Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимосвязь питания и здоровья.




Сократ свое отношение к питанию выразил так: «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод и жажда.»

Гиппократ

 

Гиппократ утверждал, что питание - дело индивидуальное. Ведь состав пищи зависит от климата и географических условий, характера труда, быта, индивидуальных особенностей организма: конституции, возраста, полноты, роста, массы тела, интенсивности процесса обмена веществ, а также вкусов и рациональных привычек человека. Итак, второе место по важности в питании древних занимал принцип умеренности и индивидуальности питания, особенно в зависимости от возраста человека. "Молодые люди нуждаются в большем количестве пищи, нежели старики, ибо обладают большим количеством врожденной теплоты",- писал Гиппократ. Удивительно, что, упоминая о "врожденной теплоте", Гиппократ впервые называет питательные вещества горючими. Неудивительно, что мудрец древности был так близок к современному уровню понимания процессов, протекающих в организме человека.

В древности большое внимание уделяли обработке пищи, считая, что при этом она приобретает лучшую "удобоваримость". Уже в то время считали, что продукты питания должны быть натуральными, то есть меньше подвержены различной кулинарной обработке, снижающей качество натуральных продуктов, то есть их полезные свойства. Так, Гиппократ считал, что "для молодых изменение пищи через приготовление требуется незначительное, для пожилых же никакого". Большое внимание в древности уделяли климатическому фактору. Зимой рекомендовали употреблять больше так называемой греющей пищи: животные жиры, мясо, а летом - овощи, фрукты, растения, молочные продукты.

Современная наука однозначно высказывается за разнообразное питание, но, естественно, необходимо учитывать времена года. Например, в зимнее время можно рекомендовать большее употребление животной пищи, а в летнее же - растительно-молочной.

Уже в древние времена медики особое внимание уделяли полноте. Видимо, уже тогда было достаточно тучных людей. Естественно, что в основном с реди имущих классов, ни в чем себе не отказывавших. Уже много веков назад врачи понимали, что полнота - это опасный для здоровья недуг. "Чрезмерное насыщение желудка приводит к болезни. Тучные люди умирают чаще, чем худощавые", "Полнеть - значит стареть", "Всякая чрезмерность в питании есть враг природы и здоровья" - вот несколько мудрых изречений, имеющих многовековую историю. Удивительно, но многие из них не потеряли своей актуальности и для современного человека.

Говоря о чрезмерном питании, Гиппократ предостерегал и от слишком строгого и малопитательного режима питания. Он был сторонником разумного и рационального режима питания: "Ни пресыщение, ни голод, ни все то, что выходит из границ -природы, не может быть полезным".

Рекомендации великого врача древности должны быть серьезным предупреждением для всех тех, кто дает необоснованные, ненаучные советы по разного рода голоданию, по "модным" диетам, а особенно для тех, кто этим советам следует без вдумчивого научного подхода к своему питанию. Гиппократ, видимо, знал то, что советовал. Ведь он долго был практикующим врачом. Да и современной науке, особенно медицине, известны довольно многочисленные и нередко трагические случаи приверженцев разного рода голоданий, "модных" диет похудания... Иногда те, кто бездумно следует таким диетам, попадают в больницы в таком состоянии, когда медицина уже бессильна помочь. Жаль, что зачастую авторы такого рода диет и советов, приводящих к трагическим последствиям, не несут ответственности за свои действия, а ихможно квалифицировать как уголовно наказуемые, так как они подрывают самое дорогое, что есть у человека,- его здоровье

Одной из ключевых позиций здорового образа жизни древние считали опорожнение кишечника. Например, Гиппократ считал, что нельзя "слишком долго задерживать испражнения"; для регулярного опорожнения кишечника он советовал больше употреблять овощей, фруктов. Они стимулируют лучшее переваривание и тем способствуют более быстрому и полному выводу из организма "шлаков" и очищению организма.

Авиценна

Большое внимание вопросам рационального питания уделял Ибн Сина (Авиценна). Великий сын таджикского народа, философ, врач, ученый в своем грандиозном труде "Канон врачебной науки" фактически изложил основные принципы научного рационального питания и дал большое количество практических советов по вопросам питания, которые в высшей степени актуальны и в наши дни.

Правильный режим питания - это один из основных принципов современной науки о питании. Однако это понимали и наши великие предки. Авиценна в названном выше труде писал: "Не нужно в один раз кормить слишком много, а лучше кормить понемножку и многократно. Если сразу накормить досыта, то это часто приводит к остолбенению, вздутию живота, скоплению ветра..."

Несвоевременный прием пищи, особенно когда желудок еще не очистился от нее после предыдущего приема, Авиценна считал недопустимым: "Вреднее всего для тела принятие пищи на несозревшую и непереваренную пищу. Нет хуже, чем несварение желудка в особенности от плохой пищи. Когда несварение желудка происходит от грубой пищи, то оно влечет за собой боль в суставах и почках, частое и тяжелое дыхание, подагру, отвердение селезенки и печени, а также различные болезни, связанные со слизью и черной желчью..."

Авиценна рекомендовал соблюдать режим и в питье, не менять его, а придерживаться обычного режима.

Большое значение для правильного питания имеет, как считал Авиценна (и И. П. Павлов), аппетит. Он рекомендовал есть только с аппетитом, "а также не сдерживать аппетита, когда он разгорается". Он объяснял, почему такое воздержание вредно. Если воздерживаться от еды во время пришедшего аппетита, в желудке образуется агрессивный сок. "В результате терпения голода желудок наполняется плохим ихорообразным соком".

Однако Авиценна имел в виду не ложный, а истинный аппетит. Он советовал не есть, пока не появится настоящий аппетит и пока желудок не сумел освободиться от прежней еды. "Вреднее всего для тела принятие пищи, если желудок еще не успел освободиться от содержимого".

Самым большим пороком в питании Авиценна считал переедание. Он был страстным пропагандистом умеренности. Избыточное питание - это плохо. Он советовал: если "почувствуете излишек, то нужно поспешить вывести его... Знай, что нет ничего хуже, чем переедать... Чрезмерное перенасыщение при всех обстоятельствах, будет ли оно от еды или питья, приводит к смерти. В результате чрезмерного насыщения немало людей задохнулось и умерло".

В этом вопросе Авиценна следует советам Сократа и Галена, которые рекомендовали есть столько, сколько необходимо для организма, и вставать из-за стола с легким чувством голода. Авиценна писал: "Не следует наполнять желудок до такой степени, при которой не остается места для дополнительной пищи, а надо переставать есть еще при наличии некоторого аппетита. Этот остаток аппетита является порождением чувства голода, которое через незначительное время исчезает".

Авиценна считал, что человеку следует съедать такое количество пищи, которое бы не обременяло и не "раздувало" бы его. После еды он не должен испытывать чувства тошноты, страдать открыжкой, не должно иметь места учащение пульса или ухудшение дыхания вследствие сдавливания переполненным желудком грудобрюшной преграды, что ведет к поджатию легких и укорочению дыхания.

Как мы отметили выше, не рекомендовал Авиценна и "перепивать", то есть пить много воды.

Кроме ожирения, переедание приводит и к другим нарушениям. "После чрезмерного употребления сухой пищи пропадает сила, портится цвет кожи, высыхает естество... Много жира - вялость и отсутствие аппетита... Чрезмерное употребление кислой пищи вредит желудку, а соленая пища еще и глазам".

Вообще Авиценна дает много советов о том, что, когда, с чем и как есть, обращая особое внимание на так называемую несовместимость некоторых продуктов. Для нормального питания он считал целесообразным употребление таких продуктов, которые-как бы нивелируют действие друг друга, создают оптимальное равновесие. Так, если съеден огурец и тыква, то их действие уравновешивается противодействием таких средств, как чеснок и порей.

Хуже всего, утверждал Авиценна, мешать разнообразную пищу и есть слишком долго, ибо пища, съеденная позже, соединяется со съеденной раньше, когда та уже начала перевариваться.. Употребление разнообразной пищи является, как считал Авиценна, нецелесообразным не только из-за поступления в желудок разнообразных продуктов, требующих неодинакового времени для переваривания, и несовместимости поступления удобоваримых и неудобоваримых веществ, но и потому, что в этом случае создается возможность съесть больше, чем при употреблении однообразной пищи.

Авиценна, в частности, указывает на случаи, если можно так. выразиться, "классической" несовместимости продуктов. Он не рекомендовал потребление молока одновременно с кислыми продуктами питания: мешать в еде рыбу с молоком (кстати, об этом же говорится в знаменитом "Салернском кодексе").

Кроме так называемой общей несовместимости может быть и индивидуальная, присущая конкретному человеку несовместимость. Авиценна связывает ее и с переносимостью. Он считал, что если, например, человеку неприятны сладости, то после них он рекомендовал употребление кислых напитков (уксуса, гранатового сока и т. п.). А если неприятно кислое, то после такой еды он советовал есть мед и пить также вино (а вот последнее мы бы оспорили).

Много места в своих трудах Авиценна уделял роли клетчатки "в пищеварении. Он как бы предвидел наш век рафинированных продуктов питания. Удаление невсасывающейся клетчатки, происходящее при подавляющем большинстве современных методов изготовления пищевых продуктов, оказывает глубокое и, как правило, негативное влияние на объем и содержание стула, бактериальную флору, внутрипросветное давление и кишечную перистальтику. Проводившиеся в некоторых зарубежных странах эпидемиологические наблюдения, свидетельствуют о том, что такие заболевания, как аппендицит, дивертикулез, аденоматочные полипы и карцинома кишечника, тесно связаны с употреблением изысканной пищи

Авиценна для хорошего пищеварения рекомендовал употреблять побольше овощей: капусту, свеклу, петрушку, цветную капусту, марь многолистную (лебеду), портулак огородный и дикий цикорий. Полным же он советовал потреблять такие богатые клетчаткой продукты, как неочищенные от кожуры огурцы и хлеб с отрубями.

 

Вообще при наличии каких-либо трудностей, препятствующих нормальному пищеварению, Авиценна рекомендовал питаться почаще и небольшими порциями.

Интересна точка зрения Авиценны и на голодание. Он считал, что голодание необходимо, когда человек накануне употребил слишком много пищи. При этом Авиценна в "помощь голоданию" рекомендовал и физические упражнения. Человеку, который накануне слишком переел, он считал полезным "долго и медленно ходить". Вообще "после еды физические упражнения должны быть только легкими и плавными". Авиценна соглашался с Руфом Мезонием, что ходить после еды хорошо: "Я одобряю такое хождение, в особенности после еды, ибо это хорошо подготавливает место для вечерней еды".

В зависимость от количества принятой пищи Авиценна ставил и сон человека. Если, например, человек съел слишком много пищи, "спать нужно ему немного, на правой стороне, потом на левой, затем снова на правой, причем члены должны располагаться так, чтобы голова была выше ног". Но, считал Авиценна, спать плохо как на переполненный, так и на пустой желудок. Идеальным сном он считал тот, который имеет место после спуска пищи из желудка в кишечник.

Авиценна считал, что при организации своего питания надо учитывать и свой возраст. К примеру, "когда человек уже в летах, его тело не будет принимать столько пищи, сколько он принимал в молодости".

Касаясь состояния принимаемой пищи, Авиценна писал: "Зимой следует есть горячую пищу, а летом холодную или теплую, при этом она не должна быть столь горячей или холодной, чтобы нельзя было терпеть".

 

Аристотель и Гален

Античная теория питания связана с именами Аристотеля и Галена и является частью их представлений о живом. Согласно этой теории питание всех структур организма происходит за счет крови, которая непрерывно образуется в пищеварительной системе из пищевых веществ в результате сложного процесса неизвестной природы, в некотором от­ношении сходного с брожением. В печени происходит очистка этой крови, после чего она используется для питания всех органов и тканей. На основе этих представлений были построены многочисленные лечеб­ные диеты, которые должны были обеспечить более легкое превращение пищи в кровь и лучшие свойства последней.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных