ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 10. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
Международное разделение труда и интеграция. Разделение труда - это обособление различных видов трудовой деятельности; ведет к специализации, обеспечивает рост производительности труда. Международное разделение труда - территориальное разделение труда, выражающееся в специализации отдельных стран на производстве определенных товаров, услуг, видов деятельности с учетом внешних потребностей. Специализация формируется под воздействием ряда факторов: природных ресурсов, исторического развития, национальных традиций, трудовых ресурсов, уровня научно-технического развития. Специализация неразрывно связана с кооперированием. Международная специализация и кооперирование объективно ведут к усилению взаимозависимости экономик различных стран, развитию интеграционных процессов. Международная экономическая интеграция - это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем. Можно выделить следующие условия и предпосылки международной экономической интеграции: 1) примерно равный уровень экономического развития стран (желательно, но не обязательно); 3) географическая близость стран-участниц; 4) политическая воля руководства интегрирующихся стран; 5) создание уже на первых порах структур, которым страны постепенно должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления; 6) создание инициирующего центра из одного двух государств, которые должны сплачивать страны-партнеры Интеграционные процессы охватывают микро- и макроэкономику, ведут к росту производительности труда, изменению структуры экономики. Среди действующих в настоящее время международных экономических интеграционных объединений можно выделить следующие: Европейский союз (ЕС), Европейская ассоциация международной торговли (ЕАСТ), Североамериканская ассоциация международной торговли (НАФТА), Ассоциация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), экономическое сообщество Содружество государств Западной Европы (ЭКОВАС). Формирование единого экономического пространства на постсоветской территории. В 1991 году двенадцать суверенных государств, бывших союзных республик СССР объединились в Содружество независимых государств (СНГ). В состав СНГ входят Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. В январе 1993 года был принят Устав СНГ, а в сентябре 1993 года был заключен Договор о создании экономического союза стран СНГ. В уставе СНГ предусмотрены следующие направления согласованной экономической политики: - формирование общего экономического пространства на базе рыночных отношений и свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы; - координация социальной политики, разработка совместных социальных программ и мер по снижению социальной напряженности в связи с проведением экономических реформ; - развитие систем транспорта и связи, а также энергетических систем; - координация кредитно-финансовой политики; - содействие развитию торгово-экономических связей государств-членов; - поощрение и защита инвестиций; - содействие стандартизации и сертификации промышленной продукции и товаров; - правовая охрана интеллектуальной собственности; - содействие развитию общего информационного пространства; - осуществление совместных природоохранных мероприятий, оказание взаимной помощи в ликвидации последствий экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций; - осуществление совместных проектов и программ в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры и спорта. В советский период между всеми союзными республиками существовали тесные экономические связи, которые были разрушены в период суверенизации. Создание границ, введение таможенных постов и национальной валюты усугубили экономический разрыв между странами. Ориентация каждой страны СНГ на торговлю с дальним зарубежьем практически оказалась нереализуемой, так как большинство товаров не выдерживало конкуренции. Расширение экспорта возможно было только за счет продукции добывающей промышленности, а также природных ресурсов, а их имела не каждая страна. Дисбаланс в международной торговле усугубил экономический кризис, произошло резкое сокращение производства в промышленности и других отраслях. В 1994 году страны СНГ заключают соглашение о создании платежного союза государств-участников СНГ; между Россией и Белоруссией заключается соглашение о Таможенном союзе (1995г.), к которому присоединились Казахстан и Киргизия. Были созданы Межгосударственный банк СНГ и Межгосударственный валютный фонд (МВК). Вопросы экономической интеграции являются основными на всех встречах глав государств и правительств СНГ. Но фактически решения об экономической интеграции на практике реализуются очень слабо; главная причина - различия в этапах реформ в странах и соответственно несовпадение экономических интересов внутри страны. Необходимо создать механизм интеграции, включающий единую финансовую, валютно-денежную, банковскую системы, правовое пространство, наднациональные регулирующие институты. Экономические связи России с зарубежными странами. В 1991 году Указом президента России была отменена государственная монополия внешней торговлей. В соответствии с существующим законодательством право на внешнеэкономическую деятельность получили субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты.
Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако, основными из них являются следующие: * уровень и динамика движения национальной экономики, * степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, * прогрессивность и развитость ВЭС, * умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении. Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека. Подобное участие в международном разделении труда, такая международная экономическая специализация хотя и может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, никак не соответствует долгосрочным, перспективным интересам России, ее роли и возможностям в мировом экономическом сообществе. С распадом СССР специализация России сохранила топливно-сырьевую направленность. Для более поздней международной специализации России помимо нефти и газа становится характерной и продукция некоторых других отраслей промышленности, отличающихся, как правило, низкой технологичностью и экологичностью. В их числе - черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажная промышленность. Совокупная доля этих отраслей в российском экспорте за 1992-1996 гг. выросла в 2 раза. При этом стоимость экспорта неэкологичных отраслей промышленности выше, чем совокупная стоимость вывоза нефти и газа. В новом веке Россия вышла на более высокие, чем в развитых странах, темпы экономического роста. Опыт последних лет показывает, что при сохранении нынешней модели развития она уже в начале второго десятилетия вполне может решить поставленную задачу удвоения ВВП. Однако при таком сценарии страна будет по-прежнему двигаться по т. н. "нижнему пути" к конкурентоспособности. Он характерен тем, что в качестве средства конкурентной борьбы на мировых рынках странами используется главным образом снижение издержек производства и внутренних цен на промышленную продукцию, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов с помощью предоставления в их распоряжение более дешевых трудовых и природных ресурсов. Между тем, многие страны догоняющего развития продвигаются к конкурентоспособности и экономическому росту по "верхнему пути", непременными атрибутами которого являются ускоренное освоение новейших мировых знаний и технологий, развитие собственных НИОКР и инновационного производства. Российское правительство, которое поставило своей задачей модернизацию и диверсификацию экономики, предпринимает меры для того, чтобы началось движение по второму пути. С этой целью реформируются национальная инновационная система и академическая наука, началось формирование особых экономических зон, в том числе технико-внедренческих, созданы инвестиционный и венчурный фонды и т.д. По расчетам Правительства, реализация программы позволит отраслям промышленности, выпускающим инвестиционную и конечную продукцию, развиваться опережающими темпами. Их доля в объеме производства увеличится с 33% в 2005 г. до 43-46% в 2015 году. Доля отраслей, производящих сырье и материалы, снизится соответственно с 32% до 29-31%. Ожидается, что такие сдвиги создадут предпосылки для диверсификации отечественного экспорта, основными направлениями которой должны стать развитие экспорта услуг, продукции оборонных отраслей и сельского хозяйства. Примечательно, что в программе нет упоминаний о необходимости опережающего роста экспорта продукции машиностроения и готовой продукции. Отечественные прогнозисты сходятся на том, что в ближайшие годы наша страна останется для остального мира источником сырья и материалоемкой продукции и рынком сбыта готовых изделий. Они указывают, что и в обозримой перспективе поставки природных ресурсов и полуфабрикатов останутся важным направлением специализации России в МРТ. Вместе с тем, по их мнению, в случае реализации экономической политики, стимулирующей инновации, к середине века можно ожидать роста как экспортных, так и импортозамещающих возможностей отраслей потребительского сектора (сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности), технологичных обрабатывающих секторов (машиностроения, химии и нефтехимии) и сферы услуг.
С 1995 года по 2011 год постоянно увеличивался внешнеторговый оборот России, это касалось и экспорта и импорта (табл. 10.1). Таблица 10.1 ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА РФ
В 1998 году в результате дефолта внешнеторговый товарооборот сократился. Но в течение всего рассматриваемого периода имеет место положительное сальдо торгового баланса, то есть экспорт превышает импорт. В товарной структуре импорта большой удельный вес занимают машины, оборудование и транспортные средства (48,4), продукция химической промышленности, каучук (14,9%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (13,9%), (табл. 10.1). Сравнительный анализ структуры экспорта и импорта отражает сложившуюся ситуацию в промышленности стран. Отечественная продукция обрабатывающей промышленности не конкурентоспособна на внешнем рынке и на внутреннем рынке предпочтение отдается импортной технике и оборудованию.
Таблица 10.2. ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|