Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ НОВОЙ ЭРЫ




 

Представление о том, что с рождением Христа началась новая эра в истории человечества, возникло в гражданском и церковном обществе не сразу, даже после полного утверждения христианской империи. Осознание бытия всегда запаздывает по отношению к самому бытию. Счет времени по-прежнему вели от основания Рима или от того или иного государя либо начиная с какого-нибудь жизненно важного события в истории церкви, такого, например, как гонения Диоклетиана. Только теперь, именно в эпоху Юстиниана, появляется потребность начать его с новой даты, которая знаменует начало христианской эры.

Первые расчеты, в массе своей достаточно ребяческие, восходят к деятельности монаха Дионисия, возможно скифского происхождения, пришедшего в Рим к концу V в. из отдаленных земель на севере от Дуная, где чувство принадлежности к римскому миру было ослабленным. О Дионисии известно весьма немного. Упоминания о нем встречаются преимущественно в сочинении его друга Кассиодора «Установления божественных писаний» (I, 23), написанного в 556 г. Латинские источники именуют его «малым», в отличие от мифического Дионисия, прозванного Дреопагитом, которого якобы обратил апостол Павел и которому в первой половине VI в. приписывали многие сочинения неоплатоновского и мистического содержания.

По всей видимости, Дионисий мог происходить из состоятельной семьи и после пребывания в монастыре, в окрестностях Антиохии,он мог перебраться в Константинополь, чтобы усовершенствоваться в знании греческого и латинского языков. В Рим он прибыл не ранее 497 г. и нашел приют в монастыре св. Анастасия, на Палатинском холме, живя в котором он отдался переводам с греческого теологических текстов, житий аскетов, декретов и постановлений. Собранный им свод из нескольких сотен канонов, папских декреталий и соборных актов от Сириция до Анастасия II (496 — 498) известен под названием «Дио-ниссиана». Он также ввел на Западе таблицу пасхальных циклов Кирилла Александрийского, охватывающую период с 437 по 531 г.

Вероятно, в ходе этой работы, предназначенной всего лишь фиксировать на многие годы дату празднования пасхи, установленную в Никее, но еще не всеми признанную, особенно на Западе, Дионисий ощутил потребность уточнить год рождения Иисуса на основе тех немногих туманных и противоречивых данных, которые сообщают евангелия.

Не имеет ни малейшего значения, что он пришел к выводу, будто Иисус родился 25 декабря 753 г., считая с основания Рима, и что 754 г. является тем самым первым годом новой эры. Вычисления Дионисия лишены какого бы то ни было исторического значения. Но идея начать летосчисление с этого события революционизировала весь календарь и в конце концов возобладала. Новая эра была прозвана «вульгарной», то есть народной.

Так родилось понятие «до и после Христа», которое ныне обычно для нашей хронологии. Но в те времена оно таким не казалось. Это настолько очевидно, что несколько столетий спустя его употребление оставалось лишь обычаем хронистов и немногих церковных авторов.

В общественных документах это понятие закрепилось лишь постепенно: во Франции и Англии — в VIII в., в Германии — в IX в., в Италии — между IX и X в. В Риме, в официальных актах понтификов, оно появляется впервые в 968 г., при Иоанне XIII. В Испании до XIV в. продолжали считать годы от эры Августа (38 г. до н. э.). В Византии исходили из даты сотворения мира, которое Константинопольский собор (681 г.) — третий под этим именем и VI вселенский — фиксировал в 5509 до н. э.

Летосчисление по Дионисию лучше, чем другие соображения, иллюстрирует ориентацию эпохи Юстиниана.

Это нововведение подводит нас к началу новой эпохи в истории. Восстановление римского мира было отныне невозможно. В момент крушения античных экономических и социальных структур стало фактом осознание на деформированной религиозной идеологической основе начала новой эры.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВА 1.

 

Проблема истоков: иудаизм и христианство в свете последних

открытий

Буддизм, христианство и ислам

Проблема языка

Палестинский иудаизм и иудаизм диаспоры

Страна за пределами реальности

Оппозиционная литература

Социальные ферменты и религиозный дуализм

Мессианские общины

Подлинные истоки христианства

 

ГЛАВА 2.

 

Иисус в ранней евангельской традиции

Загадка Иосифа Флавия

Канонические евангелия и евангелия апокрифические

«Евангелие Иисуса»

Назарет или Вифлеем?

Дата рождения

Семья Иисуса

«Царство божье»

Мораль евангелия

Смерть и воскресение

 

ГЛАВА 3.

 

Павел из Тарса: возникновение и богослужебная деятельность

первых христианских общин средиземноморского мира

Первые церкви в Малой Азии

Деяния святых апостолов

Христианство и библейские послания

Эпистолярный цикл Павла

Условная мораль и социальный иммобилизм

Антитеза плоти и духа

Предназначение и причастительное богослужение

Католические послания

 

ГЛАВА 4.

 

Окончательное размежевание христианства и иудаизма во II веке

Наставление о «двух путях»

Литература «апостолических отцов»..

Конец национального и территориального единства иудеев Апологеты II века

Абсолютный дуализм: гностицизм

Отказ от мира и мифологизация царства

Открытия в Хенобоскионе

Влияние гностицизма на обрядовую и богослужебную традицию христианства

 

ГЛАВА 5.

 

Первые теологические и дисциплинарные разработки и реакция

на них народного пророчества

Церковь Маркиона

Новое утверждение милленаризма

Наследие пророчества: монтанизм

Христос-логос и угнетенные

Первые теоретические школы

Христианство в римской Африке

 

ГЛАВА 6.

 

Христианство и Римская империя.

Гонения Миф о религиозной терпимости Рима

Характер и границы преследований

Нероновы преследования христиан

Репрессии второго столетия

Христианство в Риме при Северах

Эдикт Деция и раскол Новатиана

Деяния мучеников

 

ГЛАВА 7.

 

Начало константинианской эры: политический, социальный

и религиозный кризис IV века

К реформе Диоклетиана

Последние гонения и победа Константина

Донатистский раскол и бунт циркумцеллионов

Происхождение христианского аскетизма и монашества

Оппозиция Пелагия

 

ГЛАВА 8.

 

Арианство, два первых вселенских собора и конец язычества

Неравномерное распространение христианства

Особенности арианства

I вселенский (экуменический) собор в Никее

Путь арианства от Никеи до Константинополя

Утопия императора Юлиана

Закат язычества

 

ГЛАВА 9.

 

Эволюция религиозной жизни и обрядности. Возникновение

папства

Патристика

Два града блаженного Августина

Развитие богослужебной практики

Молитва и богослужение.....

К утверждению главенства Рима

Конец западной Римской империи:

 

ГЛАВА 10.

 

Юстиниан и конец античной эры

«Кодекс Феодосия»

Рождение и развитие несторианской и монофизитской церквей

Готы и византийцы в Италии. Боэций и Кассиодор

Учреждение бенедиктинского ордена

Юстиниан: реставрация или конец эпохи?

Летосчисление новой эры

 

 

Амброджо Донини

 

У ИСТОКОВ

ХРИСТИАНСТВА

 

Перевод с итальянского Заведующий редакцией А. В. БЕЛОВ

Редактор Л. И. ВОЛКОВА Младший редактор И. П. ГУРОВ

Художник А. Я. ГЛАДЫШЕВ

Художественный редактор В. А. ТОГОБИЦКИЙ

Технический редактор В. П. КРЫЛОВА

 

10509 — 318

Д------------297-79 0400000000

079(02) — 79

 

 

Донини А.

Д67 У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. — М.: Политиздат, 1979. — 341 с. — (Б-ка атеист, лит.)

 

Новая работа Амброджо Донини, видного итальянского ученого-коммуниста, известного советскому читателю по книге «Люди, идолы и боги», освещает одну из драматических эпох европейской и мировой истории — крушение античного мира, Римской империи и возникновение в этих условиях христианства. В книге анализируются социальные, политические, идеологические истоки христианства, показан процесс объединения разрозненных групп верующих и превращение христианства в господствующую церковь Римской империи, а затем Вивантии и первых государств средневековой Европы.

Книга содержит ряд малоизвестных советскому читателю сведений из истории религиозных движений первых веков новой эры. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии и атеизма.

 

OCR Pirat

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных