ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ НОВОЙ ЭРЫ
Представление о том, что с рождением Христа началась новая эра в истории человечества, возникло в гражданском и церковном обществе не сразу, даже после полного утверждения христианской империи. Осознание бытия всегда запаздывает по отношению к самому бытию. Счет времени по-прежнему вели от основания Рима или от того или иного государя либо начиная с какого-нибудь жизненно важного события в истории церкви, такого, например, как гонения Диоклетиана. Только теперь, именно в эпоху Юстиниана, появляется потребность начать его с новой даты, которая знаменует начало христианской эры. Первые расчеты, в массе своей достаточно ребяческие, восходят к деятельности монаха Дионисия, возможно скифского происхождения, пришедшего в Рим к концу V в. из отдаленных земель на севере от Дуная, где чувство принадлежности к римскому миру было ослабленным. О Дионисии известно весьма немного. Упоминания о нем встречаются преимущественно в сочинении его друга Кассиодора «Установления божественных писаний» (I, 23), написанного в 556 г. Латинские источники именуют его «малым», в отличие от мифического Дионисия, прозванного Дреопагитом, которого якобы обратил апостол Павел и которому в первой половине VI в. приписывали многие сочинения неоплатоновского и мистического содержания. По всей видимости, Дионисий мог происходить из состоятельной семьи и после пребывания в монастыре, в окрестностях Антиохии,он мог перебраться в Константинополь, чтобы усовершенствоваться в знании греческого и латинского языков. В Рим он прибыл не ранее 497 г. и нашел приют в монастыре св. Анастасия, на Палатинском холме, живя в котором он отдался переводам с греческого теологических текстов, житий аскетов, декретов и постановлений. Собранный им свод из нескольких сотен канонов, папских декреталий и соборных актов от Сириция до Анастасия II (496 — 498) известен под названием «Дио-ниссиана». Он также ввел на Западе таблицу пасхальных циклов Кирилла Александрийского, охватывающую период с 437 по 531 г. Вероятно, в ходе этой работы, предназначенной всего лишь фиксировать на многие годы дату празднования пасхи, установленную в Никее, но еще не всеми признанную, особенно на Западе, Дионисий ощутил потребность уточнить год рождения Иисуса на основе тех немногих туманных и противоречивых данных, которые сообщают евангелия. Не имеет ни малейшего значения, что он пришел к выводу, будто Иисус родился 25 декабря 753 г., считая с основания Рима, и что 754 г. является тем самым первым годом новой эры. Вычисления Дионисия лишены какого бы то ни было исторического значения. Но идея начать летосчисление с этого события революционизировала весь календарь и в конце концов возобладала. Новая эра была прозвана «вульгарной», то есть народной. Так родилось понятие «до и после Христа», которое ныне обычно для нашей хронологии. Но в те времена оно таким не казалось. Это настолько очевидно, что несколько столетий спустя его употребление оставалось лишь обычаем хронистов и немногих церковных авторов. В общественных документах это понятие закрепилось лишь постепенно: во Франции и Англии — в VIII в., в Германии — в IX в., в Италии — между IX и X в. В Риме, в официальных актах понтификов, оно появляется впервые в 968 г., при Иоанне XIII. В Испании до XIV в. продолжали считать годы от эры Августа (38 г. до н. э.). В Византии исходили из даты сотворения мира, которое Константинопольский собор (681 г.) — третий под этим именем и VI вселенский — фиксировал в 5509 до н. э. Летосчисление по Дионисию лучше, чем другие соображения, иллюстрирует ориентацию эпохи Юстиниана. Это нововведение подводит нас к началу новой эпохи в истории. Восстановление римского мира было отныне невозможно. В момент крушения античных экономических и социальных структур стало фактом осознание на деформированной религиозной идеологической основе начала новой эры.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1.
Проблема истоков: иудаизм и христианство в свете последних открытий Буддизм, христианство и ислам Проблема языка Палестинский иудаизм и иудаизм диаспоры Страна за пределами реальности Оппозиционная литература Социальные ферменты и религиозный дуализм Мессианские общины Подлинные истоки христианства
ГЛАВА 2.
Иисус в ранней евангельской традиции Загадка Иосифа Флавия Канонические евангелия и евангелия апокрифические «Евангелие Иисуса» Назарет или Вифлеем? Дата рождения Семья Иисуса «Царство божье» Мораль евангелия Смерть и воскресение
ГЛАВА 3.
Павел из Тарса: возникновение и богослужебная деятельность первых христианских общин средиземноморского мира Первые церкви в Малой Азии Деяния святых апостолов Христианство и библейские послания Эпистолярный цикл Павла Условная мораль и социальный иммобилизм Антитеза плоти и духа Предназначение и причастительное богослужение Католические послания
ГЛАВА 4.
Окончательное размежевание христианства и иудаизма во II веке Наставление о «двух путях» Литература «апостолических отцов».. Конец национального и территориального единства иудеев Апологеты II века Абсолютный дуализм: гностицизм Отказ от мира и мифологизация царства Открытия в Хенобоскионе Влияние гностицизма на обрядовую и богослужебную традицию христианства
ГЛАВА 5.
Первые теологические и дисциплинарные разработки и реакция на них народного пророчества Церковь Маркиона Новое утверждение милленаризма Наследие пророчества: монтанизм Христос-логос и угнетенные Первые теоретические школы Христианство в римской Африке
ГЛАВА 6.
Христианство и Римская империя. Гонения Миф о религиозной терпимости Рима Характер и границы преследований Нероновы преследования христиан Репрессии второго столетия Христианство в Риме при Северах Эдикт Деция и раскол Новатиана Деяния мучеников
ГЛАВА 7.
Начало константинианской эры: политический, социальный и религиозный кризис IV века К реформе Диоклетиана Последние гонения и победа Константина Донатистский раскол и бунт циркумцеллионов Происхождение христианского аскетизма и монашества Оппозиция Пелагия
ГЛАВА 8.
Арианство, два первых вселенских собора и конец язычества Неравномерное распространение христианства Особенности арианства I вселенский (экуменический) собор в Никее Путь арианства от Никеи до Константинополя Утопия императора Юлиана Закат язычества
ГЛАВА 9.
Эволюция религиозной жизни и обрядности. Возникновение папства Патристика Два града блаженного Августина Развитие богослужебной практики Молитва и богослужение..... К утверждению главенства Рима Конец западной Римской империи:
ГЛАВА 10.
Юстиниан и конец античной эры «Кодекс Феодосия» Рождение и развитие несторианской и монофизитской церквей Готы и византийцы в Италии. Боэций и Кассиодор Учреждение бенедиктинского ордена Юстиниан: реставрация или конец эпохи? Летосчисление новой эры
Амброджо Донини
У ИСТОКОВ ХРИСТИАНСТВА
Перевод с итальянского Заведующий редакцией А. В. БЕЛОВ Редактор Л. И. ВОЛКОВА Младший редактор И. П. ГУРОВ Художник А. Я. ГЛАДЫШЕВ Художественный редактор В. А. ТОГОБИЦКИЙ Технический редактор В. П. КРЫЛОВА
10509 — 318 Д------------297-79 0400000000 079(02) — 79
Донини А. Д67 У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана): Пер. с итал. — М.: Политиздат, 1979. — 341 с. — (Б-ка атеист, лит.)
Новая работа Амброджо Донини, видного итальянского ученого-коммуниста, известного советскому читателю по книге «Люди, идолы и боги», освещает одну из драматических эпох европейской и мировой истории — крушение античного мира, Римской империи и возникновение в этих условиях христианства. В книге анализируются социальные, политические, идеологические истоки христианства, показан процесс объединения разрозненных групп верующих и превращение христианства в господствующую церковь Римской империи, а затем Вивантии и первых государств средневековой Европы. Книга содержит ряд малоизвестных советскому читателю сведений из истории религиозных движений первых веков новой эры. Она рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами религии и атеизма.
OCR Pirat
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|