ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Кто такие нганасаны?Министерство культуры Красноярского края КГБУК «Таймырский Дом народного творчества» Кухня народа НЯ «Тюрюбё» (сушёное мясо) Ингредиенты: Свежая оленина (мякоть) – 700 гр. Соль – 90 гр. (3 ст. ложки)
Время приготовления: 14 дней.
Как приготовить:
Важно: Правильное тюрюбё заготавливают в теплое летнее время. Вешала ставят на хорошо продуваемом месте.
Можно: Если подвесить готовое тюрюбё в чуме над костром, полезное и питательное вяленое мясо приобретёт копчёные нотки.
«Номсу быэ» из куропатки (мясной суп) Ингредиенты: Куропатка – 500 гр. (1 шт.) Мука – 100 гр. Вода – 3 л. Соль – 7 гр. (1 ч. ложка)
Время приготовления: 2 часа Как приготовить:
Важно: Нганасаны (кроме соли) не используют специй, поэтому перед приготовлением куропатку лучше опалить над костром, чтобы появился пикантный аромат копчения. Можно: Соль в суп добавляется по вкусу. Наваристое и питательное блюдо нганасанской кухни можно употреблять и в холодном виде. «Хуакы» (юкола - вяленая рыба) Ингредиенты: Свежая рыба – 5 шт. Соль – 150 гр. (5 ст. ложек) Время приготовления: 10 дней
Как приготовить:
Важно: Хуакы, как и тюрюбё нганасаны закотавливают летом. Рыба, из которой готовится настоящее хуакы должна быть исключительно свежей, то есть той, что пять минут назад еще плавала в реке.
Можно: Если нет погоды, то рыбу подвешивают в чуме над дымом очага.
Кириба (нганасанская лепешка) Ингредиенты: Мука – 500 гр. Соль – 14 гр. (2 ч. ложки) Вода комнатной температуры – 250 мл. (1 стакан) Олений жир – 100 гр.
Время приготовления: 30 минут
Способ приготовления:
Можно: Лепешку разрывают руками и едят с любым блюдом. «Дяку» (жареная мука) Ингредиенты: Мука – 1кг. Олений жир – 20 гр. Время приготовления: 10 минут Как приготовить:
Можно: Если нет внутреннего жира, то можно использовать сливочное масло.
Нганасаны – народ «Ня» – «настоящие люди» Древняя земля Таймыра – мать всего сущего на ней. Издавна жили здесь нганасаны – аборигены этого сурового, удивительного и загадочного края. Название народности «нганасаны» образовано от нганасанского слова 6анасан8” – люди; 6анаса – человек. Самоназвание народности – «ня”». Сами нганасаны говорят о себе так: «Мы народ ня”». Кто такие нганасаны? Кто же такие нганасаны и откуда они на Таймыре? Обнаружение в XVIII веке в Южной Сибири, в районе Саянских гор, племен (маторы, сойты, койбалы, камасинцы), говоривших в то время на языках, близких к тем, на которых говорили уже в течение ряда веков жившие на севере ненцы, энцы, нганасаны и селькупы, дало толчок возникновению ряда гипотез относительно этногенеза самодийских народов. Одни ученые считали, что самодийцы сформировались на севере, а часть их переселилась на юг. Другие утверждали, что их прародина находится к западу от Урала, откуда самодийцы пришли на юг и на север. Но сегодня большинство исследователей склонно признать наиболее достоверной теорию южного происхождения самодийских народов, выдвинутую И.Э. Фишером и поддержанную М.А. Кастреном и Г.Н. Прокофьевым. Согласно этой теории, самодийская общность некогда занимала довольно обширную область в районе Саяно-Алтайского нагорья и прилегающих территорий, затем часть осталась в Южной Сибири и влилась в состав таких народов, как тувинцы, хакасы, шорцы, тофолары. Согласно гипотезе, в формировании нганасан как этноса, помимо потомков древних охотников на дикого северного оленя, приняли участие группы тунгусов (эвенков), а также самодийцы, пришедшие на Таймыр с юго – запада в конце I тысячелетия н.э. Нганасаны имеют значительные отличия в области материальной и духовной культуры от ненцев, в основном, тундровых оленеводов, и от селькупов, охотников и рыболовов, обитающих в таежной зоне. Если в составе ненцев арктический пласт занимает сравнительно небольшое место, то для нганасан он является основным. Отсюда особенности их антропологического типа (большая степень монголоидности) и сохранение до наших дней значительной роли охоты на дикого оленя и ее традиционных способов. Сегодня
647000, Красноярский край, г. Дудинка, ул. Ленина, 21, т/факс: (39191) 5-24-48, 5-15-33 www.tdnt.org
Рецепты: Кудрякова С. М., Составитель: Вараксина А. В. Фото, текст: Вараксина А. В. Верстка: Перов Р. Ю. Ответственный за выпуск: Рубан Т. В.
2014 г.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|