Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.




Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь Фейербаха, но считал, что человек не только природное сущ-во, а есть природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к универсальному и свободному существу. Природа сущ-ет как продолжение человека и способ жизнедеятельности. Растения, камни - человеческого сознания, как объект природоведения и частично как объект искусства. В этом специфика и оригинальность гуманистического материализма Маркса. Универсальность человека - в его обществен-ной природе. Общественный человек по Марксу видит перспективу в возможности активного преобразования природы в интересах человека. Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии.

 

48. Экзистенциализм: проблемы человеческого существования. С. Кьеркегор – родоначальник экзистенциализма.

Экзистенциализм (лат. Existentia - существование) – философское течение ХХ в. Его основной интерес направлен на изучение человека с его заботами, печалями, переживаниями.

Экзистенция, т. е. существование, понимается как единство субъекта и объекта, открытость субъекта перед чем – то иным и стремление к этому иному.

Религиозные экзистенциалисты это иное видят в Боге (К. Ясперс, Н.А Бердяев, Л.И. Шестов, Г. Марсель), а атеистические - в качестве этого иного видят ничто, они считают, что человек сам создает себя и осуществляет свободу (А. Камю, Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар ).

С точки зрения экзистенциалистов предмет философии – бытие, а доступ к нему возможен через существование людей. Осознание людьми своей смертности, ранимости, уязвимости связаны с ощущением тревоги и страха, причём понятие страха является наиболее важным, т. к. оно выражает самые глубокие переживания людей. В состоянии страха человек оказывается наедине со своим существованием.

Экзистенциализм сумел обратиться к таким интимным сторонам человеческого бытия, которые не могут быть выражены наукой, ее языком. Вопросы о мире, о душе, Боге недоступны науке, на них нельзя ответить с помощью проведения каких – либо экспериментов. Представители этого направления призывали не верить безоглядно в науку и технику, они были против конформизма, т. е. приспосабливающегося к реалиям сознания. Именно это отличает экзистенциальное мышление от научного.

Впервые понятие «экзистенция» было употреблено С. Кьеркегором (1813-1855, Копенгаген) - датским теологом, философом - идеалистом и писателем. Его считают родоначальником экзистенциализма. Кьеркегор выделяет субъективную («экзистенциальную») диалектику, которая является средством сохранить отношение личности к Богу. На пути к Богу человек, согласно Кьеркегору, проходит три качественно различные стадии - эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивид достигает эмоционального наслаждения отказом от обретения «истины» своего существования; этот отказ неизбежно ведет к неудовлетворенности и «отчаянию», однако это еще не истинное отчаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значения своей личности; другого пути нет.

В своем произведении «Страх и трепет» он анализирует негативные состояния духовной жизни: страх, тревога, досада, беспокойство. Кьеркегор рассматривает их в качестве решающей силы в обращении человека к христианству. Эти экстремальные состояния оцениваются им как исключительно важные в жизни человека лишь в той мере, в какой в них способна проявиться его свобода, в соответствии с божественной волей и словом. Бог требует от верующего максимума его «человечности», а это означает, по Кьеркегору, свободы от причинной, природной и социальной зависимости. Кьеркегор усматривает в личности истинно человеческое содержание лишь в том случае, если ей удается преодолеть состояние, когда свободный моральный выбор жестко ограничен, пусть даже и собственной психикой человека.

Из этого можно сделать вывод, что этике Кьеркегора не свойственно нагнетание и провозглашение страха, тревоги и беспокойства. Личность должна ясно осознавать ответственность за выбор и быть готова противопоставить этим чувствам «всю тотальность» своего Я. Потому и всевозможные, часто ошибочные поступки человека являются, в конечном счете, продуктивными, так как позволяют ему испытать реальность собственной свободы и в полной мере ощутить свои внутренние границы. Человеку действительно дано многое и ему есть, чем распорядиться, но исходная аксиома христианства, что источником всего истинно доброго в человеке может быть только Бог, а все остальное человеческое изначально греховно, принимается без каких-либо разговоров.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных