Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Введение
| Общая характеристика и периодизация новейшей истории.
|
|
|
Раздел
1.Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны».
|
|
|
|
Тема 1.1. Послевоенное мирное урегулирование в Европе. Первые конфликты и кризисы «холодной войны»
| Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности. Новый расклад сил на мировой арене. Речь Черчилля в Фултоне. Доктрина «сдерживания». План Маршалла. Начало «холодной войны».
Образование Организации Североатлантического договора (НАТО). Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны». Высадка войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи.
|
|
|
Тема 1.2. Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости
| Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств в следствие крушения колониальных империй. Влияние «холодной войны» на освободительные движения. Трудности преодоления отсталости.
|
|
|
Семинарское занятие:Диктаторские режимы на мусульманском Востоке, их агрессивность. Рождение новой разновидности тоталитаризма – исламистского.
|
|
|
Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине ХХ века
|
|
|
|
Тема 2.1. Крупнейшие страны мира. США
| Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США. Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира. «Новая экономическая политика» Р.Никсона.
|
|
|
Семинарское занятие:Основные направления социально-экономической политики в период президентства Д.Буша и Б.Клинтона. Рост значимости внешнеполитических факторов в решении внутренних проблем.
|
|
|
Тема 2.2. Крупнейшие страны мира. Германия
| Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР. ФРГ и «план Маршалла». Успешное восстановление экономики к 1950 г. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны». Германо-американские отношения на современном этапе. Российско-германские отношения на современном этапе.
|
|
|
Тема 2.3. Развитие стран Восточной Европы во второй половине ХХ в.
| Страны Восточной Европы после второй мировой войны. Образование социалистического лагеря. Восточноевропейский социализм как общественная модель.
|
|
|
Семинарское занятие:Формирование консервативной модели социализма. Роль СССР в подавлении социально-политического движения в странах Восточной Европы.
|
|
|
Тема 2.4. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Япония
| Экономическое и политическое положение Японии после второй мировой войны. Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире. Глобализация японской внешней политики. Эволюция ведущих политических партий.
|
|
|
Тема 2.5. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Китай
| Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминьдановский Юг. Гражданская война. Образование Китайской народной республики. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация. Провозглашение курса превращение КНР в «великое социалистическое государство». Китай на современном этапе развития.
|
|
|
Тема 2.6. Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Индия
| Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950 г. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг. Национальный вопрос в Индии. Реформы 90-х гг. Выборы 2004 г.
|
|
|
Тема 2.7. Советская концепция «нового политического мышления»
| Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы. Провал экономических реформ «перестроечного образца». Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины. Роспуск ОВД. Распад СССР и конец «холодной войны».
|
|
|
Семинарское занятие:Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма».
|
|
|
| Самостоятельная работа
Тема: Посттоталитарная Восточная Европа: социально-экономические и политические проблемы. Интеграция восточноевропейских стран в мировую систему.
Виды самостоятельной работы: изучение учебной литературы; подготовка рефератов; составить хронологическую таблицу.
|
| 2,3
|
Тема 2.8. Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине ХХ – начала ХХI вв.
| Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Аммерики во второй половине ХХ в. борьба за демократические преобразования. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия).
|
|
|
Тема 2.9. Международные отношения во второй половине ХХ века. От двухполюсной системы к новой политической модели
| Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит Н. Хрущева в США (1959 г.). Берлинский кризис (1960 г.). Карибский кризис (1962 г.). Противостояние военных блоков. Потепление советско-американских отношений в начале 1970-х гг. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Подписание Заключительного акта в Хельсинки.
|
|
|
Раздел 3. Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
| |
|
|
Тема 3.1. Научно-техническая революция и культура
| НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования. Кризис традиционных и национальных культур и жанров. Постмодернизм в философии и массовой культуре.
|
|
|
Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах
| Этапы развития духовной жизни советского российского общества второй половины ХХ века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
|
|
|
Раздел 4. Мир в начале ХХI века. Глобальные проблемы человечества
|
|
|
|
Тема 4.1. Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика
| Происхождение глобальных проблем современности. Глобалистика и политическая сфера. Геополитические факторы в мировом развитии и современность. Геополитическое положение и национальные интересы России. Новая Россия в новом мире. Россия и НАТО.
|
|
|
| Самостоятельная работа:
Тема:Глобализация в политической, социально-экономической и духовной сферах как новый цивилизационный процесс ХХI века: достижения, противоречия.
Виды самостоятельной работы: изучение учебной литературы; создание презентации.
|
| 2,3
|
Тема 4.2. Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности
| Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной безопасности. Пути и средства укрепления экономической безопасности. Экологические аспекты национальной, региональной и глобальной безопасности. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.
|
|
|
Тема 4.3. Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму
| Международный терроризм как социально-политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни. Проблема терроризма в России. Международный терроризм как глобальное явление. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма.
|
|
|
| Самостоятельная работа
Тема: Проблемы разработки нормативно-правовой базы борьбы с международным терроризмом во внешней и внутренней политике РФ.
Виды самостоятельной работы: изучение учебной литературы; подготовка рефератов.
|
| 2,3
|
Тема 4.4. Российская Федерация – проблемы социально-экономического и культурного развития
| Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве. Проблемы социально-экономического и культурного развития страны в условиях открытого общества. Многосторонние и двусторонние финансово-экономические связи России. Международные культурные связи России.
|
|
|
| Всего:
|
|
|
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).