просматривается и обсуждается    
Занятие 3 Формирование эмоциональной Приветствия. Игра по выбору детей. Психолог Обратить внима­ние на сплочен­ность группы при Активность и са­мостоятельность детей в процессе
поддержки членов группы созданием условий для выбо- предлагает детям выбрать игру из тех, которые были решении коллек­тивных задач. Оценить уровень занятий. Проявление ини­циативы
Номер занятия Психотехничес- Радикалы для психологического Критерии эффективности
и основная цель кие приемы наблюдения занятий
ра и принятия на прошлых заня- самостоятельнос-  
коллективных ре- тиях и принять ти и активности  
шений. Формиро- коллективное ре- каждого ребенка.  
вание инициативы шение. Обратить внима-  
  Игра «Испорчен- ние на лидерские  
  ный телефон» позиции членов  
  Психолог выби- группы.  
  рает ведущего, ко- Эмоционально  
  торый называет поддерживать де-  
  первое слово и тей, имеющих  
  «запускает испор- проблемы груп-  
  ченный телефон» пового взаимо-  
  Игра «Реши за- действия  
  дачу»    
  Ведущий предла-    
  гает детям задачи    
  из матриц Равена,    
  тестов Айзенка.    
  Дети коллективно    
  находят правиль-    
  ный ответ.    
  Дети сами приду-    
  мывают задачу    
  и предлагают ее    
  группе.    
Занятие 4. Приветствия. Обратить внима- Интерес детей к за-
Цель: Формиро- Игра «Ручеек» ние на симпатии нятию
вание навыков са- Дети становятся детей друг к дру- Желания группо-
моконтроля в про- в пары, один про- гу (выбор пары). вого взаимодейст-
цессе группового ходит и выбирает На способность де- вия.
взаимодействия. себе пару. тей конструктивно Адекватная оценка
  Игра «Моргал- общаться своих неуспехов.
  ки» На развитие навы-  
  Дети разбиваются ков самоконтроля  
  на пары. Инст-    
  рукция: присталь-    
  но смотреть друг    
  на друга как мож-    
  но дольше, не    
  моргая. Побе-    
  дитель выбирает,    
Номер занятия и основная цель Психотехничес­кие приемы Радикалы для психологического наблюдения Критерии эффективности занятий
  с кем он продол-    
  жит игру.    
  Игра «Зеркало»    
  Ведущий изобра-    
  жает кого-то из _  
  животных.    
  Члены группы уга-    
  дывают. Ведущие    
  поочередно меня-    
  ются.    
  Игра «Все наобо-    
  рот»    
  Психолог предла-    
  гает разделиться    
  детям на пары.    
  Каждой паре вру-    
  чает карточки, где    
  символически    
  изображены дви-    
  жения. Например,    
  руки вверх, вправо,    
  влево. Играющие    
  как можно быст-    
  рее должны вы-    
  полнить эти дви-    
  жения,    
  но наоборот. Веду-    
  щий оценивает    
  число ошибок. За-    
  тем дети меняют-    
  ся ролями.    
Занятие 5 Ход занятия: Обратить внима- Активное участие
Развитие вообра- Приветствие. ние на способ- ребенка при вы-
жения. Закрепле- Игра «Изображе- ность ребенка полнении заданий.
ние спонтанности ние животных» «вжиться в пред- Положительный
поведения. Психолог предла- ложенную роль». эмоциональный
Снятие напряже- гает детям вы- На особенность фон.
ния. брать ведущего. эмоционального Проявление ини-
  Ведущий выбира- реагирования ре- циативы.
  ет одного из чле- бенка при выпол-  
  нов группы, пред- нении задания.  
Номер занятия Психотехничес- Радикалы для психологического Критерии эффективности
и основная цель кие приемы наблюдения занятий
  варительно догова-    
  ривается с ним На предпочтения  
  о том, какое живот- детей при выборе  
  ное он будет изоб- пары.  
  ражать. Те дети, На особенности  
  которые угадали, поведения детей  
  выступают в роли (естественность,  
  Ведущего и выби- непринужден-  
  рают участника. ность общения).  
  Игра 2. Изображе- На способы груп-  
  ние неодушевлен- пового взаимо-  
  ных предметов. действия  
  Игра проводится    
  в той же последо-    
  вательности, как    
  и предыдущая.    
  Игра 3. Коллек-    
  тивное изобра-    
  жение животных.    
  Участвуют 2-3 де-    
  тей, остальные    
  должны угадать,    
  кто изображен. Де-    
  ти сами выбирают,    
  с кем они хотели    
  бы работать в паре    
Занятие 6 Ход занятия: Содержательный Активное вклю-
Цель: Приветствия анализ страхов у чение ребенка
Переработка и от- Разминка: дети детей. в роль.
реагирование не- сами предлагают, Проследить Проявление пози-
гативных эмоций. какие игры ис- и проанализиро- тивных эмоций.
  пользовать. «Ру- вать реакции де- Благоприятный
  чеек», «Круг» тей на конфликт. эмоциональный
  и др. Проанализиро- фон.
  Игра «Страшные вать особенности  
  сказки». отреагирования  
  Дети рассажива- негативных пере-  
  ются вокруг рас- живаний, эмоцио-  
  сказчика, который нальную палитру  
  рассказывает чувств ребенка.  
  «страшную сказ-    
Номер занятия Психотехничес- Радикалы для психологического Критерии эффективности
и основная цель кие приемы наблюдения занятий
  ку» или «страш-    
  ную историю».    
  Игра «Коллектив-    
  ная страшная сказ-    
  ка». Детям предла-    
  гается сочинить    
  коллективную    
  страшную сказку    
  и обыграть ее.    
  Ход игры. Психо-    
  лог называет пер-    
  вые слова, напри-    
  мер, «однажды...»,    
  ребенок продол-    
  жает, затем про-    
  должает другой    
  ребенок и т. д.    
  Игра «Рисование    
  страхов».    
  Психолог предла-    
  гает детям нари-    
  совать свои стра-    
  хи в специальном    
  альбоме. Затем    
  каждый рисунок    
  обсуждается.    
Занятие 7 Ход занятия: Обратить особое Отсутствие нега-
Цель: Переработ- Приветствие, раз- внимание на эмо- тивных аффек-
ка, отреагирова- минка (упражне- циональные и по- тивных и пове-
ние страхов ние, прыжки, веденческие реак- денческих
  ходьба парами ции ребенка реакций.
  с закрытыми гла- в процессе игры: Проявление ак-
  зами и пр.). замыкается, ухо- тивности, само-
  Сюжетно- роле- дит от игры. стоятельности.
  вые игры: Аффективные ре- Спонтанное, сво-
  Игра «Волк и се- акции (плачет, не- бодное поведение
  меро козлят». адекватный смех,  
  Игра «Мальчик повышенная воз-  
  и разбойник».. будимость).  
  Игра «Я пройду Поведенческие  
  в темноте один». реакции: отказ,  
Номер занятия Психотехничес- Радикалы для психологического Критерии эффективности
и основная цель кие приемы наблюдения занятий
  Игра «Мой уход, протест  
  страшный день в в форме неадек-  
  жизни». Дети в ватных реакций,  
  группе поочеред- аутоагрессивные  
  но обыгрывают тенденции.  
  «страшные ситуа-    
  ции»    
Занятие 8 Игра «Наши чув- Проанализиро- Успешное выпол-
Цель: ства». вать реакции ре- нение заданий
Формирование Детям предлага- бенка. указывает на эф-
у ребенка адекват- ется выбрать чув- Его отношение фективность пси-
ного отношения ства, которые они к членам группы. хокоррекционно-
к себе хотят сыграть: ве- Оценить его вооб- го процесса.
  селый, грустный, ражение, способ-  
  разочарованный, ность к саморас-  
  обиженный, рас- слаблению, его  
  строенный, и пр. восприятие и оцен-  
  Игры на релакса- ку членов группы.  
  цию    
  «Как мы дышим».    
  Игра «Я скульп-    
  тор»    
  Члены группы де-    
  лятся на пары.    
  Скульптор прида-    
  ет напарнику позы    
  животных, пред-    
  метов. После этого    
  спрашивает на-    
  парника, кого он    
  изображает. Затем    
  дети меняются ро-    
  лями.    
  Игра «Нарисуй    
  себя в будущем,    
  а группа угадает,    
  кем ты хочешь    
  быть».    
  Игра «Нарисуй    
  себя и свою груп-    
  пу».    
Номер занятия и основная цель Психотехничес­кие приемы Радикалы для психологического наблюдения Критерии эффективности занятий
Занятие 9 Ход занятий: Оценить эмоцио- Позитивный эмо-
Цель: проигрыва- Разминка (выбор нальное состоя- циональный фон
ние ситуации по­следних занятий. Создание усло­вий для адекват­ного восприятия игры по желанию детей) Игра «Пожела­ния друг другу». Дети выстраива- ние детей. Проанализиро­вать особенности формирования навыков, умений у детей. Улучшение меж­личностных кон­тактов. Уверенность,
ситуации расста- ются в круг, кида- детей на этапах адекватная само-
вания ют мяч друг другу и одновременно высказывают по- занятии. Спланировать дальнейшие фор- оценка. Отсутствие или снижение нега-
  желания, пригла- мы психологичес- тивных эмоцио-
  шения в гости, на совместную прогулку и пр. Совместное чае- кой помощи для каждого ребенка (консультирова­ние, психологиче- нальных реакции (страх, тревога, фрустрация и пр.)
  питие детей с ро­дителями. ская поддержка и пр.)  
             

 

Следует подчеркнуть, что представленная схема занятий явля­ется своеобразным каркасом, по которому психолог может успеш­но проводить собственные «отделочные работы», но с учетом ос­новных целей занятий. Содержательная характеристика занятий может быть использована психологом, но количество занятий за­висит от структуры группы, динамики группового взаимодействия.

В процессе групповых психокоррекционных занятий для детей с преневротическими нарушениями рекомендуется использовать разработанные нами психорегулирующие тренировки (Мамайчук И. И., 1987). Основной целью этих занятий является:

— смягчение эмоционального дискомфорта у ребенка;

— обучение его приемам релаксации;

— развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и инди­видуально-психологических особенностей ребенка, через день с небольшой (до 5 человек) группой детей.

1 этап — успокаивающий, в процессе которого используется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем предлагаются детям зрительно-музы­кальные стимулы, направленные на снятие тревожности и созда­ние позитивных установок на последующие занятия.

2 этап — обучающий, целью которого является обучение детей релаксирующим упражнениям. Используются упражнения на вы­зывание тепла, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердеч­ных сокращений (см. главу 8).

3 этап — восстанавливающий. На фоне релаксации дети вы­полняют специальные упражнения, направленные на коррекцию настроения, развитие коммуникативных навыков, перцептивных процессов и пр.

Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая трени­ровка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей к экс­тремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных