Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Церковь святого Фомы

Христианство в Индии

Екатерина Костина

Несмотря на то что Индия является светским государством, она хранит богатейшее религиозное наследие. На территории этой страны проживают последователи практически всех религий: индусы, джайны, мусульмане, буддисты, сикхи, иудеи, парсы. Индийские христиане, которых в наши дни насчитывается до 25 млн. (из них 17 млн. – католики), по праву гордятся тем, что их Церковь была основана одной из первых, раньше, чем в большинстве стран Европы.

Можно отметить три основных этапа проникновения христианства в Индию. Так, по преданию, первая христианская община была сформирована здесь апостолом Фомой еще в 52 г. н. э.

Церковь святого Фомы

Индийская церковь Святого Фомы — одна из 37-и апостольских церквей, основанных во времена учеников Христа. Сейчас она входит в группу пяти Древних Восточных Церквей наряду с Сирийской, Коптской, Эфиопской и Армянской. В наше время насчитывается около двух миллионов последователей этого течения, проживающих, в основном, в индийском штате Керала на юго-западном побережье полуострова Индостан, где проповедовал и был казнен апостол Фома.

Прежде чем более подробно говорить о Церкви Св. Фомы, следует сказать несколько слов о личности ее основателя. О святом Фоме известно немного, однако его характер очерчен яснее, чем у других апостолов. Его имя упоминается во всех синоптических Евангелиях (Мф. 10, 3; Мк. 3, 18; Лк. 6), а также в книге Деяний (1, 13), но в Евангелии от Иоанна Фоме уделяется особое внимание. Во-первых, когда Иисус объявляет о своем намерении вернуться в Иудею, чтобы посетить Лазаря, Фома, называемый также "Дидим" (близнец), говорит остальным апостолам: "Пойдем и мы и умрем с ним!" (Ин. 11, 16). В другой раз, когда Иисус во время прощальной беседы с учениками сказал им "А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете", то именно Фома возразил Ему: "Господи, не знаем, куда идешь, и как можем знать путь?" (Ин. 14, 4 — 5). Но в особенности хорошо Фома известен благодаря своему вошедшему в поговорку неверию, когда прочие апостолы рассказали ему о воскресении Христа: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю", — говорит Фома, но спустя восемь дней, когда Господь вновь явился ученикам и позволил Фоме осязать раны Свои, он восклицает: "Господь мой и Бог мой!", а Иисус ему отвечает: "Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин. 20, 25 – 29). За этот эпизод в сирийских источниках Фому нередко именуют "иудой", хотя впоследствии он не отступал от веры и сделал многое для проповеди христианского учения в Парфии, Мидии и Индии, куда был направлен после сошествия Святого Духа.

Историю проповеди Фомы мы узнаем, преимущественно, из труда "Acta Thomae" ("Деяния Фомы"), созданного в середине III века н. э. в Эдессе и сохранившегося в греческом и сирийском вариантах. Памятник имеет гностический характер и часто приписывается перу самого Вардесана, что объясняет весьма вольную трактовку Священного Писания и появление сказочных сюжетов. Так, например, автор называет Фому братом-близнецом Иисуса Христа, опираясь на греческое слово "Дидим", а в другом месте повествует о битвах своего героя с драконами и прочими чудовищами, населяющими Индию. Тем не менее, в целом рассказ о деяниях Фомы, переданный в "Acta Thomae", был признан авторитетным и зафиксирован у более поздних авторов (Св. Ефрем, Св. Иоанн Златоуст, Св. Григорий Назианзин, историки Евсевий и Теодор).

Вкратце, этот рассказ можно изложить следующим образом. Когда Фома узнал, куда ему предстоит отправиться, он воспротивился и просил иной доли, но по воле Божьей был продан в качестве плотника в рабство Аббану, министру индийского царя Гундапхара (его прообразом послужил царь, правивший в 20 – 46 гг. н. э. в северо-западной Индии и известный по парфянским и индийским легендам, эпиграфике, монетам и летописи Такхт-и-Бахи). Во время путешествия на корабле Фома проповедовал и творил чудеса. Например, в Андраполисе, где путешественники присутствовали на свадьбе дочери местного правителя, Христос явился невесте в облике Фомы и помог ей сохранить девственность. По прибытии в Индию Фома получил деньги на строительство нового дворца, но раздал их бедным. Когда об этом узнал Гундапхар, он приказал заключить Фому в темницу и впоследствии казнить, но в это время смертельно заболевший брат царя увидел чудесный сон. В этом сне Сам Господь явился умирающему и предложил выбрать себе покои на небесах. Он увидел прекрасный золотой дворец, но узнал, что он принадлежит его брату: это то царское золото, которое Фома отдал беднякам. После этого Фома был освобожден, обратил в христианство всю царскую семью и начал активную проповедь в различных городах на юге Индии. Считается, что ему удалось основать 7 общин и построить церкви в городах Маланкар, Палаюр, Кувакаял, Коккамангалам, Коллам, Ниранам и Нилаксал. В конце концов, Фома попал в царство некоего Миздаи (по-видимому, это иранская интерпретация имени потомка Канишки, царя Матхуры Васудевы) и обратил в христианскую веру жену царя Терцию и их сына Вазана. В результате интриг при дворе Миздаи в 72 — 73 г. н. э. Фома был приговорен к смерти и пронзен копьями четырех солдат на холме в Милапури возле современного города Ченнаи, а его мощи были перевезены в III — IV вв. в Эдессу, где хранились до 1258 г., когда их перевезли в Киос, а затем в Ортону.

Вплоть до XV века, когда в Индии высадились первые португальцы, община святого Фомы оставалась практически единой. В средневековое индийское общество христиане вошли на правах отдельной группировки, по принципам организации напоминавшей касту, но выпадавшей из общей иерархии. Подобно другим малочисленным религиозным общинам, христиане занимались, в основном, торговлей через Аравийское море и имели те же права, что и другие жители Индии.

Тем не менее, у первых индийских христиан возникали и серьезные трудности. В первую очередь, на это повлияла удаленность их общины от таких центров христианства, как Рим или Константинополь, поэтому в вопросах богословия и литургии христиане Малабарского побережья следовали традициям своих ближайших соседей. Языком богослужения поначалу официально был тамильский, но впоследствии он был практически вытеснен сирийским. Кроме того, малочисленность общины приводила порой к тому, что в стране не было епископа для рукоположения священников и диаконов. В этом случае епископа призывали из-за границы, а так как зачастую он не знал местного языка, то вся реальная власть (как религиозная, так и гражданская) находилась в руках местных священников, называемых архидиаконами. В VIII веке Индийская Церковь стала автономной, и здесь появился собственный митрополит.

Период колонизации Индии сперва португальцами, а потом и англичанами стал тяжелым испытанием для христиан апостола Фомы. Им постоянно приходилось отстаивать автономию своей Церкви и вследствие этого прибегать к помощи глав других Восточных Церквей. В 1664 г. по их просьбе епископ Мар Григорий Иерусалимский утвердил Мар Фому I главой Индийской Церкви. После завоевания Индии англичанами под влиянием протестантизма в среде индийских христиан вновь начались расколы, и для их предотвращения был призван Антиохийский Патриарх Петр III. Он подтвердил право индийцев иметь собственного митрополита, но вместе с тем усилил свое влияние на данной территории. Сирийская Церковь и Ассирийская Церковь Востока по сей день соперничают за привлечение на свою сторону как можно большего числа христиан — потомков тех, кто когда-то пошел за апостолом Фомой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Никейский символ веры | 

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных