Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






От цирка к филармонии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

От цирка к филармонии……………………………………………...С.5.

Заключение

Список литературы…………………………………………………..С.11.


Введение

"Смертный, входящий в Самару, с надеждой в ней встретить культуру,

Вспять возвратился, зане город сей груб и убог..." - писал в 1895 году Максим Горький, приехавший на работу в наш город по приглашению "Самарской газеты". А в воспоминаниях Алексея Толстого Самара конца XIX столетия - "страшный, пыльный, некрасивый город"... [1]. И еще одна убийственно-мрачная характеристика Самары конца Х1Х столетия, данная в воспоминаниях Алексея Толстого, чье детство проходило в нашем городе: «Люди спивались и свинели в этом страшном, пыльном, некрасивом городе, окруженном мещанскими слободами…».

Но не за горами был ХХ век, который изменил и облик города, и образ его жизни. Газовые фонари и сеть водопроводов, телефонная связь и железная дорога, мощеные улицы и пышные особняки. Осенью 1900 года в Самаре открылось отделение Императорского Русского Музыкального Общества, председателем и покровителем коего стал никто иной, как сам губернатор, гофмейстер А. С. Брянчанинов.

Население составляло уже 109640 человек.

В 1902 году открываются Музыкальные классы (преобразованные в 1909 г. в Музыкальное училище). В 1903 — Пушкинский народный дом, где позднее будет размещена Народная консерватория. 1904 — киносеансы в городском театре, 1906 — Польский костел с органом, специально привезенном из Вены и концертный зал «Аквариум». Через несколько лет — кинотеатры «Триумф» (ныне «Ленинский комсомолец») и «Колизей» (ныне «Молот»).

В череде этих триумфальных событий есть одно, с которого, собственно, и начинается эта давняя история, оказавшаяся началом другой, не менее захватывающей и интересной, а кое где даже горькой и драматичной, — истории Самарской филармонии[2]. Путь, который прошла филармония вплоть до нынешнего времени чрезвычайно сложен для нее и для тех людей, которые с ней были связаны. Но несмотря ни на что, мы имеем полное право гордиться этим памятником архитектуры.


От цирка к филармонии

История Филармонии началась еще 1 декабря 1907 года, когда на углу улиц Саратовской и Москательной (Фрунзе и Л.Толстого) открыл свои двери для широкой публики театр-цирк"Олимп".постройка здания была завершена еще к ноябрю 1907 по проекту архитектора Шаманского[3]. «Олимп» на традиционной площадке циркачей. Первоначально при постройке здания подразумевалось вполне определенное его назначение – цирковые представления. Но очень выгодное территориальное положение, самый большой зрительный зал в городе на 1100 мест, прекрасная акустика сделали его привлекательным для исполнителей самых разных жанров[4]. На сцене театра „Олимп“ ставились гастролерами оперы и драмы, выступали известные артисты, читали лекции выдающиеся ученые»[5].

Двойное название театр-цирк объясняется еще и своеобразием его конструкции: при снятии кресел в центре партера и установки съемного барьера зрительный зал театра превращался в цирковую арену[6].

Здание «Олимпа» смело можно было назвать шедевром русского провинциального модерна. Архитектор П. В. Шаманский остроумно и вдохновенно обыграл угловое положение дома. Он срезал угол здания перпендикулярно диагонали перекрестка и расположил на этой оси вход. Таким образом, перед глазами входящего оказывался трехгранный разворот фасада. Центральную грань во всю высоту занимала архитектурная арабеска, замыкавшая в единую форму двери и два яруса окон. Два боковых ризолита украшали изысканные маскароны. Сверху, над выступающей плоской аркой козырька, возвышалась аллегорическая скульптурная группа — бог музыки и искусств Аполлон и муза Эрато, покровительница любовной поэзии. Центральное «суперокно» уравновешивали два больших люнета (круглые окна) с великолепно нарисованными переплетами на боковых гранях фасада. Слева и справа от входа располагались рельефы, изображающие пегасов. Здание венчал восьмигранный купол, оканчивающийся ротондой. Это было, безусловно, самое элегантное здание в городе[7].

Чего только не видели эти стены! Здесь паясничали клоуны всех мастей, жестоко и надолго пошутил Куйбышев, провозгласив со сцены «Олимпа» советскую власть. В 1909 году здесь состоялся единственный в Самаре концерт Ф.И. Шаляпина. А в год столетия великого артиста на здании филармонии появилась мемориальная доска: «В этом здании выступал гениальный русский певец Федор Иванович Шаляпин». В «Олимпе» читали свои стихи А. Блок и В.Маяковский. Эти сцены помнят концерты С.Кусевицкого, А.Скрябина, Л.Собинова, здесь выступала труппа театра Ла Скала[8].Основные посетители театра - "почтенная и знатная публика", чей достаток позволял выкупать в партере лучшие места. Однако были и аншлаговые концерты, когда заполнялись не только сидячие и стоячие места, но и все мыслимые и немыслимые закоулочки зрительного зала[9]. Также он собирал и отнюдь не самую изысканную публику, и журнал под названием “Самарский горчишник” (здесь горчишниками называли оборванцев, бродяг и вообще “деклассированный элемент”) даже предлагал “Саратовскую улицу переименовать в Сапожную[10].

Вот таким можно было увидеть театр до 1917 года. А потом пришла революция, и все изменилось. В «Олимпе», зазвучала неслыханная ранее музыка, проводились концерты-митинги, где пелись революционные песни. Само здание было переименовано в театр имени Карла Маркса. На его сцене в течение четырех лет (с 1919 по 1923 г.г.) ставит спектакли, дает концерты оперная труппа антрепризы Д. Южина. В ней замечательные певцы, прославившие Россию: Григорий и Александр Пироговы, Глафира Жуковская (будущая прима Большого театра). В репертуаре — «Травиата», «Кармен», «Евгений Онегин», «Фауст», «Искатели жемчуга», «Нерон», «Пророк», «Князь Игорь», «Хованщина», «Борис Годунов». Был и целый ряд дирижеров-постановщиков, среди которых А. В. Павлов-Арбенин, оставивший ярчайший след в музыкальной истории Самары.

Со смертью Южина труппа распалась, зал театра им. К. Маркса переходил из рук в руки. Но в памяти все же оставались концерты знаменитых певцов и исполнителей: Л. Собинова, А. Неждановой, скрипачей М. Эрденко, Д. Ойстраха, Ю. Брюшкова, выступления Октсимфанса (Октябрьского симфонического ансамбля) с программой из сочинений Бетховена (к 100-летию со дня смерти) и Чайковского под управлением П. Г. Зотова и авторский концерт композитора Р. М. Глиэра…

Все чаще в газетах 20-х годов появляются печальные строки: театр им. К. Маркса превратился в общедоступный кинотеатр с дурнопахнущей «шашлычной»; усиленными темпами идут работы по переустройству театра: на сцене оборудована площадка под оркестр, в партере установлен манеж и заканчивается постройка конюшни на 26 лошадей… [11]

В 1925 году театр имени Карла Маркса первый раз закрыли на капитальный ремонт. А потом театр-цирк долго кочевал из рук в руки, пока Куйбышевский облисполком не принял решение о создании на базе гастроль-бюро филармонии это произошло 5 апреля 1940 года.[12] А 8 мая ее сотрудники начали свой первый рабочий день в здании бывшего "Олимпа". С этого дня в сознании горожан эти два понятия связаны неразрывно.

Цикл скрябинских концертов, декада советской музыки, летние праздники музыки и эстрады, творческие отчеты местных композиторов, гастроли М.Рейзена, А.Софроницкого и других выдающихся исполнителей, камерные концерты солистов филармонии, лекции-концерты[13].

Началась война и филармония на время лишилась своего здания, кторое было передано театру оперетты. Филармонические концерты устраивались на разных площадках города: театр оперетты, драмтеатр, клубы города и области. Но, как это ни парадоксально, концертная деятельность стала в эти годы значительно шире, ведь в город переехали эвакуированная труппа Большого театра, прославленные артисты, музыканты, композиторы, литераторы. В 1943 году, когда эвакуированные коллективы вернулись в Москву, здание вновь передали под филармонию. Его состояние было удручающим. Ценой огромных усилий работников филармонии в течение восьми дней театр был приведен в порядок, и 7 декабря 1943 года программой из произведений Чайковского был открыт зимний симфонический сезон[14].

Как было сказано выше, здание филармонии находилось в аварийном состоянии, и поэтому его в 1974 году было решено закрыть на реконструкцию. К этому времени здание перестало соответствовать требованиям времени, и более того, стало опасным в смысле возможности аварии, разрушения. Дело в том, что фактически стены филармонии были деревянными и лишь обложенными кирпичом снаружи. Хотя в свое время конструкторы здания очень интересно решили задачу создания в малом объеме жесткой конструкции, опирающейся на 12 колонн, связанных железными полосами и фермами, тем не менее многие конструкции и балки попросту сгнили. Кроме того, все сооружение очень близко располагалось к трамвайным путям и дороге, что увеличивало опасность разрушения. И зрительский зал был не слишком удобен для зрителей – партер не имел уклона[15]. Необходимость перемен была продиктована временем.

Того небольшого ампирно-модернового здания, на котором многие годы и десятилетия висели мемориальные доски, с конца 70-х годов больше нет. На его месте к 1987 году, значительно отступив от тротуара, поднялось совершенно новое, на много увеличившееся в объеме и и сохранившее лишь некоторые внешние архитектурные приметы и скульптурно-лепные украшения старого «Олимпа»[16]. Перед нами как бы цитата из недалекого прошлого, своего рода воспоминание о бывшем театре-цирке «Олимп»:белоснежные вытянутые линии фасада, вычурная лепка, навевающая античные мотивы скульптурная группа, роскошные интерьеры помещений, в отделке которых использованы гранит и мрамор, уютный концертный зал, напоминающий морскую раковину. Нынешнее здание филармонии построено по оригинальному проекту самарского архитектора Юрия Храмова. Талантливому зодчему удалось невозможное: театр построен не утратив своих неповторимых атрибутов, выиграл в пропорциях. Пожалуй трудно найти в нашем городе еще одно такое строение, поражающее своей монументальностью и в то же время оригинальной воздушностью[17].

Наступают 90-е годы и жизнь в корне меняется. На смену популярным вокально-инструментальным ансамблям пришли рок-группы. Исчез госплан, и руководство филармонии оказалось перед необходимостью самостоятельно формировать программы выступлений на музыкальный сезон, самим искать и приглашать исполнителей, привлекать публику. Перестраиваться было нелегко. К тому же бюджетных средств было недостаточно, а сами концерты окупаются редко - ведь истинных ценителей музыки, постоянно посещающих филармонию, не так уж много. Казалось бы, выход прост - нужно приглашать артистов, на концертах которых точно будет аншлаг. Но, к сожалению, в настоящее время такими "артистами" являются, например, Борис Моисеев или "Руки вверх". А опускаться до "попсы" работникам Филармонии не позволила профессиональная гордость. Продолжать работать для тех, кто предпочитает настоящие духовные ценности песням-однодневкам - вот главная политика. И сегодня уже можно сказать, что идти по выбранному направлению удается. "Самостоятельная" работа началась с аншлагового фестиваля "Салют, Америка", в котором приняли участие студенты из стран Латинской Америки. В 1992 году состоялись первые гастроли филармонического оркестра в Москву, а затем в Тунис, Китай, Испанию, Германию. Зарубежная пресса с восторгом писала о самарских гастролерах.

О нашей Филармонии заговорили. Сегодня она по праву имеет имидж высокопрофессиональной организации, одной из лучших филармоний в стране, где с удовольствием выступают как юные таланты, так и профессионалы с мировым именем.

Недавно зародилась идея создать "Лигу друзей филармонии". Она быстро нашла отклик среди посетителей "академии классической музыки". В анкете, которую заполняли гости филармонии, они высказывали желание участвовать в собраниях филармонической общественности. Для многих классическая музыка - не просто хобби, а образ жизни. А филармония - островок света, тепла и доброты в океане порой несправедливой и жестокой жизни[18].

 


Заключение

Итак, в данной работе была рассмотрена история театра-цирка «Олимп», который со временем стал самарской филармонией. В 2007 году она отметит свой столетний юбилей. Культурную жизнь города Самары невозможно представить себе без этого заведения, ведь оно является оплотом настоящего искусства в этом бурном, неспокойном и жестоком море нашей жизни. Минуя многие преграды, лишения, трудности, которые поставила история перед «Олимпом», он смог не только выжить, но и чудеснейшим образом превратиться в филармонию, заведение, которое на порядок выше, чем просто театр, в котором выступали циркачи. Пожалуй в нашем городе больше нет зданий с похожей судьбой, поэтому мы должны знать его историю, это отличный пример поразительного стремления к жизни, к развитию.
Список литературы:

 

1. Махмадназарова А. Театр-цирк «Олимп». Представление продолжается…//Губернский вестник/ 5.12.1997.

2. Молько В. Путешествие по одной улице. Куйбышев. 1987.

3. http://filarm.ru/index.php?cmd=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&subcmd=1

4. http://old.samara.ru/paper/56/2779/49238/

 

5. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200402119

 


[1] http://old.samara.ru/paper/56/2779/49238/

[2] http://filarm.ru/index.php?cmd=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&subcmd=1

[3] Молько В. Путешествие по одной улице. Куйбышев. 1987.С68.

[4] Махмадназарова А. Театр-цирк «Олимп». Представление продолжается…//Губернский вестник/ 5.12.1997. С.3

[5] http://filarm.ru/index.php?cmd=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&subcmd=1

[6] http://old.samara.ru/paper/56/2779/49238/

[7] http://filarm.ru/index.php?cmd=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&subcmd=1

 

[8] Махмадназарова А. Театр-цирк «Олимп». Представление продолжается…//Губернский вестник/ 5.12.1997. С.3

[9] http://old.samara.ru/paper/56/2779/49238/

[10] http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200402119

[11] http://filarm.ru/index.php?cmd=%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&subcmd=1

 

[12] Махмадназарова А. Театр-цирк «Олимп». Представление продолжается…//Губернский вестник/ 5.12.1997. С.3

[13] http://old.samara.ru/paper/56/2779/49238/

 

[14] Махмадназарова А. Театр-цирк «Олимп». Представление продолжается…//Губернский вестник/ 5.12.1997. С.3

 

[15] Молько В. Путешествие по одной улице. Куйбышев. 1987.С.70.

[16] Там же. С.69.

[17] Махмадназарова А. Театр-цирк «Олимп». Представление продолжается…//Губернский вестник/ 5.12.1997. С.3

 

[18] http://old.samara.ru/paper/56/2779/49238/

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кинофестивали и кинопремии | Возникновение театра эпохи Средневековья


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных