Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ибн Каййим аль-Джаузийя 9 страница




Иблис, проходя мимо его тела, с удивлением говорил: «Ты сотворен с какой-то целью!» А потом он входил в его тело через рот и выходил через задний проход и говорил: «Если бы мне была дана власть над тобою, я бы погубил тебя, а если бы тебе была дана власть надо мной, я ослушался бы тебя!» При этом он не знал, что именно

 

 
 


44 Об этом упоминает ат-Табари в своём «Тафсире» и «Истории». Сообщения об этом представляют собой слова Ибн 'Аббаса и других.

 

140 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


из-за него ему предстоит погибнуть. Он видел перед собой лишь глину, и потому отнёсся к нему пренебрежительно. А потом, когда этой глине была придана форма, его поразил недуг зависти. А когда Всевышний вдохнул в Адама дух, это событие ознаменовало собой гибель завистника. Когда перед ним был расстелен ковёр величия и творения предстали перед ним, истец «тогда как мы прославляем Тебя» (сура 2 «Корова», аят 30) был вызван к судье «Сообщите мне их названия...» (сура 2 «Корова», аят 31)45. А представитель сокрыл от него доказательство «И Он обучил...» И они склонили головы исков на груди признания, и глашатай превосходства воззвал в местах собрания ангелов: «Падите ниц...» И они очистились от скверны утверждения «тогда как мы...» Иони пали ниц очистившиеся и смиренные. А Иблис остался стоять в стороне, отказавшись пасть ниц, потому что был скверным, запятнав себя скверной возражения и противоречия, и его осквернение не подлежало очищению, поскольку было частью его самого.

Когда Адам был доведён до [человеческого] совершенства, было сказано: «Он будет теперь совершенным, раз было сказано: "Падите ниц..."!» И тогда в соответствии с предопределением Адам совершил грех, дабы в смирении проявилась покорность Господу.

О Адам! Если бы Аллах оставил тебя без воздаяния за этот [запретный] кусок, то говорили бы: «Как было да-

 

 

45 Подразумеваются события, описанные в аятах: «Вот твой Господь сказал ангелам: "Я поставлю на земле наместника" Они сказали: "Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и возвеличиваем Тебя?" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете" Он научил Адама всевозможным именам, а затем показал их ангелам и сказал: "Назовите мне их имена, если вы говорите правду"».

 

Почему Адам был сотворен позже остальных творений 141

 


ровано превосходство чревоугоднику, который не утерпел и съел запретный плод с дерева?!»

Если бы не твоё нисхождение на землю, то не раздавались бы тяжкие вздохи и не были бы ниспосланы письма: «Найдётся ли просящий о чём-то?» 46 и не распро-странился бы аромат «запах изо рта постящегося...» 47 Отсюда становится ясно, что поступок этот был обусловлен вовсе не склонностью к чревоугодию.

О Адам! Смех твой в Раю — для тебя, а плач твой в обители возложения обязанностей — для нас.

Не будет вреда тому, кого сломило могущество Моё, если его восстановила милость Моя. Одеяние величия подходит для тела смирения, а Я — с теми, чьи сердца смирились ради Меня48.

 

 
 


46 Посланник Аллаха сказал: «В последнюю треть каждой ночи Всевышний Аллах нисходит к нижнему небу и говорит: "Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?"» [аль-Бухари; Муслим].

47 Подразумевается хадис: «Всякое благое дело сына Адама умножится, и воздаяние за доброе дело будет [по меньшей мере] десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного. Всевышний Аллах сказал; "За исключением поста, ибо, поистине, пост для Меня, и Я воздам за него: человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей еды ради Меня! Постящегося ждут две радости: одна при разговении, а другая— при встрече с Господом. И, поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!"» [аль-Бухари; Муслим].

48 Указание на хадис, который приводит Ахмад и Абу Ну'айм. В этом хадисе Муса спросил: «Господи! Где мне найти Тебя?» А Всевышний ответил: «Я — у тех, чьи сердца смиренны...»

 

142 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


Этот съеденный кусок не переставал причинять ему вред до тех пор, пока принесённый им недуг не поразил его детей, и тогда Проницательный, Сведущий послал им лекарство через лекарей бытия: «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным» (сура 20 «Та Ха», аят 123). Лекарь охранил их посредством запретов, сохранил силу посредством велений, изгнал из них скверные элементы посредством покаяния, и здравие и благополучие пришло к ним со всех сторон.

О тот, кто лишился силы своей и не сумел сберечь её, поддался болезни своей и не воздерживается от того, что вредит ему, и не желает терпеть горечь вызывания рвоты! Жди скорой гибели, поскольку болезнь со временем только усилится! Вот если бы предопределение помогло и ты помог бы лекарю вылечить тебя, воздерживаясь от потакания низким страстям, то ты получил бы взамен разнообразные удовольствия и наслаждения. Однако дым страстей закрывает око сознания, и ты счёл, что благоразумно продать обещание за деньги.

О ослеплённый разум! Он отказывается потерпеть немного и согласен выносить вечное унижение. Человек пускается в путь ради мира этого, который вскоре ускользнёт от него, и не желает пускаться в путь ради мира вечного, который идёт к нему!

Если увидишь человека, который отдаёт ценное, покупая ничтожное, продаёт великое за незначительное, то знай, что он неразумен.

 

 

Раздел

Полезные выводы и наставления из истории Адама

П

оскольку покорность Аллаху ('убудиййа) была в Адаме неизменной, грех не причинил ему вреда.

«О сын Адама! Если ты встретишь Меня с грехами размером с землю, но встретишь Меня, не придавая Мне никаких сотоварищей, то Я встречу тебя с такого же размера прощением!» [Муслим].

Поскольку Господь знает, что раб Его совершил проступок не с намерением противоречия ему и не ставя под сомнение мудрость Его, то Он научил его, как попросить прощения у Него: «Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние» (сура 2 «Корова», аят 37).

Раб не желал посредством своего ослушания противоречить Господу своему и проявлять дерзость, нарушая установленные Им запреты. Его натура взяла верх над ним, душа и шайтан приукрасили ему деяние его, страсть одолела его, но при этом он верит, что может обрести прощение, и надеется обрести его.

Это если говорить о рабе. Если же говорить о Господстве, то тут мы имеем претворение постановления в жизнь, демонстрацию величия Господства и уни-

 

 

144 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


женности, покорности Господу ('убудиййа), абсолютную невозможность обойтись без Господа, проявление следствий прекрасных имён Аллаха, таких как Снисходительный, Прощающий, Принимающий покаяние, Выдержанный по отношению к тем, кто приносит покаяние и сожалеет о содеянном, а также таких имён, как Мстящий, Справедливый и Обладатель сильной хватки — по отношению к тем, кто упорствует в своем грехе и заслуживает позора. Всевышний Аллах желает показать рабу Своему, что только Он совершенен, тогда как раб несовершенен и нуждается в Нём, и Он демонстрирует ему совершенство Своего могущества и величия, и совершенство Своего прощения и милости, и совершенство Своего благодеяния, сокрытия, терпимости, великодушия и снисходительности. И Он демонстрирует, что Его милость к нему — благодеяние по отношению к нему, а не противодействие, и что если Он не покроет его Своим прощением и милостью, то его ждёт неминуемая гибель.

Преславен Аллах! Сколько мудрости в предопределении греха! И сколько в нём пользы и милости для раба. Если только он покается! Покаяние после греха — как глоток лекарства для больного, и бывает, что болезнь способствует выздоровлению.

 

Упрёк порой имеет похвальные последствия

И болезнь порой способствует выздоровлению...

Если бы не предопределение греха, потомка Адама погубило бы самолюбование.

Грех, совершив который, человек становится смиренным, любимее для Аллаха, чем покорность, которая порождает в нём дерзость.


Полезные выводы и наставления из истории Адама 145

 

 


Свеча победы ставится на подсвечник смирения.

Наибольший почёт, который раб Аллаха может оказать душе своей, заключается в унижении её, и ничто не поможет ему сделать её великой так, как усмирение её, и наилучший отдых для неё — тот, который он предоставляет ей, утомляя её. Как говорится:

 

Я душу свою утомлю иль обрету отдохновение,

Поистине, унижение души для неё — почтение...

Ничто не насыщает душу так, как голод, и ничто не гарантирует ей безопасность так, как страх, и нет для неё лучшей близости, чем отдаление её от всего, кроме её Творца и Создателя, и ничто не оживляет её так, как умерщвление её.

 

Смерть душ является жизнью для них:

Кто хочет жить, тот должен умереть...

Напиток страсти сладок, однако вызывает жажду.

Кто помнит о тисках капкана, тому нетрудно оставить насыпанные в него зёрна.

О запутавшийся в сетях страстей: нужен лишь решительный прыжок — и сеть разорвана!

Предопределённое непременно свершится, и лучше тебе проявить смирение.

Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй, и Он попросил у тебя взаймы одно зёрнышко, но ты по-

 

 

146 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


скупился отдать его, и Он сотворил семь морей и хотел от тебя одну слезу, но глаз твой поскупился пролить её.

Разглядывание высекает на сердце образ того, на кого падает взор, а сердце — Кааба, и объект поклонения не одобряет соседство с идолами.

Наслаждения мира этого подобно одолевшей тебя темнокожей женщине, и черноокие гурии удивляются тому, какой скверный выбор делаешь ты и что ты предпочитаешь им. Но когда начинается буря страсти, она засыпает глаза разума и правильный путь скрывается от человека.

Пречист Аллах! Райская обитель украсила себя для женихов, и они принялись трудиться, чтобы собрать брачный дар, и Господь величия дал им возможность познать Его через Его имена и качества, и они принялись трудиться для встречи с Ним, а ты занят падалью...

 

Да сгинет тот, чьё сердце не Тебе принадлежит,

И кто Тебе оставил только свой язык,

Так лживо о любви к Тебе вещающий...

Знание — ковёр, на который ступает только приближённый, а любовь — поэма, которая приводит в восторг лишь по-настоящему любящего.

Любовь — источник в пустыне, к которому не проложен путь, а потому мало кто приходит к нему.

Любящий стремится к уединению и пребыванию наедине с объектом своей любви и наслаждению поминанием его так же, как рыба стремится в воду, а ребёнок стремится к матери.


Полезные выводы и наставления из истории Адама 147

 

 


Я меж домами тихо выхожу в надежде

С сердцем поговорить о тебе — наедине и тайно...

Не будет поклоняющемуся отдохновения нигде, кроме как под райским деревом, и не будет любящему покоя, кроме как в День добавки.

Занимайся Им при жизни, и тогда Он обеспечит тебе [преуспеяние и благо] после смерти.

О тот, кто тратит жизнь свою на противоречие Любимому и отдаление от Него! Нет среди врагов твоих более вредоносного, чем ты сам!

 

Враги не причинят невежественному вреда такого,

Какой он сам себе способен причинить...

Высочайшее стремление — стремление того, кто приготовился к встрече с Любимым и готовит благие дела, а потом радуется после прибытия: «Готовьте для себя добрые деяния, бойтесь Аллаха и знайте, что вы встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих!» (сура 2 «Корова», аят223).

Клянусь Аллахом, враг одолел тебя, только когда покровитель отвернулся от тебя... Не думай, что шайтан победил — просто Хранитель оставил тебя без помощи.

Остерегайся души своей, ибо любая беда, постигающая тебя, постигает тебя из-за неё. Не заключай же с ней перемирия! Клянусь Аллахом, не оказывает ей почёта тот, кто не принижает её, и не возвеличивает её тот, кто не унижает её, и не скрепит её тот, кто не ломает её, и не принесёт ей отдохновения тот, кто не утомляет её, и не

 

 

148 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


обеспечит ей безопасность тот, кто не внушает ей страх, и не доставит ей радость тот, кто не печалит её.

Пречист Аллах! Внешность твоя украшена одеянием богобоязненности, а внутренность твоя — чаша, наполненная вином страстей, и каждый раз, когда ты умащаешь одежду свою благовониями, из-под неё исходит запах опьяняющего напитка, и от тебя отдаляются искренние и к тебе устремляются нечестивцы.

Приходит к тебе разбойник страстей, когда ты пребываешь в месте поклонения, и, видя, что ты не прогоняешь его, донимает тебя до тех пор, пока ему не удастся заставить тебя уйти из мечети.

Будь усерден в своём стремлении — помощь к тебе уже пришла.

Один человек сказал Ма'руфу: «Научи меня любить!» Он же ответил: «Любовь не приходит с обучением».

 

Это стремление, которое убить способно,

Если не будет обещанья скорой встречи...

Не вызывают удивления слова Всевышнего «Они любят Его» (сура 5 «Трапеза», аят 54). Но удивление вызывают Его слова «Он любит их» (сура 5 «Трапеза», аят 54).

Не вызывает удивления нищий бедняк, любящий того, кто делает ему добро, но вызывает удивление благодетель, любящий нищего бедняка.

 

Раздел

 

Качества Аллаха, через которые Он явил Себя

в Коране, и воздействие этого на сердца

К

оран — слова Аллаха, и Аллах явил Себя в Коране Своим рабам через Свои качества.

Иногда Он предстаёт перед ними в одеянии вызывающего благоговейный страх величия и величественности, и шеи смиренно сгибаются, души смиряются, как и голоса, и высокомерие растворяется так же, как растворяется соль в воде.

А иногда Он являет им Себя через качества красоты и совершенства, то есть совершенство имён и красоту качеств и деяний, указывающую на совершенство Сущности. И любовь к Нему вбирает в себя всю силу любви в его сердце в соответствии с теми прекрасными качествами и совершенными описаниями, которые он узнаёт. И сердце Его раба освобождается от любой любви, кроме любви к Нему. И когда кто-то другой пытается обратить эту любовь на себя, то сердце его и вся его внутренняя сущность противится этому всеми силами.

Вас позабыть заставить пытаются сердце,

Но оно не желает поддаваться этим попыткам...

 

То есть любовь остаётся его неотъемлемым свойством, а не чем-то деланным.

 

150 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


А когда Он являет Себя через качества милости, благодеяния, и доброты, то в рабе Его пробуждается надежда. Она распространяется в нём, и вкус её усиливается. Он устремляется к Господу своему, и песнь погонщика надежды сопровождает его в пути. Когда надежда укрепляется, он начинает трудиться со всей серьёзностью и усердием, подобно тому как сеятель, каждый раз, когда его желание получать богатый урожай усиливается, покрывает землю зерном добротно; если же надежда в нём слаба, то и сеет он нерадиво.

Когда же Он являет Себя через качества справедливости, отмщения, гнева, недовольства и наказания, то душа, побуждающая к дурному, усмиряется, и она напрочь лишается своих сил или же они ослабевают, а силы её — страсть, гнев, стремление к пустым развлечениям и забавам, а также к запретному. Алчное стремление к мирским благам сдерживается в ней, и она начинает испытывать страх и соблюдать осторожность.

Когда Он являет Себя через веления, запреты, обещания, наставления, направление посланников, ниспослание Писаний и установление законов, то в душе крепнет стремление подчиняться Его велениям и исполнять их, а также доносить их до других и завещать им исполнение, напоминать о них людям и помнить о них самому, верить принесённому известию, исполнять требование, остерегаться запретного.

Когда Он являет Себя через качества слуха, зрения и знания, в человеке пробуждается сила стыдливости, и он стыдится того, что Господь может увидеть его совершающим нечто неподобающее или услышать от него нечто неподобающее. И он боится скрыть в душе своей что-нибудь такое, за что Он может возненавидеть его. И все свои действия, слова и мысли он взвешивает на весах Шариата, не отпу-

 

Качества Аллаха, явленные в Коране, и воздействие этого на сердца 151

 

 


екая их на волю и не оставляя их под властью натуры и страстей.

А когда Он являет Себя через качества достаточности [для Своих рабов], и заботу об их благополучии, и дарование им удела, и защиту их от бед, помощь Своим приближённым, оберегание их и особую близость к Ним, то в рабе пробуждается сила упования на Него, предания себя на волю Его, довольства всем, что происходит с ним и постигает его по Его желанию. Сутью упования на Аллаха является знание раба о том, что ему достаточно Аллаха, и о том, что всё, что Аллах выбирает для Своего раба, является благом, доверие к Нему и довольство тем, что Он делает с ним, и тем, что Он выбирает для него.

Когда же Он являет Себя через такие качества, как могущество и гордость, душа его — душа успокоившаяся — обнаруживает то, к чему она уже пришла, а именно: смирение пред величием Его, униженность пред Его могуществом и покорность пред гордостью Его, а также смирение сердца и органов тела перед Ним. Человека охватывает спокойствие, умиротворение и торжественность, которые обнаруживаются его сердцем, языком, органами его тела и проявляются в его поведении. Исчезают его легкомыслие, стремление [к тому, к чему не следует стремиться] и вспыльчивость.

Итак, Всевышний Аллах предоставляет рабу Своему возможность познать Его иногда через Его качества Божественности, а иногда — через Его качества Господства.

Знакомство с качествами Божественности рождает в Его рабе особенную любовь, стремление к встрече с Ним, ощущение близости к Нему, радость, которую приносит ему служение Ему, стремление состязаться с другими в приближении к Нему, стремление снискать

 

 

152 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


Его любовь посредством покорности Ему, частое поминание Его, бегство от творений к Нему. Всевышний превращается в его единственную заботу.

А знакомство с качествами Господства приносит с собой упование на Него, потребность в Нём, испрашивание у Него помощи, смирение, покорность и принижение себя перед Ним.

Высшая же степень этого познания — когда раб видит Его Господство в Его Божественности, и Его Божественность — в Его Господстве, и видит хвалу Его в Его царстве, могущество Его — в Его прощении, мудрость Его — в Его предопределении и Его решениях, милость Его — в посылаемых Им испытаниях, даяние Его — в тех случаях, когда Он лишает чего-нибудь Своего раба, Его заботу, доброту, благодеяние и милость — в Его заботе обо всём сущем и оберегании его, Его справедливость — в Его мщении, Его щедрость и великодушие — в Его прощении, сокрытии [грехов и проступков раба Своего] и снисходительности, и видит Его мудрость и милость в Его велениях и запретах, Его могущество — в Его довольстве и гневе, Его терпеливость — в том, как Он предоставляет отсрочку Своему рабу, щедрость Его — в Его внимании к Своему рабу и Его самодостаточность — в том, как Он отворачивается от него.

Когда ты размышляешь над Кораном и оберегаешь его от искажения и от суждений о нём, основанных на умозаключениях схоластиков, и идей тех, кто прибегает к измышлениям, он показывает тебе Царя, Вседержителя над Его небесами, над Его Троном — Он распоряжается делами Своих рабов, повелевает и запрещает, направляет посланников и ниспосылает Писания, проявляет довольство и гневается, вознаграждает и наказывает, даёт и лишает, дарует величие и унижает, по-

 

 

Качества Аллаха, явленные в Коране, и воздействие этого на сердца 153

 

 


нижает и повышает, видит из-за семи небес и слышит, знает всё тайное и явное. Он делает, что пожелает, обладает всеми качествами, указывающими на совершенство, и свободен от всех изъянов. Ни мельчайшая частичка, ни то, что больше неё, не двигается иначе как с Его позволения, ни один листок не падает без Его ведома, и никто не сможет ходатайствовать перед Ним без Его позволения, ибо нет у Его рабов иного покровителя и заступника, кроме Него.

 

Раздел

История переселения (хиджра)

и достоинства Абу Бакра ас-Сыддика

К

огда Посланник принял присягу людей в Акабе49, он велел своим сподвижникам переселяться в Медину. Курайшиты узнали о том, что у него уже много сподвижников и что они готовы защищать его. И они принялись думать, что им делать с ним. Кто-то предложил посадить его под стражу, кто-то считал, что его следует изгнать. В конце концов они приняли согласное решение убить его.

Но гонец с небес принёс благую весть. Ему велено было оставить постель свою, и в ту ночь на его месте спал 'Али, а ас-Сыддик отправился в путь вместе с Посланником .

Когда дома Мекки остались позади, ас-Сыддик стал проявлять бдительность и крайнюю осторожность. Думая о том, что впереди может быть засада, он двигался впереди Посланника , а подумав о том, что за ними может быть погоня, он двигался позади него, а иногда — справа или слева от него, и так продолжалось до тех пор, пока они не добрались до пещеры.

Ас-Сыддик первым вошёл в пещеру — на случай, если там их будет подстерегать какая-нибудь опасность.

 

 
 


49 Речь идёт о второй присяге в Акабе.

 

История переселения (хиджра) и достоинства Абу Бакра ас-Сыддика 155

 

 


И Аллах взрастил дерево, которого там прежде не было, и оно прикрыло собой преследуемых и ввело в заблуждение преследователей. И пришёл паук и затянул вход в пещеру своей паутиной, словно завесой, дабы закрыть сидящих в пещере от тех, кто шёл по их следу. И Всевышний Аллах послал двух голубей, которые свили гнездо, чтобы сбить преследователей с толку50. И это большее чудо, нежели сопротивление преследователям посредством войска.

Когда преследователи остановились над самыми их головами и Посланник и ас-Сыддик могли слышать их слова, встревоженный ас-Сыддик, сказал: «О Посланник Аллаха! Если бы любой из них посмотрел себе под ноги, он увидел бы там нас!» Посланник Аллаха сказал: «О Абу Бакр, что ты думаешь о двоих, с которыми третий — Аллах?!» [аль-Бухари; Муслим].

Увидев, что он встревожился, но не за себя, Посланник укрепил сердце его радостной вестью: «Не скорби, ибо Аллах — с нами» (сура 9 «Покаяние», аят 40). Эта близость существовала не только на словах. О Пророке и Абу Бакре говорили: Посланник Аллаха и сподвижник Посланника Аллаха , а когда Пророк умер, Абу Бакра стали называть преемником Посланника Аллаха . А с его смертью правителей перестали называть преемниками Посланника Аллаха . Правителя стали называть «повелитель верующих».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных