Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектики. Основные исторические формы диалектики.




ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

(Г.В. Коротич)

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектики. Основные исторические формы диалектики.

2. Основные категории диалектики: единичное и общее, причина и следствие, случайность и необходимость, форма и содержание, явление и сущность, возможность и действительность.

 

1. В общих чертах с понятием “диалектика” мы уже знакомились при изучении темы “Философия, ее предмет и роль в обществе”. Напомню, что само слово “диалектика” переводится с греческого как “искусство вести беседу, спор, искусство рассуждать”. В античности и средневековье диалектикой, в первую очередь, называли искусство доказывать истинное и опровергать ложное, искусство определять и классифицировать понятия, строить суждения и умозаключения. В диалектико-материалистической философии принято определять диалектику как учение о наиболее общих закономерных связях в природе, обществе и мышлении, или как учение о развитии в природе, обществе и мышлении. Это учение, связанное с отысканием противоположностей в самой действительности, ибо развитие (т.е. появление чего-то совершенно нового) связано со столкновением и взаимодействием противоположностей.

Анализируя приведенное выше определение диалектики, приходим к выводу, что учение о развитии представляет собой единство объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности развития в природе и обществе, а также антропогенез. Субъективная диалектика изучает развитие сознания человека, а именно: особенности процесса познания, диалектику истины и заблуждения, возникновение и развитие понятий и другие проблемы. Субъективная диалектика связана с объективной.

Начатки объективной и субъективной диалектики можно усмотреть во взглядах античных философов.

Взгляды представителей милетской школы, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов можно назвать диалектическими, пусть и в наивной, стихийной еще форме. Их диалектика была результатом простого созерцания ними мира. Наблюдая природу и человеческую жизнь, размышляя над увиденным, Гераклит пришел к пониманию закономерного развития мира как единства (гармонии) и борьбы противоположностей. Все в мире состоит из противоположностей, из их борьбы и рождаются вещи (вспомним гераклитовы рассуждения про “путь вверх” и “путь вниз” – см. лекцию “Философия бытия. Часть первая”). Противоположности чередуются, сменяются, переходят друг в друга: холодное нагревается, влажное высыхает и т.п. Атомисты Левкипп и Демокрит рассматривали возникновение космоса как результат взаимодействия бытия (атомов) и небытия (пустоты), т.е. противоположностей. Эмпедокл, объясняя возникновение космоса, не мог обойтись без утверждения о взаимодействии космических сил Любви и Вражды. Космос антиков понимался ими как завершенное и совершенное упорядоченное целое, пребывающее как целостность в покое. Однако некоторые философы могли представлять этот космос как периодически возникающий и уничтожающийся, внутри у которого вечно совершаются непрерывные процессы изменения, становления. Поэтому точнее будет сказать, что космос мыслился как единство противоположностей: покоящегося и изменчивого.

Сократ рассматривал диалектику как метод отыскания истины. Развитие рабовладельческой демократии в V в. до н.э. требовало людей образованных, подготовленных к выполнению общественной деятельности. Все граждане были обязаны так или иначе проявить себя в управлении полисом и организации его жизни. Вот и заботился Сократ о развитии мышления своих сограждан и одновременно об их нравственном состоянии. Он вступал с ними в беседы, задавая вопросы: “Что такое истина?”, “Что такое красота?”, “Что такое справедливость?”, “Что такое мужество?” и т.п. Диалог между Сократом и его собеседником шел через уточнение ответов последнего, выявление в них неточностей и даже противоречий, обнаружение неполноты его определений чего-либо. Истина должна была родиться в диалоге (и иногда действительно рождалась), через столкновение противоположных точек зрения.

Зенон Элейский в своих апориях показал, что попытка рационально познать движение приводит к противоречиям в рассуждениях: стрела летит и покоится, быстрый Ахиллес не догонит медленную черепаху и т.п. Апории Зенона показывают и противоречивость бытия, и сложности при осмыслении его движения (см. лекцию “Философия бытия. Часть первая”).

Платон под диалектикой понимал метод анализа и синтеза понятий, а также знание относительно сущего и истинно сущего. Он рассмотрел некоторые категории диалектики: движение, покой, тождество и др. Платон внес вклад и в развитие объективной диалектики: его представления о возникновении космоса предполагают взаимодействие бытия и небытия.

Нужно сказать, что представления о мире как единстве противоположных начал пронизывает всю мировую духовную культуру. Такие бинарные оппозиции как день – ночь, лето – зима, тепло – холод, мужчина – женщина, хаос - космос встречаются нам в мифах. Вспомним, что в силу неразвитости мифологического сознания, в нем не было еще четкой границы между оппозициями, все могло превратиться во все. Оппозиции чередовались, переходили друг в друга. Мышление развивалось, открывались все новые противоположности: истина – ложь, добро – зло, красивое – безобразное, сакральное – мирское, бытие – небытие... Эти оппозиции формировали систему жизненных ориентиров.

Обратимся к древнекитайской мифологии и философии. Можно отметить, что уже на стадии мифа появляется мысль: рожденный из хаоса космос движется и изменяется во взаимодействии противоположностей. Одна противоположность вызывает другую. Речь идет прежде всего о противоположных принципах инь и ян. Сначала они обозначали очевидные из наблюдаемых противоположностей: отец и мать, небо и земля, верх и низ... Позже они были осмыслены как обобщение всех возможных противоположностей, как их символ. Инь и ян дополняют друг друга, взаимопроникают, обеспечивают гармоническое равновесие в мире. Ян – активное, всепроникающее, легкое, светлое, как бы мужское начало, управляющее небом. Инь – пассивное, тяжелое, темное начало, как бы женское, управляющее землей. Чередование и взаимодействие инь и ян называют путем дао, который проживают все вещи. Это – естественный ход вещей, безличный мировой закон, которому подчинены и природа, и люди. Дао – основное понятие в даосизме, основоположником которого является Лаоцзы (VI-V вв. до н.э.). Он подчеркивал, что все в мире находится в движении и изменении, на определенной ступени развития переходит в свою противоположность, что возможно благодаря чередованию принципов инь и ян. О начатках диалектического мышления во взглядах Лаоцзы свидетельствуют такие его высказывания: “Если есть ущербное, то есть и совершенное, //Если есть кривое, то есть и прямое, //Если есть пустое, то есть и полное<...>” “Чтобы нечто уничтожить, нужно прежде вырастить его, //Чтобы нечто отнять, необходимо прежде дать его<...>”. Древнекитайская философия еще тесно связана с мифологией. Известно притча Чжуан-цзы, последователя Лаоцзы: “Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он – бабочка, весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он Чжоу. Но вдруг проснулся, удивился, что он Чжоу, и не мог понять: снилось ли Чжоу, что он – бабочка, или бабочке снится, что она – Чжоу?”.

Античный космос – внеисторичен. В средневековье (а еще ранее – в иудаизме) появляется “стрела времени”: человеческая история и время получают направленность – от сотворения мира Богом до его конца. Важнейший этап в развитии мира в христианстве – явление Иисуса Христа. Время, как и изменения, считаются необратимыми.

Дальнейшее развитие диалектические идеи подучили в натурфилософии эпохи Возрождения, в частности, во взглядах Н. Кузанского и Дж. Бруно. Основой онтологии Н. Кузанского является учение про абсолютный максимум и абсолютный минимум и их единство. Абсолютный максимум – одно из названий Бога. Это – единое начало, вне которого ничего нет, он все в себе заключает, это – Абсолют, которому принадлежит любая частица бытия. Абсолютность абсолютного максимума подчеркивает понятие “абсолютный минимум”. Это то, меньше чего ничего не может быть, граница деления. У Н. Кузанского это условное понятие, без материального аналога. Минимум и максимум - противоположности, но, взятые как абсолютные, они совпадают. Бесконечность противоположности преодолевает. Кузанский поясняет диалектическую мысль о совпадении противоположностей примерами из математики. Так, кривая (или окружность) при увеличении ее радиуса до бесконечности превращается в прямую. Вписанный в окружность многогранник при увеличении количества его граней до бесконечности превращается в эту окружность. Принцип единства противоположностей дополняется у Н. Кузанского другим диалектическим принципом – всеобщей связи (т.е. связи между всеми вещами мира). Мир с самого начала присутствует в Боге, но идеально, он “свернут” в нем изначально. Мир вещей – тот же Бог, но развернувший Свою сущность (и продолжающий делать это). Идеи о всеобщей связи и единстве (совпадении) абсолютного максимума и минимума высказывал и Дж. Бруно. Абсолютный минимум в его трактовке это наименьшая единица бытия как таковая. Он называет ее монадой. В материальном бытии монада – это атом, в математике – точка.

Диалектические идеи развивал и представитель философии Нового времени Г. Лейбниц. Он предположил, что в основе бытия всего лежат монады – “духовные атомы”, имеющие деятельностный характер. В каждой из монад потенциально заключена возможность развития. Каждая монада – неповторимая индивидуальность, но в то же время в каждой монаде идеально представлен весь бесконечный Универсум. Отчетливее всего монада представляет то тело, которое собственно с ней связано. Дело в том, что монады являются как тела. Физический (материальный) мир – это лишь несовершенное внешнее выражение (обнаружение, проявление) истинного мира монад. Духовное содержание монад гармонизировано с телесной формой его проявления. Материальные тела во Вселенной связаны, и каждое тело способно представлять весь универсум (по-своему). Так и монада представляет всю Вселенную, представляя то тело, которое с ней связано. Таким образом, все связано со всем.

Представитель немецкой классической философии И. Кант также внес свой вклад в развитие диалектических идей. Исследуя вопрос о возникновении Ввеленной, И. Кант отрицает неизменяемость природы, утверждая бесконечность процесса развития мира, демонстрируя диалектический взгляд на Вселенную (хотя и на основе механики И. Ньютона). Кроме того, И. Кант исследовал противоречивость (антиномичность) человеческого научного разума, устремленного и научному познанию абсолютной мировой цельности или научному познанию Бога, души, человеческой свободы.

Вершиной идеалистической диалектики является диалектика другого выдающегося представителя немецкой классической философии – Г. Гегеля. Г. Гегель впервые в истории философии представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, в развитии – правда, с идеалистических позиций. Свою философскую систему Г. Гегель стремился сделать всеохватывающей. Исходным ее понятием является понятие “абсолютная идея”, т. е. абсолютная субстанция, абсолютный разум; поэтому нет ничего удивительного в том, что абсолютная идея (т. е. мышление) решает познать саму себя, свое содержание. (Во всяком случае, так захотел автор системы). Познавая себя, абсолютная идея как бы развертывается и творит мир, поступательно порождая из себя сначала логические категории, затем природу и затем - человеческое общество. Тем самым развитие мира в системе предстает как процесс познания абсолютной идеей себя. Законы (принципы) мышления (логики) оказываются у Г. Гегеля и законами бытия объективного мира, а также и законами познания. (Г. Гегель свел все процессы в мире к процессу мышления, познания.)

Философская система Г. Гегеля содержит три части, соответственно трем стадиям самопознания (т.е. саморазвития) абсолютной идеи. Это: 1) “Логика”; 2) “Философия природы”; 3) “Философия духа”.

Начнем с “Логики”. На этой стадии ступенями самопознания, или развертывания абсолютной идеи выступают логические сущности – категории. Процесс этот идет вне времени и пространства. Категории связаны между собой и развиваются. В развитии категорий мы можем усмотреть развитие вещей материального мира. Абсолютная идея познает (разворачивает) себя в “Логике” и в других частях системы методом триады. Стадии триады можно представить в таком виде:

- тезис (или полагание);

- антитезис (или отрицание полагания);

- синтез (отрицание отрицания, или диалектическое отрицание). Пример триады (взятый, однако, не из рассматриваемого в этой части системы мира категорий, а из вещного, материального мира; это некорректно, но я поступаю так, кстати, вслед за самим Г. Гегелем, для наглядности и большей “понятности”): допустим, что мы нагреваем воду в емкости от комнатной температуры до 1000С, чтобы, в конечном счете, получить пар. Тогда вода до нагрева – это тезис, полагание, вещь старого качества; вода в процессе нагрева до 1000С – это антитезис, отрицание исходного, т.е. “комнатного”, состояния воды; пар, т.е. вещь нового качества, которой прежде не было (была вода) – это синтез, или отрицание состояния нагрева (процесса нагрева). Эта последняя стадия – двойное отрицание, или отрицание отрицания, или диалектическое отрицание исходного состояния, исходной вещи, или вещи старого качества – воды. Г. Гегель пишет о том, что синтез – это преодоление и сохранение тезиса и антитезиса в некотором высшем единстве, которое включает в себя все перспективное для дальнейшего развития, все богатство предыдущих стадий. В примере с водой трудно понять, что здесь “богатство” и что “перспективное”. Дело в том, что мы вслед за Г. Гегелем пытаемся рассуждать о развитии на философском уровне, т.е. на всеобщем уровне. И иллюстрировать эти всеобщие принципы развития (у Г. Гегеля – принципы развития мышления как такового) частными примерами некорректно. Здесь мы сознательно допускаем ошибку: как иначе пояснить то, что хотел сказать Г. Гегель? Разве что действительно рассматривая развитие на всеобщем уровне: неорганическая материя – органическая – социум. Тогда уже понятно и про “богатство”, и про “перспективное”. Синтез – это исходный пункт новой триады. У Г. Гегеля в системе идет о принципах развития мышления, однако мы можем отнести его рассуждения о триаде и к развитию категорий, и к развитию природы, и к развитию общества. Эти рассуждения послужили основой для формулирования диалектического закона отрицания отрицания в философии марксизма.

В “Логике” Г. Гегель рассматривает такие философские категории как “качество”, “количество”, “мера”, “противоречие”, “форма”, “содержание”, “сущность”, “закон”, “возможность” и целый ряд других важнейших категорий.

Качество, считает Г. Гегель, это тождественная с бытием определенность, или внутренняя определенность чего-либо. Это то, что делает вещь (а под вещью можно понимать предмет, процесс, событие, категорию) вещью данного рода. Нечто есть то, что оно есть, благодаря качеству. Теряя качество, нечто перестает быть тем, что оно есть. Опять приведем наглядный пример из мира вещей (а не категорий). Возьмем в качестве вещи карандаш, который является таковым, если его использовать как карандаш, т.е. по назначению, а не как предмет для размешивания сахара в стакане чая, например. Это – тезис. Начнем рисовать, постепенно исписывая карандаш. Это – антитезис. В конце концов, получим такой “огрызок”, которым рисовать уже нельзя, т.е. не карандаш, а нечто иное, новое. Это – синтез, возникновение нового. Карандаш потерял свое качество (рисовать “огрызком” уже нельзя), и сам исчез при этом. Можно было бы взять пример из области органики или человеческого общества, но тогда наши рассуждения о качестве были бы куда сложнее. Под качеством понимается устойчивая внутренняя определенность вещи. Качество – это устойчивая совокупность свойств вещи в системе ее связей и отношений с другими вещами. Свойство – форма (способ) проявления (обнаружения) качества вещи в определенном отношении. Каждая вещь взаимодействует с другими вещами и в этих взаимодействиях проявляет себя с различных сторон, обнаруживая различные свойства.

Г. Гегель определил количество как внешнюю бытию определенность. Внешняя определенность, так как увеличение или уменьшение количества в определенных пределах не ведет к изменению качества. Мы рисовали карандашом, он уменьшался в размерах, при этом оставаясь карандашом, но до определенного предела, границы. Мы нагревали воду от комнатной температуры до 100 0С, и она пока оставалась водой, т.е. вещью старого качества, хотя количественные характеристики ее менялись. В диалектическом материализме под количеством понимается совокупность взаимоотношений и связей вещи, вне которых она не существует. Это такая определенность предмета, вещи, которая характеризует вещь с точки зрения степени развития ее свойств (величины, объема, скорости, интенсивности и т.п.). Количество характеризует прежде всего не отдельные вещи, а отношения между вещами.

Есть определенная граница, переход которой ведет к изменению качества (в примере с водой это 100 0С, за чем следует парообразование, т.е. получение новой вещи – пара. Пар – новое качественное состояние по сравнению с водой). Эта граница – мера, единство качества и количества. Все имеет свою меру. Диалектический материализм разделяет такую точку зрения. Мера – количественная граница, в пределах которой качество вещи не меняется. Мера – выражение степени устойчивости качества.

Вообще понятия “качество”, “количество”, “мера” начали осмысливаться еще в древнегреческой философии. Так, Эмпедокл все качественное многообразие вещей объяснял различными количественными пропорциями образующих их четырех стихий (начал): земли, огня, воды, воздуха. Мясо и кровь, например, представляют собой соединения стихий в равных пропорциях, кость содержит 2 части воды, 2 части земли и 4 части огня. Анаксагор Аристотель качеством называл то, благодаря чему предметы называются такими-то, а количеством называл то, что делимо на составные части, каждая из которых есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно счислимо, а величина – если измеримо. Исторически развивалась и категория меры. Она была одной из основных в древности, о чем бы ни рассуждали: о человеке, о космосе. Древние греки утверждали: “Мера – наилучшее” и советовали соблюдать во всем меру. Христианский философ и теолог Августин Блаженный (IV – V вв. н.э.) считал, что мера – это количественная граница данного качества; это то, больше чего и меньше чего оно не может быть.

Итак, количественные изменения могут привести к качественным, если преодолена мера. Эти рассуждения Г. Гегеля, который переосмыслил диалектические идеи своих предшественников, стали основой для формулирования диалектического закона взаимного перехода количественных изменений в качественные в диалектическом материализме (хотя слово “переход” здесь не подходит: не переходят количественные изменения в качественные, а вызывают их при нарушении меры).

В “Логике” Г. Гегель рассматривает и проблему противоречия. Г. Гегель считает (и доказывает это), что противоречие – не ошибка в рассуждении, не дефект мышления, как считает формальная логика. Противоречие это внутренний источник движения и развития, движущая сила развития. Если представить нечто (вещь, процесс и т. п.) не изменяющимся, то можно было бы сказать, что это нечто тождественно само себе. Но с точки зрения диалектики все в мире находится в движении, все развивается (так как взаимосвязано и взаимодействует, в результате чего и появляется новое), перестает быть тождественным себе. Развивающаяся вещь (категория, предмет, процесс, событие и т.д.) находится под воздействием двух противоположных тенденций, или сторон: она еще прежняя вещь (т.е. тенденция к сохранению старого качества), но “стремится” стать иной (т.е. тенденция к изменению качества). Эти противоположные тенденции (или противоположности) относятся к сущности ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ВЕЩИ (т.е. это не случай типа “в огороде – бузина, а в Киеве – дядька”, так как это не было бы диалектическим противоречием). Противоречие – в самой развивающейся вещи. Противоположные тенденции взаимосвязаны, находятся в единстве (можно сказать, что они как противоположности тождественны) и противостоят друг другу как противоположности. В этом, собственно, и противоречие: противоположности не уничтожают друг друга как “+” и “–“, а находятся в единстве, хотя и противостоят друг другу. Все эти рассуждения послужили основой для формулирования диалектического закона единства и борьбы противоположностей в философии марксизма. Заметим, что сам Г. Гегель делал акцент на моменте тождества и говорил не о законах, а о принципах развития мышления. Разрешение противоречия (т. е. момент диалектического отрицания) означает возникновение нового, более богатого содержанием понятия, или качественно новой вещи, или новой меры.

Во второй части своей системы, которая называется “Философия природы”, Г. Гегель делает вывод о том, что природа во времени в целом не развивается, а лишь разнообразится в пространстве. Если и говорится об изменениях в природе, то в рамках вечно повторяющегося круговорота (вечного повторения одних и тех же процессов). Но фактически Г. Гегель рассматривает ступени эволюции природы, считая, что природу следует рассматривать как систему взаимосвязанных ступеней: от неорганики к органике, от нее – к человеческому роду. Эти ступени и есть ступени самопознания, или саморазвертывания, абсолютной идеи, что происходит триадическим ритмом. Г. Гегель высказал диалектическую идею о том, что не во времени все возникает и преходит, а само это время есть возникновение и прохождение. Материя рассматривается как единство пространства и времени и находящаяся в непрерывном движении. Движение – это исчезновение и самопорождение пространства и времени.

В той части системы, которая называется “Философия духа”, Г. Гегель рассматривает человеческое бытие. Абсолютная идеи продолжает развивать (т.е. познавать, развертывать) себя триадическим ритмом. Ступени триады, или формы существования духа (абсолютная идея, породив из себя природу и покинув ее, возвращается к себе самой в качестве духа) выглядят так:

1) субъективный дух (в основном, речь здесь идет об индивидуальном развитии человека, о его сознании...); 2) объективный дух (социально-историческая жизнь человечества, или его общественное бытие: право, моральность, нравственность; нравственность предполагает рассмотрение семьи, гражданского общества, государства); 3) абсолютный дух (совокупная духовная деятельность человечества, его самосознание во всемирной истории, по сути, мировая духовная культура вообще). Ступень абсолютного духа – это высшая ступень самосознания и развития абсолютной идеи. Она являет себя здесь в искусстве, религии и философии. Вот так и завершается всемирная история, абсолютная идея полностью познает себя и удовлетворяется этим. Система завершена.

Г. Гегель в своей философской системе критикует догматический метод мышления, присущий современной ему метафизике (т. е. философии) и противопоставляет ему свой, диалектический, метод, который рассматривает все в развитии. Однако его система оказалась не лишена противоречий. Г. Гегель стремился создать всеохватывающую философскую систему, призванную дать законченное, абсолютное знание действительности. Абсолютная идея начинает познавать свое собственное содержание и, в конце концов, саморазвиваясь диалектически, достигает-таки полного самопознания – теоретического (в виде философии как высшей точки развития абсолютной идеи) и практического (в виде Прусского государства, которое Г. Гегель идеализировал и в котором видел высшее развитие объективного духа). Гегелевская философская система – последняя, завершающая ступень развития мирового разума. Поставлена граница будущему развитию теоретической мысли и развитию общества и природы. Эта законченность системы противоречит гегелевскому же диалектическому методу, который пределов и границ не признает, ибо нет пределов развитию. К противоречиям системы можно отнести и то, что она отрицает всеобщность развития в области природы. Философия марксизма постаралась преодолеть эти недостатки и гегелевский идеализм. К. Маркс и Ф. Энгельс опирались не только на труды философов-диалектиков, но и на достижения естествознания (теорию Дарвина, открытие клетки, закон сохранения и превращения энергии и другие открытия). Основоположники марксизма считали, что диалектика идей – это отражение диалектики объективных материальных процессов (природных и материальных). Диалектический материализм (а это то же самое, что материалистическая диалектика или философия марксизма) сформулировал три закона, которые описывают (выражают) процесс развития – три закона диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития в природе, обществе, мышлении. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные показывает механизм развития. Закон отрицания отрицания выражает развитие в его направленности, форме и результате; говоря проще, характеризует направление процесса развития, единство изменчивости и преемственности в развитии. Философия марксизма обратила внимание на то, что в развитии могут иметь место зигзаги, неравномерности, обратные движения, преодолев механическое применение триадической схемы (от чего не была свободна система Г. Гегеля). Необходимо, наконец, уточнить понятие закона. Закон – это необходимая, существенная, общая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями. Законы диалектики отражают всеобщие связи и отношения действительности.

К основным принципам материалистической диалектики относят:

1) принцип единства диалектики бытия и диалектики мышления;

2) принцип всеобщей связи и всеобщего развития;

3) принципами диалектики могут выступать ее законы;

4) принцип системного исследования;

5) принцип материального монизма;

6) принцип объективности исследования и др.

 

Прогресс в развитии в истории философии представлялся по-разному: у древних – как круговое движение, цикл (собственно, в чем тогда прогресс?), позже возник образ спирали. Г. Гегель и представители эпохи Просвещения абсолютизировали момент прогресса в развитии. В 30-70-е годы ХХ в. в советской философской мысли имела место некоторая догматизация (парадокс!) диалектики как таковой. Практически это вылилось в пресечение инакомыслия, дискуссии, особенно по поводу диалектики, вообще; законы диалектики стали выглядеть как шаблон, схема, трафарет (напоминая схематизм триад Г. Гегеля). Развитие стало пониматься как процесс, который осуществляется по законам железной необходимости, по четким стадиям, с легко и абсолютно точно прогнозируемыми результатами. Однако сегодня необходимо учитывать то, что мы живем в нестабильном, нелинейном, открытом, сложноорганизованном, бесконечном мире, в котором сложно с уверенностью предположить результаты развития.

Недиалектичным будет абсолютизировать или триадический ритм, или железную поступь прогресса, или роль случайности в нашем мире.

Таким образом, у диалектики есть альтернативы. К ним относится догматизм – антиисторический способ рассмотрения проблем, свидетельство консерватизма мысли, которая исходит из неизменного, раз и навсегда данного. Также можно назвать релятивизм – преувеличение момента относительности и условности содержания познания, приводящее к отрицанию его объективности. Эклектика – это алогичное произвольное субъективное соединение различных концепций и их сторон, положений. К альтернативам диалектики относят и софистику, которая основана на преднамеренном нарушении законов логики, что связано с неправильным выбором исходных положений, использованием ложных доказательств, смешением существенного и несущественного.

 

2. Философские категории (от греч. “высказывание”, “обвинение”, “признак”) – это предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной реальности и познания. Вообще категории (не только философские, но и естественно – и общественнонаучные) – это инструмент мышления, концентрированные формы знаний о мире, универсальные формы сознания, обязательные для мышления каждого человека. Категории формируются исторически и развиваются по мере развития человеческой деятельности, в том числе познавательной (примеры того, как в истории философии толковались различные философские категории, можно найти в литературе по истории философии). Иначе говоря, в категориях в наиболее общей форме отражается исторически накапливаемый человечеством опыт познания и преобразования объективной реальности (однако не все философы разделяли эту точку зрения). Категории взаимосвязаны, взаимодействуют, отражают организованность и противоречивость бытия.

 

2.1. ЕДИНИЧНОЕ И ОБШЕЕ

Единичное и общее представляют собой различные стороны, свойства отдельных вещей. Каждая вещь взаимодействует с другими вещами, изменяется вследствие этого, и изменения эти индивидуальны и неповторимы: вещь приобретает такие свойства, которые отсутствуют у других вещей даже одного с ней рода (возьмем, например, род яблок: существуют разные сорта яблок, более того, внутри одного сорта яблоки могут несущественно отличаться). Эти неповторимые индивидуальные свойства и составляют единичное в вещи данного рода. Индивидуальные и неповторимые черты какой-либо вещи (т. е. единичное) не существуют сами по себе, а существуют через существование отдельной вещи данного рода, т. е. единичное существует не иначе как в отдельном (или особенном) и через него. Отдельное, или особенное, в примере с яблоками – это сами отдельные яблоки. То есть единичное самостоятельным существованием не обладает.

Каждая отдельная вещь определенного рода имеет нечто общее с другими вещами данного рода (у всех яблок есть нечто общее). Общее – это свойства и связи, присущие множеству вещей данного рода; общее – это то, что повторяется во множестве вещей данного рода. Общее также не существует самостоятельно. Общее и единичное существуют лишь в отдельном (особенном), в виде его сторон или моментов. Самостоятельно существует лишь отдельное (особенное) – отдельные вещи определенного рода, скажем, яблоки.

Однако каждая отдельная вещь принадлежит не только к вещам определенного рода, но и принадлежит материи как таковой и, следовательно, подчиняется всеобщим законам. Всеобщее – то, что является общим для всех вещей разных родов, это общее между вещами разного рода, отражающее связи на всеобщем уровне (можно сопоставить яблоки и, например, цветы как объекты живой природы, или яблоки и камни как объекты природы вообще, которые, принадлежа к разным формам движения материи, тем не менее, подчиняются всеобщим диалектическим законам).

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных