Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техническое обслуживание устройств релейной защиты




Общие положения. На РУ тяговых подстанций электрифицированных железных дорог проводят техническое обслуживание (ТО) релейных и электронных защит и устройств автоматики (РЗА) отходящих ВЛ 6-10, 35,110,154,220 кВ, сборных шин, трансформаторов (включая трансформаторы собственных нужд, тяговых и СЦБ), фидеров контактной сети, ДПР, фидеров ВЛ СЦБ и ПЭ, земляной защиты в РУ — 3,3 кВ, аппаратуры вторичных цепей устройств дистанционного управления и сигнализации.

Электрическое оборудование тяговой подстанции может находиться в работе или под напряжением только с включенной защитой от всех видов напряжений или нару­шений нормальных режимов работы. В случае неисправности или отключения для про­верки какой-либо защиты оставшиеся в работе должны обеспечивать полноценную защиту от возможных повреждений. При необходимости должны вводиться в работу временные защиты. Режим работы включенных устройств релейной защиты и автома­тики должен в каждый момент времени соответствовать режиму работы силового элек­трооборудования.

Техническое обслуживание РЗА складывается из следующих видов работ:

— новое включение, т.е. приемка смонтированных устройств релейной защиты
после монтажа и наладки, испытание и проверка работы;

— первый профилактический контроль, проводимый на второй год
эксплуатации;

— профилактический контроль, выполняемый каждые два года подряд, а
для аппаратуры напряжением до 1000 В — 5 лет подряд, начиная с 3-го года эксплуатации.
Интервал между ними — 1 год;

— частичное профилактическое восстановление, выполняемое по
мере необходимости по результатам проведения профилактического контроля;

— профилактическое восстановление, выполняемое в интервалах между
проведением профилактического контроля.

Внеочередные и послеаварийные проверки в объеме профилакти­ческого восстановления выполняются в зависимости от размеров необходимых изменений, повреждений, неисправностей.

Новое включение содержит подготовку технической документации, оборудо­вания и приборов для испытаний и подготовки электрических схем. Проводятся внешний и внутренний осмотры всех элементов РЗА, проверяется сопротивление изоляции устройств, проверка электрических характеристик элементов устройств РЗА, их взаимодействие, вы­ставление уставок устройств, проверка работы всех цепей присоединения при заданных уставках и подготовка к включению.

Практически те же работы включает в себя первый профилактический контроль.

Профилактический контроль — это периодическая проверка работоспо­собности РЗА с целью выявления и устранения внезапных отказов. Он состоит из внешне­го осмотра с чисткой от пыли, измерения сопротивления изоляции мегаомметром, провер­ки срабатывания защит и подготовки устройств РЗА к включению.

Кроме указанных операций, соответствующих профилактическому контролю, при профилактическом восстановлении добавляется еще проверка механической части аппаратуры, электрических характеристик аппаратуры РЗА и измерительных транс­форматоров.

Проверку РЗА при новом включении рекомендуется выполнять в следующем порядке.

Сначала подготавливают всю техническую документацию: материалы, скорректи­рованные при монтаже и наладке (проектные чертежи и схемы, пояснительные записки,

 


кабельные журналы и т.п.); заводские материалы (технические описания и инструкции по экс­плуатации, паспорта электрооборудования и т. д.); протоколы наладки и испытаний. Эта документация предоставляется монтажной и наладочной организациями.

Наладочная организация предоставляет карты уставок и защит. Подготавливаются испытательные приборы, устройства, инструмент, запасные части. Чтобы ошибочно не подать напряжение на соседние панели и устройства, все кабели, подключенные к рядам зажимов проверяемой панели, должны быть отсоединены. При наличии испытательных зажимов можно разобрать мостики и перемычки, чтобы был видимый разрыв цепи, отсо­единить все провода, идущие к шинкам управления и сигнализации. Организуется рабочее место, при этом подготавливаются необходимые испытательные устройства, измеритель­ные приборы, инструменты и приспособления, паспорта-протоколы на все устройства, офор­мляется допуск к работе.

При проведении внешнего осмотра обращают внимание на соответствие установленной аппаратуры проекту и заданным уставкам, а также монтажным схемам, выдан­ным проектной организацией и содержащим все данные, необходимые для монтажа (количе­ство и типы реле, расположение их, количество и расположение клеммных сборок и т. д.).

Визуально и прозвонкой цепей проверяется правильность выполнения маркировки кабелей, проводов; место установки и выполнение заземления вторичных цепей; наличие необходимых надписей на панелях и аппаратуре. Проверяются и подтягиваются все кон­такты соединения на рядах зажимов и аппаратов.

При внутреннем осмотре и проверке механической части аппаратуры проверяют отсутствие видимых повреждений, надежность болтовых соединений и паек, состояние контактных поверхностей. Воздействуя рукой на реле, проверяют ход, переме­щение и отсутствие затираний подвижных частей, наличие регламентируемых люфтов, зазоров, прогибов, провалов и т. д.

Например, при ревизии реле РТ-40 необходимо проверить: не задевает ли якорь за по­люса магнитопровода при поворачивании якоря рукой; надежность крепления указателя шкалы; наличие продольного и поперечного люфта в подвижной системе реле; исправность подпятников; состояние и регулировка контактов.

Перед подачей испытательного напряжения производят предварительную проверку сопротивления изоляции отдельных узлов налаживаемого присоединения (пультов, панелей, контрольных кабелей, вторичных обмоток трансформаторов тока и напряжения и т.д.) измерение производят мегаомметром 1000—2500 В между отдельными группами электрически не связанных цепей (тока, напряжения, оперативного тока, сигна­лизации и т. д.) относительно «земли» и между собой. Для обеспечения повышенной на­дежности проверяется сопротивление изоляции между жилами. Сопротивление изоляции должно быть не менее 1,0 МОм.

Следует учесть, что элементы, не рассчитанные на испытательное напряжение 1000 В между электрически не связанными цепями, при измерении сопротивления изоляции исключа­ются из схемы. Для их испытаний используют мегаомметр на 500 В. К ним относятся: магнито­электрические и поляризованные реле; цепи, содержащие микроэлектронные элементы.

Работая с мегаомметром, необходимо соблюдать правила безопасности. Провода, которые присоединяют к его зажимам, должны иметь сопротивление изоляции не менее 100 МОм. Мегаомметр и провода должны быть совершенно сухими и чистыми.

Во время работы на открытой подстанции, в сырых помещениях и в сырую погоду мегаомметр устанавливают на резиновый коврик, сухую доску и т. п., провода не должны касаться сырой земли или заземленных конструкций и аппаратов.

Проверка электрических характеристик и настройка рабо­чих уставок производится в соответствии с требованиями правил технического обслуживания, действующих инструкций, в том числе и заводских, для данного конкретного типа

 


устройств. Особое внимание уделяется использованию рекомендуемой испытатель­ной аппаратуры и источников ее питания, выбору схем проверки. Постоянный оператив­ный ток подается со строгим соблюдением полярности. Работа по проверке электрических характеристик завершается настройкой заданных уставок, по окончании которой произво­дят сборку всех вторичных цепей данного присоединения подключением жил кабеля и про­водов на рядах зажимов, за исключением цепей связи с устройствами, находящимися в ра­боте (например, цепей трансформаторов тока суммарной МТЗ-27,5 кВ).

Проверка электрических характеристик реле заключается в определении параметров срабатывания и возврата реле, устранении самоходов реле, работающих от двух и более величин, регулировке необходимых параметров срабатывания. Ниже рассматриваются основные работы при проверке электрических характеристик некоторых, наиболее часто встречающихся реле.

В электромагнитных реле тока (напряжения) проверяется величина тока (напряжения) срабатывания и возврата. Проверку реле тока проводят по схеме, приве­денной на рис. 4.45. Увеличивая потенциометром RR2 ток (напряжение), фиксируют вели­чину тока срабатывания (напряжения) по приборам рА (pV) в момент замыкания контак­тов, а затем плавно уменьшают ток (напряжение) и фиксируют его величину в момент раз­мыкания контактов (ток возврата). Индикатором срабатывания реле служит контрольная лампа HL.

Отношение величины тока (напряжения) возврата к величине тока (напряжения) сра­батывания называется коэффициентом возврата и должно быть в пределах 0,85¸0,87 для максимальных и 1,2±1,25 для минимальных реле.



 


Проверку реле сначала производят по его минимальной и максимальной уставкам (т.е. по первой и последней уставкам на шкале), после чего на него ставят рабочую уставку и снова проверяют коэффициент возврата. Заданную уставку ставят не по делениям шкалы, а по фактическому току срабатывания. Коэффициент возврата регулируется упором под­вижной системы. Установив на реле максимально возможную в условиях эксплуатации ве­личину тока (напряжения), несколько раз включают и отключают его. Если при этом не наблюдается искрения, вибрации и заскакивания подвижных контактов на неподвижные, реле считают годным к эксплуатации.

В реле направления мощности проверяется отсутствие самохода от воздействия (тока или напряжения), угловую характеристику реле и мощность его срабатывания. Самохо­дом называют появление вращающего момента при подаче на реле тока или напряжения. Самоход в сторону заклинивания загрубляет реле, а в сторону замыкания контактов мо­жет вызвать неправильные действия защиты.

Для проверки самохода используют схему, представленную на рис. 4.46. Предвари­тельно отпустив пружину подвижной системы реле и установив ее в среднее положение

 



Рис. 4.45. Схема проверки

реле тока (напряжения):

S — выключатель; RR1, RR2 — регулируемые резисторы; Т — понижающий трансформатор; рА — амперметр; pV — вольт­метр; КА — реле тока; В — ба­тарея; HL — лампа сигнальная



Рис. 4.46. Схема проверки самохода реле мощности:

S1, S2 — выключатель; RR1, RR2, RR3—регулируемые резисторы; рА—амперметр; р V—вол ьтметр; S3 — выключатель для шунтиро­вания катушки напряжения; KW1, KW2 — соответственно ка­тушки напряжения и тока реле направления мощности


так, чтобы она не касалась упоров, подают на токовую обмотку реле ток и изменяют его по величине от нуля до максимально возможного в условиях эксплуатации. Обмотку напряже­ния реле закорачивают. Движение подвижной системы в одну или другую сторону в этом случае свидетельствует о наличии самохода, который устраняется поворотом стального сердечника.

Проверку и устранение самохода от напряжения производят аналогично, но токо­вую обмотку реле в этом случае оставляют разомкнутой. Напряжение на обмотке напря­жения изменяют от 0 до 110 В. Обычно он устраняется затяжкой противодействующей пру­жины на угол до 30 °.

После окончания обеих проверок закрепляют стальной сердечник и снова определяют отсутствие самохода.

Угловой характеристикой реле называют зависимость мощности срабатывания реле от взаимного расположения векторов тока и напряжения при I P= const. Угловая характери­стика реле имеет вид диаграммы, представленной на рис. 4.47, на которой линия I—I назы­вается линией нулевых моментов, а перпендикулярная к ней линия II—II — линией макси­мальной чувствительности реле.

Вектор U P характеризует напряжение, поданное на реле, вектор I P — ток реле. При изменении положения вектора тока относительно вектора напряжения меняется вращаю­щий момент реле. При совпадении вектора тока с линией нулевых моментов вращающий момент в реле исчезает. Если вектор тока находится выше линии, то на реле появляется вращающий момент, действующий на замыкание контактов; если вектор тока находится ниже линии I—I, то на реле появляется вращающий момент, действующий на размыкание контактов. Если вектор тока совпадает с линией II—II, то момент, действующий на под­вижную систему, будет максимальным. Угол между вектором напряжения U P и линией II—II называется углом максимальной чувствительности и является постоянной величиной для каждого типа реле.



 

Рис. 4.47. Определение угла максимальной чувствитель­ности jМ.Ч реле мощности:

 

а — векторная диаграмма; б — круговая диаграмма



Рис. 4.48. Схема проверки реле мощности


Для проверки угловой характеристики пользуются схемой, представленной на рис. 4.48. При неизменных величинах тока и напряжения на реле (удобно брать номинальные величи­ны тока и напряжения) с помощью фазорегулятора меняют угол сдвига между током и на­пряжением от 0° до 360° и затем обратно от 360° до 0°. При этом наблюдают и фиксируют значения углов по фазометру, при которых реле замкнет и разомкнет свои контакты соот­ветственно j1 и j2. Угол максимальной чувствительности jМЧ, т.е. угол, на который сдви­нута относительно вектора U P линия максимальных моментов в зоне срабатывания реле, определяется либо подсчетом, либо графическим путем, как показано на рис. 4.47.

Проверку чувствительности, которая характеризуется минимальной мощностью сра­батывания реле, производят при номинальном токе и при угле между током и напряжени­ем, равным jМЧ. Чувствительность линейно зависит от угла затяжки возвратной пружины и ее значительные отклонения указывают на механическую неисправность или наличие дефектов в регулировке реле.

Мощность срабатывания определяется как произведение тока реле на напряжение срабатывания и не должна превышать номинальных данных. Уменьшая напряжение до величины, при которой контакты реле размыкаются, определяют мощность возврата, а затем и коэффициент возврата, значение которого должно быть не менее 0,9:

К В= Р В / Р СР,

где Р В и Р СР — соответственно мощности возврата и срабатывания реле, Вт.

Корректировка мощности срабатывания производится изменением угла закручива­ния противодействующей пружины. У реле РБМ-171, например, он равен 120°.

Реле сопротивления. В устройствах защит тяговых подстанций наиболее часто используются направленные реле сопротивления типов КРС-131 и КРС-132.

Проверка направленных реле сопротивления состоит из устранения самохода, про­верки вспомогательных трансформаторов, регулировки уставок и определения зависимос­тей сопротивления срабатывания от угла между током и напряжением и величины тока. При проверке реле необходимо, чтобы частота напряжения, питающего регулировочные и нагрузочные устройства, была в пределах 49,5—50,5 Гц. В противном случае сильно иска­жаются результаты замеров.

Проверка реле на наличие самохода и устранение его производится аналогично реле мощности. После проверки на самоход пружина затягивается на 25—30°.

Проверка трансреакторов заключается в определении ЭДС вторичной обмотки. Первич­ные обмотки трансреактора включают последовательно и через них пропускают ток 5А. Напряжение измеряется вольтметром с большим внутренним сопротивлением.

 


Минимальное внутреннее сопротивление вольтметра не должно быть менее 1000 Ом на 1 В.

Реле времени. В этих реле проверяют напряжение срабатывания (ЭВ-217—ЭВ-247) и возврата (ЭВ-215—ЭВ-245), а также соответствие времени срабатывания значениям, ука­занным на шкале.

Напряжение срабатывания определяется подачей на катушку реле толчком различно­го по величине напряжения. Минимальное напряжение, при котором сердечник реле втяги­вается, фиксируется как напряжение срабатывания. Максимальное напряжение, при кото­ром сердечник возвращается в исходное положение, называется напряжением возврата.

В промежуточных реле определяют напряжение или ток (в реле, имеющих сериесную катушку) срабатывания и возврата.

В сигнальных реле проверяют ток или напряжение срабатывания.

После окончания проверки характеристик реле вновь собирают все цепи, связываю­щие проверяемое устройство с другими, подключают жилы кабелей к зажимам на панелях шкафов и проверяют изоляцию цепей.

Изоляцию схем вторичной коммутации проверяют вместе со всей аппаратурой; проверку производят в два этапа.

На первом этапе проверки измеряют сопротивление изоляции мегаомметром на 500 В. При этом проверяют отдельно каждую цепь (управления, защиты, сигнализации и т. д.) между токоведущими частями и «землей». Так как в большинстве схем «плюс» и «минус» через обмотки реле, сопротивления, сигнальные лампы и т. д. имеют между собой электри­ческие соединения, подсоединяют вывод мегаомметра только к одному полюсу проверяе­мой цепи. Такие же замеры проводят после испытаний изоляции цепей. Сопротивление изоляции должно быть не менее 1 МОм.

На втором этапе производят испытание изоляции цепей. Испытанию повергается каждая цепь данной схемы, выделенная предохранителями. Испытание произ­водится специальным прибором, схема которого приведена на рис. 4.49. Для этого один вы­вод установки заземляют, а другой подсоединяют к испытуемой цепи и, плавно повышая напряжение до 1 кВ, измеряют ток утечки в течение 1 мин, считая с момента достижения напряжения заданной величины. При пробоях или резких толчках тока утечки электрически разделяют испытываемую схему на более мелкие элементы и повторяют испытание каждого элемента. Последовательно производя такие деления и испытания, определяют и заменяют негодные элементы схемы. Такой метод определения места повреждения практически явля­ется единственным, так как установить место повреждения по звуку пробоя или по разряду удается довольно редко, в отличие от испытаний высоковольтного оборудования.

Элементы и цепи с рабочим напряжением 60 В и ниже при данных проверках исклю­чаются. При испытаниях следует зашунтировать катушки приборов и аппаратов, имею­щих малые номинальные токи (микроамперметры, лампы и т. д.), что предохранит их от повреждения при резком увеличении тока в момент пробоя изоляции.


Проверку взаимодействия элементов устройства РЗА проводят при напряжении оперативного тока, равном 0,8 номинального значения.

Особое внимание обращают на отсутствие обходных цепей; правильность работы устройства при различных положениях накладок, переключателей, испытательных бло­ков, рубильников и др.; отсутствие на рядах зажимов проверяемого устройства сигналов, предназначенных для воздействия на другие устройства, находящиеся в работе.

После того как закончены работы по проверке и регулировке реле, измерительных транс­форматоров и цепей вторичной коммутации, производят проверку взаимодействия реле.

Проверка взаимодействия реле в схеме заключается в опробовании действия каждого реле от руки путем замыкания и размыкания его контактов. При этом коммута­ционные аппараты, на которые действует данная защита, должны быть включены. Таким образом, происходит полная имитация работы защиты.

Одновременно с наблюдением за работой реле ведется наблюдение за работой ава­рийной и предупредительной сигнализации и за четкой работой блинкеров.

Комплексная проверка устройств производится при номинальном напряжении оперативного тока, искусственной подаче на проверяемое устройство пара­метров аварийного режима от постороннего источника, полностью собранных цепях и закрытых кожухах реле. Предусматривается надежное размыкание выходных цепей.

Проверка заключается в измерении полного времени действия каждой из ступе­ней устройства и правильности действия сигнализации. При этом проверяют правиль­ность поведения устройств при имитации всех возможных видов КЗ в зоне и вне зоны действия устройств.

Проверку взаимодействия смонтированного оборудования с другими включенными в работу устройствами защиты, электроавтоматики, управления, сигнализации произво­дят при номинальном напряжении оперативного тока.

Проверку работы всех цепей схемы присоединения при заданных уставках осуществляют прогрузкой первичным током от нагрузочных трансформаторов. Такая проверка дает более надежную гарантию правильности токовых цепей, т.к. в этом случае проверяется исправность самих трансформаторов тока. При этом нагрузочное уст­ройство выбирается на ток, равный или близкий по величине номинальному току трансфор­матора тока проверяемой защиты или, при необходимости, равным току срабатывания за­щиты. Нагрузочное устройство подключается к первичным обмоткам трансформаторов тока (рис. 4.50), а для контроля его тока на выходе через трансформатор тока (ТА) подклю­чается амперметр рА.

При прогрузке цепей, питающихся от трансформаторов тока, соединенных в звезду, ток в цепях защит будет проходить по нулевому проводу (N) и проводу той фазы, к транс­форматору тока которой подключено нагрузочное устройство, а при соединении в треуголь­ник — по двум проводам, связанным с прогружаемой фазой. При прогрузке защиты по вели-



чине тока срабатывания необходи­мо иметь в виду, что ток срабаты­вания защиты, питающейся от ТА, соединенный в треугольник, будет в 1,73 раза больше расчетного. Кро­ме того, при прогрузке защит, пи­тающихся от параллельно соеди­ненных ТА разных фаз, или вклю­ченных в треугольник, создаются параллельные цепи, через которые происходит утечка вторичного тока. При ТА с коэффициентом


трансформации более 100/5 и при ма­лом сопротивлении токовых цепей за­щиты токи утечки лежат в пределах точности замера и не влияют на резуль­тат, но при малых коэффициентах трансформации они могут быть значи­тельны. В этом случае при прогрузке первичным током необходимо исклю­чить влияние трансформаторов других фаз, отключив один из выводов каж­дого трансформатора.

С помощью нагрузочного устрой- Рис. 4.51. Определение неисправности в соединении

ства можно проверить правильность вторичных обмоток трансформаторов тока

подключения ТА. Для этого выводы их

первичных обмоток соединяют после­довательно (рис. 4.51) и, подключая к ним нагрузочное устройство, пропускают через них опре­деленный ток. После чего по величинам токов в фазах токовых цепей защиты и нулевом прово­де судят о правильности или характере неверного соединения вторичных обмоток трансформа­торов тока (табл. 4.16).

Защита ЗЗП-1 (рис. 4.52) применяется как направленная защита нулевой последовательнос­ти для селективного отключения ВЛ ПЭ и ВЛ СЦБ при суммарном емкостном токе замыкания на землю от 0,2 до 20 А. Защита реагирует на ток и напряжение нулевой последовательности.

Проверка и настройка токовой защиты от однофазных за­мыканий на землю ЗЗП проводится по схеме (рис. 4.53). Миллиамперметром рА1 или рА2 определяем ток I ИЗМ1. По нему определяем расчетное значение первичного тока ТА2:

I РАСЧ= I ИЗМ1· W 1

где W 1— число витков первичной обмотки ТА2.

 


Для получения необходимой чувствительности защиты при использовании транзисто­ров с различными коэффициентами усиления сопротивления R11 (см. рис. 4.52) для каждого образца защиты подбираются индивидуально в пределах 2,0—10 кОм. С помощью магази­на сопротивлений подбирают величину резистора, выполняя при этом условия, минималь­ного потребления мощности в цепи переменного тока (3 U 0 = 100 В; U пит = 26 В; j = 90°).Токи срабатывания защиты на уставках «1»; «2»; «3» не должны отличаться более чем на 20% от значений, приведенных в табл. 4.17.

Таблица 4.17 Значения токов срабатывания защиты типа 3311-1

 

Уставка «1» «2» «3»
I СР, А 0,07±0,02 1 0,5± -,15 2,0±0,6

 


Измеряют напряжение срабатывания на всех уставках (UСР. = 25—37 В), время сраба­тывания (tСР ≤ 0,045 с) и зону срабатывания (180° ± 20°). Замеры проводят при 3U0=100 В, U ПИТ. = 26 В и j =90°.

Угол максимальной чувствительности определяется по формуле



 


Перед снятием характеристик размагничивают сердечник ТА2, для чего в первичной обмотке плавно увеличивают ток до 9 А и затем плавно снижают до нуля, повторяя указан­ную операцию 2-3 раза. Перед проверкой следует проверить температуру окружающей среды (она должна быть в пределах 20 ± 5° С) и «прогреть» схему в течение 15 мин под номиналь­ным напряжением питания.

Активное сопротивление соединительных проводов между вторичной обмоткой ТА2 и комплектом защиты не должно превышать 0,3 Ом. Если сопротивление превышает 0,3 Ом, то увеличивают сечение соединительных проводов.

Определяют напряжение на обмотке выходного реле KL при подаче напряжения 3 uq на зажимы 8—10 защиты. Проверка выполняется плавным подъемом напряжения от 0 до 100 В при отсутствии тока в первичной цепи ТА2 и снятом напряжении постоянного тока. Постоянная составляющая напряжения на зажимах 11—13, измеренная вольтметром с RВН> 1000 Ом/В, не должна превышать +2 В. При больших величинах проверяют на соответствие техническим условиям транзисторы VT3, VT4 и диоды VD3, VD4. Во избежание повреждения транзисто­ров не допускается подача напряжения в цепь 3 U 0 более 115 В.

Снятие вольтамперных характеристик I С.З =ƒ(3 U 0) при j= 90° и U ПИТ= 24 В произво­дится для трех уставок при новом включении, а при плановой проверке — для рабочей уставки. Уставка ЗЗП-1 зависит от параметров ТА2 и может значительно отличаться от данных на шкале. Реле ЗЗП-1 считается исправным, если его вольтамперные характерис­тики при напряжении 3 U 0 = 100 В и 50 В отличаются не более чем на 20 %. Эти же характе­ристики дают возможность убедиться в работоспособности схемы усиления VT3 и VT4 на открывание.

Проверка защиты от замыкания на «землю» в РУ-3, 3 кВ (земляной защиты) проводится путем прогрузки силовой цепи током от сварочного трансформатора, который включают между внутренним и наружным контурами заземления (рис. 4.54). Ток срабатывания определяют по амперметрам рА1 и рА2 для нескольких точек внутреннего контура. Он не должен быть больше 150 А.

Для обеспечения работоспособности земляной защиты исключают замыкания, создаваемые оболочками кабелей между внутренним и наружным контурами зазем­ления: кабели укладывают на конструк­циях с изолирующими прокладками. Тог­да суммарный ток утечки не должен пре­вышать 50 % общего тока нагрузочного устройства (по амперметру рА1).

Рис. 4.54. Проверка защиты от замыкания на «землю» в РУ-3,3 кВ: 1 — внутренний контур заземления; 2 — наружный контур заземления; КА1, КА2 — токовые реле земляной защиты; рА1, рА2, рАЗ — амперметры  

Перед проверкой необходимо тщательно осмотреть соединения внут­реннего контура с внешним, проходя­щие через реле заземления. В случае разрыва этих соединений весь ток пой­дет по паразитным связям и, если в ка­честве последних окажется броня кабеля, то она

 

 


может быть повреждена. Совершенно недопустимо вести проверку на нали­чие тока, искусственно разрывая связи с внешним контуром, проходящие через реле за­земления.

Токи уставок проверяют, присоединив к одному из реле оперативные цепи, прогру-жают защиту до срабатывания, пользуясь той же схемой, что и при проверке изоляции контуров. Эту же проверку производят, подключив только второе реле. Величину тока срабатывания фиксируют. Ток уставки каждого реле должен быть 150—200 А.

При периодических осмотрах устройств релейной защиты проверяют состояние аппаратуры и цепей РЗА, клеммных сборок, испытательных блоков, наличие на панелях надписей, указывающих их назначение, а также наличие бирок на кабелях и прово­дах и надписей на них, нагрев блоков питания (для электронных защит), целостность пре­дохранителей.

Не реже одного раза в месяц проводят осмотр РЗА с периодическим опробованием. При этом выполняют:

— контрольные испытания защит с переводом переключателей действия защит на сигнал;

— проверку действия защит от кнопки их контроля (для электронных защит);

— проверку перехода сигнальных точек и устройств СЦБ на резервное питание с предварительным отключением фидера СЦБ на смежной подстанции с АВР (для фидеров СЦБ).

Первый профилактический контроль проводят в течение первого года после включения устройства РЗА в эксплуатацию с целью выявления и устранения приработочных отказов, появляющихся в начальный период эксплуатации. Он состоит из:

— внешнего осмотра;

— измерения и испытания изоляции. Допускается выполнять его мегаомметром на 2500 В вместо испытания напряжением 1000 В переменного тока;

— предварительной проверки заданных уставок, которую проводят (при закрытых
кожухах реле) с целью определения работоспособности элементов и отклонения парамет­ров срабатываний от заданных.

Если при проверке уставок параметры срабатывания выходят за допустимые пределы, производится тщательный анализ причин отклонения и, при необходимости, частичная или полная разборка, восстановление или замена неисправной аппаратуры, ее частей.

При профилактическом восстановлении, помимо проверки электрических характеристик и взаимодействия проверяемого устройства с другими уст­ройствами защиты, электроавтоматики, управления и сигнализации и действия устрой­ства на коммутационную аппаратуру, проводят проверку рабочим током и напряжением. Это проверка работы всех цепей присоединения при заданных уставках прогрузкой пер­вичным током от нагрузочного трансформатора.

Профилактическое восстановление — это периодическое устранение последствий износа и старения заменой или восстановлением его элементов для предотвращения воз­никновений постепенных отказов. Для отдельных элементов устройства, подверженных по тем или иным причинам ускоренному (по сравнении с остальными элементами) износу или старению, в период между профилактическими восстановлениями должно проводить­ся дополнительное частичное восстановление этих элементов.

Частичное профилактическое восстановление отдельных элементов РЗА производят по мере необходимости по результатам проведения профилактического контроля.

Внеочередные и послеаварийные проверки выполняют в объеме профилактического восстановления или проверки при новом включении в зависимости от размеров необходи­мых изменений, повреждений, неисправностей.

Периодичность проведения технического обслуживания устройств приведена в Инст­рукции [6].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных