Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Земледельческие и номадические культуры. Древние цивилизации




На примере земледельцев и номадов, кочевых народов хорошо прослеживается это многообразие путей развития. В словаре В. Даля номады определяются как кочевники, кочевой народ. Их отличительными признаками называются занятие скотоводством, отсутствие оседлости, переносные жилища. Известны уже по описаниям Геродота, Плиния Старшего, Страбона, Тацита. Большой материал дают археологические находки, охватывающие обширные пространства Евразии, например скифские погребальные курганы Александропольский, Чертомлык и др.

Культуры земледельцев и кочевников различны не только по хозяйственно-экономическому типу, но и по моделям культуры, способам мировосприятия.

Моделью культуры земледельца служит растение: его структура воспроизводится в орнаменте, типе и материале жилища, структуре семьи; почитаемые божества связаны в первую очередь с культами плодородия.

Модель культуры кочевников – животное. В отличие от растения оно обладает самодвижением и относительно свободно от окружающей среды. Но движение кочевника – вынужденное, он не свободен в выборе движения. Жизнь кочевника – это постоянный путь, неустанный поиск подножного корма для животных.

Одним из первых к анализу кочевых культур с точки зрения своеобразия их мировосприятия обратился французский ученый А. Леруа-Гуран. Он отмечал: для раннего охотника и собирателя мир линеен, значение имеет не земля, а ее поверхность, надземье, горизонталь, плоскость. Это справедливо и для более поздних кочевых культур. Культуры номадов первоначально возникали в поясе, где сама природа формировала у человека чувство простора. Степь как место обитания кочевника раздвигала границы. Его восприятие пространства линейно.

Для земледельцазначимы земля, вертикаль, граница. Для него пространство замкнуто, пространство – ареал. Он обречен проводить границы. В Древней Руси на границах своих участков крестьяне ставили камни как символ проведения границы и обозначения своей собственности. Межевой камень имел сакральное значение во всех культурах, например – в «Кодзики», священном писании синто, национальной религии японцев рассказывается, как бог Сусано-о нарушает небесный порядок тем, что передвигает и разбрасывает межевые камни и засыпает межи.

Для земледельца характерен образ мира как круга, концентрической Вселенной. Его дом – это центр мироздания, деревня – центр мироздания, святилище, алтарь или храм – центр мироздания, ось мира, axis mundi.

Земледелец стремится к переменам; при всей традиционности раннеземледельческих культур, в них присутствует элемент новизны, новации: развитие навыков селекции растений, совершенствование орудий и технологии возделывания почвы и т. п. Земледелец не перемещается в пространстве с такой скоростью и интенсивностью, как кочевник. Он привязан к возделываемому полю. Для него изменение обжитого пространства – знак его внутреннего движения. Он постоянно наблюдает сезонные изменения в природе, и они чрезвычайно важны для него. Для него движение обжитого мира, ойкумены есть движение времени. Он изобретает множество способов фиксации этих изменений («Земледельческий альманах» шумеров, регистрация ежегодных разливов Нила в древнеегипетских храмах, календарные системы и т. п.).

Кочевник движется в пространстве, но не во времени. Он перемещается, а не развивается. Человек не осознает себя во власти времени, не оперирует категориями времени. В культурах номадов доминирует циклическая модель времени.

Многие божества кочевников изображаются на колесницах, например, божества индоариев. Бог Тваштар называется в Ведах первым строителем колесниц. Кочевники рано приручили лошадь, использовали колесную повозку. Конь для кочевника так же дорог, как и человек, даже больше. С ним человек образует единое существо, наверное, так возник образ кентавра в мифологии.

Земледелие и скотоводство связаны с различными технологиями. Технология общения с животным более проста, т. е. не подлежит особой рационализации, не стимулирует развития интеллектуальных операций, абстрактного мышления. Она предельно консервативна. Она не требует письменной фиксации, так как ее основные навыки надежно передаются изустно. Поэтому в кочевых культурах не сложились предпосылки для формирования письменности. Земледельческие культуры изначально связаны с более сложными технологиями: с изготовлением различных орудий пахоты, приемами обработки земли, селекции растений, защиты урожая от вредителей, расчета времени посева и сбора урожая, организации совместных работ во время сбора урожая, сооружения и поддержания ирригационных сооружений. В земледельческих культурах письменность – правило, тогда как в кочевых – исключение.

Структура социальности земледельцев и кочевников тоже неодинакова. Земледельческие общности имеют два вида связей между людьми, две скрепляющие нити – общность происхождения (т. е. родство по крови) и общность местожительства и совместного труда. Кочевники имеют одну скрепу – родство по крови. Но она оказывается в силу этого весьма прочной и устойчивой. Она может сохраняться весьма длительное время и даже при переходе к оседлому образу жизни.

Различаются типы жилища земледельцев и кочевников: стационарное у земледельцев, сборно-разборное, каркасное, переносное у номадов. Земледелие требовало оседлого образа жизни, возникало представление о «моей земле», а «моя земля» не может быть безграничной, человек научался жить в условиях границы. Оседлый образ жизни требовал создания стационарных жилищ. Само жилище, созданное руками и волей человека, – символ того, что человек навязывает свою волю природе, подчиняет ее себе. Стены, потолок – это рукотворная граница, которая отделяет естественное пространство от искусственного, т. е. созданного человеком для самого себя[247]. Вместе с тем, материалы, используемые для сооружения жилища, сохраняли связь с миром живой природы: использовались дерево, глина, тростник, то есть то, то сохраняет или питает тенденцию к росту.

Жилище кочевников так же мобильно, как они сами. Например, гэр – сборно-разборная юрта монголов. Юрта образована деревянным решетчатым каркасом и войлочным покрытием. Собрать ее и обтянуть войлоком два взрослых человека могут за пару часов. Производство войлока имело для номадов умеренной зоны очень большое значение. В его изготовлении участвовало много человек, ему сопутствовали многочисленные обряды и ритуалы. Белый войлок имел сакральное значение и использовался в обрядах.

Внутреннее пространство юрты делится на несколько зон. Выделяется главная часть с очагом – напротив входа, по центру юрты. Это – почетное место. На этом же пространстве находится домашний алтарь.

Правила поведения задавались представлениями о социальной и семейной иерархии и степенью сакральности той или иной части помещения. Правда, это относится и к жилищу земледельца.

Интересно, что в Монголии сложился даже тип кочевого буддийского монастыря «хурэ». Хурэ выглядит как расположенные по кругу несколько юрт, в центре – юрта-храм.

Значительны различия в искусстве номадов и земледельцев. Для искусства номадов характерен звериный стиль. Преобладали изображения копытных животных, кошачьих хищников, птиц.

Существуют различия и в кухне этих народов. Кухня кочевников евразийских степей сложилась на мясо-молочной основе. Шумерский цикл сказаний об Инанне так говорит об этом:

О, моя сестра, пусть пастух женится на тебе,

<…>

Сливки у него превосходны, молоко у него превосходно,

Все, чего касается рука пастуха, расцветает.

 

Зерно, мука и изделия из них в ранней истории номадов были сведены к минимуму: в степи собирали дикий, «черный» ячмень, дикорастущие травы. Основным источников витаминов служили молоко и полусырое мясо.

Особую роль в кухне кочевников играл кумыс(либо другие кисломолочные продукты в разных кочевых культурах). Кумыс попал в исторические сочинения еще в V веке до н. э. благодаря Геродоту. Он описал способ его приготовления скифами. Затем кумыс упоминается в китайских придворных хрониках, в европейских описаниях путешествий по странам Востока. С конца XVIII века им заинтересовалась европейская медицина.

Родина кумыса – степи Евразии. Кумыс делают только из кобыльего молока. Готовят его летом, после того как лошади вволю наедятся сочной молодой травы.

Итальянский купец Марко Поло, проживший долгое время при дворе китайских императоров монгольской династии Юань, пишет о том, что император Хубилай имел личный табун в десять тысяч кобылиц, «белых как снег, без всяких пятен». Кумыс из молока этих кобылиц имели право пить только члены императорского рода и приближенные, которым оказывали эту честь.

Бозы – главное блюдо монгольской кухни. Что-то вроде крупных пельменей или пирожков, сваренных на пару. Для начинки используется смесь баранины и говядины с добавлением лука и чеснока, чаще всего, дикорастущих. Мясо мелко рубят ножом. Тесто монголы воспринимают не как съедобную часть пирожка, а лишь как оболочку для мяса. Его не едят совсем или съедают лишь небольшую часть, как и в кавказских хинкали.

Китайцы тоже любят пельмени, но соотношение мяса и теста у них в пельменях иное. Есть даже монгольский анекдот, отражающий этнокультурную специфику этого блюда: бозы – это китайское или монгольское блюдо? – Если много мяса и мало теста, то монгольское, а если много теста и мало мяса, то китайское[248]. Скорее всего, бозы – блюдо пограничное, родившееся на стыке двух культур – кочевой (мясной ингредиент) и оседлой, земледельческой (мучной ингредиент).

В истории культуры зафиксированы примеры различных отношений между кочевниками и земледельцами. В Библии рассказывается о трагической истории Каина и Авеля, один из которых был пастухом, а другой – землепашцем. Каин убивает своего брата Авеля, ему показалось, что Бог принял жертвенные дары его брата и не принял плодов его труда. Спор между земледельцами кочевниками касался прежде всего плодородных почв, используемых под пашню или пастбище. История отношений земледельцев и степных народов полна драматизма. Но это культуры не только соперничающие, но и сотрудничающие.

В шумеро-аккадском цикле сказаний об Инанне в стихотворной форме изложены принципы разделения труда и обмена между скотоводами и земледельцами:

…чего у земледельца больше,

чем у меня?

Если он даст мне свое черное одеяние,

Я дам ему, земледельцу, мою черную овцу взамен,

Если он даст мне свое белое одеяние,

Я дам ему, земледельцу, мою белую овцу взамен.

Если он мне нальет своего наилучшего финикового вина,

Я налью ему, земледельцу, моего желтого молока взамен.

<…>

Если он мне даст хорошего хлеба,

Я дам ему, земледельцу, сладкого сыра взамен.

 

История знает также много примеров, когда кочевники в военном противостоянии побеждали мирных земледельцев, но земледельческая культура побеждала кочевой образ жизни, и вчерашние кочевники сами становились оседлым народом.

Земледельческие культуры положили начало великим изменениям: в четвертом тысячелетии до новой эры возникает новый исторический тип человеческого общежития – государство. Для государства характерна единая территория, единые законы, отчужденная власть в виде власти царя, фараона, императора, формирование древних этносов, социальная неоднородность общества, оседлый городской образ жизни.

Это были земледельческие цивилизации, возникшие в бассейнах великих рек. Поражают их масштабы во времени и в пространстве: тысячелетиями измеряется история Древнего Египта, Месопотамии, Китая, Индии. Не менее впечатляющи географические границы: классические цивилизации Востока и античного Запада, культуры Африки, Центральной Азии, Дальнего Востока, цивилизации Нового Света. Наряду с хрестоматийными примерами можно назвать менее известные культуры Северной и Тропической Африки: Нок, Мероэ, Аксум, Ифе, бестящая цивилизация Суахали[249]. Не менее интересны и разнообразны цивилизации Юго-Восточной Азии.

Земледелие в этих цивилизациях в основном было связано с природным ритмом разливов рек, который определял ритм сельскохозяйственного труда и весь образ жизни. Одной из важнейших производственных задач было создание эффективных ирригационных систем, что определяло систему социальных связей, нормы правового регулирования, своеобразие духовной жизни.

Определяющей чертой мировосприятия был политеизм, почитание многих богов.

Древние культуры – культуры письменной эпохи, в силу этого наряду с другими текстами возникали священные, сакральные тексты, в которых излагались основные идеи той или иной религии. Уже в конце IV тысячелетия до н.э. шумеры изобрели первую в истории письменность. Вначале шумерское письмо было пиктографическим – содержание передавалось последовательностью рисунков, постепенно письменность приобрела вид клинописи. В Месопотамии не было камня и папируса, но была глина, которая предоставляла неограниченные возможности для письма, не требуя больших затрат. Письменность шумеров была заимствована аккадцами, вавилонянами, эламитами, хурритами, хеттами, которые приспособляли ее к своим языкам. До середины II тысячелетия до н. э. страны Передней Азии пользовались шумеро-аккадской письменностью. С распространением клинописи аккадский язык стал международным, способствуя развитию международных отношений, дипломатии, науке и торговле.

Развитие письменности способствовало созданию школ. Школы Египта и Месопотамии главным образом готовили писцов для государственного и храмового управления. Программа обучения была светской, главные предметы – язык и литература. Наряду с письмом обучали счету, основам юридических знаний и делопроизводству. Для желающих получить более широкое образование преподавали право, астрономию, медицину. Развитие письменности и широкое распространение школ привели к достаточно высокому уровню образования, формированию определенной духовной атмосферы, которая способствовала не только зарождению литературы, но и созданию библиотек.

Самая знаменитая – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669–635 гг. до н. э.) в Ниневии. Здесь хранились царские анналы, хроники важнейших исторических событий, сборники законов, литературные произведения. Здесь же литература была впервые систематизирована, книги размещались в определенном порядке. Уже в первой трети третьего тысячелетия возникают архивы. В специальных ящиках и корзинах были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относились. Наряду с храмовыми архивами были открыты и архивы частных лиц. Широкую известность получил, например, архив торгового дома Эгиби в Вавилоне, в котором хранилось более 3000 долговых расписок, контрактов об аренде земли и домов, об отдаче рабов в обучение ремеслам, письму.

В культуре древних государств формируются научные представления. Это были знания практического свойства, то есть те, которые непосредственно были связаны с производственной деятельностью. Так, в Египте наибольших успехов достигли в астрономии математике, медицине.

При всей схожести характера культур древних государств, в каждом из них она приобретала свои специфические черты.

У известного русского поэта К. Бальмонта есть стихотворение «Три страны»:

Строить зданья, быть в гареме, выходить на львов,

Превращать царей соседних в собственных рабов,

Опьяняться повтореньем яркой буквой я, –

Вот, Ассирия, дорога истинно твоя.

 

Превратить народ могучий в восходящесть плит,

Быть создателем загадок, сфинксом Пирамид, –

И, достигши граней в тайнах, обратится в пыль, –

О, Египет, эту сказку ты явил как быль

 

Мир опутать светлой тканью мыслей-паутин,

Слить душой жужжанье мошки с грохотом лавин,

В лабиринтах быть, как дома, все понять, принять, –

Свет мой, Индия, святыня, девственная мать.

 

Поэтические образы далеких культур, созданные воображением поэта, быть может, далеки от исторической правды, но в целом они верно характеризуют общий контур культур Египта, Месопотамии, Индии[250].

Притом, что культуры древних цивилизаций имеют общие черты, каждая из них характеризуется своими специфическими особенностями.

Так, для культуры Древнего Египта, возникшей в долине реки Нил, был характерен не просто политеистический характер религиозных представлений, но и ярко выраженный зооморфизм. Он проявлялся не только в том, что в Древнем Египте был развит культ животных, но и в том, что многие боги изображались звероподобными: бог солнца Ра – в виде барана, владыка царства мертвых Анубис – с головой шакала, богиня войны Сохмет – с головой львицы, бог Гор – с головой сокола и т. д.

Для духовной жизни древних египтян существенным было представление о разделении жизни до смерти, и после смерти; не игнорируя ценности земного бытия, древние египтяне были весьма озабочены вечным бытием, которое наступает после земной жизни. Содержание загробной жизни определяется нравственным поведением здесь, на земле. Огромное значение для египтян имели тексты «Книги Мертвых», точнее «Песни восходящего к свету», которые включали в себя оправдательные речи. На вопросы Осириса душа дает ответы: не убивал, не поддавался уговорам убивать, не прелюбодействовал, не крал, не врал, не обижал вдов и сирот. С заупокойным культом была тесно связана художественная практика Древнего Египта. Это и строительство пирамид, и величественных храмов, и росписи на стенах, и погребальная скульптура.

В истории культуры Древнего Египта следует отметить реформаторскую деятельность фараона 17 династии Аменхотепа IV, жившего в XV веке до н. э. Он предпринял величественную попытку реформирования религиозных представлений, ввести моноиеизм в форме почитания единого бога Атона, который олицетворял диск солнца. В связи с этим фараон сменил свое имя, он стал называть себя Эхнатоном («угодным богу Атону»), построил новый город Ахетатон («горизонт Атона»), где развивалось нетрадиционное для Египта изобразительное искусство, почитались поэты и художники, в литературе звучали мотивы гедонизма. Эхнатон разработал практику поклонения Атону, написал гимн в честь Атона.

После смерти Эхнатона все вернулось на круги своя, он был объявлен еретиком и его имя запретили упоминать, город Ахетатон пришел в запустение, но несмотря на это деятельность этого египетского фараона не канула в Лету.

Месопотамия – край, где располагался библейский рай, где возникли чудесные сказки «Тысячи и одной ночи», где находилось одно из семи чудес света – висячие сады Семирамиды, где была предпринята грандиозная попытка строительства Вавилонской башни. Этот край – подлинная колыбель не только культуры, которая здесь возникла, но и всего человечества. Американский исследователь С. Крамер имел все основания сказать: «История начинается в Шумере». Здесь возникли древние города Ур, Урук, Ларса, Умма, Лагаш, Ниппур. Здесь были изобретены пиктографическое письмо, позиционная нумерация счисления, печать, заложена основа обмена письмами, сделаны многие астрономические и медицинские открытия, сложился «Эпос о Гильгамеше».

В центре городов Месопотамии находился храм и храмовый комплекс, который воздвигался вокруг зиккурата. Зиккурат – месопотамская постройка в форме ступенчатой пирамиды. Шумеры, религия которых была воспринята вавилонянами и ассирийцами, на своей прародине поклонялись богам на вершинах гор. Переселившись в низменное Двуречье, они не отказались от традиции и стали возводить искусственные горы-насыпи. Так появились зиккураты, которые возводились из земли и кирпича-сырца, а снаружи облицовывались обожженным кирпичом. Шумеры строили их трехступенчатыми в честь верховной троицы своего пантеона – бога воздуха Энлиля, бога вод Эа и бога неба Анну. Вавилоняне стали строить зиккураты по семь ступеней, которые окрашивались в разные цвета: черный, белый, пурпурный, синий, ярко-красный, серебряный и золотой. Зиккурат был символом Вселенной, по мнению вавилонян, он соединял небеса и землю.

Особый тип древней цивилизации – это античность, представляющая собой многоэтапный процесс развития культуры в средиземноморском региона. Основу этой цивилизации составляет культура Древней Греции.

В истории культуры древней Греции принято выделять пять периодов:

- крито-микенский (III–II тысячелетия до н. э.);

- гомеровский (XI–IX вв. до н. э.);

- архаика (VIII–VI вв. до н.э.);

- классика (V в. до н. э. – три четверти IV в. до н. э.);

- эллинизм (IV–I вв. до н. э.).

Латинское слово «античный» (буквально означает древний) дало название одной из великих цивилизаций древности. Истоки античной цивилизации восходят к Крито-Микенской цивилизации, достигшей расцвета в 3-2 тысячелетии до н. э. После ее гибели на Балканском полуострове и островах Эгейского моря возникает греческая полисная цивилизация.

Основанием греческой цивилизации были полисы – города-государства с прилегающими к ним территориями. «Афинский полис – это в одинаковой степени деревня с пашнями вокруг и город с его лавками, гаванью и кораблями, это весь афинский народ, отгороженный стеной из гор и с окном на море»[251]. Полис представлял собой гражданскую общину, характеризовался коллективным способом управления и своей системой ценностей. Каждый полис имел своих богов и героев, свои законы, даже свой календарь. Греция в полисный период не была централизованным государством, оставаясь при этом этнической и культурной целостностью. Формы полисного устройства были различны – от демократических Афин до олигархической Спарты. Каждый гражданин полиса принимал участие в народных собраниях, избирался на выборные должности. Даже жреческие функции исполнялись по выбору или по жребию (за исключением элевсинских мистерий и дельфийской коллегии).

Полис был высшей ценностью и высшим благом. Героем становился тот, кто наиболее способствовал прославлению своего полиса – в любой сфере деятельности: в Олимпийских состязаниях, в сочинении законов, в бою, в философской дискуссии, в искусстве. Агональный,состязательный характер отличает культуру Древней Греции от других цивилизаций древности. В Древней Греции в 776 г. до н. э. были проведены первые Олимпийские игры, которые стали важнейшим событием для всей Греции. Интересно, что олимпиады, проводившиеся один раз в 4 года стали основой счета годов по олимпиадам.

Другой отличительной чертой античной греческой культуры было признание ценности свободы, причем не только в политической, но и интеллектуальной сфере. Греки совершили настоящую интеллектуальную революцию, стремясь не только к познанию истины, но и к ее доказательству. Они обнаружили несовпадение видимых связей явлений и их истинных причин, открыли принцип дедукции. Греция стала родиной философии и науки, здесь был выработан категориальный аппарат и основная проблематика европейской мысли. Образ жизни греческого города стимулировал развитие искусства дискуссии, полемики, аргументации. Перикл говорил, что деятельность афинян основана на «размышлении».

Поклонение разуму, закономерности, равновесию и гармонии можно определить как космоцентризм, или космологичность греческой культуры. Греческое слово космос означает меру, упорядоченность, гармонию, красоту. Космоцентризм греков проявился в философии, пластических искусствах (канон Поликлета в скульптуре, ордерный строй архитектуры), гипподамовой системе планировки городов с особой ролью площади – агоры, умеренности как идеале жизни гражданина полиса. Космос понимался как прекрасный, гармонический живой организм, чувственно-прекрасное тело, с чем связана еще одна черта греческой культуры – соматизм.Греки не разделялипонятия прекрасной души и прекрасного тела, они объединяли их в едином понятии калокагатии – единстве красоты и доблести. Греческая система воспитания была направлена на достижение физического совершенства и «мусических навыков». Греческой культуре присущи аполлоническое (светлое, разумное, размеренное) и дионисийское ( стихийное, темное, мистическое)начала.

Греческая мифология передавалась в свободной форме, ее рассказывали певцы- аэды, позже – рапсоды. Достаточно рано начинается ее внекультовое осмысление, например в «Теогонии» Гесиода. Это было проявлением религиозной свободы, отсутствия жесткого жреческого контроля. Легендарные герои и люди действуют рядом с богами, даже вступают в поединки с ними. «Библией греков» называют великие эпические поэмы – «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. В Греции не было канонических сакральных текстов, подобных Ведам. Переосмыслением мифов была и греческая драма. Здесь разрабатывается понятие судьбы, проблема законов божественных и человеческих. В понимании человеческой судьбы грекам был присущ ярко выраженный фатализм. В мире нет ничего случайного, и это доказывает трагическая история царя Эдипа.

В IV в. до н. э. начинается кризис полисного сознания. Наиболее ярко он проявился в споре софистов и Сократа о природе слова. Другими его проявлениями служат рост индивидуализма и пессимизма. Появляются философские учения, в которых «фюсис» (природное начало) ставится выше, чем «номос» (полисные законы, установления, традиции). Таковым было, например, учение киников. Другая философская школа – стоики – провозглашает значимость общечеловеческих ценностей, ставя их также выше полисных.

Эпоха Александра Македонского, его фантастический поход, возникшая система эллинистических государств породили глубокую перемену ментальности. Происходит уникальный синтез, соединение греческой образованности и восточных традиций. В завоеванных Александром территориях распространяется греческий язык, открываются гимнасионы, театры, появляются библиотеки, научные центры – мусейоны. Но и греки проникаются духом восточной культуры, они привыкают (правда, не сразу) к обожествлению царя, из граждан полиса они превращаются в подданных царя. Греки знакомятся с древними философскими и религиозными учениями, тысячелетней мудростью Востока. И обнаруживаются не только глубокие различия, но и удивительные параллели между мудростью Греции и Востока. В эпоху эллинизма «открылись двери всех народов». Появляются новые, синкретические религиозные культы, включающие почитание греческих и восточных божеств, часто сливающихся в одном образе, например бога Сераписа. Увеличивается интерес к магии, алхимии, астрологии. Появляются новые темы и образы в искусстве. Одним из замечательных образцов эллинистического искусства является фаюмский портрет. Соединение греческой науки и восточной мудрости дало исключительные результаты, были сделаны выдающиеся открытия в самых разных областях науки. Среди самых прославленных ученых выделяются имена Евклида, Архимеда, пифагорейца Эратосфена, Аполлония Пергского, Аристарха Самосского. Эллинистическая ученость отличается от греческой и своим книжным характером.

Но эта встреча культур отнюдь не была безоблачной и легкой. История донесла до нас и примеры открытого недовольства македонян и греков тем, Александр начал носить восточные одежды, принимать у себя знатных персов, породнился с ними и даже открыл для них – этих варваров! – доступ в ряды своей гвардии – сердце армии Александра. Доходило и до восстаний[252]. Александр же мыслил себя как объединитель народов, для него не существовало разделения на греков и варваров, оно было заменено на разделение людей добродетельных и не таковых.

Александр оказал огромное влияние на современников и потомков. Возможно, не без влияния его дел и идей сложилось учение Зенона-стоика, а еще ранее – Алексарха, ученого и основателя города в Памфилии, носившего прекрасное имя Уранополиса. Его жители называли себя уранидами, т. е. Сынами Неба. На монетах изображались Солнце, Луна и звезды – всеобщие боги разных народов. Алексарх создал и особый язык, который должен был объединить всех людей[253]. Эта идея буквально носилась в воздухе в эту эпоху, когда горизонты цивилизованного мира чрезвычайно расширились.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. его империя распадается на 3 большие монархии, Греция оказывается на периферии нового эллинистического мира, но ее культурные традиции оказали огромное влияние на культуру Рима.

История Рима включает в себя несколько периодов:

- Царский период (754-753 г. до н. э. – 510 г. до н. э.);

- Республика (510 г. до н. э. – 30 г. до н. э.);

- Империя (30 г. до н.э. – 476 г.).

Римская культура вобрала в себя не только греческие влияния. Ранняя история Рима, «царский период», была тесно связана с наследием этрусков. Установление демократических форм правления (республиканский период) и почти непрерывные войны, которые ведет Рим, сформировали особую систему ценностей римских граждан. Ведущее место в ней занимает патриотизм, основанные на представлении об особой судьбе Рима, его избранности богами – «Римский миф». Рим осознается как высшая ценность, а долг римлян состоит в служении ему всеми силами. Понятие добродетели – virtus – включало в себя стойкость, мужество, верность, благочестие, достоинство, умеренность. Особое место в этом перечне принадлежало подчинение утвержденному народом закону и установленному предками обычаю. Вся культура Рима связана с постоянным обращением в прошлое, к истокам, к традиции, почитанием богов-покровителей своих семей, сельских общин и Рима. Противоречие традиций и новацийможно увидеть и в эволюции римского права, в котором наслаиваются древние нормы, обычаи предков и вновь разработанные. Верность старинным устоям и нововведения были предметом споров между Катоном Старшим и грекофилами, например, кружком Сципионов.

Основу мифологии и религии в ранний период составляли общинные культы. Отсутствовала целостная система мифологии, а представления о богах были встроены в ритуалы. Римское религиозное сознание носило прагматический характер, было своего рода «договором» с богами. Позже, в эпоху Августа, оформился римский эпос – «Энеида». Правление Августабыло временем расцвета римской цивилизации, эпохой Вергилия, Горация, Овидия – «золотой латыни».

В период Пунических войн Рим выходит за пределы Италии, затем превращается в мировую державу, империю. Все входящие в его состав территории образуют единое и устойчивое государство. Возвеличивание Рима сопровождается обожествлением правителя. Рим перерождается, в поздний имперский период появляются новые культурные формы, а прежние все более подвергаются театрализации. Религиозные мистерии приобретают характер карнавальных действий, популярность приобретают эффектные массовые зрелища, грубые увеселения и роскошь. Театральность смешивается с жизнью и подменяет ее. Причинами упадка Рима называют две – цезаризм и христианство. В провинциях римской империи нарастают оппозиционные движения, прежде всего – почитание единого бога и ожидание прихода мессии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных