Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Раздел 1. Методические основы оценки сложности труда водителей автобусов.




Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Раздел 1. Методические основы оценки сложности труда водителей автобусов………………………………………………………………………5

1.1. Особенности трудовой деятельности водителей маршрутов регулярного автобусного сообщения в системе «водитель-автобус-среда»………………………………………………………...5

1.2. Анализ методов формализованного описания и оценки трудовой деятельности……………………………………………..10

1.3. Алгоритм трудовой деятельности как метод оценки сложности труда……………………………………………………………………21

Раздел 2. Методические рекомендации по выполнению курсовых и аттестационно-выпускных работ (проектов)…………………………...32

2.1. Общие рекомендации по выполнению и оформлению курсовых и аттестационных работ (проектов)……………………………………..32

2.2. Оценка сложности труда водителей на маршрутах регулярного автобусного сообщения……………………………………………………34

2.3. Расчет энергозатрат водителей на маршрутах различной сложности и установление рационального режима труда и отдыха………………………………………………………………………...55

2.4. Построение обобщенного показателя оценки сложности труда водителей…………………………………………………………………….65

2.5. Разработка системы оплаты труда водителей с учетом сложности……………………………………………………………………67

 

Введение

В настоящее время для регулярного автобусного транспорта характерны определенные недостатки, которые сказываются на эффективности и качестве его работы. Одним из недостатков в работе автобусного транспорта является неполная удовлетворенность водителей условиями, режимом труда и его оплатой.

Действующий в настоящее время принцип тарификации водителей автобусов по маркам и габаритной длине не учитывает различий в трудонапряженности по условиям работы на маршрутах. Недоучет в тарифной ставке условий работы на маршруте, делает оценку сложности трудовой деятельности водителей автобусов неполной. Чтобы тарифная ставка была действующим регулятором и стимулятором роста эффективности труда, необходимо, чтобы она опережала изменения в сложности трудовой деятельности водителей, работающих на различных автобусных маршрутах. Это даст возможность теснее увязать основную тарифную часть заработной платы водителей автобусов с фактическими затратами труда.

 

 

Раздел 1. Методические основы оценки сложности труда водителей автобусов.

1.1. Особенности трудовой деятельности водителей маршрутов регулярного автобусного сообщения в системе «водитель - автобус – среда»

Для выявления характерных черт трудовой деятельности водителей маршрутов регулярного автобусного сообщения рассмотрим структурную схему специальностей с учетом особенностей переработки информации и энергии (рис. 1).

Выделяя особенности трудовой деятельности водителей этих маршрутов, получим:

а) тип деятельности – информационный;

б) подтип – управленческий;

в) класс – операторный;

г) подкласс – нестереотипный;

д) род – аналогооперационный.

Система «водитель - автобус – среда» относится к классу недетерминированных систем. Деятельность водителя протекает по заранее известным правилам (алгоритму), но моменты появления информационных сигналов и их последовательность не всегда известны. В то же время известны управляющие воздействия при поступлении того или иного сигнала.

Спецификой работы водителей является то, что его деятельность протекает вдали от предприятия, основную часть рабочего времени он находится на маршруте в автобусе, в условиях ограниченной подвижности тела, часто с сохранением при этом вынужденной напряженной позы.

Повышенная цикличность работы водителя автобуса, влияние внешней среды и условий организации дорожного движения приводят к многократному переключению рычагов, пользованию педалями и рулевым управлением, что приводит к физическому и нервно-психологическому напряжению. Одновременно водитель, находясь постоянно под воздействием шума, вибрации, температуры и влажности воздуха, должен во время работы быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации. Психологической спецификой деятельности водителей регулярных автобусов является, с одной стороны, постоянно меняющаяся транспортная обстановка, требующая распределения и быстрого переключения внимания водителя, с другой стороны, работы с пассажирами, что затрудняет работу водителя, оказывая на него нервно-эмоциональные перегрузки.

Одной из основных задач регулярных автобусов является качественное обслуживание пассажиров с соблюдением графика движения на маршруте. Это значит, что водитель, управляя автобусом, в конечном счете управляет отношением автобуса с внешней средой, из которой поступает информация, необходимая для управления этим процессом.

Деятельность водителя в системе «водитель-автобус-среда» связана с процессами приема и переработки информации. Система передачи информации включает в тебя:

- источник информации, соответствующие дорожные знаки, светофары, транспортный поток, пассажиропоток и т.д., которые являются носителями информации внешней среды;

- приемник информации, водитель.

Поэтому водителя автобуса можно представить как сложную систему, состоящую их трех элементов:

1. рецепторов (анализаторов), посредством которых водитель осуществляет прием информации от объекта управления и внешней среды;

2. каналов переработки информации и органов мышления, позволяющих оценить поступающую информацию и выработать соответствующие разрешения;

3. эффекторов, выполняющих только моторные чисто механические управляющие воздействия.

Центральное место в трудовой деятельности водителя занимает решение различных задач управления. Основные эта-

пы деятельности водителя регулярного автобусного сообщения следующие:

Первый этап – восприятие дорожно-транспортной информации. Это процесс, включающий следующие операции: обнаружение объекта восприятия, выделение в объекте отдельных признаков, отвечающих стоящей перед водителем задачи, знакомство с выделенными признаками и опознание объекта восприятия.

Второй этап – оценка дорожно-транспортной информации, ее анализ и обобщение на основе заранее заданных или сформулированных при обучении водителя критериев.

Третий этап – принятие решения о действиях.

Четвертый этап – приведение принятого решения в исполнение через определенные действия.

Пятый этап – контроль за результативностью исполнения принятого решения.

Первые два этапа называются информационным поиском, последние три – обслуживанием. С точки зрения особенностей взаимодействия водителя с информационной моделью первый, второй и третий этапы деятельности водителя автобуса представляют собой обнаружение с немедленным обслуживанием. Для такого типа деятельности характерна переработка небольшого числа информационных сигналов. Информационный поиск и процесс принятия решения могут практически отсутствовать. В большинстве случаев водитель от восприятия сразу (или с небольшой задержкой) переходит к исполнительному действию, т.е. осуществляет немедленное воздействие на органы управления автобусом.

Четвертый этап – моторная деятельность водителя, которая полностью определяет его энергетическую загруженность и состоит из набора отдельных действий, связанных определенной последовательностью выполнения.

 


 

Рис. 1. Структурная схема специальностей с учетом особенностей переработки информации и энергии


Действие – это элемент деятельности, в результате которого достигается конкретная, не разлагающая на более простые, осознанная цель. Действия можно разделить на исполнительные, подготовительные, действия по обеспечению безопасности, контрольные и корректирующие.

Автобус считается тем легче в управлении, чем меньше он требует исполнительных действий. Моторные действия водителя городского автобуса внешне довольно просты. Они сводятся к управлению рычагами, педалями, включению тумблера закрытия и открытия дверей, поворотов рулевого колеса и т.д. Однако от водителя требуется еще и переработка логических условии, которые определяют выбор того или иного типа действия.

Соотношение между моторными и логическими действиями в деятельности водителя автобуса во многом определяет его психофизиологическую нагрузку.

Рост автомобилизации приводит к увеличению автомобилей на городских дорогах, развитию транспортных схем в городах, а это связано с ростом числа контролируемых объектов на городских магистралях. Таким образом, важным становится вопрос согласования общего потока информации с возможностями водителя и решаемыми им задачами.

Исследование информационного аспекта трудовой деятельности водителей автобусов показывает, что перерабатываемые информационные потоки позволяют водителю контролировать и обеспечивать безаварийное движение автобуса по городским магистралям. Однако рост количества перерабатываемой информации приводит к увеличению сложности трудовой деятельности водителей регулярного автобусного сообщения.

Таким образом, трудовая деятельность водителей маршрутов регулярного автобусного сообщения характеризуется рядом особенностей, которые должны быть учтены для получения оценки сложности их трудовой деятельности.

Существует ряд методов изучения трудовой деятельности, которые находят область своего применения в зависимости от специфики изучаемого процесса.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных