Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глобальные проблемы современности




К числу глобальных проблем современной культуры, во-первых, следует отнести кризис современной культуры, который проявился в утверждении особого типа мировоззрения - постмодерна. Для него характерны следующие важнейшие признаки: 1) апелляция к архаике как образцу культурной подлинности; 2) комбинация культа архаики с новыми схемами мысли; 3) эрозия этико-мировоззренческих устоев; 4) укоренение мира культуры в стихии досознательного; 5) окончательное разбожествление мира; 6) установка на то, что случайность языка выступает фундаментальным определителем культуры; 7) понимание прогресса культуры как изменения способов говорения, вместе с которыми происходит изменение наших представлений о мире. Интерпретируемая в этом ключе культура получила название постмодернистской. Её зарождение относят примерно к 70-м годам XX века. Творцами постмодернизма выступили многие современные интеллектуалы – Ж.Деррида, Ж.Делёз, Р.Барт, Р.Ротри и др.

В постмодернистской культуре всё преходяще, нет проблем, которые бы объединили человечество в единое целое. В авангарде такой культуры идет поэт – создатель новых словарей. Его творчество приводит к стиранию границ между искусством, религией, наукой. Утверждается установка на деконструкцию, децентрацию, рассеивание, произвольную трактовку. Постмодернизм выдвигает на первое место стиль как способ отношения к миру. Культура стремится постигать не саму реальность, а то, как эта реальность была увидена кем-то прежде. Замена мира игрой в мир – это свидетельство завершения витка спирали культурного развития человечества, указание на тот рубеж, которого оно достигло в начале III тысячелетия.

Во-вторых, можно выделить разного рода кризисы алармистского характера (фр. alarme – тревога, беспокойство). Один из них осознается как «ограниченность некоторых видов ресурсов», «исчерпание ресурсов по регионам» и является следствием ориентации современного человечества на катастрофический для цивилизации принцип количественного роста. Другой связывается с бесконтрольной эксплуатацией ресурсов планеты, создающей перенагрузку на экологическую сферу. Речь идет об уничтожении лесов – лёгких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя земли.

Ещё один вид глобального кризиса обусловлен развитием самого общества: несправедливым распределением отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира, увеличением риска гигантских катастроф.

Причинами возникновения таких проблем можно считать глобализацию мира, рост экономической мощи человечества, неравномерное развитие стран и культур, представление об экономическом росте как тотальной индустриализации и т.д. Учение о ноосфере В.И.Вернадского, концепция «благоговения перед жизнью» А.Швейцера и футурологические труды членов международного Римского клуба, созданного в 1968 году для прогнозирования человеческого развития, и прежде всего А.Печчи, наиболее полно представляют динамику глобального мышления современного человечества. Лейтмотивом всех прогностических панацей выступает идея нового гуманизма с её тремя основными составляющими: 1) чувством глобальности, 2) любовью к справедливости, 3) нетерпимостью к насилию. По мнению творцов новой планетарной этики, единственная революция, которая актуальна на данный момент, - это «человеческая революция». Она должна быть направлена на улучшение всеми доступными путями личных качеств людей во всех странах мира.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных