Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Традиции русского реалистического искусства в башкирской живописи XX века

 

До Октябрьской революции 1917 года в Уфе не было ни художественного музея, ни художественных учебных заведений. Молодежь уезжала учиться в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Пензу. Художниками-профессионалами были лишь иконописцы. А богатые уфимцы обычно заказывали студентам-художникам копии с популярных картин.

Одной из первых страничек в изобразительном искусстве Башкирии был организованный в 1910 году художником Н. А. Про­топоповым кружок-студия им. А. Н. Куинджи. В 1913 году в Уфе родилась первая художественная организация - Общество люби­телей живописи. В нее равноправно входили как любители, так и художники-профессионалы. Кружок также имел студию для занятий. Общество ставило одной из основных задач пропаганду русского изобразительного искусства и освоение его традиций в личном творческом поиске. В деятельности кружка-студии участвовали Ю. Ю. Блюменталь, П. М. Лебедев, П. В. Мальков, А. Э. Тюлькин, М. Н. Елгаштина.

Затем, в 1915 году, талантливый художник и педагог, окончив­ший Петербургскую Академию художеств, член Товарищества передвижных выставок П. М. Лебедев открыл в Уфе студию изо-искусства. Эта студия работала до 1918 года. В 1916 году начинает свою работу Уфимский художественный кружок. Русское изобразительное искусство всегда интересовало зрителей и худо­жественные круги. На первой выставке демонстрировались произ­ведения И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, М. В. Нестерова, И. И. Шишкина из собраний местных коллекционеров. Также были показаны работы Уфимского кружка, в основ­ном мотивы пейзажей Уфы и ее окрестностей. В деятельности кружка принимали участие художники разных направлений. Среди них художники, всей своей творческой жизнью внесшие значительный вклад в сокровищницу искусства Башкирии и России. Это М. Н. Елгаштина — акварелист изысканной живописной манеры, организатор и первый главный художник Башкирского государственного театра кукол, вышеназванный П. М. Лебедев - разноплановый художник, активный участник многих московских объединений. Творческие интересы его были очень широки: натюрморт и пейзаж, жанровая картина и портрет. Много работал акварелью, маслом. В московский довоенный период своей жизни он также успешно трудился как художник -график в журналах столицы.

Ученики П. М. Лебедева - Б. Домашников, А. Кузнецов и другие, обогащая русскую традицию народно-прикладным творче­ством башкир, неустанно развивали изо-искусство Башкирии. Русские и башкирские художники работали в тесной взаимосвязи, их творчество строилось на взаимовлиянии.

Ученик Н. Фешина А. Э. Тюлькин - истинно русский худож­ник огромного колористического дарования, создавший самобыт­ные, ярчайшие произведения о Башкирии и Урале. Тюлькин воспитал много талантливых учеников, среди которых Б. Домашни­ков, А. Пантелеев, Е. Фоминов, К. Головченко, Р. Нурмухаметов. Овладев крепкой реалистической школой, они создали содержа­тельные и индивидуальные по восприятию жизни произведения.

Нурмухаметов Р. М. Парфенон.

В 1919 году открывается студия изобразительного искусства при Клубе железнодорожников, где проводит занятия А. П. Леж­нев - художник яркого дарования, пользовавшийся советами самого В. И. Сурикова. Занимался в Москве в школе И. И. Маш­кова. Он создал картины, вошедшие в золотой фонд изобразительного искусства Башкирии: «Поимка Салавата», «Портрет жены», «Синие тени».

Основополагающим обстоятельством в развитии художествен­ной жизни Уфы и республики было создание 20 января 1920 года Пролетарского художественного музея - на основе коллекции (около 100 картин русских художников), подаренной городу в 1913 году М. В. Нестеровым. Организатором его был И. Е. Бондаренко. В 1926 году музей переименовали в Башкирский госу­дарственный художественный музей, а с 1954 года он носит имя великого русского художника, нашего замечательного земляка М. В. Нестерова.

В 1921 году открылась изостудия при 2-й школе Талановой. В ней преподавали прекрасные живописцы А. Э. Тюлькин, А. П. Лежнев, А. В. Лезенков.

1 января 1924 года начал свою многогранную работу кружок друзей художественного музея. Председателем кружка был Юлий Юльевич Блюменталь - живописец, окончивший Петербургскую Академию художеств, талантливый художник, человек высокой культуры, много энергии отдававший также искусствоведческой и музейной работе. С 1925 года он становится директором музея. Членами кружка при музее были акварелист М. Н. Елгаштина, пейзажист Г. П. Черкашенников, живописец В. С. Сыромятников. Художественный музей и студии изобразительного искусства стали фундаментом профессионального изобразительного искус­ства в Башкирии, которое в дальнейшем получило ярчайшее развитие, явив целую плеяду разноплановых индивидуально­стей, выпестованную на традициях русского изобразительного искусства.

Творчество первого национального живописца К. С. Девлеткильдеева, основоположников театрального искусства Башкирии М. Н. Арсланова и Г. Ш. Имашевой формировалось на русских реалистических традициях, взаимообогащаясь народным искусст­вом Башкирии. До конца 40-х годов XX века творческая и педаго­гическая деятельность вышеназванных художников определяла уровень художественной культуры Башкирии.

Разруха гуляла по стране после окончания Великой Отечест­венной войны. Необходимо было восстанавливать уничтоженное и порушенное. Находили средства и на культуру. 20 августа 1949 года начал свою работу кружок при клубе «Ударник», руково­димый Г. В. Огородовым. В своей педагогической деятельности он следовал традициям русского реалистического искусства. С уроков в народной изостудии Огородова начинали профессиональный путь в искусстве известные в республике и стране художники: ныне москвичи П. Багин, Г. Сысолятин, Ю. Ракша, Э. Шагеев, Т.Лукина, ленинградцы Н. Полякова, А. Пермяков, новгородец Н. Селиков, уфимцы С. Литвинов, В. Меос, В. Пегов, А. Рыбаков, М. Давлетбаев, Р. Ягафаров, В. Рязанов. Огородов умел создать ат­мосферу подлинного творчества, высокого уважения к искусству.

Своеобычна, несравнима с другими странами Россия с ее исто­рией, бытом, нравами, народным характером, древней культурой. И самой природой ее. Столь же своеобразным является солнцеликий Башкортостан, народная культура которого так или иначе входит в творчество русских художников, здесь живущих. И наобо­рот, художники национальные, пройдя русскую реалистическую школу, в свое творчество привносят российские корни. В русском классическом искусстве основой всегда были нравственность, духовность, высокие идеалы. Основой, опорой подлинного искусства является национальная культура, обогащаемая и взаимодейству­ющая с мировой и не утрачивающая при этом своеобычной духов­ности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экзаменационные билеты. 2. Основные цвета, их особенность. | На 2-е полугодие 2012/2013 учебного года


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных