Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДНЕВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Поздним утром клоуны собрались на последнюю репетицию перед шоу. Гонко начал разговор с подбадривания клоунов, чтобы привести их в рабочее состояние, но клоуны, с которыми он работал, были настроены неадекватно, и наставление растянулось во времени. Ему удалось добиться лишь внимания клоунов, что само по себе не являлось большим достижением. Все были На месте, кроме ученика, которого Гонко не ожидал увидеть в ближайшее время. Видимо, ученик слонялся где-то на Аллее интермедий, но уволенные исполнители долго не протягивают. Что решит с ним делать цирк, Гонко не касалось.

Он проверил карманные часы. Оставался час до того, как начнут собираться трюкачи. Их было сегодня немного. На этот раз они приехали с той или иной местной ярмарки Нового Южного Уэльса, с одного из тех мероприятий, где, вдыхая запах коровьих лепешек, бродят люди, где у них крадут бумажники и где они наблюдают за дошкольной пальчиковой живописью. Для этих тварей наступил красный день календаря. Их, без дураков, будут развлекать сегодня.

Гонко скосил глаза на своих подчиненных. Новый парень Джи-Джи прятался за спинами группы, стараясь казаться незаметным. Он выглядел робким, запуганным, явно пасовал. Несомненно, пока он новичок, его ожидают разного рода неприятности, и это хорошо. Гонко нравилось наблюдать за вызреванием личности. Поскольку Джи-Джи вошел в коллектив, проблем с ним не было. Ученик же был бесполезен и как исполнитель, и как коллега. Последнее было не менее важным — в цирке бывали нешуточные конфликты.

Перед репетицией Гонко предпринял обычную утреннюю прогулку мимо хижины Шелис, с удовлетворением наблюдая разгром помещения и удрученность прорицательницы. Он понял, что Рафшод сделал что-то клевое, но не знал, что именно. Шелис искусна во лжи, с ее телепатией и прочими вещами. Она заметила, как Гонко проходил мимо, и подошла, чтобы потребовать объяснений. К счастью, она была слишком возбуждена, чтобы догадаться о том, что произошло.

Гонко перед вступительной беседой отвел Рафшода в сторону, выяснил подоплеку произошедшего и с удовольствием узнал, что в афере принимал участие Джи-Джи. Он увеличил премию до двух кисетов, и Раф поделился добычей с новым парнем. Эти ребята согревали Гонко душу.

Теперь пора приступить к делу.

— Слушайте. Заткните свои пасти! — рявкнул он на клоунов.

В это время Дупи прочищал ухо Гоши ватным тампоном, а Гоши что-то щебетал. Однако они, кажется, прислушались.

— Вечером, — продолжал Гонко, — предстоит важное шоу. Не забывайте, что мы еще на контроле. Как я говорил вчера, делайте вид, будто вы переживаете и стараетесь исправиться. Неизвестно, решит ли Курт устроить нам показательную порку, если мы снова провалимся. Мне не хочется стать посмешищем для этих кретинов-акробатов. Дупи, слушай внимательно!

— Прости, Гонко, я просто, я…

— Теперь постройтесь. Джи-Джи, ты еще не готов участвовать в мизансцене, поскольку уклонился от репетиции роли Лютика золотистого.

Джи-Джи выглядел виноватым и прятался за спиной Уинстона. Гонко решил сделать вид, что сочувствует ему, и смягчил тон:

— Ладно. Ты здесь новичок. Рано или поздно ты усвоишь свою роль. Требуется время на адаптацию. Мы все когда-то были новичками и тушевались.

Джи-Джи оробел еще больше, словно его отчитали.

— Но, Джи-Джи, стой рядом и наблюдай. Понятно?

— Да, сэр, — пролепетал Джи-Джи.

— Смелее. Все в порядке, милые. Начинаем!

Дупи уговорил брата выйти на коврик, и клоуны стали репетировать. Гонко наблюдал за ними поощрительным взглядом. Все шло как надо. Гоши ловил летучих мышей за голову с выражением искреннего удивления на лице — может, потому, что он действительно был удивлен, — и его голова издавала нужные звуки, когда Рафшод колотил по ней молотком. Хлоп! Раф, со своей стороны, ловко уклонялся от топориков, которые бросал Гонко. Штаны Дупи сползали вниз в течение всего представления. Уинстон выглядел чуть хуже остальных, немного уставшим. Возможно, его что-то напрягало. Гонко нахмурился. Но потом успокоился, решив, что порошок поможет старику справиться с усталостью.

Последняя сцена представления получилась не слишком впечатляющей, но удовлетворительной, во всяком случае, не столь позорной, как вчера, подумал Гонко.

— Закончили! — крикнул он.

Клоуны разбежались. Гонко повернулся, чтобы поговорить с Джи-Джи о некоторых эпизодах представления, но тот уже сбежал.

* * *

Джи-Джи не стал наблюдать за репетицией и улизнул, как только Гонко повернулся спиной. Он хотел снова посмотреть в хрустальный шар, проникнуть в его тайну.

Относительно шоу оставалось также много неясных вопросов. Во-первых, ему хотелось ближе узнать Курта Пайло. Ему хотелось знать, на что этот монстр способен. Во-вторых, его интересовал вопрос о трюкачах. Откуда они берутся? Они казались ему обычными людьми, которые едят пироги, смотрят футбол и плодятся. Они появлялись здесь сотнями. Джи-Джи покопался в памяти, чтобы найти в ней упоминание о цирке семьи Пайло, и ничего не нашел. Но шоу, подобное этому, не может оставаться незамеченным, подумал он. Каким образом столько людей приходят сюда, возвращаются домой и держат все в секрете? Вряд ли все посетители были… смешно предположить… убиты поздним вечером.

Или все-таки были?

Нет. Он так не думал. Они не были убиты, но… что-то с ними произошло, раз они появлялись здесь. Что получал цирк за свои шоу? Явно не просто средства от продажи билетов.

На всякий случай Джи-Джи разработал свой план на весь день. Он будет наблюдать за карнавалом в хрустальном шаре с начала до конца. Оказавшись снова в своей комнате, он увидел на кровати новые прекрасные штаны. Они были похожи на те, что носил Гонко. Он натянул их, недоумевая, как они здесь оказались. Одевшись, он вышел на главную улицу. Трюкачи уже начали прибывать. Пока это было всего лишь несколько семей и старики, медленно бродившие по тропе.

Джи-Джи требовалось уединенное место, с которого он мог бы наблюдать за происходящим. Бросив взгляд на крышу клоунского шатра, возвышающуюся над аттракционами и цыганскими хибарками, он решил, что там, наверху, будет весьма удобно. Джи-Джи вернулся бегом в свою комнату и схватил хрустальный шар, предварительно завернув его в наволочку. Но как только он собрался ринуться наружу, услышал какой-то звук и остановился как вкопанный. Сначала он подумал, что звук исходит от сирены или сигнального устройства. Он звучал на одной абсурдно высокой, протяжной ноте, то усиливавшейся, то ослабевавшей. Ми-ииииииииииииииии.

Это был самый жуткий звук, который он когда-либо слышал. Замирая, звук возобновлялся снова. Это была помесь собачьего воя и сирены пожарной машины. Джи-Джи закрыл уши руками, — боже, звук не ослабевал. Он продолжался.

Ми-ииииииииииииииииииииииииииииииии!

Джи-Джи испугался, но любопытство взяло верх. Он пошел на звук и увидел, как Дупи с криком ворвался в коридор.

— Парни! — кричал он. — Парни, идите сюда! Идите сюда, парни! Черт возьми, он счастлив!

— Боже! — воскликнул Джи-Джи. — Что это за чертовщина?

— Пойдем, Джи-Джи, — сказал Дупи, потащив его за рукав. — Это Гоши. Гоши, и она сказала: «Да». Джи-Джи, она сказала: «Да!» Я только что узнал об этом, Джи-Джи, я узнал об этом!

Гоши? Она сказала: «Да»? Что за дурь? — подумал Джи-Джи. Дупи тащил его за рубашку в спальню Гоши. То, что Джи-Джи там увидел, заставило его сердце сжаться, как от холода. Гоши стоял посреди комнаты. Глаза его выкатились, словно готовы были вырваться из орбит. Губы неестественно подтянуты вверх над деснами, обнажив маленькие, острые, белые зубки. Кожа на лбу, щеках, шее и ушах собралась в складки, колыхавшиеся как волны из теста. Ужасные глаза уставились на Джи-Джи с выражением восторга. Затем раздался еще один вопль.

Отведя взгляд от этого ужаса, Джи-Джи увидел то, с чем был связан этот восторг. На маленьком столике стоял глиняный кувшин с папоротником. Его стебли были покрыты желтовато-зелеными тонкими листьями. На самом толстом стебле красовалось золотое кольцо с бриллиантом. Невеста Гоши. Дупи, стоя сзади, водил рукой по спине Джи-Джи.

— Разве это не прекрасно? — шептал он. — Разве это не просто супер?

У Джи-Джи не было сил возразить. Он чувствовал слабость в коленях. Рядом с ним на одной ноте выл Гоши. Джи-Джи медленно пошел к выходу из комнаты.

* * *

Когда все затихло, он вышел на улицу с хрустальным шаром в руках и стал искать способ взобраться на крышу шатра, для чего потрогал стенку суставами пальцев и с удивлением обнаружил, что она твердая, как дерево или панцирь черепахи. Но, к сожалению, на ней не было выбоины, куда можно было бы поставить ногу или зацепиться, чтобы залезть наверх. Пока он обдумывал эту проблему, его левая рука машинально потянулась в карман. К своему удивлению, он нащупал там что-то твердое и холодное. Вытащив эту вещь, он увидел, что она представляет собой зубчатый инструмент типа того, что используется альпинистами. Хмурясь, он переложил хрустальный шар в другую руку, а освободившейся рукой залез в другой карман. Там лежал такой же инструмент.

Джи-Джи был совершенно уверен, что этих инструментов не было в карманах, когда он натягивал штаны. Как быть с этим? — задумался он и с громким щелчком всадил зубцы в стену. Засунув хрустальный шар за пояс своих огромных штанов, он стал подтягиваться на руках по стене шатра, обнаружив, что его усилия не вызывают ни малейшего напряжения мыщц. Как бы ни влияла краска лица на голову, она стимулирует работу всего организма, догадался Джи-Джи.

Взобравшись на крышу, он стал осматривать сверху игровые площадки. Отсюда место это выглядело более просторным, чем на земле. Внизу двигались группы людей. Они передвигались одинаковым полубессознательным шагом, вваливаясь в различные шатры и палатки. В южной части находилась Аллея интермедий, цыганский муравейник с единственной длинной дорогой, по обе стороны которой располагались аттракционы и площадки для катания. Джи-Джи мог различить карнавальных служек, роившихся внизу, которые делали последние приготовления к открытию игровых аттракционов и палаток.

Поглядев на север, он увидел, как солнечные лучи отражаются от крыши трейлера Курта. Трейлер сам по себе казался незатейливым и незаметным, похожим на кладовку дворника для хранения ветоши и метел. Во время наблюдения он заметил, что дверь трейлера открылась и закрылась, после того как кто-то вышел. Издали было трудно определить кто, но у Джи-Джи было чувство, что это была прорицательница, возможно приходившая доложить боссу о налете на ее трейлер прошлой ночью. Затем Джи-Джи попытался заглянуть за высокий деревянный забор позади трейлера Курта. Он увидел что-то странное: перед его глазами расстилалась смутная белая дымка. Через мгновение он был вынужден отвести взгляд — стало больно глазам.

— Не был ли там предел? — пробормотал он. По его догадкам, цирк располагался в какой-то глубокой долине, где было много тумана.

Да, Джейми мог интересоваться этим. Другие были заняты делами. Он вынул шар из-за пояса штанов, освободил его от наволочки и сел на крыше скрестив ноги, спиной к опорному столбу, державшему шатер. Джи-Джи сделал то же, что и Рафшод: похлопал по шару и махнул над ним рукой. Вскоре появилось изображение.

Через несколько минут он освоил работу с шаром. Перемещая пальцы по его поверхности, влево и вправо, вверх и вниз, можно было видеть панораму места в любом направлении, даже сквозь крыши и стены. Одним мановением руки можно было перемещать обзор с конца в конец игровых площадок. Сейчас шар показывал мелкое, но кристально чистое изображение группы трюкачей, которые двигались как зомби по главной дороге. Некоторые имели при себе фотоаппараты, но никто не делал снимков. Джи-Джи переместил обзор на Аллею интермедий, откуда они приходили. Обозревая череду людей, он дошел до места, где главная тропа заканчивалась. Здесь был тупик аллеи. Там стояла сторожевая будка, в которой, почесывая бедро, сидел старый толстый служка, видимо уставший от жизни. Джи-Джи нахмурился и увеличил изображение будки. На ней было написано краской: «Продажа билетов».

«Да, это объясняет всю эту фигню», — подумал он. Джи-Джи собрался снова заняться обзором и двигаться в разных направлениях, когда два трюкача, молодая пара, появились неизвестно откуда и остановились в изумлении рядом с будкой служки. В одно мгновение он увидел участок с примятой травой, в другое — двоих людей… Никаких мигающих огней или фейерверков. По крайней мере, он не видел ничего этого. Миг, и он пропустил то место, где были эти люди. И пока он быстро менял обзор, появилась еще одна пара, по виду старики, стоявшие чуть вправо от других людей.

Джи-Джи переместил обзор немного дальше, к шатру волшебника. Он чуть не забыл про этого чокнутого циркача.

«Я узнаю, как ты делаешь свой трюк с кроликом», — подумал он. Джи-Джи нажал пальцами на шар, обозревая Мугабо сквозь крышу шатра. Пока еще на представление мага не пришел ни один трюкач и все пластмассовые сиденья оставались пустыми. Сам маг стоял на сцене и казался чересчур высоким в своем тюрбане. Его кожа была черна, как полуночная тьма. Мугабо был явно погружен в какие-то мрачные мысли и закрывал лицо руками. Через мгновение он отнял руки, и Джи-Джи увидел, что Мугабо не горевал, но гневался. Он разговаривал сам с собой — точнее, кричал на себя. Его голова вертелась из стороны в сторону, вены на шее напряглись, зубы скрежетали. Мугабо пытался успокоиться, стабилизируя дыхание, массируя затылок, поглаживая руками свое длинное облачение кремового цвета. Но ему это не удавалось — через пять секунд он снова кричал. В ярости он пнул ногой кресло в первом ряду, и Джи-Джи хмыкнул от удивления, когда небольшой пучок искр вырвался из-под ступни мага при ее соприкосновении с пластмассой.

Джи-Джи потер подбородок и задумался. Этот парень на самом деле грозный клиент, размышлял он. Возможно, он обладает могучей силой, но застрял на том, что извлекает кроликов из шляпы и носовые платки из рукава. Интересно, что бы случилось, если бы Мугабо просто отказался участвовать в представлении. Кто бы выступил вместо него?

Ответ на этот вопрос нашелся сразу, как только в шатер мага вошел Гонко. Главный клоун, улыбаясь, с небрежным видом шагал к сцене, засунув руки в карманы. Мугабо обнажил зубы и изогнулся, как дикая кошка, готовая к прыжку. Он направил указательный палец на Гонко и что-то выкрикнул сквозь зубы. «Будь осторожен, Гонко», — прошептал Джи-Джи. Однако Гонко, казалось, ничто не беспокоило. Его взгляд выражал презрение, почти жалость. Одним прыжком он оказался на сцене и стал наступать на Мугабо, пока не загнал его в угол. Затем маг отступил в сторону, споткнулся обо что-то и упал, а Гонко склонился над ним, кивая с сочувственной улыбкой, по-прежнему держа руки в карманах. Мугабо отполз от него, помогая себе ногами. Гонко вынул руку из кармана и указал на перевернутый вверх дном цилиндр и произнес несколько слов, которые привели Мугабо в ярость. Маг был готов к нападению, Джи-Джи видел это по его лицу, но Гонко продолжал глумиться над ним. Брось, только попробуй…

В следующие несколько секунд произошло следующее. Сначала Мугабо огрызнулся, потом принял вызов. Неожиданно он быстро встал на ноги и поднял над головой руки, подобно двум орудиям, готовым выстрелить.

Так же быстро Гонко отпрянул назад и вынул из кармана другую руку. Казалось, он ищет оружие, но нашел только горсть волокнистого пуха. Джи-Джи пропустил то, что случилось далее, поскольку хрустальный шар вспыхнул ослепительным светом. Издали он услышал слабый звук — трах, прозвучавший как автомобильный выхлоп. Когда свет в шаре рассеялся, Джи-Джи увидел, как Гонко спасается бегством. За ним, отставая на несколько шагов, гнался Мугабо. Он все еще вытягивал вверх руки и что-то кричал. Джи-Джи слышал, как его голос, точнее, визг прорывается сквозь общий шум. Наконец Мугабо прекратил преследование, успокоился и зашагал к сцене с триумфальным видом.

Джи-Джи на мгновение отвел взгляд от шара, пытаясь представить, что случилось. Он вспомнил, что Гонко большую часть времени держал руки в карманах, словно намеревался найти там что-то для самозащиты. У самого Джи-Джи, когда он надевал клоунские штаны, в карманах ничего не было. Затем он вспомнил о тех вещах, которые доставал из карманов Гонко: топорики, ножи и так далее.

Примерно в то время, когда он сопоставлял факты, внизу послышался истошный крик. Это кричал Гонко.

— Если я обнаружу ублюдка, стащившего мои штаны, — кто бы он ни был: клоун, акробат, близкий друг или родственник, неодушевленный предмет… астральное тело, я сам, рок или банка соленых огурцов… то, что невозможно убить, — я убью тебя к чертовой матери! Я найду тебя, пусть на это потребуется… Я найду… тебя-ааааа!

Каждая пауза в его речи заполнялась треском и грохотом. Казалось, Гонко убивал вещи, которые нельзя было убить, прямо сейчас: столы и стулья, окна и все, до чего можно было дотянуться.

Как раз в это время Джи-Джи засунул палец за пояс своих штанов, вытащил маленький белый ярлык, чтобы прочесть на нем надпись: «Гонко».

Прошло несколько минут. Внизу выкрики Гонко перешли в неразборчивую ругань, сопровождаемую треском распускающегося дерева и грохотом. Этот грохот слегка сотрясал даже саму крышу, на которой сидел Джи-Джи. Возможно, это карточный столик ударили об стену. Неплохая демонстрация силы, подумал Джи-Джи и снова прилег в ожидании мира и спокойствия. Он подавлял в себе потребность крикнуть: заткнитесь и улыбнулся, представив, как испугается Джейми, когда увидит это позже.

Он провел пальцем по шару, переходя от наблюдения за Мугабо к какой-то сутолоке, образовавшейся внизу на главной улице. Несколько трюкачей слушали Гонко. Они походили на спящих людей, которые были потревожены шумом извне. Несколько карнавальных служек собрались на обочине дороги, глядя в сторону клоунского шатра и гадая, что могло быть причиной этого шума. Сквозь толпу пробирался, расталкивая любопытных, некто, кого Джи-Джи раньше не видел. Вместе с тем он казался ему поразительно знакомым — черты его лица напоминали Курта Пайло, особенно глаза, лоб и губы.

Джи-Джи осенило: «Джордж Пайло! Это еще один большой босс, брат Курта».

Сходство с Куртом ограничивалось лицом. Джордж был маленького роста, едва достигал ста сорока сантиметров. Может, из-за этого он был сердитым субъектом. Джордж направлялся в шатер клоунов, из которого все еще раздавались вопли Гонко. Когда Джордж вошел внутрь, Джи-Джи услышал, как он пронзительно кричит:

— Кто третирует трюкачей? Гонко?

Приглушенный голос — похожий на голос Уинстона — что-то ему ответил. Джордж выругался и ушел. Его голос удалялся, пока не исчез в суматохе цирка, проснувшегося к жизни.

В течение следующих трех часов Джи-Джи наблюдал за общением служек с трюкачами, стремясь разобраться в этом. Трюкачи забавлялись комиксами, покупали в палатках разные мелочи и сувениры, словом, вели себя как овцы, принявшие психостимулятор риталин. Цыгане брали с них за свои товары деньги, но не проявляли к ним интереса, — он видел дважды, как они роняли монеты и банкноты на землю и не утруждали себя тем, чтобы их подобрать. Некоторое время он наблюдал за репетицией акробатов и, несмотря на недавнее происшествие, был вынужден признать, что они работали блестяще.

Он также посмотрел волшебное шоу Мугабо. Маг с явным удовольствием выполнял трюк с кроликами. Его движения были размашистыми и веселыми. Дымовое сопровождение доставляло ему массу удовольствия. Джи-Джи наблюдал и за своими коллегами-клоунами. Он видел, как Гоши сидел в своей комнате и неподвижно глядел на папоротник. Дупи мухлевал, раскладывая пасьянс, и следил через плечо, чтобы его никто не застал за этим занятием. Рафшод лежал радом на постели, равнодушный ко всему после того, как заставил себя удариться головой об стену.

То, с чем Джи-Джи медлил, опасаясь последствий, было наблюдение за трейлером Курта Пайло. Теперь он переместил обзор через игровые площадки к заброшенному северному сектору. Сквозь крышу трейлера он увидел, как совладелец цирка сидел за своим письменным столом, подавшись вперед и склонив над Библией блестящую лысину. В руке он держал маркер, — казалось, он отмечал им заинтересовавшие его фрагменты текста. Его губы изогнулись в улыбке, которая казалась постоянной на его лице. На столе рядом с ним стояла большая миска с тем, что Джи-Джи сначала определил как попкорн. При более внимательном рассмотрении то, что он увидел, оказалось зубами разной величины и оттенков. Курт достал из миски один зуб и положил в рот, обсасывая как леденец. Джи-Джи вздрогнул, увидев, как он разгрыз челюстями зуб и проглотил.

— Ты мерзкий сукин сын, — прошептал Джи-Джи, когда Курт медленно перевернул страницу Библии.

Как только Джи-Джи произнес это, Курт поднял голову и стал к чему-то прислушиваться. Он смотрел прямо перед собой в хмуром недоумении, хотя улыбка застыла на его губах. Затем он медленно и зловеще вытянул шею и уставился через очки прямо на Джи-Джи. Глаза Курта расширились. Сердце Джи-Джи забилось невпопад, дыхание перехватило. Курт медленно поднял над головой руку и слегка махнул ею.

Джи-Джи быстро провел рукой по стеклу, перемещая обзор подальше от трейлера. Он остановился на комнате смеха, возле которой стояла пустая вагонетка на рельсах.

«Не надо волноваться», — подумал он, когда сердцебиение стало постепенно затихать.

Там, внизу, он увидел Гонко, все еще взвинченного, но уже переставшего орать. Джи-Джи подумал, что пора спускаться вниз, чтобы спрятать штаны. Он подбежал к краю шатра и оценил высоту падения. Она была достаточна для того, чтобы сломать себе что-нибудь, но он спешил. Он упал на спину и, приготовившись к болезненным ощущениям, соскользнул по крутой стенке шатра, сжимая в одной руке шар. Он мог не волноваться. Карманы его штанов во время падения оттопырились, раздувшись как маленькие паруса, которые ловили ветер и замедляли падение. После того как он оказался внизу, карманы сдулись и спрятались в штаны.

Приземлившись, Джи-Джи пошел в клоунский шатер, в котором повсюду валялись обломки, оставшиеся после буйства Гонко. Вернувшись в свою комнату, Джи-Джи завернул шар в наволочку. Затем он аккуратно сложил штаны, пошел в гостиную и спрятал их под один из крупных обломков. Если немного повезет, Гонко решит, что они там лежали все время, с надеждой подумал Джи-Джи.

Он взглянул на часы — час дня. Память подсказывала ему, что сейчас Йети начнет поедать стекла. Джи-Джи бежал в семейных трусах мимо игровых площадок, мимо трюкачей и служек, преодолевая в себе сильное желание бить их и плевать в них. В шатре паноптикум-шоу зрители толпились вокруг Йети, который сидел на полу с печальным видом. Перед ним стояли вещи из цветного стекла. Стив стоял рядом с ним, держа в одной руке шприц, а в другой — полотенце. Он кивнул в знак приветствия, когда Джи-Джи пробился через толпу зрителей вперед. Стив явно был горд своей ролью в шоу.

Через мгновение Йети поднес ко рту пингвина из голубого стекла и, закрыв глаза, стал жевать. Он застонал, когда кровь потекла по подбородку, а Джи-Джи расхохотался.

Стив бросил на него хмурый взгляд и присел, чтобы стереть кровь полотенцем. По толпе зрителей прокатился легкий ропот, некоторые из зрителей ежились и отворачивались от зрелища. Из глаз Йети катились слезы.

— Жуй! — бодро выкрикнул Джи-Джи. — Приятного аппетита! Эй, большой волосатый ублюдок!

Йети остановил на нем свой печальный взгляд. Но когда он увидел, что над ним издевается исполнитель, а не трюкач, его лицо исказилось гневом. Он обнажил зубы и рыча поднялся на ноги.

— Что? — спросил Джи-Джи, глядя на Стива, который стоял рядом и укоризненно качал головой. Джи-Джи повернулся к зрителям. — Это его работа, понятно? Это шоу, где я, черт возьми, могу говорить все, что хочу! Думаете, меня не перебивают, когда я выступаю клоуном на сцене?

Йети сделал нетвердый, неуклюжий шаг в его направлении. В толпе чьи-то руки схватили Джи-Джи за плечо. Уинстон и Фишбой вывели его за дверь.

— Погодите, — сопротивлялся Джи-Джи. — Я хочу досмотреть шоу до конца.

— Не думаю, — сказал Фишбой резким тоном.

Джи-Джи поднял брови.

— Ах так, ну, пойдем! — сказал он.

— Нет, я думаю, Уинстон сможет сопроводить тебя до вашего шатра.

— Пойдем, Джи-Джи, — сказал Уинстон, продираясь с Джи-Джи сквозь толпу трюкачей. — Это шоу Фишбоя. Он устанавливает правила. Пойдем.

— В чем проблема? — допытывался Джи-Джи, когда они с Уинстоном направились к шатру клоунов.

— Тебе нужно понять, что Фишбой действительно заботится о паноптикум-шоу, — объяснил Уинстон. — Он не Гонко. В нем есть сострадание. Видимо, ты расстроил его, когда смеялся над этим беднягой.

— Беднягой?! — воскликнул Джи-Джи. — А как же я? Как мои права?

Уинстон схватил его за плечо, заставив замолчать.

— Бедняга — правильное слово. Вникни в его положение. Он был нормальным человеком. Теперь же должен показывать это каждый день. Понял? Каждый день одно и то же шоу многие и многие годы. Тебе чертовски повезло, что я утащил тебя от него — ему понадобилась бы секунда, чтобы оторвать твою глупую голову.

Уинстон отпустил его плечо и пошел рядом. Джи-Джи пытался воспринимать его слова сочувственно, но просто не мог этого сделать. Его все еще разбирало веселье — сейчас еще больше, чем раньше. Вспоминая зрелище, он едва удерживался от смеха. Уинстон смотрел на него искоса с отвращением.

Они подошли к клоунскому шатру, и Уинстон остановился, чтобы взглянуть на разгром, устроенный Гонко. Он присвистнул и сказал:

— Не хотел бы я быть тем, кто стащил у него штаны.

— Я тоже, — поддержал его Джи-Джи с невинным видом. Затем добавил: — Постойте. Что? Что вы имеете в виду?

Уинстон двинулся дальше. Джи-Джи рванулся вперед, чтобы загородить ему путь.

— Что вы имеете под этим в виду, Уинстон? К чему секреты?

Старый клоун, войдя в шатер, кивнул в сторону спальни Джи-Джи. Они вошли в нее. Джи-Джи сел на постель, пытаясь угадать мысли Уинстона.

— Ты начинаешь постигать характеры клоунов, — произнес Уинстон. — И характеры людей тоже. Я узнал их прежде. Некоторые, как Гонко, опасны. Некоторых не опасно знать, но опасно им доверять. — Уинстон посмотрел ему в глаза. — Я не принадлежу ни к тем ни к другим, как тебе известно. Впрочем, я не знаю тебя, Джи-Джи.

«Это Уинстон подложил сюда эти штаны, — вдруг подумал Джи-Джи. — Этот подонок положил их здесь преднамеренно».

— Такие клоуны, как ты, были прежде, — продолжал Уинстон. — Я видел их всех, поверь мне, юный Джи-Джи.

Я знаю, что происходит с такими, как ты, если их не контролировать. Вот. Ты мог знать некоторые вещи обо мне и, конечно, о других, кто связан со мной. Если бы эти вещи стали известны, я бы попал в трудное положение. Я ни на секунду не сомневаюсь, Джи-Джи, что ты бы выдал все, что видел и знаешь, если бы это было тебе выгодно. Поэтому… никогда не помешает быть осторожным. Никогда не помешает человеку подстраховаться. — Уинстон встал, чтобы уйти. — Я говорил с тобой откровенно, — сказал он. — Это значит, что ты можешь мне доверять.

Он ушел. Джи-Джи смотрел вслед старику с открытым от изумления ртом.

Следующий час он провел в долгих и тяжелых раздумьях. Уинстон был прав: Джи-Джи нанес бы ему удар в спину просто для того, чтобы похихикать, — фактически он искал способ это сделать. Он полагал, что старик отслужил свой срок в цирке, чем бы тот ни занимался в свободное время.

Конечно, Джи-Джи постарается точно выяснить, чем именно.


 

Глава 13

ВЕЧЕРНЕЕ ШОУ

День перешел в вечер, и игровые площадки погрузились во тьму, рассеиваемую здесь и там вспышками мигающего света над Аллеей интермедий. Некоторые из них были настолько ярки, что освещали мерцающим светом через окно гостиную клоунов.

Около семи клоуны стали паниковать в связи с предстоящим шоу. Дупи жаловался на все и вся. Рафшод, казалось, состязался с Дупи в игре на нервах. Гоши двигался по помещению с выражением безотчетной тревоги на лице, посвистывая, как волнистый попугайчик.

Уинстон погрузился в себя, вышагивая в углу и избегая встречаться взглядами с Джи-Джи, когда их пути пересекались.

Там в гостиной Джи-Джи увидел Гонко впервые после утреннего буйства. Главный клоун был в скверном настроении. Он таскал за воротник Дупи и пенял ему за то или иное нарушение. На спине рубашки Гонко выделялось огромное выгоревшее пятно. Сквозь него проглядывала багровая полоса покрытой волдырями кожи.

Гонко повернулся и увидел его.

— Джи-Джи! — рыкнул он. — Где, черт возьми, ты шлялся весь день?

Джи-Джи поднял руки вверх и в страхе опустил плечи, умоляя: «Господин, не бейте меня». В его поведении на этот раз присутствовала настоящая искренность.

— Перестань юродствовать! — взревел Гонко. — До начала шоу остается час. Ты будешь смотреть шоу, тебе придется полюбить его, придется научиться чему-нибудь. Больше никаких увиливаний, или я прибью твои яйца к полу. Где Рафшод?

Рафшод вбежал в гостиную, подошел к Гонко и сказал:

— Я взял ваши штаны, босс. Это я.

Гонко уставился на него кислым взглядом.

— Бейте меня, — повинился Рафшод, падая на колени. — Пожалуйста…

Гонко отвернулся, в негодовании покачивая головой. Дупи взял на себя роль хозяина. Он сжал пухлый кулак и произвел неуклюжий удар. Но это подействовало. Рафшод упал на спину с кровоточащим носом.

— Вот как. Мне действительно жаль, Раф, — сказал Дупи. — Я не хотел этого, не имел в виду. Я просто…

— Слушать всем! — заорал Гонко.

Клоуны обратились в слух. Гонко оглядел всех присутствовавших в комнате презрительным взглядом:

— Ладно, сегодня вечером все пройдет как надо или некоторым из нас попадет — от меня. Я впал в некоторый административный раж. Мне доставит большое удовольствие вышибить из вас дух. Большое удовольствие. Запомните это, перед тем как снова провалить все. Идемте.

Дупи проковылял к Гонко и что-то шепнул ему на ухо. Гонко кивнул и сказал:

— Да. Еще мои поздравления Гоши, который вскоре женится. Не позволяй, чтобы это тебя испортило.

Другие клоуны стали похлопывать Гоши по спине, а он с любопытством смотрел каждому в глаза, словно не видел его никогда в жизни. Клоуны покинули свой шатер в состоянии мрачной решимости.

Они прошли мимо шатра акробатов, в котором имелись дополнительные ряды мест, перенесенные со сценической площадки клоунов. Гонко явно старался сдерживать свой гнев. Шоу акробатов уже началось, и клоуны слышали охи и ахи со стороны зрителей, когда акробаты совершали смертельные трюки высоко над землей.

Оказавшись за кулисами сцены собственного шатра, клоуны встретились с Джорджем Пайло. Это был первый раз, когда Джи-Джи увидел его так близко. Подсознательно он почувствовал разочарование от того, что не испытывает к нему такого страха, который испытывал к Курту. На уровне пупа Дупи на него глядели глаза Джорджа, в то время как рот улыбался. Гонко напрягся, а его плечи дернулись, когда же он заговорил, то его голос звучал мягко:

— Привет, Джордж. Пришел посмотреть наше шоу? Посмеяться разок-другой?

— Нет, — ответил Джордж, его голос звучал плаксиво и насмешливо одновременно. — Я пришел напомнить, что вы еще на контроле и должны показать сегодня вечером совершенное шоу. Никак не меньше. Ты заметил, что стало с сиденьями? С количеством сидений?

— Да, Джордж, мы заметили, — сказал Гонко.

— Я взял три ряда из вашего шатра и поставил их в шатер акробатов, — продолжил Джордж, указывая в сторону. — У них больше зрителей. Они заслужили это.

— Спасибо, Джордж, что довел это до моего сведения, — поблагодарил Гонко. — Скажи, Джордж…

— Что еще? — перебил его Джордж, явно получая удовлетворение от этого разговора. — Я искал тебя весь день, Гонко. Слышал, как ты бранился между игровыми площадками. Ты огорчил трюкачей. Напугал их.

— Джордж, был конфликт с магом…

— Если возникнет необходимость поставить под контроль лично тебя, то не думай, что я этого не сделаю. Знаю, что ты якшаешься с Куртом, но мне ты не нравишься, Гонко.

— Понятия не имел, Джордж.

— Мне ничто в тебе не нравится! — крикнул Джордж, размахивая, как шимпанзе, руками. Он подошел шаркающей походкой ближе к Гонко, подошел так близко, что его лицо уперлось в живот Гонко, и приглушил голос.

Гонко смотрел сверху на пару слезливых бесцветных глаз, глядящих на него снизу не мигая.

— Обстановка здесь меняется, — сказал Джордж. — Меняется. Слышишь меня? Для некоторых из нас игра закончена. Для некоторых из нас.

— Спасибо за предупреждение, Джордж, — прошептал Гонко.

Джордж Пайло посмотрел на него снизу, затем резко двинулся прочь, отталкивая руками все, что попадалось на пути.

— Мне не нравится Джордж, Гонко. Не нравится! — сказал Джи-Джи.

— Заткни свою говорливую пасть! — рявкнул Гонко.

Гром аплодисментов разразился за дверью шатра акробатов.

— Началось шоу, — буркнул Уинстон.

Было слышно, как тихо говорят их собственные зрители, и Джи-Джи почувствовал, как его распирает возбуждение.

Гонко жестом пригласил всех собраться вокруг него.

— Не паникуйте, — сказал он. — Как на репетиции, первым идет Дупи, затем Раф. Начнем с кражи его носового платка. Я выхожу и играю роль копа. Воспользуйтесь первыми тремя минутами на всю катушку, этот эпизод мы отрепетировали хуже всего. Если они не засмеются, я выйду раньше. Потом, когда я защелкну наручники на Дупсе, выйдет Гоши. Уинстон, подтолкни его в нужный момент к лестнице и убедись, что он идет. Дупс, если он в настроении сегодня вечером, я дам ему что-нибудь посвистеть. Джи-Джи, ты просто наблюдаешь, и, если улизнешь, я проломлю твой мерзкий череп. Ладно. Идем.

Дупи поплелся вверх по ступенькам на сцену, когда вспыхнули софиты, насыщая сцену жарой. Его действия там вызвали короткий смешок. Джи-Джи взобрался на ящик посмотреть. Рафшод шумно вздохнул и тоже отправился на сцену. Зрители затаили дыхание при виде мультяшного привидения, гаммы ярких цветов, мелькавших на сцене. Дупи, утратив внимание к зрителю, бросил на них печальный взгляд и стал умоляюще смотреть на Рафшода, размахивать руками в попытке вернуть луч прожектора на себя. Рафшод насмехался над ним, указывая на аудиторию с триумфальным видом: ха-ха, они смотрят на меня. В удрученном состоянии Дупи поплелся в глубь сцены, затем остановился, как бы осененный идеей. Он спустил штаны и остался в полосатых семейных трусах, вытянув руки как дирижер. Свет прожектора вернулся к нему, а Рафшод униженно застыл, в то время как Дупи посылал толпе воздушные поцелуи. Подойдя к Дупи крупным шагом, Рафшод в отместку вытащил из кармана его рубашки носовой платок. Возмущение Дупи нарастало, притом что его штаны все еще находились у лодыжек. Он неуклюже выставил кулаки и вызвал смех. Поворачиваясь к зрителям, Дупи поклонился, забыв о драке, поскольку смех отвлек его внимание. Рафшод лягнул его в задницу.

Гонко бормотал за кулисами:

— Номер жесткий, но сойдет. — Он надел мундир британского копа со значком шерифа и взял в руку дубинку. Шагнул на сцену необычным гусиным шагом, вынул из кармана свисток и засвистел. Затем все пошло не по плану.

Когда раздался громкий и пронзительный свист, сверху со стропил послышался треск, а затем с пола стал подниматься дым. Вскоре Рафшода и Дупи окутало серое плотное облако. Гонко остановился и стал беспокойно оглядываться.

Джи-Джи повернулся к Уинстону:

— Это входит в…

— Нет. Не входит, — сказал мрачно Уинстон. — Это саботаж.

Уинстон поманил Гоши, и они оба выступили на сцену. Гоши держал руки по швам. Он побрел к брату и вскоре исчез в облаке. Наконец Джи-Джи увидел, как Уинстон опустился на колени, шаря по полу в поисках источника задымления. Облако разрасталось, вскоре дым пополз над зрительным залом, и зрители закашляли. Глаза Джи-Джи стали слезиться, он почувствовал, как першит в горле. На сцене Гоши в отчаянии издавал свист кипящего чайника: фью-уууууууууууууууууу!

Слышался приглушенный голос:

— Это… не смешно…

Гонко орал во всю силу легких:

— Если я найду… этого грязного ублюдка… — но он должен был прервать фразу из-за приступа кашля.

В зале тоже поднялся большой шум. Раздались панические беспорядочные крики, затем люди полезли через спинки сидений и побежали к выходу. Клоуны, пошатываясь, потянулись прочь со сцены под бессвязный говор и покашливание. Только Гоши продолжал свистеть, подобно кипящему чайнику. Группа клоунов выбралась на улицу и остановилась, жадно хватая ртом воздух. Все еще скуля, Гоши в тревоге оглядывался.

— Гошшш-иии, — звал Дупи, ковыляя назад к брату и хватая его за плечи. — Они нас выкурили, Гоши. Они ушли и сделали это… Они нас всех выкурили! — Дупи обнял брата, пытаясь успокоить его, но свист чайника не прекращался.

За дверью соседнего театра акробатов встречали громовыми аплодисментами.

* * *

Клоуны молча сидели за своим карточным столом, который Рафшод похитил у дровосеков. Джи-Джи не ожидал такой тишины — он ожидал, по крайней мере, бурного проявления чувств от Гонко. Вместо этого Гонко сидел с задумчивым видом, откинувшись на спинку кресла. Говорил Уинстон:

— Это дымовые шашки. Их можно купить в пиротехнической палатке на Аллее интермедий. За несколько гранул порошка дадут сотню шашек. — Между большим и указательным пальцами он держал маленький предмет в виде черного шарика для пинг-понга. — Они взрываются и выделяют дым, если хорошо ударить. Должно быть, они сбросили на сцену несколько десятков шашек с крыши.

— Как им удалось их сбросить в тот момент, когда Гонко свистнул? — спросил Рафшод.

— Не могу сказать. Возможно, это просто совпадение. Может, кто-нибудь послал на стропила служку с полным мешком шашек. Надо спросить цыгана, который ведает прожекторами, не видел ли он кого-нибудь.

— Кто бы это ни сделал, он облажался, — сказал Гонко спокойным голосом. — Полностью, я имею в виду. Им понадобится швабра и лейкопластырь, я не шучу.

— В любом случае нам нужно все узнать! — воскликнул Рафшод. — Я узнаю! Только посмотрю в…

Джи-Джи оборвал его, сильно закашлявшись и выразительно взглянув. Рафшод понял значение этого взгляда. Уинстон внимательно посмотрел на эту пару и задумался.

— Где посмотрим, Раф? — спросил Дупи. — Посмотрим — где?

— Мм… мы… посмотрим в их шатрах, — нашелся Рафшод.

— В чьих шатрах, Раф? — спросил Дупи.

— В шатрах тех, кто сделал это.

Дупи погрузился в размышления, затем воскликнул:

— Да! Да, это замечательная идея. Давайте сделаем это, Гонко, давайте посмотрим шатер того, кто мог это сделать, и узнаем, кто…

— Мы все знаем, кто это, — сказал Гонко. — Они носят трико. Вчера они пожелали нам хорошего представления. Джи-Джи бросал в них грязь, да благословит Господь его юное сердце. И не беспокойтесь, возмездие придет. Но вы все слушайте, и слушайте внимательно. Пока никакой мести. Я имею в виду никаких заговоров. Пока мы остаемся любезными, как пирожное с кремом. — Гонко оглядел искоса каждого из клоунов. — Никто из вас не забудет сегодняшний вечер в ближайшее время. Но никакой спешки. Пока мы будем терпеть это, хотя они обгадили нас основательно, надо признать. Но мы отомстим. Это будет трудная кампания, но надо провести ее как надо. Выступать сейчас преждевременно. Не спешите.

В дверь постучали.

— А, вот и мы, — пробормотал Гонко.

Джордж Пайло вошел вместе с сопровождающим его толстяком со столь близко поставленными глазами, что, казалось, они занимали одну глазную впадину. Оказалось, что манипулятор материалом украсил его лицо. Это, как догадался Джи-Джи по костюму и галстуку, был любимый счетовод Пайло, творец политики соперничества клоунов с акробатами. Рядом с ним Джордж сиял от радости.

— Гонко! — воскликнул он. — Давай начнем то, что можно назвать открытым обсуждением шоу сегодняшнего вечера. Прежде всего, как тебе кажется, оно оправдало твои ожидания?

— Немного жесткое, если говорить честно, Джордж, — спокойно сказал Гонко.

— Немного жесткое! — повторил Джордж, сияя. — Мне это нравится. Неудивительно, что ты руководишь этой труппой, ты забавный парень. Мы с Роджером только что подсчитали итоги, произвели анализ затрат и выгод твоего шоу. Твое вечернее шоу, Гонко, стоило нам девяти жизней трюкачей. В целом девять трупов трюкачей, задавленных в сутолоке. Сейчас у зрителей принято освистывать эпизоды шоу, которые им не нравятся, поэтому, полагаю, самоубийственная сутолока указывает, что «немного жесткое» шоу совсем не сулит денег. Чему равны девять трюкачей, если перевести это на количество порошка, Роджер?

Счетовод Роджер уронил свой дипломат в яростной попытке вынуть из кармана калькулятор. Он нажал на некоторые цифры и сказал:

— Девять кисетов, мистер Пайло.

— Девять кисетов! — воскликнул Джордж, с лица которого сошла улыбка. — Девять кисетов, Гонко. Сколько мы сможем заплатить клоунам за сегодняшнее представление?

Счетовод нажал еще несколько цифр.

— Девять кисетов, — сказал он.

— Правильно! — согласился Джордж. — И сколько будет девять минус девять?

Роджер произвел математический расчет:

— Мм, ноль, мистер Пайло.

— Справедливо! Прекрасная круглая цифра. Что ты думаешь об этом, Гонко?

Гонко открыл рот, чтобы высказаться, затем закрыл его, когда Джордж выложил на стол листок бумаги. Главный клоун бросил на него равнодушный взгляд и спросил:

— Что это, Джордж?

— Уведомление о приостановке шоу! — воскликнул Джордж.

Гонко вздохнул:

— Что, если я сообщу тебе, что против нашего шоу совершена диверсия?

Джордж сделал вид, что воспринял эти слова серьезно, и качнулся на ногах взад и вперед:

— Если ты заявляешь мне это, я бы попросил тебя предъявить кучу улик, которые, вероятно, имеются у тебя, чтобы доказать обоснованность твоего дикого обвинения.

Гонко поднял дымовую шашку.

— Учти и то, что вызывает сомнения, — сказал Джордж.

Гонко отбросил дымовую шашку.

— Кроме того, напоминаю тебе, что каждый постановщик несет персональную ответственность за свои действия, включая обеспечение безопасности представления или сцены. Вот что я скажу гипотетически, если ты выдвигаешь, тоже гипотетически, такое обвинение. Это обращение, разумеется, следует адресовать управляющему, и решение упомянутого управляющего будет окончательным и обязывающим. Упомянутым же управляющим буду… я, Гонко.

— Спасибо за разъяснения, Джордж.

— Не за что. Пожалуйста! Спасибо тебе за то, что ты уважаешь должную процедуру. Именно это я сказал прорицательнице, когда похитили ее хрустальный шар. Поэтому ваше шоу приостанавливается на неопределенное время. Впрочем, не беспокойся, у меня есть для тебя другие поручения.

— Мне не нравятся другие поручения, — жалобно произнес Дупи. — Не нравятся.

— Помолчи, Дупи, — сказал Гонко.

— Зайди в мой трейлер в следующую пятницу вечером за другими поручениями, — приказал Джордж. — Ты будешь работать непосредственно на меня. Разве это не принесет удачу нам обоим?

Джордж повернулся на каблуках и вышел, не сказав больше ни слова. Счетовод последовал за ним.

Подойдя к столу, Гонко смел уведомление на пол, затем встал и ушел. Джи-Джи повернулся к Уинстону:

— Что имеется в виду под другими поручениями?

— Что означают эти слова? — переспросил Уинстон. — Работа вне игровых площадок. Возвращение туда, откуда мы пришли. Перед тем, как осели здесь.

* * *

В своей спальне Джи-Джи прикидывал, как отнесется Джейми к событиям этого дня. Для них двоих это был большой день, так сказать, проложено много тропинок через минное поле… Черт, Джи-Джи уже несколько раз мог бы погубить их обоих.

«Я окажу парню услугу, — подумал Джи-Джи. — Покрою его лицо краской. Да, думаю, он поблагодарит меня за это».

С этой мыслью клоун Джи-Джи улегся спать. Но его намерению помешали подушка и простыня. У циркачей бывают красочные сны, и после того, как Джи-Джи метался ночью на кровати, переворачивался с боку на бок и покрывался потом, краска сошла с лица уже через пару часов.


 

Глава 14

НА СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО

Джейми проснулся.

Его руки, казалось, действовали отдельно от всего организма. Испытывая дрожь, они потянулись к маленькому вельветовому кисету. Как только он двинулся, его пронзила боль. Первой мыслью в это утро было то, что боль погубит его.

Медленные, осторожные движения… Спешка могла привести к тому, что порошок бы просыпался и все пришлось бы начать сначала. Он высыпал порошок в глиняную чашку. Затем чиркнул спичкой, сумев как-то удержать руку в устойчивом положении, пока гранулы плавились в серебряную жидкость. Прохрипел:

— Сделай так, чтобы боль прекратилась, — выпил и опустился на постель. На него словно снизошло благословение. Он вздохнул и поблагодарил Господа.

Пока проходили минуты, его мозг освобождался от дремоты. Возникали непрошеные мысли, связанные с цирком, смутные воспоминания о вчерашнем дне, когда чужой человек владел его телом. Его разум заработал в обычном порядке, который после пробуждения показался очень знакомым. «Это не могло произойти, но происходило. Это невозможно, но было возможно. Я больше не могу контролировать себя постоянно. Мною управляет лунатик, я всецело в его руках. Если ему захочется меня убить, я не смогу воспрепятствовать ему. Я нападал на акробатов. Я украл имущество, это, если кражу обнаружат, вероятно, станет причиной моей гибели. Во мне живет психопат, который руководит мною. Он жаждет чьей-то крови, и лишь вопрос времени, когда он поймет, что этот кто-то именно я».

Далее он вспомнил о гибели девяти трюкачей, которые в определенном смысле являлись человеческими существами. С тупым страхом Джейми осознал, что он — Джи-Джи — не нашел времени, чтобы подумать о их смерти. Ни одной минуты.

— Вот, блин, — прошептал Джейми.

Всякий раз, когда он покрывал лицо краской и передавал себя во власть безумца, ему предстояло переживать такие утра, как это.

Что тогда? Что можно было сделать со всем этим? Ответ казался очевидным: он не имел об этом никакого представления. Но что-то должно было быть. Должен же быть какой-то выход.

Правда, если он найдет этот выход, они найдут его. Так же, как в последний раз. Они последуют за ним на его работу, появятся в ванной комнате поздно вечером, застигнут его тайком, куда бы он ни пошел. Они вернут его в цирк или убьют. Он увяз, и лучше смириться с этим. Никто в реальном мире не способен ему помочь, даже поверить ему. Все это выглядело настолько очевидным, что он заплакал, зарывшись лицом в подушку, подобно страусу, прячущему голову в песок. Он находился в таком состоянии, пока не услышал, как кто-то входит в комнату. Это был Уинстон.

Старый клоун вздохнул, присев рядом с Джейми на постель.

— Не беспокойся об этом, сынок, — тихо сказал он. — Все будет в порядке.

То, что он услышал человеческий голос, который помог ему обрести душевный комфорт, вызвало такой прилив благодарности, что Джейми прильнул к старику. Уинстон обнял его и обтер щеки юноши платком.

— Ш-ш-ш. Все будет хорошо, — сказал он. — Шоу — грязный бизнес, — продолжил Уинстон после того, как Джейми успокоился. — Грязный, очень грязный бизнес. В то, чем мы здесь занимаемся, ты не сможешь поверить, даже если я расскажу тебе об этом.

— Я бы, возможно, справедливо оценил ваш рассказ, — ответил Джейми, стирая влагу со щек.

— Несомненно. В свое время ты сам все поймешь. Я не спешу тебя информировать обо всем. И не беспокойся относительно штанов Гонко. Не я их положил, чтобы шантажировать тебя. Я защищаюсь от Джи-Джи, вот и все. Я не верю, что он уходит на прогулку без желания нанести кому-то вред. Он непредсказуем. Видимо, ему нравится наблюдать человеческие страдания.

Джейми кивнул и вздохнул:

— Неужели так и есть? Неужели я останусь в этой западне до самой смерти?

Уинстон помедлил с ответом.

— Возможно. Но… может, и нет.

Джейми моргнул, затем ухватился за эту мысль и обнаружил, что его руки сжимают запястья Уинстона.

— Есть выход отсюда? — спросил он. — Где он?

Но Уинстон не проявлял желания распространяться на эту тему. Он почесал голову, затем подался вперед и прошептал:

— Слушай. Я скажу тебе одну вещь, одно слово. Пока это не имеет смысла, но когда придет время, ты поймешь. Это слово — свобода. Не спрашивай меня больше об этом, во всяком случае, сейчас, когда я не знаю, что ты скажешь или сделаешь, после того как покроешь лицо краской.

— Я больше не буду пользоваться краской, — сказал Джейми. — Никогда.

— Придется, — сказал Уинстон.

— Нет.

— Придется, — повторил старик. — Ты не знаешь достаточно хорошо, что к чему, чтобы справиться со всем самостоятельно. Ты не можешь действовать как Джи-Джи, когда ты Джейми. Ты не мог бы так вести себя, тебя бы съели. Тебя бы убили, имитируя несчастный случай, если бы краска не защищала тебя. И ты поддашься. Я чертовски хорошо это знаю. Не думаешь ли ты, что сможешь смотреть в глаза Курту Пайло так же, как мог Джи-Джи? Джи-Джи, который слишком глуп, чтобы бояться кого-либо?

Джейми побледнел, когда подумал о том, как Джи-Джи представляют Курту, и вздрогнул:

— Нет. Не думаю, что смогу.

Уинстон кивнул:

— Просто вспомни слово. Свобода. Ты очень скоро поймешь, к чему я клоню. И когда ты станешь Джи-Джи, ты вспомнишь про штаны и что Гонко хотел сделать с тобой. Но только тогда, когда ты станешь Джи-Джи.

Старый клоун ушел.

* * *

У Уинстона было дело, которым он занимался лично. Это было личное дело такого рода, из-за которого из него могли сделать тушеное мясо, разорвать его на кусочки и отправить на съедение братьям Пайло, если бы они узнали о нем. В лучшем случае его бы отправили в паноптикум-шоу. В худшем — манипулятор материала получил бы разрешение на то, чтобы обратить его в состояние, в котором Уинстон бы только страдал, но не мог умереть. Поэтому бизнес хранился в тайне долгое время.

Ранним утром цирк большей частью еще спал. Уинстон шагал по главной улице мимо хижины прорицательницы и шатра акробатов. Несколько служек суетились, убирая палатки и пополняя их новым товаром. Большинство из них отводили от него взгляды. Они, как всегда, относились к клоунам настороженно.

Девять погибших трюкачей. Это вызовет большое волнение среди зрителей, подумал Уинстон. Он печально вздохнул и пощупал свои кости. Он хорошо знал, насколько мало здесь ценится человеческая жизнь, но шоу все равно не переставало настойчиво напоминать об Этом.

Он шел к шатру паноптикум-шоу, уверенный в том, что за ним не следят пытливые глаза и что пытливый ум не интересуется вопросом, почему он проводит так много времени в беседах с Фишбоем. Ни один из них не давал основательного повода интересоваться этим. Они были осторожны. Внутри шатра Фишбой был занят беседой с отсеченной головой, известной его друзьям как Наггет. Йети позволили пастись у забора, поедая траву, — это способствовало заживлению ужасных ран в его деснах, остававшихся после шоу с поеданием стекла.

— Уинстон! — воскликнул Фишбой, торопясь по-дружески хлопнуть гостя по руке.

Они обменялись короткими замечаниями о погоде и вчерашнем шоу, поболтали ни о чем, чтобы отвадить любопытные уши. Через несколько минут Уинстон понизил голос:

— Наше шоу прошлым вечером?.. — Он не закончил вопрос, вздернув брови.

Фишбой ответил взглядом своих глаз, узких щелок, расставленных на лице слишком далеко друг от друга. «Нет, мы непричастны к этому», — говорили его глаза.

Уинстон кивнул:

— Я и не предполагал этого. Просто хотел еще раз убедиться. Хотя у меня есть для тебя новости.

Фишбой придвинулся ближе, Уинстон зашептал:

— Я оказался прав относительно шара Шелис. Он в комнате нового парня, в спальне Джи-Джи. Завернут в наволочку. Более того, Джордж знает, что шар пропал!

Сообщение заставило Фишбоя поднять брови.

— Ты уверен? — спросил он с выражением лица, которое Уинстон уже научился толковать.

— Шар — в укромном месте, — подтвердил Уинстон. — Он воспользовался порошком… прячет его от нее.

Фишбой кивнул. Его кивок свидетельствовал, что он использовал бы часть собственного запаса порошка для той же цели. Уинстон понимал язык мимики и жестов не так быстро, но он предполагал, что здесь возник опасный прецедент и что многие другие заинтересованные стороны примут аналогичные меры предосторожности. «Держи в тайне секреты Джи-Джи» — вот все, что требовалось им сказать. И благодаря десятку этих лиц, ограждавших этот секрет от телепатического расследования предсказательницы, хрустальный шар оставался в укромном месте, куда его спрятал Джи-Джи.

Они закончили беседу малозначащим разговором. Затем Уинстон ушел. Он был рад располагать глазами, которые почти ничего не упускали… Без них он не заметил бы утром выпуклость у подножия постели Джи-Джи, подтвердившую обоснованность его подозрений, возникших прошлым вечером.

«Мы просто посмотрим в…» — говорил Рафшод, и Уинстон не прозевал этого. Его посещение Джейми, хотя и преследовало гуманитарные цели, подтвердило их подозрения. Налет Рафшода на хижину прорицательницы мог оказаться более серьезным событием, чем предполагал Уинстон, хотя это было только начало.

Совершив обход игровых площадок и нанеся несколько визитов, Уинстон сообщил другим заинтересованным сторонам новости, которые затем должны были распространиться среди тех, кому это следовало знать. После того как шар выпал из рук Шелис, два самых острых пытливых глаза ослепли на время. Но они никогда не закрываются навсегда… Об этом не следовало забывать.

* * *

Джейми обнаружил Стива в шатре паноптикум-шоу. Он с энтузиазмом чистил пустые клетки и витрины, в то время как уродливые экспонаты занимались разными упражнениями в других местах. Стив воспринимал сложившиеся обстоятельства так легко, что Джейми почти восхищался парнем.

— Блин, вот это жизнь, — сказал Стив, когда Джейми сел спиной к стеклянной витрине. — Тебе знакомы эти карлики? Я собираюсь поужинать с одной такой женщиной. Ее зовут Лоретта. Мы встретились, когда я смазывал детали колеса обозрения.

Джейми посмотрел на него с недоверием;

— Погоди, похоже, ты не просто ладишь с ними, ты счастлив здесь?

Стив посмотрел на приятеля так, словно тот сошел с ума.

— Конечно, почему бы нет, черт возьми? Ты видел, чего можно добиться этим порошком? Скажу тебе вот что, если бы Маршалл был здесь, он бы оставался в наркоте все время.

Джейми покачал головой:

— Но… наша жизнь… Готов ли ты допустить, что наша жизнь закончилась?

Стив рассмеялся:

— Чепуха все это! Она заканчивается, когда тебе приходится с девяти до пяти оплачивать ипотеку и стареть. Тебе нравится такая роль? А сейчас никакой арендной платы, никаких счетов. Мы смотрим чудачества, о которых большинство людей и не мечтает. Ты знаешь, сколько времени эти парни здесь крутятся, акробаты и прочие? Сотни лет, Джейми! Они не умирают! Они такие же молодые, какими прибыли сюда.

Джейми не решился напомнить Стиву, какими удрученными и побитыми выглядели многие служки из-за бесконечных трудов по обслуживанию шоу — те, которые не были исполнителями, как Стив.

— Мы никогда не увидим своих родственников, — сказал Джейми, его голос снова перехватило. — Тебя это не волнует?

— У меня, во всяком случае, немного родственников, — заявил Стив, пожав плечами. — Отца я не знал. Мать никогда не хотела со мной возиться. Предпочитала слать мне деньги каждую неделю, полагаю, для того, чтобы держать меня подальше от себя. Кого это здесь волнует? Создай новую семью. И потом, откуда ты знаешь, что мы не увидим их снова? Они могут появиться здесь однажды или ты сам побываешь у них в отпуске. Просто веди себя благоразумно и сторонись беды… Некоторые из здешних чуваков ненавидят друг друга. Видел, как ведут себя клоуны и акробаты? Ты был там, да? Ты ведь клоун, верно? Тебе чертовски повезло. Да, что за человек Гонко?

Джейми вздохнул:

— Он подлый, как черт. Старайся держаться от него подальше.

— Он выглядит крутым, — сказал Стив с восхищением. — Гонко до смерти боятся на аллее. За ним наблюдают, и если он идет, все разбегаются. Карлики хотят убить его, но у них на это не хватает смелости.

Они умолкли, пока Стив чистил железные прутья клетки. Через некоторое время Джейми поинтересовался:

— Да, вот насчет клоунов и акробатов. Тебе известно, в чем тут дело? Почему они так враждуют?

— Да, я слышал кое-что об этом. Тебе нужно поговорить с некоторыми стариками на Аллее интермедий… Впрочем, нет, они вас ненавидят. Вам не следует унижаться, блин.

Джейми вздрогнул.

— …Но, — продолжал Стив, — некоторые из этих стариков все видели, они наблюдали за этим многие годы. Все эти драки возникли из-за ничего. Так вот, встречается группа психов в заброшенном месте, одна мелочь выводит их из себя.

— Что за мелочь?

— Как в книге Рида-«лесоруба», разве он не рассказывал, что между бандами гангстеров началась война из-за тарелки сосисок? Первая драка между клоуном и акробатом началась из-за спора, кто первым воспользуется сценой для шоу. То есть из-за ничего. Отсюда все и пошло. Погибла куча таких психов. Как говорят старики, все приходило и уходило волнами. Никто ничего не забывал, во всяком случае. Плюс всем скучно.

— Должно было случиться что-то большее, чем это, — предположил Джейми.

— Это уроды, пошлые и примитивные. Просто клинический случай. Им не нужно повода, чтобы подраться. Боссы не помогут, Курт любит провоцировать драки. Служки считают, что это его хобби.

Джейми кивнул. Его ни в малейшей степени не ободрило то, что он слышал, но он был рад, что это обсуждалось так непроизвольно и принималось с такой готовностью. Это придавало цирку ауру нормальности, и Джейми не хотелось, чтобы Стив прекращал рассказ.

— Что ты думаешь о боссах? — спросил он. — О братьях Пайло?

Стив присвистнул:

— Жуть. Фишбой советует избегать их, делать все, что они тебе говорят, и угождать им, когда проходишь рядом. Как обычному боссу. С Фишбоем здорово работать. Кстати, почему ты так выпендривался вчера?

Джейми сморщился.

— Понятно, — продолжал Стив, не вдаваясь, как обычно, в тонкости. — Ты смеялся над Йети как бешеный. Он хотел прибить тебя. Нам с Фишбоем пришлось успокаивать его после шоу. Сейчас ты в порядке, но не смейся, когда он ест стекло. Он не любит этого.

— Это не я, — оправдывался Джейми, не зная, как объяснить. — Ты знаешь, как действует краска? Я не могу контролировать ее действие.

— Нет, блин, это был ты, я видел тебя! — возразил Стив, отбрасывая в раздражении тряпку. — Тот самый костлявый рыжий хмырь. Не могу поверить, что ты смеялся над ним. Ты когда-нибудь ел стекло? Ты, блин, такой полудурок.

Джейми покорно улыбнулся и встал, чтобы уйти.

— Удачи вашей встрече, — пожелал он.

— Что? Ах да, Лоретта. Она в порядке, хотя коротковата немного. Да, зайди за мной в следующий раз, когда вы будете репетировать. Хочу посмотреть.

Джейми кивнул в знак согласия и ушел, чтобы избежать дальнейшей беседы.

* * *

Утром клоуны собрались в шатре в полном составе. Один лишь Гоши, казалось, не переживал апатию. Из его комнаты периодически доносилось громкое воркование, входившее в уши любого человека в пределах досягаемости. Гонко и Рафшод сидели с мрачным видом за карточным столом. Запас порошка у Гонко был достаточно большим, чтобы горевать о потере девяти кисетов, но он все еще злился по поводу провала представления. Они с Рафшодом решили вести себя так, будто никто не устраивал диверсии против клоунов.

— Мы начнем так, — говорил Гонко, — будто нас побили. Будем относиться к акробатам таким образом, словно они победили, разбили нас под орех. Будем так любезны, что их будет тошнить от нас. Если мы будем горячиться или раздражаться, они поймут, что мы остались с носом.

Если же будем вести так, будто чувствуем себя сломленными, они увидят все в реальном свете и подумают, что произойдет нечто непонятное. Поэтому будем желать им успешных репетиций каждый день. Успешной репетиции в каждый день шоу. Они дойдут до состояния, когда станут бояться репетировать вообще, полагая, что кто-нибудь перережет провода и испортит их оборудование. Они даже будут бояться покидать свой шатер в одиночку.

Рафшод кивал с важным видом, затем попросил Гонко ударить его, один раз.

— Только когда ты это заслужишь, дружок.

Джейми вошел в шатер.

— Доброе утро, Джи-Джи, — поздоровался Гонко.

— Доброе утро, — робко ответил Джейми.

Гонко внимательно всмотрелся в него. Это был не клоун Джи-Джи, а испуганный парень. Или он что-то скрывает, подумал Гонко, или просто трусит. Последнее можно преодолеть небольшим дружеским участием.

— В чем дело, Джи-Джи? Получил саркофаг с мумией и испугался?

Джейми вздрогнул и замотал головой:

— Ничего не случилось… это просто недомогание.

— Ладно, забудь об этом, — сказал Гонко, поставив ему диагноз: страх. — Ты теперь дома. Зачем хандрить? Неужели ты тоскуешь из-за той сточной ямы за пределами шатра?

— Да, Гонко, — тихо произнес Джейми. — Наверное, это так.

— Не бойся, милок. У нас есть сточная яма прямо здесь. Лезь в нее, вода в ней прекрасная. Кроме того, вскоре мы отсюда уберемся благодаря провалу вчерашнего шоу, а также благодаря коротышке Джорджу, — сплюнул Гонко. — Я чертовски не люблю работу не по специальности. Что ты говоришь? У тебя там девушка? Хочешь навестить родителей? Можем устроить это, я хорошо выступлю перед ними. Я не хочу никого убивать. А если убью, то очень быстро. Что ты говоришь, юный Джи-Джи? Боже! В чем проблема? Убегает, словно я украл его леденец! Что тут скажешь.

* * *

Шелис находилась в своем фургоне с любовником, мускулистым цыганом, который лежал рядом с ней, покрытый блестящим потом. Она доставила его на шоу много лет назад, организовав его побег из тюрьмы и затем поймав в свои сети не как раба, но и не как равного себе или друга. Она не питала к нему сердечных чувств и не нуждалась в его помощи. Его тело — вот все, что ее интересовало. Он не обременял ее и не вызывал у нее эмоций, они молчали многие годы, подавленные знанием многих бед и смертей, ко многим из которых были причастны ее собственные руки, подчинявшиеся приказам братьев Пайло. Шелис лежала полузакрыв глаза и теребила нижнюю губу большим и указательным пальцами. Она привыкла так делать, когда беспокоили непрошеные мысли о ее положении в цирке.

Шелис редко разговаривала с любовником, произнося лишь то немногое, в чем они нуждались с давних пор. У него не было способностей постигать суть вещей, они просто автоматически повторяли прежние отношения. Сегодня, однако, он заметил ее состояние:

— Ты чем-то расстроена.

Она вздрогнула, словно забыла о его присутствии.

— Да, мне казалось, что после многих жестоких уроков обитатели шоу научились не тревожить меня. Видимо, им следует преподать новые уроки.

— Клоуны? — спросил цыган.

— Возможно, — вздохнула она. — Когда старость и смерть не тревожат людей, они не нуждаются в приобретении мудрости. Не боятся играть с огнем.

Цыган что-то проворчал и отодвинулся от нее. Он знал, что она не ждет от него помощи. Через несколько минут он стал похрапывать. «Эту привычку мне следовало предвидеть, прежде чем приближать его к себе», — подумала Шелис не в первый раз. Затем она вернулась к насущной проблеме.

Хрустальный шар был ее наиболее важным, но не единственным активом. Она была уверена, что вор обнаружится. Возможно, ее посетит видение, вспыхивающее в голове внезапно и незвано. По неизвестной причине порошок ничего не открыл ей, и она ожидала ответа, почему. Вдруг задействовано больше таинственных сил, чем она предполагала.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных