Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. Фотография в средствах массовой информации




2.1. Понятие и функции СМИ.

Неотъемлемой составной частью нашей жизни являются массовые коммуни­кации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информацион­ного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей между ее субъектами. Поэтому мы будем считать ее одной из основных частей СМИ. Если, например, экономика вполне может функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных, преимущественно непосредственных формах вза­имодействия людей, то политика невозможна без опосредован­ных форм общения и специальных средств связи между различ­ными носителями власти, а также между государством и гражда­нами. Это обусловлено самой природой политики как коллектив­ной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации груп­повых целей и интересов, затрагивающих все общество. Коллек­тивный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.п.) и коорди­нацию деятельности людей и организаций. Все это обычно невоз­можно при непосредственном, контактном взаимодействии граж­дан и требует использования специальных средств передачи ин­формации, обеспечивающих единство воли, целостность и еди­ную направленность действий множества людей. Эти средства называют СМИ, СМК или масс-медиа. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты — публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг по­требителей; наличие специальных, технических приборов, аппа­ратуры; непрямое, разделенное в пространстве и во времени вза­имодействие коммуникационных партнеров; однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье. К СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, те­левидение, кино- и звукозапись, видеозапись. В последние деся­тилетия средства коммуникации претерпевают существенные из­менения вследствие распространения спутниковой связи, кабель­ного радио и телевидения, электронных текстовых коммуника­ционных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а так­же индивидуальных средств накопления и печатания информа­ции (кассет, дискет, дисков, принтеров). СМИ обладают различными возможностями и силой воздейст­вия, которые зависят прежде всего от способа их восприятия ре­ципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влия­ние оказывают аудиовизуальные СМИ и прежде всего радио и телевидение. Потребности политической системы в средствах коммуникации прямо за­висят от ее функций в обществе, чис­ленности агентов политики, способов принятия политических ре­шений, размеров государства и некоторых других факторов. В традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры и посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию — королевские указы и распоряжения, письма наместников и т.п. Многие небольшие по территории государства и города в ка­честве своего рода закодированного СМИ использовали колокола, оповещавшие граждан города и окрестностей об опасности, сборе народного собрания или других важнейших политических и рели­гиозных событиях. Политические и гражданские потребности в коммуникации обслуживала почтовая связь, использовавшая для передачи информации лошадей, а затем и другой транспорт.

Изобретение и распространение в XIX—XX вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело настоящую революцию в мире информации. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, значитель­но изменили способы легитимации и осуществления власти, структуру ее ресурсов. Как отмечает О. Тоффлер, высшее качество и наибольшую эффективность современной власти придают зна­ния, позволяющие «достичь искомых целей, минимально расхо­дуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересован­ности в этих целях; превратить противников в союзников». В постиндустриальном обществе власть знаний и информа­ции становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространите­лями знаний и другой политически важной информации являют­ся СМИ. Какие же политические задачи они решают в современ­ном обществе? Функции СМИ разнообразны. В лю­бом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд об­щих политических функций. Пожалуй, важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распростра­нении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Конечно, далеко не все распространяемые СМИ сведения (на­пример прогнозы погоды, развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический характер. К полити­ческой информации относятся те сведения, которые имеют об­щественную значимость и требуют внимания со стороны госу­дарственных органов или оказывают на них воздействие. На ос­нове получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других поли­тических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отраже­ния в их повседневном опыте, например о других странах, о по­литических лидерах и т.п. Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оце­нивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противо­речивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глу­бокое усвоение особых знаний. Это задача специальных образовательных учреждений — школ, университетов и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере вли­яют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, ис­кажающие реальность при ее восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией со­циализации и по существу перерастает в нее. Однако, если поли­тическое образование предполагает систематическое приобрете­ние знаний и расширяет познавательные и оценочные возмож­ности личности, то политическая социализация означает интер-нализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение обществен­ный консенсус по основополагающим вопросам государственно­го устройства. Информационная, образовательная и социализационная деятельность по­зволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Эту функ­цию в политической системе осуществляют не только масс-ме­диа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объек­та. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентри­руется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объ­ектом внимания масс-медиа являются и президент, и правитель­ство, и королевские особы, и суд, и различные направления госу­дарственной политики, и сами СМИ.

Их контрольная функция основывается на авторитете общест­венного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хо­зяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследова­ния, после публикации результатов которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Кон­трольная функция СМИ особенно необходима при слабой оп­позиции и несовершенстве специальных государственных ин­ститутов контроля. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и вы­полняют конструктивную функцию артикуляции различных об­щественных интересов, конституирования и интеграции политичес­ких субъектов. Они обеспечивают представителям различных об­щественных групп возможность публично выражать свое мне­ние, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представ­лять в общественном мнении свои интересы. Артикуляция политических интересов осуществляется в об­ществе не только СМИ, но и другими институтами, и прежде всего партиями и группами интересов, обладающими не только информационными, но и другими ресурсами политического вли­яния. Однако без использования СМИ и они обычно не в состо­янии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

В современном мире доступ к СМИ — необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и неспособны по­лучить массовую поддержку, особенно при политике их компро­метации со стороны государственных радио и телевидения. СМИ — это своего рода корни, с помощью которых получает жизнен­ные силы любая политическая организация. Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осу­ществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ обладают большими возможностя­ми влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, спо­собы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию поли­тического поведения. Круг политических функций СМИ не исчерпывается выше­названными. Некоторые ученые, подходя к этому вопросу с дру­гих позиций, выделяют такие их функции, как инновационная, проявляющаяся в инициировании политических изменений пу­тем широкой и настойчивой постановки определенных общест­венных проблем и привлечения к ним внимания властей и обще­ственности; оперативная — обслуживание СМИ политики опре­деленных партий и ассоциаций; формирование общественности и общественного мнения. Наиболее полно различные полити­ческие функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медиа являются неотъем­лемой составной частью механизма функционирования демокра­тии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала.

Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке, как о рационально мыс­лящей и ответственно действующей личности, сознательно и ком­петентно участвующей в принятии политических решений. В де­мократическом государстве, основанном на принятии важней­ших решений большинством голосов, обладать такими качества­ми должны не один человек или привилегированное меньшин­ство — элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большин­ства граждан невозможно без СМИ. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не смо­жет правильно ориентироваться в сложной мозаике противо­речивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непо­средственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. Свободное учреждение и деятельность СМИ является реальным про-явлением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реа­лизуемы.

Хотя демократия невозможна без СМИ, их свобода не долж­на означать независимости, оторванности от общества и граж­дан, интересы и мнения которых они призваны выражать. В про­тивном случае они превращаются в орудие политического влия­ния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова. В силу высокой стоимости СМИ и отсутствия у подавляющего большинства граждан возможности их создания на учредителях масс-медиа, а также их редакторах и журналистах лежит особая ответственность за общественные последствия своей деятельности.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, — одна из важ­нейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыпол­нение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демо­кратию в иллюзию, форму скрытого, манипулятивного господ­ства правящих слоев и классов.

2.2. Функции фотографии в СМИ на примере печатных изданий.

Все в мире меняется, так и отношение к фотоиллюстрации в нашей печати кардинально менялось на протяжении последних пятидесяти лет. Из-за сложности изготовления фотоклише в районных и городских типографиях в 50–70-е годы, каждая клишинка была на вес золота, и уже не важно было, что там изображено, лишь бы это темное пятно как-то разнообразило сплошной текст, из которого состояла газетная полоса. На выручку всегда приходила Фотохроника ТАСС, которая рассылала пластмассовые клише во все редакции на любые темы. Эти фото с небольшими подписями представляли самостоятельные изобразительные материалы – фотозаметки, а использовались оформителями как украшения.

В 50-е годы начался профессиональный спор среди журналистов: нужна или нет иллюстрация или изобразительный материал? В 70-е годы в литературно-художественных журналах стали широко применять рисунки и фотографии и эти изобразительные материалы можно рассматривать как иллюстрации. То же самое стали делать и в производственных, технических ежемесячных журналах.

В общественно-политических журналах типа «Огонька» соотношение было другое, здесь уже до 70% фотографии (и рисунков) становились самостоятельными материалами. Если считать не иллюстрации, а публикации, в составе которых есть изобразительные элементы (скажем, фоторепортаж – это единица измерения, хотя в нем шесть фотографии), то и тогда окажется, что половина снимков и рисунков иллюстрирует текст, остальное – самостоятельные произведения (фотозаметка, фоторепортаж, фотоочерк), в то время как текст поясняет и комментирует эти изобразительные материалы, несущие основное содержание.

В еженедельниках газетного типа соотношение самостоятельных изобразительных материалов и иллюстрации было таким: первых – от 37 («За рубежом») и до 43% («Неделя»), вторых – соответственно 63 и 57%. В «Литературной газете» соотношение было примерно 50:50.

В газетах подавляющее большинство фотографий и рисунков становятся самостоятельными публикациями.

В это же время местные газеты получили электронно-гравировальные автоматы и появилась возможность публиковать оперативные снимки в неограниченном количестве. Областные и центральные газеты смогли разнообразить их жанры, форму, величину и т.п. Однако лишь в конце 70‑х, начале 80-х гг. XIX в., когда в полиграфии появятся новые виды воспроизведения фотоснимков (фототипия, цинкография), порожденные самой же фотографией, фотографии все чаще и чаще стали появляться в массовой печати.

В наше время способ подготовки иллюстраций намного упростился. Наступила эра цифровых технологии, редакции имеют высококачественное компьютерное оборудование и все допечатные процессы делают самостоятельно. А значит, имеют большую возможность для творчества при создании газетной полосы в целом.

Существуют огромные библиотеки изображений, сделанных профессиональными художниками, репортерами-фотографами и уже в цифровом виде записанных на оптические диски. Стало возможным получение картинки в цифровом виде от видеокамеры, видеомагнитофона или напрямую с телевизионного эфира. Подключение к сети Интернет позволяет принимать большие объемы разнообразной информации и при необходимости сразу включать ее в свое издание.

Уже не нужны пленка и фотобумага, не нужен длительный процесс печатания фотографии.

Сегодня фотоиллюстрации стали неотъемлемой частью графического облика газетной страницы и сами по себе обладают художественной ценностью. Они несут дополнительную информацию, передают настроение или атмосферу событий, описанных в статье, привлекают внимание к статье, разбивают текст, останавливают мгновенье и позволяют изучить его так, как не позволил бы этого сделать движущийся образ. Фотография может выполнять в газете различные функции, она сопровождает, иллюстрирует текстовой материал – корреспонденцию, статью, хронику (отсюда ведет свое происхождение и сам термин: лат. illustrarе – прояснять) – и неразрывно связана с текстом.

Со временем большее значение получает самостоятельная иллюстрация, представляющая особый вид газетного материала, который сообщает о событии так же, как и полноценный текстовой материал. Благодаря своей наглядности такая фотография обладает особой силой воздействия на читателей. Но термин «иллюстрация» в чистом виде может применяться ко всем фотографиям и рисункам только в книжном оформлении. В газетах и журналах обычно говорят об изобразительном материале или изобразительных элементах. В связи с этим большинство изобразительных материалов приходилось рассматривать в двух аспектах: как элемент оформления и как отдельную публикацию, самостоятельное журналистское произведение.

У любой фотографии своя история. Фотография может улучшить или ухудшить оформление газеты. То, как газета помещает фото, особенно на первой полосе, является самым отчетливым показателем. От знания принципов дизайна газеты и законов верстки зависит, в конечном итоге, вид газетной полосы и ее восприятие читателем. Пример отличного дизайна первой полосы мы видим в газете «Ракурс +».

Перед редактором всегда стоит задача отбора материала и выбора соотношения текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими площадь и роль в номере. С экономической точки зрения плохо иллюстрированная газета оказывается в невыгодном положении по сравнению с ее конкурентами.

В последнее время появляются новые газетные издания, в которых визуальная информация становится равнозначной вербальной информации. Читатели СМИ утрачивает привычку к постоянному чтению и привыкает получать теленовости в визуальных формах их подачи. На полосах газет крупные яркие фотоиллюстрации начинают занимать не меньшее, а подчас и большее место, чем тексты.

Размещение фотографий на полосе– дело не простое. Здесь, как никогда, приходится думать о сбалансированности, пропорциях, контрасте и других законах дизайна. И даже о том, как будет сложена газета. Горизонтальный сгиб не должен проходить по фотографии, особенно если это портретный снимок.

При компоновке на газетной полосе нескольких фотографий(фотоочерк или фоторепортаж) необходимо выделить главную фотографию. Ей необходимо определить центральное место, она должна быть по размеру заметно больше (скажем, в два раза) всех остальных. Фотографии, иллюстрирующие текст, лучше всего расположить над или под заголовком. На полосе газеты «Экономика» мы видим два таких главных снимка, притягивающие взгляд читателя.

Популярен в современном газетном дизайне прием распределения небольших по размеру фотографий по всему текстовому блоку. Текст при этом обтекает фотографии.Эффект приема усиливается, если фотографии даны в обтравку, то есть убран фон, осталось только изображение человека или предмета («в обтравку» – термин, сохранившийся от прежней технологии, от цинкографии, когда при изготовлении металлических клише ненужный фон действительно вытравляли).

Существуют и другие, кроме обтекания текстом, приемы подачи фотоиллюстрации, которые стали популярны именно с внедрением компьютерной технологии. Это размещение фотографий под углом, наложение фотографий друг на друга, наложение заголовка или текста на фотографию, вмонтирование фотографии непосредственно в текст или даже букву. Такие приемы активно используются при создании фотомонтажа или коллажа.

Размеры фотоиллюстраций в газете зависят от общего стиля оформления и прежде всего от типа издания. В большинстве случаев фотографии размещаются с учетом формата установленных стандартных колонок – на одну, две колонки и т.д. Активно используется и произвольный размер, но, как правило, для конкретных ситуаций: при обтекании текстом, при размещении фотографии рядом с заголовком, лидом, при составлении фотокомпозиций (несколько фотографий в одном блоке).

Компьютерные программы верстки предлагают различные приемы обработки фотографий. Это касается яркости и контрастности, а также можно взять, например, фотографию в рамку, сделать обтравку изображения по контуру, заменить фон, ввести дополнительные изображения.

Самим фотографиям при верстке газеты предъявляются определенные требования. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. Статичные снимки воспринимаются хуже, лучше, если они выражает динамику, действие. Самые хорошие фото обычно отбираются на первую полосу. Лучше хорошую фотографию сделать большего размера. Также можно умело обрезать фотографию,убрав все ненужное или лишнее.Если размещается несколько связанных между собой фотографий в фотоочерке, можно выделить одну из них, как главную. В фотокомпозиции все фотографии должны касаться друг друга. Динамика, лица людей на фотографии, должны быть направлены внутрь полосы.

Очень важен комментарий к фото – пояснить, о ком идет речь, что происходит, где и когда это случилось. Хорошо написанный текст комментария разъясняет читателю, чем интересна эта фотография. Он имеет существенные отличия от простого текста. И для того чтобы читатель мог понять, где текст статьи, а где комментарий, они выполняются разными шрифтами. Некоторые комментарии к фото напечатаны жирным шрифтом, так, чтобы такой комментарий буквально выпрыгивал со страницы. В некоторых газетах для этой цели используется курсив. Так комментарий к фото выглядит более элегантно.

Комментарий должен быть четким и понятным, чтобы объяснить все детали фотографий. К некоторым из них требуется краткая подпись, к другим – многословные описания или комментарий события или факта. Фотографии больших групп людей обычно размещают с краткой подписью. Хотя в некоторых случаях читателям было бы интересно знать фамилии всех персонажей фотографии. Как, например, в одном из последних номеров «Восточносибирской правды» (№42 от 26 марта 2009 г.), посвященному 26000-му выпуску газеты, опубликована на последней полосе коллективная фотография футболистов с краткой подписью «Футбольная команда «Восточки».

Фото часто печатается без текста. Отличное фото может вполне без него обойтись, потому что они могут оживить страницу со скучными материалами или быть анонсом на первой полосе к отдельному «гвоздевому» материалу, опубликованному внутри газеты, как было сделано в «Ракурс+».

В газете иногда можно видеть целые фотостраницы. Фотостраница – это блок снимков, который обычно нужен для того, чтобы осветить важное событие или тему (соревнования, катастрофу, спектакль, экскурсию и т.д.) Текст на такой странице становится второстепенным. На некоторых фотостраницах текста совсем мало – лишь крошечный блок, на других же размещают длинные статьи, но переносят большую часть текста на другую страницу, чтобы сделать фото более выразительным.

Каждое фото уникально, над каждой иллюстрацией следует серьезно подумать, прежде чем найти ей место на странице газеты. Не нужно забывать о приемах верстки и тех требованиях к фотографии, о которых мы говорили выше.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных