Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по выполнения контрольных работ для студентов заочного отделения.

Дисциплина «Основы философии»

Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

При заочной форме обучения контрольная работа является основным видом межсессионного контроля студенческих знаний.

Основная задача студента при выполнении контрольной заключается в том, чтобы продемонстрировать насколько хорошо он овладел учебным материалом по данной теме.

Контрольная работа по дисциплине «Основы философии»

состоит из 3-х вопросов:

1-ый вопрос посвящен истории развития философской мысли. При ответе на него студент должен самостоятельно проанализировать и оценить вклад в мировую культуру той или иной философской концепции. Необходимо кратко охарактеризовать жизненный и творческий путь автора концепции, проследить влияние концепции на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли. Завершать ответ должна оценка актуальности исследуемых философских идей. Целесообразно использовать хрестоматию по истории философии [ [1] ].

2-ой вопрос предполагает анализ философского понятия. Необходимо учесть, что смысловое значение терминов, схожих по написанию и звучанию, как правило, бывает различным. Каждая философская школа имеет свой словарь, в котором выражена мировоззренческая специфика решаемых проблем. Поэтому при ответе на второй вопрос следует представить различные подходы к раскрытию содержания той или иной философской категории. Целесообразно использовать философский словарь [ [2] ].

3-ий вопрос нацелен на формирование умения самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции. Необходимо выразить собственную аргументированную точку зрения, по возможности привести примеры.

Оформление работы:

Работа выполняется на ученических тетрадях 12-18 листов.

Объем работы не более 15 письменных листов.

Работа должна включать в себя:

 

- титульный лист

(ФИО студента, номер группы, курс, специальность);

 

- план

(номер варианта и перечень вопросов);

 

- основную часть

(ответы на вопросы);

 

- список литературы

(литература должна располагается в алфавитном порядке; указывается фамилия и инициалы автора, название книги, ее место и год издания) [ [3] ].

 

Что касается критериев оценки содержания, то условием положительной оценки является отсутствие грубых ошибок и приемлемая степень выполнения задания. Работа не может быть засчитана, если обнаруживается факт дословного списывания источника. Вместе с тем, осмысленное предложение словами учебного текста вполне допустимо.

Варианты контрольной работы по дисциплине «Основы философии».

Вариант № 1

1. Охарактеризуйте философскую концепцию Платона (427 – 347 гг. до н.э.) об идеях.

2. Характеристика понятия «бытие».

 

Рекомендации:

1. Рассказать: - о жизненном пути философа; - о школе Платона; - о концепцию идей.

2. Дать определение и раскрыть сущность философской категории «бытие».

Вариант № 2

1. Охарактеризуйте основные положения учения Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) о государстве.

2. Характеристика понятия «материя».

 

Рекомендации:

1. Охарактеризовать жизненный путь Аристотеля. Проанализировать концепцию философа о государстве (дать определение «государства» и «права», выделить структуру государства). Оценить вклад концепции Аристотеля о государстве в науку.

2. Дать определение и раскрыть сущность философской категории «материя».

Вариант № 3

1. Охарактеризовать основные положения трактата Августина (354 – 430 гг.) «О граде Божьем».

2. Характеристика понятия «сознание».

 

Рекомендации:

1. Охарактеризовать жизненный путь Аврелия Августина. Проанализировать концепции философа о двух градах (граде Божьем и граде земном). Оценить вклад Августина в философию средневековья.

2. Дать определение и раскрыть сущность философской категории «сознание».

Вариант № 4

1. Охарактеризовать основные положения труда Никколо Макиавелли (1459 -1527 гг.) «Государь».

2. Характеристика понятия «время».

Рекомендации:

1. Рассмотреть жизненный путь Н. Макиавелли. Проанализировать концепцию философа о государстве и государе. Какими качествами, по мнению, Макиавелли должен обладать правитель? Оценить вклад Макиавелли в философию.

2. Дать определение и раскрыть сущность философской категории «время».

Вариант № 5

1. Охарактеризовать основные положения концепции чувственного познания

Джона Локка (1632 – 1704 гг.).

2. Характеристика понятия «качество».

 

Рекомендации:

1. Рассмотреть жизненный путь Джона Локка. Проанализировать концепцию чувственного познания.

2. Дать определение и раскрыть сущность философской категории «качество».

Вариант № 6

1. Охарактеризовать концепцию Томаса Гоббса (1588 – 1679 гг.) о государстве

по работе «Левиафан».

2. Характеристика понятия «количество».

 

Рекомендации:

1. Рассмотреть жизненный путь Томаса Гоббса. Проанализируйте его теорию о государстве по работе «Левиафан». Значение концепции философа для мировой философии и политологии.

2. Дать определение и раскрыть сущность философской категории «качество».

Вариант № 7

1. Рассмотреть учение Николая Бердяева (1874 – 1948 гг.) о личности.

2. Характеристика понятия «дух».

 

Рекомендации:

1. Рассмотреть жизненный путь и творчество Н.Бердяева. Проанализировать учение философа о личности. Указать значение концепции для мировой философии.

2. Дать определение и раскрыть сущность философской категории «дух».

 

Вариант № 8

1. Рассмотреть подход Ганса Ленка (род. 1935 г.) к науке, технике, социологии.

2. Характеристика понятий «добро» и «зло».

 

Рекомендации:

1. Рассмотреть творчество Г. Ленка. Указать, как философ раскрывал понятие «науки», «техники».

2. Дать определение и раскрыть сущность философских категорий «добро» и «зло».

 

Вариант № 9

1. Рассмотреть герменевтику Мартина Хайдеггера (1889 – 1976 гг.)

2. Характеристика понятия «ценность».

 

Рекомендации:

1. Рассмотреть жизненный и творческий путь М. Хайдеггера. Определение и сущность «герменевтики» по Хайдеггеру.

2. Дать определение и раскрыть сущность философской категории «ценность».

 

Вариант № 10

1. Рассмотреть концепцию культурно-исторических типов

Арнольда Тойнби (1889 – 1975 гг.).

2. Характеристика понятия «истина».

Рекомендации:

1. Рассмотреть жизненный и творческий путь А. Тойнби. Какое определение цивилизации давал философ? Проанализировать развитие цивилизации по Тойнби.

2. Дать определение и раскрыть сущность философской категории «истина».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Антология мировой философии. М., 1969 – 1971 гг.

2. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4-х т. М., 1976 г.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993 г.

4. Бэкон Ф. О достоинствах и приумножении наук. Соч.: в 2-х т. М., 1977 г.

5. Булгаков С.Н. Трагедия философии. М., 1993 г.

6. Виндельбанд В. История древней философии. Спб., 1983 г.

7. Вундт В. Введение в философию. Спб., 1902 г.

8. Гадамер Х.Г Истина и метод. М.,1988 г.

9. Гегель Г.В. Лекции по философии истории. Спб.: в 4-х т. М, 1984 г.

10. Гегель Г.В. Философия права. М., 1990 г.

11. Гоббс Т. Основы философии. Соч.: в 2-х т. М.,1989 г.

12. Гоббс Т. Левиафан. М., 1991 г.

13. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: ТОН, 1999.

14. Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2000.

15. Губин В.Д. Философия // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. – М.: Олимп, 1999.

16. Данилевский Н.Я. Россия и Европа М., 1991 г.

17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. – М.: Мысль, 1979.

18. Дюринг Е. Ценность жизни Спб., 1983 г.

19. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. М., 1994 г.

20. Ильин И.А. Понятие права и силы. М.,1993 г.

21. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994 г.

22. Карсавин Л.П. Философия истории. Спб., 1993 г.

23. Кассирер Э. Лекции по философии и культуре. М., 1985 г.

24. Лейбниц Г.В. Начало природы и благодати. М.,1982 г.

25. Ленин В.И. Государство и революция. Спб., 1965 г.

26. Локк Д. Два трактата о правлении. М., 1989 г.

27. Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1993.

28. Лосский Н.О. Ведение в философию. Спб., 1911 г.

29. Маковельский А.О. Введение в философию. 1978 г.

30. Мудрецы Китая. Спб., 1994 г.

31. Мюллер М. Смысловые толкования истории. М., 1990 г.

32. Назаров В.Н. Систематическая философия. Т., 1999 г.

33. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань., 1994 г.

34. Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. М., 1995 г.

35. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство, 1991.

36. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Что такое философия. – М.: Наука, 1991.

37. Паскаль Б. Мысли. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.

38. Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. Соч.: в 4-х т. М., 1990 г.

39. Рассел Б. История западной философии. М., 1993 г.

40. Рейн Ю. Что надо знать по философии?: Конспективные сведения по истории философии. Спб.,1902 г.

41. Риккерт Г. Философия жизни. Спб, 1992 г.

42. Рихтер Р.Г. Введение в философию. Спб., 1908 г.

43. Руссо Ж.Ж. О причинах неравенства. Спб., 1977 г.

44. Современная западная философия. Словарь. Составили В.В. Малахов, В.П. Филатов. – М.: ТОН, 2000.

45. Соловьев В.с. Значение государства. М., 1989 г.

46. Сорокин П.А. Кризис нашего времени. // Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1992.

47. Спенсер Г. Введение в философию. В кратком изложении. Самара, 1897 г.

48. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991 г.

49. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М.: Высшая школа, 1994.

50. Чаадаев П.Я. Философские письма. // Статьи и письма. – М., 1989.

51. Фейербах Л. Лекции о сущности религии М., 1955 г.

52. Философский энциклопедический словарь. М., 1983 г.

53. Флоренский П.А. Культ, религия, культура. М., 1977 г.

54. Франк С.Л. Введение в философию. Берлин, 1923 г.

55. Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.

56. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика, 1990.

57. Хейдегер М. О сущности истины. М., 1991 г.

58. Хейдегер М. Вопрос о технике. М., 1974 г.

59. Хейдегер М. Время и бытие. М., 1993 г.

60. Хрестоматия по истории философии. В 3 т. – М.: Владос, 2000.

61. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. М.,1992 г.

62. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993 г.

63. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1972 г.

64. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991 г.

 


[1] Хрестоматия по истории философии. В 3 т. – М.: Владос, 2000.

 

[2] Философский энциклопедический словарь. М., 1983 г.

 

[3] Например: Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Е издание, исправленное и дополненное.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных