Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-политическая структура. Используя социологические термины, можно охарактеризовать индийское общество как закрытое и немобильное




Используя социологические термины, можно охарактеризовать индийское общество как закрытое и немобильное, с жестким делением на страты (касты). Социальная мобильность была чрезвычайно низкой: никакие личные заслуги и дарования не давали человеку возможности

повысить свой социальный статус. Так, образование не выступало как «лифт социальной

мобильности», ибо было доступно исключительно касте брахманов. Даже брак между

представителями разных каст был запрещен. Если бы молодой брахман задумал жениться на

девушке из низшей касты, он не только не поднял бы ее до своего социального статуса, но и сам

бы выпал из кастовой системы, нарушив порядок.

В политической жизни древней и средневековой Индии преобладали слабые и кратковременные

государственные образования. Они быстро сменяли друг друга; их территории, правящие

династии сливались в круговорот названий и даже с трудом устанавливаются из-за отсутствия

письменных источников.

Относительная слабость политической власти в истории Индии «...определялась прежде всего

спецификой индийского общества с его системой строго фиксированных статутов-со-

словий (варн, позже каст), раз и навсегда определявших место человека среди других. Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти, а быть может, и главной ее причиной. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ибо внутренние его законы с успехом выполняли политико-админи­стративные функции. Возможно, именно поэтому, несмотря на красивые легенды, воспевающие героев эпических сказаний, в реальной жизни Индии оставалось очень мало места для амбиций властолюбивых политических лидеров»1.

Деление общества на слои было зафиксировано еще в преданиях Ригведы. Высшей кастой была каста брахманов. Ее представители совершали жертвоприношения, осуществляли обряды и церемонии. Родившемуся в семье брахмана мальчику давали образование: на протяжении многих лет он изучал древние тексты, запоминая их наизусть. Священные тексты Вед, написанные за три века до н.э., до этого передавались исключительно в устной традиции. В чтении наизусть запреща­лись какие-либо ошибки, так как это считалось не просто грехом, но было катастрофой для исполнения ритуала.

Техника запоминания больших текстов, созданная брахманами, настолько интересна, что ее используют современные психологи как особую мнемотехнику. Текст разбивается на небольшие фрагменты, каждый из которых заучивается день за днем. Запоминаемый текст, увеличиваясь, воспроизводится снова и снова целиком. Текст буквально «внедряется» в память ученика и остается там на всю жизнь, подкрепляемый повторением. В условиях господства устной традиции брахманы были живой памятью индийской культуры. Жрецы-брахманы монополизировали культ и обряды, а также право изучения священных текстов и даже само право на образование. Они строго охраняли кастовые различия.

Брак считался законным только в пределах касты, по ее же установлениям можно было принимать пищу, человеку предписывался род занятий, свойственный его касте. Поскольку рождение в той или иной касте трактовалось как результат по-1 Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. М, 1994. Т. 1. С. 158.

ведения человека в его прошлых рождениях, кастовый принцип сыграл огромную роль в истории и культуре Индии. Индийское общество имело наиболее жесткую социальную структуру из всех, которые известны исследователям. Закон кармы1 заставлял индийцев принимать установленный социальный порядок без малейших попыток к сопротивлению.

История Индии в отличие от Китая не знает ни крестьянских восстаний, ни народных движений. Признание закона кармы диктовало людям смиренное отношение к закрепленному за каждым месту в обществе, а все надежды возлагались на следующую жизнь. Не имея возможности что-то изменить в своей судьбе при жизни, индиец обращался к духовной практике. Именно в религиозных, мифологических, философских системах можно было обрести возможность самореализации, практически закрытую в реальной жизни.

Кастовые основы социальной структуры индийского общества объективно разрушал буддизм, распространившийся в Индии с начала второй половины I тыс. до н.э. Ашока, царь из династии Маурьев, превратил буддизм в государственную религию. При нем держава Маурьев достигла своего расцвета, превратившись в империю. В стране сложилась система государственной адми­нистрации. Указы Ашоки (надписи, высеченные на камне) сообщают о благочестии государя и содержат наставления подданным. В этих надписях Ашока призывал население почитать про­поведников-буддистов, собственно и сами надписи были по сути дела проповедями, сложившимися под влиянием буддизма. Возможно, что их первоначальный текст исправлял сам

Ашока. Он, как и его предшественники из династии Маурьев, покровительствуя буддизму,

рассылал специальные миссии, проповедовавшие учение Будды в других странах. При нем стали

строиться буддийские монастыри.

Династия Маурьев пыталась ограничить привилегии аристократии, увеличить поступления в казну

и сосредоточить в своих руках управление государством. Царь Ашока отказался от агрес-

1 Карма (санскр. — деяние) — причинно-следственная связь совершенных человеком поступков,

определяющая характер настоящего и последующего существования. Часто упрощенно

понимается как судьба. Сословия (варны) формируются на основе закона кармы.

сивных войн и даже во внутреннем управлении пытался проявлять человеколюбие. Он подавал пример праведного правления, надеясь убедить соседей в достоинствах своей новой политики. Ашока объявил всех подданных своими детьми, поддерживал учение о непричинении вреда людям и животным. Политика Ашоки была политикой царя-буддиста, он пытался реализовать религиозную утопию и, конечно же, потерпел поражение. Конец его царствования был отмечен неурядицами, а после его смерти империя распалась. Миролюбивая гуманная политика Ашоки была забыта, цари снова обратились к завоевательным походам.

Попытка объединения Индии была предпринята вновь в IV в. н.э., когда под властью Гуптов были объединены земли по берегам Ганга и большие территории вокруг них. Однако и это централизованное государство просуществовало недолго.

На рубеже новой эры система варн во многом изменилась. На смену четырем древним варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст, оказавшаяся более гибкой. Касты в отличие от варн были корпорациями, т.е. имели внутреннюю организацию: регламент занятий, органы управления, кассы взаимопомощи. Сохранился обычай заключения брака внутри касты, воспитания детей в духе ее обычаев. Но главный принцип остался неизменным: сформулированное еще брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом (религией, сформировавшейся к середине I тыс. н.э.) правило утверждало, что каждый принадлежит своей касте от рождения и должен оставаться в ней всю жизнь. Традиционная слабость индийской государственности при сильной социальной структуре привела к тому, что в период, соотносимый с европейским Средневековьем, до исламизации Индии уже не было империй, а многочисленные автономные государства-княжества боролись между собой за власть. Верхушечная политическая борьба за власть мало отражалась на жизни рядовых индийцев, поскольку костяк социальной структуры Индии составляла именно варно-кастовая система.

Еще одна особенность индийской социальной структуры — община — замкнутое социально-экономическое образование, которое обеспечивало порядок и управление деревенской жизнью. Французский историк Ф. Бродель считает, что «тайной» всей истории Индии была именно общинная организация села.

С XI в. Индия подвергалась набегам тюркских завоевателей, а в начале XIII в. под давлением Делийского султаната начался активный процесс исламизации Индии. Господствующее поли­тическое положение мусульман оказало влияние на культурное развитие страны. Значительная часть индийского населения приобщилась к исламу, а в культуре и искусстве наступил так назы­ваемый индо-исламский период.

Основанная на исламе политическая структура была более сильной и жизнеспособной, чем существовавшие до нее государственные объединения. Если индуизм был далек от непосредст­венного политического управления, то в исламе религия и политика были взаимосвязаны. Однако исламизация значительной части городского населения не изменила привычных форм социальной жизни индийского народа с кастовым делением как важнейшим ее принципом. Города мусульманской Индии успешно развивались. Благодаря расширению связей с миром ислама рас­цветала торговля. Делийский султанат существовал более трех веков. Однако индуистская основа организации общества и исламское управление делали султанат в Индии не столь прочным, как в странах с мусульманским населением.

В 1526 г. почти всю Индию объединила под своей властью империя Великих Моголов. Покорителем Индии стал Бабур, вошедший в историю не только как великий завоеватель, но и как просвещенный правитель и поэт, автор «Бабур-наме». В период правления Моголов тенденция взаимопроникновения двух культур - индуистской и мусульманской - еще более усилилась, од­нако отчужденность и даже враждебность между мусульманами и индуистами не была преодолена. Ислам нетерпимо относился к идолопоклонству, в качестве которого рассматривал индуизм. Для индуистов же был неприемлем монотеизм ислама и принцип равенства всех людей

перед Аллахом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных