Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Франкфуртская школа




Франкфуртская школа сложилась к концу 1920-х гг. на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Основатели школы и главные теоретики — М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Л. Левенталь, Г. Маркузе, Э. Фромм. Активно сотрудничал с ними В. Беньямин. Среди наиболее видных представителей второго поколения — Ю. Хабермас.

Основное направление их деятельности связано с критическим анализом современного общества. В своих сочинениях они опираются на идеи предшественников — Гегеля, Маркса, Ницше, Фрейда, Вебера и др. мыслителей. Культура в их теории предстала как многоплановое явление, связанное с осмыслением и познанием действительности, с мировоззрением человека. Ими освещались процессы взаимосвязи культуры и цивилизации, культуры и идеологии, культуры и общества; исследовались актуальные проблемы многих областей гуманитарного знания: эстетики, психоанализа, философии искусства, социологии.

Основные этапы деятельности: первый — с начала 1930-х гг. до эмиграции из Германии в связи с приходом к власти фашистов; второй, эмиграциолнный, связан с работой в Женеве и Париже, а также в 1939—1949-е гг. — в США; третий — с 1949 г. снова в Германии, во Франкфурте-на-Майне, после возвращения на родину М. Хоркхаймера и Т. Адорно (Э. Фромм и Г. Маркузе остались в США). В 1970-е гг. школа практически распалась, хотя представители ее второго поколения продолжают работу.

20.1. Франкфуртская школа 517

524 Глава 20. Основные культурологические течения ХХ в.

Одно из основополагающих понятий концепции Хабермаса — «интеракция» — глубинная содержательная коммуникация, осуществляемая в личностно значимой артикуляции. Такое «коммуникативное поведение» принципиально субъект-субъектно и предполагает принятие «другого» в качестве самодостаточной ценности. Поэтому в культуре должна произойти перестановка акцентов, переориентация ее приоритетов со сферы отношений человека, выстроенных в режиме «субъект-объект» и задающих, соответственно, деформированный и одновременно деформирующий стиль мышления, на сферу межличностных коммуникаций, принципиально диалогичных, предполагающих понимание и в этом отношении аксиологически симметричных.

Таким образом, эволюция культурфилософских идей франкфуртской школы, начавшаяся с осуждения разума, подавляющего витально-природное начало в человеке, привела к неожиданно полярному финалу его оправдания.

Постмодернизм

Состояние культуры, сформировавшееся в последние три десятилетия ХХ в. в развитых странах, получило название эпохи постмодерна, а постмодернизм — это концепция, освещающая специфику этой эпохи. Постмодернизм заявил о себе вначале в сфере искусства, и лишь потом обнаружили его преломление в различных сферах культуры.

Содержание понятия «постмодерн» было конституировано с 1939 по 1947 г. в работах А. Тойнби как обозначающее современную (начиная с Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна; в конце 1960—1970-х гг. данное понятие использовалось для фиксации новационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство; начиная с 1979 г. (после выхода работы Ж.-Ф. Лиотара «Состояние постмодерна») постмодернизм утверждается в статусе философской теории, фиксирующей специфику современной эпохи в целом. Кроме этой хронологии существует вневременная интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных эпох, и в этом случае постмодернизм рассматривается как своего рода этап в эволюции культуры: «у каждой эпохи есть свой постмодернизм» (У. Эко).

Понятийные средства, необходимые для описания феноменов культуры и выявления социокультурных оснований постмодернистского видения мира, формируются в постмодернистской философии. Постмодернистская программа философии генетически восхо-

20.2. Постмодернизм 525

536 Глава 20. Основные культурологические течения ХХ в.

Через все проблемы постмодернизма с необходимостью проходит идея преемственности культурного развития. В культурном постмодерне выполняется характерная для ХХ в. смысловая структура множественности. Во всех сферах своего проявления, осмысливая опыт предшествующего развития человечества, возвращаясь к истокам и основаниям, постмодернизм готов увидеть через прошлое и настоящее то, что должно сформироваться в будущем, тем самым прокладывая путь к формированию единой и многообразной культуры человечества.

(?) Контрольные вопросы

1. Каковы основные положения циклической концепции Вико?

2. Каковы основные идеи эволюционизма о развитии культуры?

3. В чем состоит многообразие локальных цивилизаций?

4. Что такое культурно-исторический тип?

5. Каковы взаимоотношения культуры и цивилизации по О. Шпенглеру?

6. Каково обоснование преимуществ художественного познания по сравнению с научным в рамках «философии жизни»?

7. В чем заключается новизна проблем, которые решаются философами Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне?

8. В чем выражается эволюция культурфилософских идей представителей франкфуртской школы?

9. Какие трактовки соотношения модерна и постмодерна вам известны?

10. Почему возникла необходимость формирования новой терминологии для отражения современной культурной ситуации?

11. Почему искусство можно рассматривать в качестве модели постмодернистской ситуации в культуре?

Литература

1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранное эссе. М., 1996.

2. Вико Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. М., 1994.

3. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

5. Дильтей В. Введение в науки о духе. Сила поэтического воображения. Начала поэтики //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX— ХХ веков. М., 1987.

6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

7. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

9. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

10. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М. — СПб., 1997.

11. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. T.l. M., 1993. Т. 2. 1998.


 

Словарь терминов

Аккультурация— процесс взаимовлияния культур, в результате чего культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Аккультурация рассматривается как многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации. Термин впервые был использован американскими культурантропологии в 1930-х гг.

Аксиология— теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в социальной действительности и о структуре ценностного мира.

Анимизм(от лат. anima — душа) — 1. Одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений. 2. Философское учение, возводящее душу в принцип жизни.

Аномия(от франц. anomie — отсутствие закона) — отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие которого жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни.

Аппроксимация— поэтапное приближение к нормальной грамматике через серии творческих проб и ошибок.

Артефакт— 1. Процесс или образование, не свойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования. 2. Произведение искусства.

Архетип— прообраз, первичная форма, образец. В широкий оборот термин ввел К.-Г. Юнг, для которого архетип — врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Архетип соотносится с коллективным бессознательным. Согласно Юнгу он выступает основой творчески-продуктивной деятельности человека, в том числе и художественного воображения.

Ассимиляция— процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.

538 Словарь терминов

Атараксия(от греч. ataraxia — невозмутимость) — состояние душевного покоя, к которому должен стремиться человек.

Бифуркация— стадия процесса развития, характеризующаяся образованием двух или нескольких возможностей дальнейшего движения процесса.

Бихевиоризм(от англ. behaviour — поведение) — теоретическое направление в психологии, возникшее в конце XIX — начале ХХ в. и сделавшее основным предметом изучения поведение организма в среде. Поведение в целом рассматривается как совокупность реакций, формирующихся во взаимодействии организма со средой и являющихся непосредственным следствием воздействия на него внешних стимулов.

Боди-арт(от англ. body art — телесное искусство) — художественное направление, использующее в качестве «материала» тело, телесность, позу, жест.

Верификация(от лат. verificatio — доказательство, подтверждение верности или истинности чего-либо) — установление истинности тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о культуре.

Вестернизация(от англ. west — запад) — процесс экспансии экономической модели развития, ценностей, стиля и образа жизни, свойственных западным промышленно развитым странам.

Видео-арт(от лат. video — вижу) — одна из форм современной художественной жизни. Возник в 1960-е гг. Продуктами являются не материальные предметы, а визуальные или аудиовизуальные «не-объекты», создаваемые с помощью телевизионной техники, лазерных или голографических установок.

Виртуальная реальность— искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами.

Вторичные моделирующие системы(«вторичные языки культуры», «культурные коды») — языки, «надстраивающиеся» над первичными знаковыми системами культуры и образующие семиотические системы более высокого уровня. Ими являются языки таких форм культуры, как мифология и религия, философия и наука, право и политика, спорт, реклама, телевещание, Интернет и др.

Генезис(от греч. genesis — происхождение, возникновение) — процесс образования и становления развивающегося явления. Вхо-

Словарь терминов 539

дит в состав таких сложных слов, как «культурогенез», «социогенез», «антропосоциогенез», «антропогенез» и др.

Герменевтика— традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. В эпоху Возрождения герменевтика выступала как искусство перевода памятников античной культуры. 1. Теория и методология истолкования текстов. 2. Течение в философии.

Гиперреализм— художественное направление в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности, стремящееся восстановить утраченную в модернизме жизненную конкретность художественного языка за счет имитации образов фотографии.

Глобализация(от лат. globus — шар) — процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду.

Деконструкция— преодоление доминировавших в западной культуре более двух тысячелетий метафизических оппозиций реальности и знака, вещи и образа, природы и культуры и т.д. с целью выявления опорных понятий бытия. Одно из ключевых понятий постструктурализма и постмодернизма.

Денотация— предметное значение имен, смысловое содержание знаков (символов).

Дискурс(от лат. discursus — рассуждение) — какая-либо философская или научная концепция, обращенная к читателю или слушателю. Дискурс означает единство мысли и слова, значения и знака, знания и его словесного выражения, которое приобретает смысл лишь в деятельности.

Диффузионизм— теоретическая модель историко-культурного процесса; методология культурологических, культурантропологических и этнографических исследований.

Евразийство— направление русской социально-философской и культурологической мысли 1920—1930-х гг., возникшее в среде эмигрантской научной интеллигенции. Пафос теоретической деятельности представителей евразийства заключался в выявлении своеобразия «культурной личности» России.

Европоцентризм— культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.

Естественные знаки— вещи или явления природы, которые используются для получения информации о других, причинно связанных с ними, вещах и явлениях («знаки-признаки»).

540 Словарь терминов

Западничество— направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.

Знак— материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта, замещающий его. Знак является основным средством культуры, с его помощью осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.

Знаковая система— совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов.

Идентичность— психологическое представление человека о своем «Я», характеризующееся субъективным чувством индивидуальной самотождественности и целостности.

Иконические знаки— «знаки-образы», обладающие сходством с предметами, которые они обозначают.

Инкультурация— процесс приобщения индивида (или группы) к культуре, усвоения существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре.

Интеграция культурная— процесс углубления культурного взаимодействия и взаимовлияния между государствами, этнокультурными группами и историко-культурными образованиями.

Интернет— глобальная система коммуникации, передачи и хранения информации, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства.

Информационная культура— 1. Совокупность норм, правил и стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе. 2. Понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации.

Катарсис(от греч. katharsis — очищение) — 1. В «Поэтике» Аристотеля — возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив вместе с героем трагедии страдание и освободившись от него; позже — духовное очищение и внутреннее освобождение, которые испытывает человек в процессе общения с высшими образцами культуры. 2. Один из методов психотерапии.

Кинетическое искусство(от греч. kinesis — движение) — художественное течение, возникшее в 1950-х гг., ориентирующееся

Словарь терминов 541

на пространственно-динамические эксперименты с нетрадиционными материалами.

Коммуникация социокультурная— процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем.

Конвенциональные знаки— искусственно созданные знаки, которым «по условию» приписывается определенное значение.

Коннотация— вторичный язык по отношению к первичному языку денотации. Коннотация дает возможность обозначить в явлениях культуры и искусства не только основные, явно присутствующие значения, но и такие сопутствующие значения, которые неявно функционируют в сознании общества в виде образов и образцов (символических, аллегорических, метафорических по форме).

Контркультура— направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.

Креационистский подход— подход в понимании происхождения культуры, в основе которого лежит представление о божественном или ином сверхъестественном творении, что свойственно теологическому взгляду на культуру.

Культурантропология, культурная антропология— одно из направлений философской антропологии (учения о природе человека), ориентирующееся на построение теории человека как субъекта культуры. В рамках культурантропологии учитывается изменчивость сущности человека в конкретно-историческом многообразии культур, что предполагает опору не только на биологию и психологию, но и на историю, социологию, теологию, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Культурные ареалы— зоны территориального распространения определенных локальных культурных типов и черт. Культурные ареалы могут охватывать и зоны межэтнического распространения каких-либо элементов специализированных культур.

Культурогенез— процесс зарождения культуры.

Легитимация(от лат. legitimus — согласный с законом, законный, должный, надлежащий) — процесс социального или культурного «узаконивания».

Маргинальность культурная— 1. Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных индивидов, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистека-

542 Словарь терминов

ющими из них требованиями, но ни в одну из данных систем не интегрированы полностью. 2. Асоциальные, акультурные, контркультурные проявления.

Ментальность, менталитет(от франц. mentalite) — мироощущение, мировосприятие) — глубинный психологический уровень коллективного или индивидуального сознания. Менталитет формируется в культуре под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания человека и представляет собой совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Он объединяет ценностные формы сознания с бессознательными психическими состояниями, определяя тем самым целостный образ жизни человека или социальной группы.

Минимализм(от англ. minimal art — минимальное искусство) — художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Артефакт в минималистской концепции искусства — определенный заранее результат процесса его производства. Наибольшее распространение получил в живописи, скульптуре, музыке, театре, кинематографе.

Модерн, модернизм— одно из главных направлений европейской культуры сер. XIX — нач. ХХ в. Вместе с декадансом /декадизмом и символизмом выступает в виде специфического культурно-исторического комплекса, обладающего и стилистическим, и идеологическим внутренним единством. Модерн рубежа XIX—ХХ в. может считаться последней по времени монологичной культурно-исторической эпохой с отчетливо выраженной системой иерархически-ценностных установок, проявляющейся во всех сторонах человеческой деятельности.

Модернизм— термин, который служит для обозначения всего комплекса авангардных явлений в культуре первой половины ХХ в. Наиболее активно им пользовались в советской эстетике и искусствознании, где модернизм являлся объектом не столько научного анализа, сколько всеобъемлющей критики или даже огульной брани с позиций консервативной линии в традиционной культуре по отношению ко всему новаторскому. При таком подходе под модернизмом могли пониматься самые разные течения и направления художественной практики, часто очень несхожие между собой, механически и формально объединенные в одно целое лишь благодаря их общей негативной установке к традиционным для новоевропейской культуры художественным опытам, открыто заявившим об его неприятии. Модернизм критиковали за отход от традиции,

Словарь терминов 543

антиреализм, эстетство, пессимизм, формализм, за демонстративное пренебрежение «партийным принципом в искусстве» и т.д.

Морфология культуры— раздел наук о культуре, в рамках которого изучаются формы и строения отдельных артефактов и их объединений в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов.

Мульти(от лат. multum — многое) — часть сложных слов, указывающая на множественность или многократность.

Научно-техническая революция— понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х — нач. 1950-х гг.

Неогегельянство— течение в философии конца XIX — нач. ХХ вв., для которого характерно стремление к созданию целостного монистического мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Гегеля.

Неокантианство— ведущее направление философской мысли Германии сер. XIX — нач. ХХ в., решавшее основные вопросы философии путем нового истолкования учения И. Канта.

Нигилизм(от лат. nihil — ничто) — 1. Полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм. 2. Идейное течение европейской культуры конца XIX — нач. ХХ в.

Ноосфера(от греч. noos — ум, разум и греч. sphaira — шар) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Близкие по содержанию понятия — техносфера, антропосфера, социосфера.

Отчуждение— процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними. Отчуждение означает превращение каких-либо явлений и отношений в то, чем они не являются сами по себе, искажение и извращение.

Парадигма(от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. Признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений.

544 Словарь терминов

Партикуляризм(от лат. particularis — частичный, частный) — движение к обособлению каких-то частей.

Персонализм— направление в философско-культурологической мысли ХХ в., исходящее из представления, что первичной реальностью и главенствующей ценностью культуры является творческая личность.

Перформанс(от англ. performance — исполнение, представление) — публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение ее в непосредственный творческий акт.

Плюрализм(от лат. plures — множественный) — особая мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентаций.

Поп-арт— одно из направлений англо-американского искусства «новой реальности», возникшее в 1950-х гг. Художественный язык адекватен реалиям и мифологемам общества потребления с его культом индивидуального успеха и процветания, пронизан технологической и урбанистической символикой.

Поп-культура1.Совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 1960-е гг. и выразившихся в отрицании опыта предшествующих поколений; поиск новых форм в искусстве и стиле жизни. 2. Синоним популярности, народности, массовости.

Постмодерн, постмодернизм— в рамках культурологии под постмодернизмом понимается широкое культурное течение 1970— 1990-х гг. В орбиту постмодернизма попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки, повседневная практика. Постмодерн можно считать своеобразной реакций на новаторство модерна. Авангардистской установке художественного модерна на новизну в постмодерне противостоит стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной практики путем его цитирования. Постмодернистская эстетическая позиция отказывается от жесткости и замкнутости концептуальных построений, сознательно игнорирует практики бинарного противопоставления, делая ставку на маргинализацию, открытость, безоценочность и дестабилизацию любых, прежде всего классических, культурно-ценностных ориентаций.

Словарь терминов 545

Постструктурализм— направление в философском и социо-гуманитарном знании, получившее развитие в 1960—1980-х гг. в форме критики, преодоления структурализма и его «второй волны». Основные характеристики постструктурализма: деконструкция, децентрация, дискурсивный анализ языка культуры, интерпретация пространства культуры как текста и контекста, стирание пространственно-временных границ феноменов.

Рационализм(от лат. ratio — разум) — система взглядов, которая признает основой познания, поведения и мотивации человеческий разум.

Релятивизм культурный(от лат. relatio — относительный) — умонастроение в рамках европейской культуры, связанное с признанием относительности, т.е. ограниченной ценности и истинности, всех вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий, философских воззрений и художественных форм. Ревятилизм утверждает множественность культур, разнообразие путей их развития, ценностных систем и культурно-исторических типов.

Рок-культура— явление молодежной субкультуры, возникшее в Великобритании и США в 1960-е гг. вокруг нового музыкального стиля и выражающее нонконформистский пафос. Ядром является контркультура.

Сакральное(от лат. sacer, sacri — священный, запретный, проклятый) — святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные.

Семиотика,или Семиология(от греч. semeiotic — учение о знаках) — общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем как способов коммуникации между людьми посредством знаков или языка. Выступает наукой, изучающей семиозис культуры через жизнь знаков.

Символ— знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

Симулякр— образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинности, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит никакой реальности. Одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики.

Синергетика— наука о процессах самоорганизации в природе и обществе. Предметом являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой. В сферу внимания синер-

546 Словарь терминов

гетики попадают нелинейные эффекты эволюции систем любого типа, кризисы и бифуркации — неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.

Синкретизм(от греч. synkretismos — соединение, объединение) — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальную неразделенность, неразвитое состояние чего либо.

Социализация— процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта: социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурных традиций, коллективных представлений и верований и т.п.

Средство массовой информации— средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для этой массовой аудитории и профессионально выстраивающее на промышленный манер само производство и распространение информации.

Стандартизация— процесс введения единой сетки общеобязательных стандартов.

Структурализм(от лат. structura — строение и устройство, расположение и связь составных частей чего-либо) — направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературоведении, истории, этнографии и др.), возникшее в 1920-е гг. Использует структурный метод (выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях), а также моделирование, элементы семиотики, формализации и математизации. Структурализм трактует культуру как совокупность знаковых систем (языка, науки, искусства, моды, религии, рекламы и т.п.), анализирует закономерности их функционирования, которым бессознательно подчиняется человек.

Субкультура— особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения.

Сублимация(от лат. sublimare — возносить) — процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.

' Субъективизм— особое отношение к миру, человеку, к любому явлению, при котором преувеличивается и абсолютизируется роль и положения субъекта.

Сциентизм(от лат. scientia — знание, наука) — мировоззренческая позиция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры. Ориентируется преимущественно на методоло-

Словарь терминов 547

гию и результаты естественно-научного знания и признает за наукой право и способность решения всех жизненных проблем. Сциентизм утвердился в культуре в конце XIX в.

Текст(в широком семиотическом смысле) — любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.

Техносфера— область действительности, для которой характерно применение техники. Термин появился в 1940—1950-е гг. Употребляется при характеристике современной цивилизации, для которой специфично проникновение сложной машинной техники во все сферы деятельности.

Типология культур— научный метод, в основе которого лежит систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам и свойствам.

Тоталитарная культура— официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 1920—1950-х гг.

Трансавангард(от лат. trans — сквозь, через и франц. avantegarde — по ту сторону авангарда) — течение постмодернистской живописи, чье эстетическое кредо заключается в противопоставлении неоавангарду, новой живописности, фигуративности, экспрессивности, яркой выраженности личностного начала; установке на эстетическое наслаждение, свободном сочетании художественных стилей прошлого.

Универсалии(от лат. universalis — общий) — термин, обозначающий все то, что по природе своей способно сказываться в единичных вещах.

Универсалии культурные— черты, общие всем культурам народов мира. Выделяют более чем 60 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшения тела, запреты кровосмешения, сексуальные ограничения, танцы, спорт, обычай дарить подарки, гостеприимство, язык, образование и др.

Унификация(от лат. unus (uni) — один и лат. facere — делать) — приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.

Утилитаризм(от лат. utilitas — польза, выгода) — направление в этике, признающее пользу или выгоду критерием нравственности. Особенное развитие утилитаризм получил в Великобритании в конце XVIII — нач. XIX в.

Функциональные знаки— предметы, созданные людьми для каких-либо практических целей, рассматриваемые как носители социальной информации.

Харизма(от греч. charisma — милость, божественный дар) — исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая ок-

548 Словарь терминов

ружающими как сверхъестественная сила, недоступная обычным людям. Харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности.

Хронотоп— единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного культурного или художественного смысла.

Хэппенинг(от англ. happening — букв. происходящее, случающееся, происходящее здесь и сейчас, непреднамеренное) — театрализованное сиюминутное действо на импровизационной основе с активным участием в нем аудитории, направленное на стирание границ между искусством и жизнью, стремящееся к спонтанности, непосредственному физическому контакту с публикой, повышенной действенности искусства.

Ценностная ориентация— комплекс духовных детерминант деятельности людей или отдельного человека, а также соответствующих им социально-психологических образований, которые интерпретируются в положительном ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.

Школа «Анналов» («новая историческая наука»)— научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг журнала «Анналы». Сторонники этого направления настаивали на замене классической «истории-повествования» «историей-проблемой», т.е. историей, описывающей все существующие в обществе связи: экономические, социальные, культурные.

Эволюционизм— направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру, культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.

Экзистенциализм— философское течение ХХ в., выдвигающее на передний план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражения на языке понятий.

Эксплицирование(от лат. explicite — развернуто, ясно) — выражение, определение, объяснение чего-либо в ясной, четкой форме.

Энтропия социокультурная— процесс понижения уровня системно-иерархической структурированности, сложности и полифункциональности культурного комплекса какого-либо сообщества в целом или отдельных подсистем этого комплекса, т.е. полная или частичная деградация данной локальной культуры как системы.

Словарь терминов 549

Эпистема— общее пространство знания, способ фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики, познания и порождаются отдельные идеи и концепции.

Эпистемология(от греч. episteme — знание) — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, выявляются условия его истинности.

Эргалический подход— подход в понимании происхождения и сущности культуры, в основе которого лежит представление о решающей роли труда и трудовой деятельности человека, что свойственно марксистскому взгляду на культуру.

Эсхатология— религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, в основе которого лежит концепция о нарушении человеком своих обязательств перед Богом или богами и последующей расплате за это.

Этническая группа— часть общества, члены которой осознают себя (или считают, по мнению других) носителями общей культуры.

Этногенез— исторический процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем.

Этнолингвистика (антропологическая лингвистика, лингвистическая антропология и др.)— наука, занимающаяся исследованием связей между языковыми и культурными явлениями.

Этнология— наука о сравнительном изучении культур, в американской традиции — часть или синоним культурной антропологии, в европейской — аналог социальной антропологии.

Этнос, этническая общность(от греч. ethnos — племя, народ) — исторически сложившаяся устойчивая группировка людей — племя, народность, нация. Обязательные условия возникновения этноса — общность территории и языка. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Этноцентризм— свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать различные жизненные явления и процессы сквозь призму культурных традиций и ценностей собственной этнической группы. Этноцентризм выражается в признании превосходства своей этнической культуры по отношению к другим культурам. Этноцентризмом принято обозначать то нормальное мироощущение любого этноса, когда ценности, традиции, установления

550 Словарь терминов

того или иного этноса кажутся для его представителей единственно истинными и верными.

Этос(от греч. ethos — обычай, нрав, характер) — обобщенная характеристика культуры данной социальной общности, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Языковые игры— понятие, которое служит для обозначения целостных и законченных систем коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».


 

Персоналии

АдлерАльфред (1870—1937) — австрийский психолог, ученик 3. Фрейда, основатель школы «индивидуальной психологии». Основное сочинение: «Практика и теория индивидуальной психологии».

АдорноТеодор (1903—1969) — немецкий философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Основные сочинения: «Негативная диалектика», «Социология музыки», «Диалектика Просвещения» (совм. с Хоркхаймером).

АпельКарл-Отто (р. 1922) — немецкий философ, один из основоположников современной версии постмодерна. Постапелевская версия постмодерна смягчает ранне-постмодернистский радикализм и обращается к обоснованию условий взаимопонимания в коммуникативном общении. Основные сочинения: «Идея языка в традиции гуманизма от Данте до Вико», «Новые попытки объяснения и понимания».

АртоАнтонен (1896—1948) — французский теоретик театра, режиссер, актер, эссеист, оказавший значительное влияние на теорию и практику театра модерна и постмодерна. Основное сочинение: «Театр и его двойник».

БартРолан (1915—1980) — французский литературовед, философ-структуралист. Применил структурно-семиотический метод для анализа массовой бытовой культуры. Основные сочинения: «Нулевая степень письма», «Мифология», «Система моды».

БахтинМихаил Михайлович (1895—1975) — русский философ, филолог, литературовед, теоретик культуры. Основные сочинения: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», «Эстетика словесного творчества», «Проблемы творчества и поэтики Ф.М. Достоевского».

БеккетСэмюэл (1906—1989) — драматург, романист, один из основоположников театра абсурда. Его творчество, уникальное по своей форме и содержанию, оказало значительное влияние на развитие художественной культуры ХХ в. Основные сочинения: романы «Мэрфи», «Моллой», «Мэлоун умирает», «Уотт», пьесы «В ожидании Годо», «Не-я», «Дыхание», «Акт без слов».

552 Персоналии

БеллДэниел (р. 1919) — американский социолог, профессор Гарвардского университета. Автор концепции постиндустриального общества. Основное сочинение: «Конец идеологии».

БенвенистЭмиль (1902—1976) — французский исследователь языков, культуролог. Основные сочинения: «Проблемы всеобщей лингвистики», «Заметки о роли языка в изучении Фрейда».

БенедиктРут Фултон (1887—1948) — американский культур-антрополог, виднейший представитель этнопсихологического направления в американской антропологии. Основные сочинения: «Мифология зунья», «Модели культуры», «Хризантемы и меч».

БеньяминВальтер (1892—1940) — немецкий философ культуры. Основные сочинения: «Парижские пассажи», «Произведение искусства в эпоху его технической вопроизводимости».

БергсонАнри (1859—1941) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Основные сочинения: «Опыт о непосредственных данных сознания», «Материя и память», «Творческая эволюция».

БердяевНиколай Александрович (1874-1948) — русский философ, литератор, публицист, общественный деятель. Основные сочинения: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Миросозерцание Достоевского», «Новое средневековье: Размышление о судьбах России и Европы», «Смысл истории. Опыт человеческой судьбы».

БерлинИсайя (1909—1997) — философ, историк, культуролог. Работал в Оксфорде, был избран президентом Британской Академии наук. Особое место в его творчестве принадлежит соотношению идей Просвещения и «контрпросвещения» и развенчанию мифа о достижимости идеального общества.

БжезинскийЗбигнев (р. 1928) — американский социолог, политолог, государственный деятель, автор теории вступления буржуазного общества в технотронную эру. Основное сочинение: «Великое будущее: рождение и смерть коммунизма в ХХ столетии».

БланшоМорис (р. 1907) — французский философ, писатель, литературовед. В своих работах стремится синтезировать учение о «воле к власти» Ницше, экзистенциализм Хайдеггера и др. Основные сочинения: «Пространство литературы», «Лотреамон и Сад», «Бесконечный диалог».

БлокМарк (1886—1944) — французский историк, один из основателей французской исторической школы «Анналы». Основные сочинения: «Феодальное общество», «Апология истории, или Ремесло историка».

Персоналии 553

БоасФранц (1858—1942) — американский антрополог. Как теоретик опирается прежде всего на опыт обширных полевых исследований. К числу его учеников принадлежат такие выдающиеся антропологи, как Крёбер, Уисслер, Бенедикт, Мид, Уайт, Херсковиц и др. Основные сочинения: «Ум первобытного человека», «Культура квакиутль — отражение в мифологии», «Расы, языки и культура», «Антропология и современная жизнь».

БодрийярЖан (р. 1929 г.) — французский социолог, философ, эстетик, культуролог, крупнейший представитель постмодернизма. Основные сочинения: «Система вещей», «Символический обмен и смерть», «О соблазне», «Америка».

БуберМартин (Мардохай) (1878—1965) — еврейский религиозный мыслитель, писатель, философ-экзистенциалист, представитель «диалогического персонализма». Основное сочинение: «Я и Ты».

БуркхардтЯкоб (1818—1897) — швейцарский историк культуры, автор исследований по культуре Ренессанса. Основное сочинение: «Культура Возрождения в Италии».

БэконФрэнсис (1561 —1626) — английский философ и естествоиспытатель, заложивший основы современной методологии естественно-научного познания. Основное сочинение: «Новый Органон».

БюффонЖорж Луи Леклерк (1707—1788) — французский естествоиспытатель. Описал множество животных, выдвинул положение о единстве растительного и животного миров и предложил гипотезу о том, что земной шар — это осколок Солнца. Основное сочинение: «Естественная история».

ВеберМакс (1864—1920) — немецкий социолог, историк, экономист, чьи труды в значительной мере определили направление развития социально-научного знания в ХХ в. Совокупность его трудов составила своеобразное видение сущности и путей развития западной цивилизации. Основное сочинение: «Протестантская этика и дух капитализма».

ВикоДжамбаттиста (1668—1744) — итальянский философ, историограф. Основное сочинение: «Основания новой науки об общей природе наций».

ВиндельбандВильгельм (1848—1915) — немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Основные сочинения: «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия», «Платон», «О свободе воли».

ВирильоПоль (р. 1932) — французский философ, социальный теоретик, специалист по урбанистике и архитектурный критик. Основные сочинения: «Война и кино», «Скорость и политика», «Общественная защита и экологическая борьба».

554 Персоналии

ВитгенштейнЛюдвиг (1889—1951) — австрийский философ. Основное сочинение: «Логико-философский трактат».

Вольтер(Франсуа Мари Аруэ) (1684—1778) — французский философ, писатель и публицист, участник создания французской «Энциклопеции». Основные сочинения: «Философии истории», «Философические повести».

ВыготскийЛев Семенович (1896—1934) — русско-советский психолог, педагог, нейролингвист, основатель так называемой «школы Выготского» в отечественной психологии. Основные сочинения: «Мышление и речь», «Психология искусства».

ГадамерГанс Георг (1900—2002) — немецкий философ, филолог, историк искусств, крупнейший представитель философской герменевтики. Основное сочинение: «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики».

ГартманЭдуард (1842—1906) — немецкий философ, создатель «философии бессознательного», возникшей как оппозиция господствующему во второй половине XIX в. позитивизму. Основное сочинение: «Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного».

ГваттариФеликс (1930—1992) — французский психоаналитик и философ. Один из создателей школы шизоанализа. Основные сочинения: «Капитализм и шизофрения», «Ризома», «Что такое философия» (совм. с Делёзом), «Машинное бессознательное».

ГеккельЭрнст (1834—1919) — немецкий биолог и физиолог. Пытаясь соединить идеи Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка, признавал как естественный отбор, так и прямое приспособление организмов к условиям среды путем наследования приобретенных признаков. Основные сочинения: «Общая морфология организмов», «Антропогения, или История развития человека», «Мировые загадки».

ГеленАрнольд (1904—1976) — немецкий философ, социолог, антрополог. Основные сочинения: «Человек. Его природа и его положение в мире», «О понятии опыта», «Первобытный человек и поздняя культура».

ГердерИоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ-просветитель, главный вдохновитель движения немецких романтиков «Буря и натиск». Основные сочинения: «Исследование о происхождение языка», «Идеи к философии истории человечества».

ГумилевЛев Николаевич (1912—1992) — историк культуры, этнограф. В своей культурологической концепции отрицает цикличность, преемственность. Основные сочинения: «Этногенез и биосфера Земли», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации», «От Руси к России: очерки этнической истории».

Персоналии 555

ГуссерльЭдмунд (1856—1938) — немецкий философ, создатель феноменологического направления в философской мысли ХХ в. Основные сочинения: «К феноменологии внутреннего сознания времени», «Философия как строгая наука», «Картезианские размышления», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».

ДекартРене (1596—1650) — французский философ и математик, представитель классического рационализма. Основные сочинения: «Рассуждение о методе», «Начала философии», «Метафизические размышления».

Дел.зЖиль (1926—1995) — французский философ, культуролог и эстетик-постфрейдист, оказавший существенное влияние на формирование идеологии постмодернизма. Основные сочинения: «Логика смысла», «Различие и повторение», «Капитализм и шизофрения», «Ризома» (совм. с Гваттари).

ДжеймисонФредрик (р. 1934) — американский философ, автор неомарксистской концепции постмодернистской культуры, разрабатываемой в широком интердисциплинарном поле (в литературоведении, теории визуальных искусств, психоанализе, культурной антропологии, критической социальной теории). Основные сочинения: «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма», «Культурный поворот: Избранные труды по постмодернизму, 1983—1998».

ДильтейВильгельм (1833—1911) — немецкий философ и историк культуры, представитель «философии жизни», основоположник «духовно-исторической» школы в немецкой истории культуры ХХ в., крупнейший представитель герменевтики. Основные сочинения: «Описательная психология», «Сила поэтического воображения и безумие», «Возникновение герменевтики», «Введение в науки о духе», «Переживание и поэзия: Лессинг, Гёте, Новалис и Гельдерлин».

ДюркгеймЭмиль (185?—1917) — французский философ и социолог. Основатель французской социологической школы. Основные сочинения: «Правило социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни».

ЗиммельГеорг (185—1918) — немецкий философ, социолог, культуролог, один из главных представителей поздней «философии жизни», основоположник так называемой формальной социологии. Основные сочинения: «Социальная дифференция», «Религия. Социально-психологический этюд», «Гёте».

ИонескоЭжен (1909—1994) — французский писатель, драматург, автор теоретических работ о театральном искусстве, лауреат

556 Персоналии

многочисленных премий. Автор многочисленных статей об искусстве и театре, наиболее значительные из них объединены в сборники «Заметки и опровержения», «Пунктиры исканий». Основные сочинения: пьесы «Лысая певица», «Стулья», «Носороги», «Жажда и голод».

КамюАльбер (1913—1960) — французский философ-экзистенциалист, писатель, эссеист, журналист и общественный деятель. Автор романов, пьес, публицистических эссе. Основные сочинения: «Миф о Сизифе», «Человек бунтующий».

КардинерАбрам (1891 —1981) — американский психиатр и психоаналитик. Основное сочинение: «Клеймо угнетения».

КассирерЭрнст (1874—1945) — немецкий философ, представитель второго поколения неокантианцев Марбургской школы. Основные сочинения: «Философия символических форм», «Опыт о человеке».

КлакхонКлайд (1905—1960) — американский антрополог, известный своими исследованиями культуры индейцев племени навахо. Основные сочинения: «Колдовство у навахо», «Зеркало для человека: связь антропологии с современной жизнью», «Культура: критический обзор понятий и определений» (совм. с Кребером).

КоллингвудРобин Джордж (1889—1943) — британский философ-неогегельянец, археолог и историк, исследователь культуры. Основные сочинения: «Зеркало духа, или Карта знания», «Религия и философия», «Идея истории».

КонтОгюст (1798—1857) — французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, основатель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе «позитивной религии человечества». Ввел в употребление сам термин «социология». Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества».

КреберАльфред Луис (1876—1960) — американский антрополог, культуролог, этнолог, представитель «исторической школы» в американской этнологии. Основные сочинения: «Антропология: раса, язык, культура, психология, предыстория», «Конфигурации культурного роста», «Природа культуры», «Стиль и цивилизация».

КристеваЮлия (р. 1941) — французский философ, лингвист и литературный критик болгарского происхождения. В конце 1960-х гг. стала известна во Франции как переводчик и популяризатор трудов М.М. Бахтина. С 1979 г. начала карьеру феминистски ориентированного психоаналитика. Основные сочинения: «Революция поэтического языка», «Чуждые самим себе».

Персоналии 557

КропоткинПетр Алексеевич (1842—1921) — идеолог русского и международного анархизма, ученый-географ, историк, путешественник. Основные сочинения: «Взаимная помощь как фактор эволюции», «Современная наука и анархия», «Великая французская революция 1789—1793 гг.».

КрочеБенедетто (1866—1952) — итальянский философ, представитель неогегельянства, историк, литературный критик и публицист, общественный деятель. Основные сочинения: «История, подведенная под общее понятие искусства», «Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика», «Теория и история историографии».

КунТомас Сэмюэль (1922—1996) — американский историк и философ, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Разработал концепцию исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности, радикально отличающейся от логико-позитивистских и «критико-рационалистических» представлений о науке. Основное сочинение: «Структура научных революций».

Кьеркегор(Киркегор) Серен (1813—855) — датский теолог, философ, писатель. Основные сочинения: «Или-или», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти», «Философские крохи», «Дневник соблазнителя».

ЛаканЖак (1901—1981) — французский исследователь, создатель структурного, или лингвистического, психоанализа. Вышел за рамки и классического структурализма, и ортодоксального фрейдизма, положив начало новым структуралистским направлениям психоаналитических исследований. Основное сочинение: «Семинары Ж. Лакана».

ЛаметриЖюльенн Офре де (1709—1751) — французский философ-материалист. Основные сочинения: «Трактат о душе», «Человек-машина», «Человек-растение».

Ле ГоффЖак (р. 1924) — французский историк, специалист по истории западноевропейской средневековой цивилизации. В центре внимания ученого проблемы восприятия времени и пространства, труда и богатства, соотношение ученой и народной культуры. Основное сочинение: «Цивилизация средневекового Запада».

Леви-БрюльЛюсьен (1857—1939) — французский философ, социолог и социальный психолог, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе социально-исторического развития. Основные сочинения: «Мораль и наука о нравах», «Мыслительные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Примитивная душа», «Примитивная мифология».

558 Персоналии

Леви-СтроссКлод (р. 1908) — французский философ, социолог и этнограф, лидер структурализма, создатель структурной антропологии, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологических исследований. Основные сочинения: «Печальные тропики», «Структурная антропология», «Мышление дикарей».

ЛессингГотхольд Эфраим (1729—1781) — немецкий философ-просветитель, писатель, критик. Основные сочинения: «Лаокоон. О границах живописи и поэзии», «Гамбургская драматургия», «Как представляли смерть древние», «Воспитание человеческого рода».

ЛинтонРальф (1893—1953) — американский антрополог, один из лидеров американской культурной антропологии. Пытался достичь синтеза антропологии, психологии и социологии, рассматривал проблемы, связанные с существованием универсальных ценностей, общих для всех культур. Основное сочинение: «Изучение человека».

ЛиотарЖан-Франсуа (1924—1998) — французский философ, эстетик-постфрейдист, один из ярких представителей идеологии постмодернизма, поставивший проблему корреляции культуры постмодерна и постклассической науки. Основные сочинения: «О пульсационных механизмах», «Состояние (ситуация) постмодерн».

ЛотманЮрий Михайлович (1922—1993) — советский литературовед, культуролог, искусствовед, семиотик, глава тартуско-московской структурно-семиотической школы гуманитарных исследований. Основные сочинения: «Структура художественного текста», «Культура и взрыв», «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — нач. XIX в.)».

ЛотцеРудольф Герман (1817—1881) — немецкий философ, врач, естествоиспытатель. Основные сочинения: «Микрокосм», «Система философии», «Медицинская психология».

МаклюэнМаршал (1911 —1980) — канадский культуролог. Исследовал повседневную жизнь человека в информационном обществе. Основные сочинения: «Гутенбергова галактика», «Культура — наше дело».

МалиновскийБронислав Каспер (1884—1942) — английский этнограф и социолог польского происхождения, один из основателей и лидеров функциональной школы в английской социальной антропологии. Противостоял эволюционистским теориям культуры. Считал культуру универсальным феноменом. Основные сочинения: «Научная теория культуры», «Динамика культурного изменения», «Магия, наука и религия».

Персоналии 559

Мангейм(Манхейм) Карл (1893—1947) — немецко-английский философ и социолог, один из основателей социологии знания. Основные сочинения: «Человек и общество в эпоху преобразования», «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом».

МаркузеГерберт (1898—1979) — немецко-американский философ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей франкфуртской школы. Основные сочинения: «Эрос и цивилизация», «К феноменологии исторического материализма».

МарсельГабриэль Оноре (1889—1973) — французский философ, драматург, театральный и музыкальный критик. С его именем тесно связано возникновение экзистенциализма во Франции. Основные сочинения: «Метафизический дневник», «Люди против человеческого», «Человек, ставший проблемой».

МаслоуАбрахам (1908—1970) — американский мыслитель, психолог, один из основателей гуманистического «положительного психоанализа», автор оригинальной гуманистической концепции культуры и человека». Основное сочинение: «Религии, ценности и высшие переживания».

МердокДжордж Питер (1897—1985) — американский антрополог, исследователь проблем культуры и общества. Обосновал концепцию универсальной модели культуры. В книге «Социальная структура» изложил концепцию эволюции систем родства. Проводил полевые исследования в Африке, внес существенный вклад в развитие африканской этнографии.

Мерло-ПонтиМорис (1908—1961) — французский философ, представитель феноменологической концепции культуры. Главную задачу феноменологии усматривал в том, чтобы обратиться к миру живого опыта и культурных смыслов. Основные сочинения: «Феноменология восприятия», «Видимое и невидимое», «Проза мира».

МидМаргарет (1901 —1978) — американский антрополог, этнограф, этнолог, культуролог. Основное сочинение: «Культура и мир детства».

МилюковПавел Николаевич (1859—1943) — русский историк, культуролог, крупный политический деятель. Основные сочинения: «Из истории русской интеллигенции», сборник статей и этюдов, «Очерки по истории русской культуры».

МишлеЖюль (1798—1874) — французский историк романтического направления. Основные сочинения: «История Франции», «История Французской революции».

МонтескьеШарль Луи (1689—1755) — французский философ, писатель и историк, представитель философии Просвещения. Основные сочинения: «О духе законов», «Персидские письма».

560 Персоналии

МорганЛьюис Генри (1818—1881) — американский этнограф, основоположник научной теории первобытного общества, прогрессивный общественный деятель, исследователь общества американских индейцев. Основное сочинение: «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса через варварство к цивилизации».

МоссМарсель (1872—1950) — французский социолог, этнолог и социальный антрополог, последователь Дюркгейма. Труды посвящены исследованию различных сторон жизни архаического общества: магии, жертвоприношениям, обрядам и пр. Основные сочинения: «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах», «Техника тела».

МуньеЭммануэль (1905—1950) — основоположник французского персонализма, философской концепции, основу которой составляет признание абсолютной ценности личности. Основное сочинение: «Персонализм».

НицшеФридрих (1844—1900) — немецкий философ. Основные сочинения: «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Антихристианин».

НовиковНиколай Иванович (1744—1818) — русский просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. Выпускал первый русский журнал критической библиографии «Санкт-Петербургские ученые ведомости», а также сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек».

Ортега-и-ГассетХосе (1883—1955) — испанский философ, публицист, издатель. Широкую известность получили его сочинения «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс», в которых рассматриваются различные стороны кризиса культуры, в частности появление массовой культуры.

ПанофскийЭрвин (1892—1968) — немецко-американский историк и теоретик искусства, один из основоположников иконологии. Конкретизировав понятие художественного символа, продемонстрировал, что его глубокий анализ должен составлять неотъемлемую часть науки о культуре, обеспечивающую ее гуманистическую полноценность. Основные сочинения: «Очерки иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения», «Ренессанс и ренессансы в западном искусстве», «История искусств как гуманистическая дисциплина».

ПарсонсТолкотт (1902—1979) — американский исследователь, один из создателей теоретической социологии и социальной антропологии. Автор теории действия (поведения в социальной среде). Стоял на позициях эволюционизма и рассматривал социальную ис-

Персоналии 561

торию как процесс повышения адаптивных способностей общества. Основные сочинения: «Структура социального действия», «Социальная система», «Социальная система и эволюция теории действия».

ПасОктавно (р. 1914) — мексиканский философ, поэт, эссеист, лауреат Нобелевской премии. Преподавал в ряде университетов США и Европы. Автор книги «Лабиринт одиночества», сыгравшей важную роль в развитии культурологии Латинской Америки.

ПирсЧарлз Сандерс (1839—1914) — американский философ, логик, математик, естествоиспытатель, один из основателей семиотики. Основные сочинения: «Начала прагматизма», «Логические основания теории знаков», «Принципы философии».

ПригожинИлья Романович (р. 1917) — русско-бельгийский естествоиспытатель, физик, основоположник термодинамики неравновесных процессов, лауреат Нобелевской премии. В настоящее время возглавляет основанную им группу физиков и представителей различных областей научного знания в Брюссельском университете, которая разрабатывает основы синергетического подхода к изучению мира. Основные сочинения: «Порядок из хаоса» (совм. со Стенгерсом), «От существующего к возникающему».

ПрокоповичФеофан (1681 —1736) — церковный и общественный деятель, украинский и русский писатель, архиепископ, сподвижник Петра I, историк. Основные сочинения: «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии», «Духовный регламент», «История об избрании и восшествии на престол государыни Анны Иоанновны».

ПроппВладимир Яковлевич (1895—1970) — советский филолог-фольклорист, теоретик искусства. Основные сочинения: «Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных