ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Путешествие в страны неверных с целью развлечений 2 страница
Что относится к проявлению дружбы и любви к верующим
1. Переселение в мусульманские страны и оставление стран неверных Переселение (хиджра) – это переезд из страны неверных в мусульманскую страну ради сохранения своей религии. С этой целью хиджра является обязательной и останется таковой до тех пор, пока солнце не взойдет с места его заката перед наступлением дня Воскрешения.[30] Что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он отрекся от каждого мусульманина, проживающего среди многобожников. Поэтому проживание мусульманина в стране неверных является запретным, за исключением тех случаев, когда он не может уехать оттуда, или же если он живет там, принося пользу религии, осуществляя призыв людей к Аллаху и способствуя распространению Ислама. Всевышний Аллах сказал: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: “В каком положении вы находились?” Они скажут: “Мы были слабыми на земле”. Они скажут: “Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?” Их обителью станет Ад. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути. Таких Аллах может простить, ведь Аллах – Снисходительный, Прощающий!» [31] (ан-Ниса 4: 97-99).
2. Оказание помощи и поддержки мусульманам собственными усилиями, имуществом и словами в том, в чем они нуждаются, будь это их религиозные или мирские дела Всевышний Аллах сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают молитву, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый» [32] (ат-Тауба 9: 71). Всевышний Аллах также сказал: «Если они (мусульмане) попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. [33] Аллах видит то, что вы совершаете!» (аль-Анфаль 8: 72).
3. Поддержка мусульман в радости и в горе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». аль-Бухари 6011, Муслим 2586. Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По отношению друг к другу, верующие подобны строению, отдельные части которого поддерживают друг друга», после чего он переплел между собой пальцы своих рук. аль-Бухари 6026, Муслим 2585.
4. Искренность по отношению к ним, желание им блага и отказ от обмана Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует из вас никто (по-настоящему) до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». аль-Бухари 13, Муслим 45. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Один мусульманин – брат другому, и поэтому он не должен презирать его, оставлять без помощи и предавать, а если человек станет презирать своего брата в Исламе, это будет означать, что он творит зло. И каждый мусульманин должен помнить о том, что кровь, имущество и честь другого мусульманина являются для него неприкосновенными». аль-Бухари 2442, Муслим 2580. Он также сказал: «Не следует вам ненавидеть друг друга, враждовать между собой и набивать цену, перебивая друг другу торговые сделки. Будьте же рабами Аллаха и братьями друг другу». Муслим 2563.
5. Проявление уважения к ним и отказ от унижения и поношения их Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Пусть одни мужчины не насмехаются над другими, ведь может быть, они лучше их! И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте друг друга и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не каются, являются несправедливыми! О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не выслеживайте друг друга и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего умершего брата? И вы чувствуете к этому отвращение. Так бойтесь же Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный!» (аль-Худжурат 49: 11-12).
6. Пребывание с ними в трудности и легкости, испытании и благоденствии В этом состоит отличие от лицемеров, которые остаются с мусульманами в облегчении и благоденствии и покидают их во время трудностей. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах соберет всех лицемеров и неверных в Аду! Тех, которые выжидают, что будет с вами, - если вам будет победа от Аллаха, они скажут: “Разве мы не были с вами?” А если будет удел неверным, они скажут: “Разве мы не старались помочь вам и не защищали вас от верующих?”» (ан-Ниса 4: 141).
7. Посещение и любовь к встречам и общению с ними В Священном хадисе (аль-Къудсий) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Я сделал для Себя обязательной любовь по отношению к тем, кто посещает друг друга ради Меня”». [34] В другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как-то раз один человек захотел навестить своего брата, (которого полюбил) ради Аллаха, и Аллах послал ангела, который встал на его пути и спросил: “Куда ты идешь?” Тот ответил: “Я хочу навестить брата своего, (которого я полюбил) ради Аллаха”. Ангел спросил: “Может быть, ты рассчитываешь на то, что он окажет тебе какое-нибудь благодеяние?” Этот человек ответил: “Нет, я просто полюбил его ради Аллаха”. Тогда ангел сказал: “Поистине, я послан Аллахом к тебе, чтобы сообщить, что и Он полюбил тебя подобно тому, как ты полюбил брата своего!”» Муслим 2567.
8. Соблюдение их прав Это означает, что не следует перебивать им торговлю, предлагать свою цену после того, как она уже назначена, свататься после их сватовства, и вообще препятствовать кому бы то ни было из них в том, в чем тот опередил его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не следует человеку перебивать торговлю своему брату, а также вмешиваться в его сватовство». аль-Бухари 2140, Муслим 1412. В другой версии этого хадиса говорится: «и не предлагать свою цену после того, как она уже была оговорена до этого другими». Муслим 1408.
9. Проявление доброты по отношению к слабым из их числа Как сказал об этом пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Не относится к нам тот, кто не почитает старших среди нас и не проявляет милосердия к младшим среди нас». [35] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Разве не благодаря одним только слабым из вас вам оказывается помощь и даруются средства к существованию?» аль-Бухари 2896. Всевышний Аллах сказал: «Проявляй терпение с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира» (аль-Кахф 18: 28).
10. Обращения к Аллаху с мольбами за них и просьбами о прощении для них Всевышний Аллах сказал: «И проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и женщин» (Мухаммад 47: 19). Аллах, слава Ему Великому, также сказал: «Те, которые пришли после них, говорят: “Господи, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере!» [36] (аль-Хащр 59: 10). Примечание Всевышний Аллах сказал: «Не запрещает вам Аллах оказывать благодеяния и быть справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших домов, ведь Аллах любит справедливых!» [37] (аль-Мумтахана 60: 8). Это означает, что если кто-нибудь из неверных отказался от причинения мусульманам вреда, не сражался с ними и не изгонял их из жилищ, то мусульманам следует проявлять справедливость и благочестие по отношению к таким людям в мирских делах. Однако это не означает, что мусульмане должны любить их своими сердцами, так как Всевышний Аллах сказал: «оказывать благодеяния и быть справедливыми», но не сказал «дружить с ними и любить их». Подобное Аллах Всевышний сказал о неверных родителях: «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне» [38] (Лукман 31: 15). Сообщается, что однажды, к одной из совершивших переселение сподвижниц по имени Асма (да будет доволен ею Аллах), приехала мать, которая была неверной. Она желала навестить свою дочь и поддержать с ней теплые отношения. Асма же отказалась общаться с тем, кто не исповедовал Ислам, и отправилась спросить разрешения на это у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он сказал: «Поддерживай родственную связь со своей матерью». [39]аль-Бухари 2620, Муслим 1003. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками» (аль-Муджадиля 58: 22). Поддержание родственных связей и соблюдение справедливости в мирских делах – одно, а любовь – это совсем другое. Поистине, поддержание связей и хороших взаимоотношений может расположить неверного к Исламу, и это является частью исламского призыва. Иное дело – любовь и дружба, ибо они могут быть оценены как одобрение того неверия, с которым живет этот неверный, и вызвать его самодовольство, тем самым исключив возможность призыва его к Исламу.[40] Также запрет на дружбу с неверными не означает запрета на взаимоотношения с ними в сфере дозволенной торговли, импорта их товаров, промышленных изделий и использования их опыта и различных изобретений.[41] Так, например, известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) нанял Ибн Урайкъита аль-Лейси, являвшегося неверным, в качестве проводника, и также известно, что он (мир ему и благословение Аллаха) занимал деньги у некоторых иудеев.[42] Мусульмане и сейчас импортируют товары и промышленную продукцию неверных, и это относится к разделу торговли. Они не оказывают нам тем самым благодеяние или милость, ведь мы платим им за это деньги. И все это никак не связано с проявлением по отношению к ним любви или дружбы. Поистине, Аллах вменил мусульманам в обязанность любовь и дружбу по отношению к верующим и обязал их проявлять ненависть и вражду по отношению к неверным. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали им помощь, являются помощниками и друзьями друг другу... А те, которые не уверовали, являются помощниками и друзьями друг другу. Если и вы не будете поступать таким же образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие» (аль-Анфаль 8: 72-73). Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) относительно слов: «Если и вы не будете поступать таким же образом, то на земле возникнут смута и великое беззаконие», сказал: “Это означает, что если вы не будете отдаляться от многобожников и не будете дружить с верующими, то среди людей произойдет смута, которая будет выражаться в неясности положения и смешении верующих с неверными, и среди людей повсеместно и надолго распространится нечестие”. Как раз это и наблюдается в наше время. А за помощью следует обращаться к Аллаху.
Категории людей, с которыми следует дружить и от которых следует отстраняться Люди, в отношении которых следует проявлять дружбу, и те, к которым следует проявлять непричастность (аль-уаля уаль-бара), делятся на три группы:
1. Те, кого следует только любить, не испытывая к ним никакой вражды Это истинно верующие, к которым относятся пророки, правдивые, павшие на пути Аллаха (шахиды) и праведники. Во главе их всех – посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которого каждый мусульманин обязан любить больше, чем он любит самого себя, своих детей, своих родителей и всех остальных людей.[43] За ним следуют его жены – матери правоверных[44], члены его семьи и благородные сподвижники, в частности, четыре праведных халифа, а также остальные шестеро из тех десяти, которым еще при их жизни был обещан Рай.[45] Затем мухаджиры и ансары, участники битвы при Бадре и те, кто принес присягу, угодную Аллаху.[46] А также все остальные сподвижники, да будет доволен ими всеми Аллах. Затем их последователи (таби’ун), праведные предшественники (ас-саляфу-ссалих) этой общины и ее имамы, как например, четыре имама.[47] Всевышний Аллах сказал: «Те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере! Не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали. Господь наш! Ведь Ты – Кроткий, Милостивый!» (аль-Хащр 59: 10) Тот, у кого в сердце есть иман, не испытывает ненависти к сподвижникам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и саляфам этой общины. И поистине, ненавидят их только заблудшие, лицемеры и враги Ислама, как рафидиты[48] и хариджиты.[49] Мы же просим у Аллаха благополучия.
2. Те, кого следует ненавидеть и с кем следует враждовать, не испытывая к ним ни любви, ни дружеских чувств Речь идет об неверных, к числу которых относятся многобожники, лицемеры, вероотступники и безбожники во всем их разнообразии,[50] как сказал Всевышний Аллах: «Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто враждует с Аллахом и Его посланником, даже если они являются их отцами, или их сыновьями, или их братьями, или их родственниками» (аль-Муджадаля 58: 22). Всевышний Аллах также сказал, порицая сынов Исраиля: «Ты видишь, что многие из них дружат с неверными. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучиться вечно. Если бы они уверовали в Аллаха, пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами!» (аль-Маида 5: 79-80).
3. Те, кто, с одной стороны, заслуживает любви, а с другой – ненависти Люди, к которым следует проявлять любовь с одной стороны и враждебность с другой – это верующие, совершающие грехи.[51] Их любят за веру, которую они в себе хранят, и ненавидят за их грехи, которые меньше неверия и многобожия. Любовь по отношению к ним требует обращений к ним с добрыми советами и выражением порицания. Нельзя замалчивать их грехи, необходимо выражать им осуждение за них, повелевать одобряемое и запрещать порицаемое, наказывать их в соответствии с шариатом и продолжать осуждать их до тех пор, пока они не перестанут грешить и не раскаются в своих дурных поступках.[52] Однако это не означает, что их необходимо полностью ненавидеть и отречься от них, как это делают хариджиты по отношению к мусульманам, совершающим большие грехи, которые меньше многобожия. Вместе с тем они не заслуживают одних только чувств любви и дружбы, как об этом говорят мурджииты[53]. Отношение к таким людям должно быть средним между тем и этим, как мы уже упоминали об этом. Это и есть мазхаб (путь) ахлю-Сунна уаль-джама’а. Любовь и ненависть ради Аллаха крепче всего связывает человека с верой[54], и человек в День Воскрешения окажется с теми, кого он любил, как сказано об этом в хадисе.[55] Однако сейчас положение изменилось, и люди стали любить и ненавидеть ради денег, они дружат с теми, кто обладает благами этого мира, даже если их обладатели являются врагами Аллаха, Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и религии мусульман.[56] Если же человек этими благами не располагает, то они враждуют с ним по малейшему поводу, притесняют и презирают его, даже если он является близким к Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Аббас говорил: “Тот, кто будет любить ради Аллаха и ненавидеть ради Аллаха, дружить ради Аллаха и враждовать ради Аллаха, получит в награду дружбу Аллаха. Однако сейчас люди стали поддерживать братские отношения в основном ради мирских благ, и это не принесет им ничего!” ат-Табари. От Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний сказал: “Всякому, кто станет враждовать с кем бы то ни было из Моих близких, Я объявляю войну!”» аль-Бухари 6502. И самыми ярыми врагами Аллаха являются те, кто проявляет вражду к сподвижникам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поносит их и умаляет их достоинства. Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллаха побойтесь в том, что касается моих сподвижников, ибо тот, кто станет обижать их, обидит и меня, обидевший меня, обидит и Аллаха Всевышнего, а тому, кто обидит Аллаха, Он не замедлит отомстить!» [57] ат-Тирмизи и др. Несмотря на все это, вражда к праведным сподвижникам и их поношение стали религией и вероучением для некоторых заблудших течений!
Мы прибегаем к защите Всевышнего Аллаха от Его гнева и Его мучительного наказания, просим Его о прощении и благополучии. И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников! [1] Имам Ибн Джарир ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) в толковании к этому аяту писал: “Это значит: Если только вы не будете под властью неверных и опасаться за самих себя. Если же вы в подобном положении, то проявляйте к ним дружелюбие на языках и скрывайте свою враждебность по отношению к ним. Однако не следуйте за их неверием и не помогайте им своими действиями против мусульман”. См. “Тафсир ат-Табари” 3/228. В этом аяте содержится доказательство на то, что внешнее проявление дружелюбия по отношению к неверным в случае опасения за себя не нарушает принцип непричастности (аль-бара). Это именуется в Исламе «ат-такъия». Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Такъия – это боязнь выявить то, что в душе”. См. “Фатхуль-Бари” 12/314. Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) писал: “Если человека постигло какое-либо зло со стороны неверных, и он, пойдя к ним, станет говорить им благие слова и хорошие пожелания, то в этом нет никаких проблем”. См. “Ахкаму ахли-ззимма” 1/205. Однако нельзя при этом врать без принуждения или же восхвалять их. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не называйте лицемера “господином”, ибо, поистине, если он является вашим господином, вы разгневаете этим вашего Всемогущего и Великого Господа». Ахмад 5/346, Абу Дауд 4977. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани. Более того, Милосердный Аллах, Который не возложил на Своих рабов сверх их возможностей, дозволил во время пыток произносить слова неверия. Всевышний Аллах сказал: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (ан-Нахль 16: 106). Этот аят был ниспослан по поводу ‘Аммара ибн Ясира (да будет доволен им Аллах). Когда многобожники схватили ‘Аммара и его родителей Ясира и Сумайю, они убили их, а ‘Аммар был замучен настолько, что под принуждением произнес слова неверия, не имея этого убеждения в сердце. Когда же пророку (мир ему и благословение Аллаха) сказали, что ‘Аммар впал в неверие, пророк (мир ему и благословение Аллаха) возразил, сказав: «Поистине, ‘Аммар переполнен верой с головы до ног» ан-Насаи 8/111, аль-Хаким 3/392. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 807. Ученые говорили: “Для того, чтобы было дозволено произносить слова неверия (куфр), необходимо, чтобы принуждение было таким, которое человек не сможет вынести, как страх перед смертью или жестоким избиением. Также ученые единогласны во мнении, что тому, кого принуждают к словам неверия, не дозволяется произносить явные слова неверия. Он должен стараться говорить неопределенные слова, с которых понимается, что он впал в неверие. Однако если его принудят произнести ясные, недвусмысленные слова неверия, то в этом случае ему дозволяется и это, но с условием, чтобы в его сердце оставалась твердая вера (иман) и чтобы он не имел убеждений, которые произносит языком. Однако проявить терпение, даже если его убьют, будет лучше, как это вытерпели Ясир и Сумайя”. См. “Тафсир аль-Хазин” 4/117. Что же касается понятия такъии у шиитов и некоторых заблудших течений, которые выявляют наружу убеждения, не соответствующие их истинным убеждениям, то это не имеет никакого отношения к такъии, дозволенной Аллахом. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Такъия – не означает, что дозволено лгать и говорить языком то, чего нет в сердце, ибо это – лицемерие! Сокрытие своей религии – это одно, а проявление ложной религии – это совсем другое, и этого никогда не дозволял Аллах, кроме как при принуждении!” См. “Минхаджу-Ссунна” 4/424-425. [2] Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Знай, что человек не станет верующим в Аллаха до тех пор, пока не станет неверным по отношению к тагъуту! Доказательством этого является аят Корана: «А тот, кто не верит в тагъута, и верит в Аллаха, тот ухватился за самый надежный узел, который никогда не развяжется!» (аль-Бакъара 2: 256) ”. См. “ад-Дурару-ссания” 1/95. Тагъут – это все, что обожествили и чему поклоняются помимо Аллаха, как сказал имам Малик. В наши дни это слово стало очень распространенным среди малограмотных людей, которые называют так всех подряд, и особенно правителей арабских стран. В отношении человека это слово употребляется лишь в том случае, если он доволен тем, что его обожествляют, или же призывает к поклонению себе, как например, поступал фараон. Однако того, кого обожествили против его воли, называть тагъутом нельзя, и тому пример ‘Иса (мир ему) и его мать Марьям, которым христиане поклоняются против их воли. Также тагъутом является человек, который судит не на основании ниспосланного Аллахом, считая это дозволенным или считая, что есть закон лучше, чем шариат. См. “Ма’на ат-тагъут” 9-24, шейха Мухаммада ибн ‘Абдуль-Уаххаба, с комментариями шейха аль-Фаузана. [3] Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Баррак сказал: “Преступления, которые совершают по отношению к неверным некоторые невежественные мусульмане, проживающие в их странах, такие как воровство, попирание их прав, избиение и ругань без права, являются запретными в исламском шариате! То, что совершают эти люди, не имеет никакого отношения к Исламу! А что еще хуже, так это теракты, совершаемые некоторыми заблудшими, которые взрывают различные учреждения. Поистине, это не имеет никакого отношения к джихаду, который Всевышний Аллах узаконил среди Своих рабов для распространения справедливости и возвеличивания Его Слова на земле! Более того, это является нечестием, которое запрещено!” См. “И’тида ‘аля гъайриль-муслимин” 3. [4] Всевышний Аллах сказал: «Поистине, религия у Аллаха – Ислам!» (Али ‘Имран 3: 19). Всевышний Аллах также сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших убыток» (Али ‘Имран 3: 85). Всевышний Аллах также сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и довел до конца Свою милость к вам, и удовлетворился для вас Исламом как религией» (аль-Маида 5: 3). Къады ‘Ийяд (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Мы считаем неверными всех, кто исповедует любую религию, кроме Ислама, а также и того, кто сомневается в том, что таковые являются неверными, или считает их религии истинными, даже если он заявляет, что является мусульманином!” См. “аш-Шифа” 2/171. Имам Ибн Хазм (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Неверие (куфр) и многобожие (ширк) – одно и то же. Каждый неверный – это многобожник, и каждый многобожник – неверный! И это также мнение имама аш-Шафи’и”. См. “аль-Фисаль” 3/124. Сомнение в том, что христиане и иудеи являются неверными – уже само по себе является неверием по единогласному мнению мусульман (иджма’), ибо об их неверии многократно говорил сам Аллах. Так, Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Впали в неверие те, которые говорят: “Аллах является третьим в троице”» (аль-Маида 5: 73). Всевышний Аллах также сказал: «Иудеи сказали: “Узайр – сын Аллаха”. Христиане сказали: “Масих (‘Иса) – сын Аллаха”. Они произносят своими устами слова, похожие на слова прежних неверных. Да погубит их Аллах! До чего же они отвращены от истины!» (ат-Тауба 9: 30). Всевышний Аллах также сказал: «Неверные из числа людей Писания и многобожников не желают, чтобы вам ниспосылалось благо от вашего Господа» (аль-Бакъара 2: 105). Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, не уверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в Огне Ада и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из созданий!» (аль-Байина 98: 5). Имам аль-Халляль (да смилуется над ним Аллах) рассказывал, что когда имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах) спросили: “Являются ли христиане и иудеи из общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)?”, он сильно разгневался и сказал: “Разве такое может говорить мусульманин?!” А когда его спросили: “Опровергать и порицать ли тех, кто говорит такое?” Он сказал: “Конечно, опровергать и порицать!” См. “Ахкаму ахлиль-миляль” 5-6. [5] Шейх Салих бин Фаузан аль-Фаузан – выдающийся ученый нашего времени, который является членом высшего совета ученых «аль-Ляджнату-ддаима» (Постоянный комитет). Родился в 1354 году по хиджре (1933г.). Он приобретал знание у таких известных ученых своего времени, как шейх Ибн Баз, шейх Мухаммад Амин аш-Шанкъити, шейх ‘Абдуллах ибн Хумайд, шейх ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи и др. Является автором множества известных книг по вероубеждению и фикъху. Мухаммад Салих аль-Мунаджид рассказывал, что незадолго до смерти шейха Ибн ‘Усаймина, он спросил его: “К кому нам обращаться после тебя?” На что Ибн ‘Усаймин ответил: “К шейху ‘Абдур-Рахману аль-Барраку и шейху Салиху аль-Фаузану”. [6] Следует знать, что ненависть и вражда к неверным в первую очередь является деятельностью сердца. Что же касается открытого проявления вражды, то оно различается в зависимости от ситуации, наличия на это возможности и статуса самих неверных. Шейх Исхакъ ибн ‘Абдур-Рахман ибн Хасан (да смилуется над ним Аллах) писал: “Основой в непричастности (аль-бара) является отдаление от неверных сердцем, языком и телом. И сердце верующего не перестает проявлять ненависть по отношению к неверным. Другое дело, открытое проявление вражды, что может различаться в зависимости от шариатской причины”. См. “ад-Дурару-ссания” 8/305. [7] Хузайфа (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть каждый из вас опасается того, чтобы стать иудеем или христианином, не замечая этого!”, после чего он прочитал аят: «А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них». ‘Абд ибн Хумайд. См. “ад-Дурруль-мансур” 3/100. Имам Ибн Абу Заманин (да смилуется над ним Аллах) в отношении слов: «А если кто из вас берет их себе в друзья, тот сам из них» сказал, что “ речь идет о том, кто покровительствует им в их религии!” См. “Тафсируль-Къураниль-‘Азиз” 2/32. Имам Ибн Джарир ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к этому аяту писал: “Тот, кто проявляет любовь и оказывает помощь иудеям и христианам против верующих, относится к их религии! Ведь никто ни к кому не проявляет любовь и не оказывает помощь, кроме как будучи довольным его религией и тем, на чем он. А тот, кто доволен их религией, по положению стал подобным им!” См. “Тафсир ат-Табари” 3/228. И об этом слова Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), сказавшего: “Тот, кто доволен многобожием, является многобожником!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 8/94. [8] Люди Писания (иудеи и христиане), как и прочие многобожники, являются неверными, однако Всевышний Аллах сделал между ними и прочими неверными разницу в некоторых установлениях (ахкам). Христиане и иудеи отличаются от прочих неверных по той причине, что они признавали пророков, которые были посланы к ним и веровали в то, с чем они были посланы, а также им были ниспосланы божественные Писания – Тора и Инджиль. Однако впоследствии они исказили эти Писания и учения пророков, и сошли с пути истины. Что же касается прочих многобожников, то они вообще не уверовали в пророков, и им не было дано Писание. По этой причине Всевышний Аллах дозволил жениться на целомудренных женщинах людей Писания и есть мясо заколотых ими животных, сделав их исключением из прочих неверных. См. “Тафсир ат-Табари” 3/467, “Ахкаму ахли-зимма” 1/21, “Тайсируль-Карими-Ррахман” 209. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|