Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебно-методическое пособие к итоговому занятию.

Стоматологический факультет, 2 курс

Разделы

Учебно-методическое пособие к итоговому занятию.

Тема занятия: Итоговое занятие по разделам «Физиология пищеварения», «Обмен веществ, терморегуляция»

Цели занятия: Изучить физиологию пищеварения, физиологию обмена веществ и терморегуляции, подготовиться к контрольной, итоговому тестированию в компьютерном классе.

Для достижения поставленной цели необходимо самостоятельно:

Изучить литературу:

Основную:

1. Физиология человека: Учебник / в 2-х томах /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина. –1998. – Т. 2.

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985.

3. Нормальная физиология: Учебн. пособие /Под ред. В. А. Полянцева. - М.: Медицина, 1989.

4. Физиология челюстно-лицевой области: Учебник / Под ред. С.М. Будылиной, В.П. Дегтярева. - М.: Медицина, 2000.

Дополнительную:

1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 1.

2. Функциональная диагностика в стоматологической практике /под ред. А.А. Прохончукова, Н.С. Логиновой, Н.А. Жижиной. – М: Медицина, 1980.

3. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 1996. – Т. 1.

4. «Атлас по нормальной физиологии» А.В. Коробков, С.А. Чеснокова, 1986.

5. Биология полости рта /под ред. Б.В. Боровского и В.К. Леонтьева. 1991

В результате изучения предложенного материала к занятию необходимо ЗНАТЬ:

1. Характеристику понятий: голод, аппетит, насыщение, питательные вещества.

2. Виды голодания.

3. Эндогенные механизмы сохранения уровня питательных веществ в крови:

· Показатели уровня питательных веществ в крови.

· Механизмы перераспределения питательных веществ.

· Характеристику депо питательных веществ. Механизмы регуляции процессов депонирования и выведения из депо пищевых веществ.

· Влияние интенсивности метаболизма на уровень питательных веществ.

4. Механизмы формирования мотивации голода:

· роль рефлексов с механорецепторов желудка и 12-перстной кишки;

· механизмы формирования состояния «голодной крови»;

· роль рефлексов с периферических и центральных хеморецепторов

· значение гуморальных влияний на центр голода;

5. Механизмы формирования мотивации насыщения:

· механизмы сенсорного насыщения;

· механизмы формирования состояния «сытой крови; значение «сытой крови» в сохранении сенсорного насыщения.

· механизмы истинного насыщения.

6. Физиологию процесса жевания.

6.1. Функциональную характеристику аппарата жевания:

· Структурно-функциональную характеристику мышц жевательной системы и языка. Понятие о тонусе жевательной мускулатуры. Роль регулярной физической нагрузки в поддержании тонуса жевательной мускулатуры.

· Биомеханику жевания. Функциональную характеристику движений в височно-нижнечелюстном суставе. Характеристику движений нижней челюсти.

· Функциональную характеристику зубных рядов верхней и нижней челюсти, твердых и мягких тканей зуба. Роль пульпы в поддержании постоянства структуры и функции зубов.

· Морфофункциональную характеристику пародонта.

6.2. Регуляцию процесса жевания

· Характеристику рецепторов ротовой полости и жевательного аппарата, их роль в восприятии качественных и количественных показателей пищи;

· Характеристику центра регуляции. Механизмы регуляции жевания;

· Рефлекторную регуляцию жевания: рефлексы открывание и закрывания рта; периодонто-мускулярный, гингиво-мускулярный, лингво-мускулярный, миотатический, с рецепторов сухожилий. Их характеристику и значение;

· Значение процесса жевания в регуляции кровоснабжения органов челюстно-лицевой области;

· Роль произвольных механизмов в регуляции жевания. Значение поведения в адаптации процессов жевания к различным условиям питания. Влияние различных мотиваций и эмоций на характер жевания.

6.3. Возрастные особенности жевательной функции.

7. Физиологию глотания. Характеристику фаз глотания. Регуляцию процессов глотания. Координацию процессов жевания, слюноотделения, глотания.

8. Клинико-физиологические методы исследования жевательной системы:

· Мастикациографию. Характеристику мастикациограммы. Зависимость характера жевательных движений от физико-химических свойств пищи. Особенности мастикациограмм в различные возрастные периоды, при смене прикуса, при различной выносливости опорного аппарата зубов, использовании зубных протезов. Влияние мотиваций и эмоций на показатели мастикациограммы.

· Электромиографию жевательных и мимических мышц. Характеристику метода и основных показателей электромиограмм в покое и при жевании. Медицинское значение метода. Понятие об электромиомастикациографии.

· Гнатодинамометрию. Характеристику метода и его значение в стоматологической практике.

· Методы определения эффективности жевания. Функциональные жевательные пробы (Гельмана, Рубинова).

· Миографию и миотонометрию.

9. Секреторный компонент жевания:

  • структуру и функции слюнных желез;
  • механизм образования слюны, характеристику количества, состава слюны, пищеварительных ферментов слюны;
  • морфофункциональную характеристику иннервации слюнных желез;
  • особенности рецепторного аппарата, центра слюноотделения; механизмы регуляции образования и выделения слюны: слюноотделительные рефлексы;
  • приспособление слюноотделения к различным пищевым и отвергаемым веществам.

10. Гомеостатические функции ротовой полости: поддержание рН, терморегуляторную, экскреторную, минерализующую, защитную, очищающую функции.

11. Состав и физико-химические свойства ротовой и десневой жидкости. Значение ротовой жидкости в сохранении гомеостаза зубных тканей

12. Характеристику процесса пищеварения в желудке:

  • функции желудка;
  • количественную характеристику желудочного сока, его состав, функциональную характеристику желудочных желез.
  • кислотно-основные показатели желудочного сока, функции соляной кислоты.
  • функциональную характеристику основных ферментов желудочного сока.
  • функции мукоидов желудочного сока.
  • регуляцию желудочной секреции; морфофункциональную характеристику иннервации желудка. Фазы регуляции желудочной секреции: нервные механизмы, гуморальные механизмы, влияние состава пищи.

13. Виды и механизмы адаптации желудочной секреции к режиму питания, к качеству и количеству пищи.

14. Методы исследования слюны, слюноотделения, слюнных желез и слюнных протоков (методы сбора слюны, зондирование, сиалографию, термовизиографию).

15. Экспериментальные и клинические методы исследования секреторной функции желудка.

16. Пищеварение в 12-перстной кишке:

16.1. Характеристику экзокринной функции поджелудочной железы:

  • Состав, физико-химические свойства поджелудочного сока.
  • Функции поджелудочного сока, виды и функции гидролитических ферментов.
  • Механизмы и фазы регуляции секреции поджелудочного сока.

16.2. Характеристику пищеварительных и непищеварительных функций печени:

  • состав, физико-химические свойства, механизмы образования и депонирования желчи; функции желчи;
  • функциональную характеристику иннервации печени и желчного пузыря, регуляцию секреции и выделения желчи;
  • характеристику непищеварительных функций печени.

16.3. Роль сока тонкого кишечника в пищеварении:

· состав и физико-химические свойства кишечного сока, виды и функции ферментов.

· регуляцию секреции кишечного сока.

17. Пищеварение в тощей и подвздошной кишке: характеристику полостного и пристеночного гидролиза белков, жиров и углеводов; особенности гидролиза питательных веществ в гликокаликсе и на мембране энтероцитов.

18. Физиологию всасывания пищевых веществ:

18.1. Механизмы всасывания белков, жиров, углеводов, витаминов, солей, воды. Понятие о пищеварительно-транспортном конвейере.

18.2. Количественную характеристику всасывания пищевых веществ в различных отделах пищеварительного тракта.

18.3. Регуляцию процессов всасывания.

19. Пищеварение в толстом кишечнике:

· Состав, физико-химические свойства и функции сока толстой кишки.

· Функции толстого кишечника.

· Роль микрофлоры толстого кишечника в процессах пищеварения и поддержании гомеостаза.

20. Общую характеристику экспериментальных и клинических методов исследования процессов пищеварения в кишечнике. Методы изучения всасывания.

21. Фазы глотания, их характеристику. Регуляцию акта глотания, координацию процессов глотания жевания и дыхания.

22. Виды сокращений желудка. Регуляцию двигательной активности желудка. Механизм эвакуации химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку.

23. Характеристику моторной функции тонкого кишечника:

· Виды сокращений кишечника, их функции.

· Нервные, гуморальные и местные механизмы регуляции моторики тонкого кишечника.

24. Виды сокращений в толстом кишечнике, их функции, механизмы регуляции моторики толстого кишечника.

25. Характеристику процесса дефекации, механизмы регуляции дефекации.

26. Методы исследования моторной функции кишечника в эксперименте и клинике.

27. Возрастные особенности пищеварения.

28. Непищеварительные функции органов пищеварения.

29. Общую характеристику и значение обмена веществ. Обмен веществ как основное условие жизни и сохранение гомеостаза. Понятие о пластической и энергетической роли питательных веществ.

30. Характеристику обмена питательных веществ. Регуляцию обмена питательных веществ в организме:

· Обмен белков. Функции белков в организме. Понятие о биологической ценности белков. Понятие об азотистом балансе. Механизмы регуляции белкового обмена.

· Обмен жиров. Функции жиров в организме. Понятие о насыщенных и ненасыщенных жирных кислотах. Депонирование жиров. Регуляцию жирового обмена.

· Обмен углеводов. Функции углеводов в организме. Характеристику депо углеводов. Механизмы регуляции обмена углеводов.

31. Общую характеристику витаминов и их физиологическую роль в организме.

32. Значение минеральных веществ, воды, микроэлементов для организма. Факторы, определяющие их баланс в организме. Регуляцию водного и минерального обмена.

33. Характеристику энергетического баланса организма:

· Определение понятия «основной обмен», условия его определения. Влияние специфически динамического действия пищи на энергетический обмен, роль рецепторов полости рта в проявлении специфически динамического действия пищи.

· Особенности рабочего обмена, факторы его определяющие.

· Методы исследования энергетического обмена (прямую и непрямую калориметрию). Физиологический смысл понятий: дыхательный коэффициент (ДК), калорический эквивалент кислорода (КЭК).

34. Физиологические основы рационального питания. Суточную потребность в питательных веществах, минеральных солях и витаминах в зависимости от вида труда, возраста, состояния организма.

35. Влияние количественного и качественного состава пищи на состояние органов и тканей полости рта.

36. Определение основных понятий раздела: пойкилотермии, гомойотермии, изотермии, гипертермии, гипотермии, температуры комфорта.

37. Функциональную систему, обеспечивающую поддержание постоянства температуры внутренней среды:

37.1. Характеристику температурной константы организма:

· Значение постоянства температуры внутренней среды для метаболизма.

· Определение понятий «оболочка» и «ядро» тела человека.

· Температуру тела человека в норме, её суточные колебания

· Температуру различных участков кожных покровов и внутренних органов.

· Характеристику температурных показателей слизистой оболочки полости рта и зубов.

37.2. Особенности рецепторного аппарата функциональной системы: локализацию, виды и свойства рецепторов. Характеристику обратного канала связи.

37.3. Виды центров, их локализацию. Закономерности взаимодействия центров. Физиологический смысл понятия «установочная температурная точка».

37.4. Исполнительные механизмы функциональной системы:

· Источники тепла в организме: первичное тепло – тепло окислительных реакций и вторичное тепло. Роль экзогенного тепла в нагревании тела.

· Механизмы регуляторной теплопродукции:

v Несократительный термогенез (активацию обмена веществ в мышцах, печени, бурой жировой ткани; специфически динамическое действие пищи).

v Сократительный термогенез (произвольную активность мышц, терморегуляционный тонус, холодовая мышечная дрожь).

· Регуляцию образования тепла: роль соматических и симпатических влияний, значение адреналина и тироксина.

37.5. Характеристику процессов теплоотдачи:

· Роль испарения в отдаче тепла. Механизмы потоотделения. Значение тепловой одышки. Факторы, определяющие интенсивность испарения.

· Механизмы отдачи тепла за счет теплопроведения, теплоизлучения, конвекции. Факторы, усиливающие сухие способы отдачи тепла.

· Регуляцию теплоотдачи за счет изменения тонуса кожных сосудов, деятельности потовых желез, частоты дыхания. Роль гемодинамического перераспределения крови в регуляции отдачи тепла.

38. Поведенческие терморегуляторные реакции.

39. Динамику работы функциональной системы терморегуляции в различных условиях. Возрастные особенности терморегуляции.

40. Методы термометрии, термовизиографии, их значение в стоматологии. Методы исследования потоотделения.

УМЕТЬ:

1. Формулировать определения всех изучаемых на занятии понятий.

2. Характеризовать состояния голода, насыщения.

3. Рисовать рефлекторные дуги соматических и вегетативных рефлексов.

4. Объяснять механизмы пищеварительных процессов в ротовой полости и желудке, в кишечнике, механизмы регуляции пищеварительных соков.

5. Объяснять механизмы регуляции двигательной активности, возрастные изменения, непищеварительные функции желудочно-кишечного тракта.

6. Объяснять основные принципы методов электромиографии, гнатодинамометрии, миографии, миотонии, метода жевательных проб, методов исследования желудка и кишечника.

7. Проводить клинико-физиологический анализ мастикациограмм.

8. Характеризовать основные принципы методов определения идеального веса, основного обмена (определение должного основного обмена по таблицам, отклонений основного обмена по формуле Рида, прямой и непрямой калориметрии).

9. Оценивать пищевой рацион с учётом калорийной и биологической ценности различных питательных веществ.

10.Проводить термометрию.

11. Рисовать схему ФУС терморегуляции

12. Решать ситуационные задачи.

12. Использовать знания об изученных закономерностях при ответах на тестовые задания, решении ситуационных задач.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оргвзнос за участие в олимпиаде не взимается. Оплата проезда и проживания осуществляется за счет направляющей стороны. | победители прошлогодних городских соревнований


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных