ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лекция 17. Территориальная организация сферы обслуживания
Выделяют следующие особенности сферы обслуживания: 1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении организаций сферы обслуживания наиболее важной оказывается ориентация на потребителя или на транспортные потоки между местами жительства и работы. 2. Услуги могут быть нужными всем и всегда (например, услуги ЖКХ), многим и всегда (транспорт — для поездок с самыми разнообразными целями), немногим и всегда (школы — для тех семей, где есть дети школьного возраста), немногим и иногда (больницы — людям с плохими здоровьем). 3. Услуги подразделяют на повседневные (необходимые постоянно), периодические (необходимые от одного до нескольких раз в месяц) и эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для первой группы важна близость к потребителям. Организации, оказывающие услуги, маленькие, а их сеть самая густая. Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченность специалистами. Организации наиболее крупные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города). Организации, оказывающие периодические услуги, занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно связано с транспортными потоками. 4. Для услуг характерны резкие временные колебания потребности в них. Эти колебания могут быть суточными (утренний и вечерний часы пик на транспорте), недельными (нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учреждений рекреации и лечения, а также для, всех других организаций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. 5. Для каждого вида услуг выделяют минимальные и оптимальные размеры предприятий с точки зрения качества и себестоимости услуг. Обычно преобладают организации минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей. 6. Выделяют услуги платные и бесплатные. Последние также являются платными, но их предоставление финансирует все общество в целом через соответствующие бюджетные и внебюджетные фонды. Поэтому для конкретных потребителей они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Обычно потребители привязаны к ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства могут вносить нарушения в эту зависимость. 7. Доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Поэтому выделяют центры обслуживания — пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге. 8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой набор учреждений сферы обслуживания. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное — близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5—10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т. п.). Территориальная доступность — 5—10 мин на общественном транспорте. На уровне города предоставляются все услуги, в том числе эпизодические. Здесь главное — качество при доступности для максимального количества потребителей. Поэтому организации концентрируются в центре города. 9. На селе относительный полный набор учреждений повседневного обслуживания можно создать только в населенных пунктах с более чем 1 тыс. жителей. Но некоторые организации придется дотировать, т.к. число клиентов будет слишком мало для безубыточной работы. В более мелких поселениях будут только отдельные учреждения (магазины, школы, больницы и др.), а в большинстве сельских населенных пунктов вообще нет никаких учреждений обслуживания. Эпизодические и большинство периодических услуг сельским жителям предоставляются в городах, что является одним из проявлений центральных функций городов. 10. Выделяют несколько показателей развитости сферы обслуживания. В сельской местности более важный показатель — густота транспортной сети. Для каждого вида услуг можно определить удовлетворенность — по нормативам (нормативный метод) или по реальному потреблению (поведенческий метод). Существенно потребление услуг на человека (в абсолютных или денежных показателях), но душевое потребление обязательно надо соотносить с доступностью — долей потребляющих услугу от всех нуждающихся в ней. Важный показатель — комплексность сферы обслуживания. Предоставление многих видов услуг может быть развито очень хорошо, но при этом услуги не взаимозаменяемы. И отсутствие хотя бы одной из основных услуг делает всю сферу обслуживания неразвитой. О значении сферы услуг в экономике судят по ее доле в ВВП и занятости. По мере роста значения сферы обслуживания в обществе увеличиваются масштабы связанных с ней миграций. Маятниковые поездки за услугами в развитых странах по масштабам уже превосходят маятниковые трудовые поездки, хотя и отличаются меньшей регулярностью. Огромные масштабы получили также нерегулярные рекреационные поездки. Только зарубежные страны с туристическими целями ежегодно посещает около 700 млн. чел. В некоторых небольших государствах с благоприятными природными условиями (Кипр, Мальта, Багамские острова и др.) иностранный туризм уже стал основой экономики, и, таким образом, вся их жизнедеятельность связана со сферой обслуживания. Своеобразно формируюется при этом расселение. Лучшие участки (вдоль морских и речных побережий и т. п.) предназначены не для постоянных жителей, а для туристов. Причем жилища коренных жителей отличаются, как правило, более низким уровнем благоустройства. Но в общем случае сфера обслуживания в развивающихся государствах значительно отстает по сравнению с уровнем развитых стран. Сфера обслуживания в России отстает от уровня развитых государств. В период кризиса 1990-х гг. многие отрасли сферы обслуживания также оказались в тяжелом положении, поскольку финансировались или через дефицитный государственный бюджет, или через резко снизившийся платежеспособный спрос населения. Поэтому значительно увеличилась доля самообслуживания по большинству видов услуг. Особенно ярко это проявилось в сельской местности, где многие предприятия сферы обслуживания закрылись, подорожал транспорт. В итоге доступность многих услуг для большинства сельских жителей резко снизилась. Проявилась данная тенденция и для городских жителей. Около 1/3 всех городских семей имеют садовый участок или дом в деревне, где в летний период самостоятельно организуют свой отдых и частично обеспечивают себя продуктами питания. Еще около 20% горожан делают это у своих сельских родственников. В итоге сформировались массовые сезонные миграционные потоки между городами и сельской местностью, которые в развитых странах практически полностью связаны со сферой обслуживания, а у нас используют эту сферу незначительно. В РФ значительна территориальная дифференциация в уровне развития сферы обслуживания. Так, объем платных услуг на человека в год (обобщенный показатель развития бытового обслуживания) в 2010 г. в Центральном районе составлял 6,1 тыс. руб., а в Центрально-Черноземном — 1,4 тыс. руб. На уровне регионов субъектов РФ различия в развитии разных отраслей достигают десятков раз. Различия в уровнях развития сферы обслуживания между разными территориями уже давно являются в России одной из главных причин постоянных переселений. В общем случае в России можно выделить иерархию центров обслуживания: 1) столица — Москва; 2) города — главные центры экономических районов и федеральных округов (Новосибирск, Санкт-Петербург и т. д.); 3) центры регионов — субъектов Российской Федерации (Псков, Белгород, Пенза и т. д.); 4) межрайонные центры, обслуживающие население нескольких сельских районов внутри региона (Орск в Оренбургской области, Новокузнецк в Кемеровской области и др.); 5) районные центры; 6) кустовые центры, обслуживающие население нескольких сельских администраций внутри района; 7) центры сельских администраций; 8) сельские поселения, имеющие организации сферы обслуживания. Особую специфику размещения имеют рекреационные и санаторно-курортные учреждения. При их размещении важным оказывается не только близость к потребителю услуг, но и наличие природных и социально-экономических ресурсов. Поэтому два крупных рекреационно-курортных района сформировалось в нашей стране на Северном Кавказе: район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае (города Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и др.) и черноморское побережье Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик). Большую вместимость имеют также рекреационные и санаторно-курортные учреждения Московской области. Их развитие было обусловлено не благоприятными природными условиями, а близостью потребителя. Рассчитаны они в основном на краткосрочные отдых и лечение. Важные центры туризма расположены в Северо-Западном (Санкт-Петербург с пригородами, Ростов Великий, Новгород, Псков) и Центральном экономических районах (города Золотого кольца России — Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Переславль-Залесский, Сергиев Посад). В расчете на жителей России развивались в советский период курортные районы в государствах ближнего зарубежья. Самые важные из них — это Черноморское побережье Украины, Черноморское побережье Грузии, побережье Балтийского моря в Латвии, Литве и Эстонии. Но в 1990-е гг. российским гражданам по различным причинам удобнее и выгоднее стало выезжать на отдых не в эти районы, а в государства дальнего зарубежья. Ежегодно в начале XXI в. с туристическими целями выезжает из России в государства дальнего зарубежья около 3 млн. чел. Больше всего — в Турцию, Испанию, Финляндию, Египет и Кипр. Приезжает туристов в Россию из дальнего зарубежья примерно в 3 раза меньше. Одна из причин этого — уровень обслуживания туристов в России отстает от современных мировых стандартов. В общем случае можно сказать, что развитие взаимосвязи территориальной организации населения и сферы обслуживания находится в противофазе с аналогичной связью для хозяйства в целом. Появляется сфера обслуживания вслед за населением, но по мере ее развития размещение населения все больше начинает ориентироваться на сферу обслуживания. В нашей стране уровень развития сферы обслуживания заметно отстает от современных стандартов. И на большей части территории России концентрация населения слишком мала, чтобы отрасли обслуживания могли интенсивно развиваться. Но в некоторых районах — в центре и на юге Европейской части России — возможности для развития есть. Видимо, именно в этих частях страны будет концентрироваться население в перспективе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|