Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Появление учебников




Европейское фехтование

по книгам С Мишенёва "История фехтования" и В.Тараторина "История боевого фехтования"

Рыцарство

В VI-VII веках непрерывные войны между племенами и народами, грабительские набеги и захват рабов были нормой. Центральная власть оказалась бессильной. У простого земледельца, ремесленника или торговца не было шанса в бою против профессионального воина. Выход был найден очень простой - профессионального воина содержали окрестные жители. Центральные власти упорядочили эту систему: король выделял определенную территорию своему придворному, который должен был защищать ее и кормиться за счет местного населения. Эти придворные принимали присягу и, в свою очередь, раздавали земли своим дружинникам, которые приносили присягу им. Членов этого военного класса стали называть рыцарями.

К XI веку сложилась традиционная система воспитания рыцарей из трех семилетних циклов: с рождения до 21 года. Первые семь лет будущий рыцарь воспитывался дома - сначала на женской половине, затем среди мужчин, которые закаляли его тело физическими упражнениями, а душу - Священным Писанием и рассказами о подвигах древних и современных героев. К концу первого цикла отец мальчика должен был подыскать достойного рыцаря, у которого его сын будет жить и воспитываться дальше в качестве пажа. Паж занимался самой разнообразной работой: прислуживал за столом, помогал одеваться господам, и находясь таким образом постоянно среди рыцарей, он должен был внимательно слушать и набираться опыта. Лет в 14 паж получал свое первое боевое оружие и становился оруженосцем. Это не избавляло его от домашней работы, но основной упор делался теперь на обслуживание господина: чистка оружия, помощь в одевании и снятии доспеха, работа на конюшне и с соколами. Зато теперь оруженосцы могли принимать участие в детских или тренировочных турнирах, которые проводились каждые 2-3 недели для проверки успехов в овладении оружием. По окончании третьего цикла оруженосец обычно становился рыцарем. Правда, известны случаи когда оруженосцы доживали до седых волос, становились опытными и известными воинами, но заветного рыцарского пояса так и не получали.

До XI века рыцарский доспех сохранял архаичные формы. Простой шлем сферической или полусферической формы часто дополнялся бармицей, а с VII века - наносником. Корпус прикрывал чешуйчатый или пластинчатый доспех с короткими широкими рукавами. Щиты были чаще всего круглые, реже - прямоугольные или овальные. К этому времени сформировался классический тип меча - каролингский - с длинным широким клинком, коротким перекрестьем и массивным противовесом. Меч стоил очень дорого и был оружием богатых воинов. Бедные, как в древности, действовали копьями, топорами, ножами и луками.

В XII веке значительный вклад в развитие доспеха внесли нормандские рыцари, суммировавшие благодаря своим многочисленным походам опыт и технологию разных народов и создавшие свои собственные формы защитного снаряжения. Их доспех напоминал кожаный комбинезон до колен, весь отклепанный квадратными чешуйками разного размера. К широкому удобному шейному вырезу пристегивали бронированный тем же способом или кольчужный капюшон, к которому пришнуровывали вытянутый остроконечный шлем с наносником. Щит приобрел миндалевидную форму. Знатные и богатые рыцари сражались длинными мечами, те, что победнее - короткими, около 60см.

В начале XI века появляется новый покрой доспеха - хауберт, не имеющий ничего общего с нормандским комбинезонным типом. Хауберт представлял собой длинную, ниже колен, рубаху с капюшоном, с разрезами спереди и сзади для езды верхом.

Очень существенным в развитии европейского доспеха стал XIII век, прежде всего благодаря появившемуся в предыдущем столетии одному-единственному боевому приему. Непрерывное совершенствование доспеха потребовало, наконец, кардинального сдвига в технике боя, и возникло новое удержание копья - под мышкой. Если раньше воин скакал на врага, потрясая копьем над головой и поражая противника движением руки, то теперь на кончике копья была сосредоточена огромная энергии - скорость лошади, ее вес, вес всадника в доспехах, плюс скорость встречного движения лошади противника, ее вес и вес противника в доспехах. Пожалуй, никогда еще один прием не оказывал такого действия на все аспекты боевой деятельности - тактика рыцарского боя определилась примерно на 300-350 лет.

В результате этого новшества сразу изменился шлем. Появились цилиндрические топхэлмы - горшковидные шлемы весом от 3,5 до 7 кг с узкими прорезями для глаз. Их одевали на толстый мягкий подшлемник с валиком вокруг головы, чтобы как можно эффективнее смягчить таранный удар. Щит, став треугольным, уменьшился в размерах. Хауберт стал еще эластичнее - теперь его делали полностью из кольчуги, длиной чуть выше колен и с рукавами. Такие изменения позволили воину активней сражаться на мечах и поворачиваться при этом в седле, что трудно было сделать с большим щитом и в кожано-полосчатом доспехе.

Чтобы копье не скользило в руке в момент таранного удара, а заодно и для прикрытия руки и правой части груди, его снабдили гардой. Так в конце XII - начале XIII веков появилось типичное рыцарское копье - лэнс.

В XIII же веке для пешего боя появляются мечи с резко сужающимся клинком и ребром вместо дола. Эта форма была очень удобна для пропарывания кольчуг - основного доспеха того времени - колющим ударом, притом таким клинком можно было и рубить. Вскоре, сначала в Италии, а затем и везде, эти мечи стали применять и всадники.

Таранный удар копьем был настолько эффективен, что легко прошивал любую кольчугу, поэтому весь XIV век велись активные поиски новых форм защиты. Это привело к появлению стальных наручей, перчаток, налокотников, поножей, наколенников, башмаков. Корпус прикрывал распространившийся повсеместно доспех - бригандина. На кожаную или суконную основу бригандины наклепывали изнутри металлические пластины разных форм и толщины. В результате получалась довольно подвижная и надежная конструкции, усиленная спереди, зато облегченная с боков и сзади. Появились и первые кирасы. Несомненно, шагом вперед стало изобретение подвижного забрала, благодаря чему появился новый тип шлема - бацинет. Наиболее распространенным бацинетом был хундскугель ("собачий колпак"). Его коническое забрало было рассчитано на отражение колющих ударов, которые должны были соскальзывать вверх и в стороны. Некоторые щиты, называемые тарч, снабдили вырезами для упора копья, что облегчило прицеливание при таранном ударе и одновременно улучшило защиту от него. Малораспространенные в XIII веке мечи с удлиненной рукоятью в полторы руки в XIV веке выходит на первый план и развиваются до двуручных. В то же время обретают популярность и "гражданские" мечи - легкие, короткие, колюще-рубящие, рассчитанные на бой на близком расстоянии.

Вся вторая половина XIV века ушла на соединение отдельных частей доспеха в единую систему. И когда к началу следующего столетия это произошло, появился готический доспех, настолько совершенный и прекрасный, что рыцари тут же стали щеголять друг перед другом в сплошном стальном уборе. Новая, почти что сплошная, не проминающаяся защита не оставляла шансов для традиционного меча, и появилось новое оружие. Панцерштехер - длинный трех- или четырехгранный стержень вместо обычного колюще-рубщего клинка - прокалывал доспех в самых мелких сочленениях пластин, но не был приспособлен для продолжительного боя. Чаще всего панцерштехер использовали для одного удара, как копье на скаку, и продолжали сражаться другим, более привычным оружием. В конце XV века появился биденхандер - двуручный меч огромных размеров, который если и не прорубал доспех, то оглушал его обладатель. Правда, рыцари использовали биденхандеры чаще на турнирах, а в бою его предпочитала пехота. Как бы второе дыхание получило и древнее ударное оружие - клевцами, булавами и шестоперами не брезговали даже самые знатные рыцари. Впрочем, традиционные одноручные мечи тоже сохранились и были по-прежнему очень эффективны против воинов, не имеющих полных готических доспехов, а ведь таких было большинство.

Кардинально изменился и щит. На смену деревянным треугольникам, продержавшимся около 200 лет, из Италии пришли цельнокованые стальные щиты - рондаши. Другим видом щита в эту эпоху стал маленький кулачный брокель, или боче, распространившийся к концу XV столетия, особенно в Италии и Испании.

Новое оружие, новые приемы боя не позволили доспеху остановиться в своем развитии, к тому же на историческую арену все увереннее выходило огнестрельное оружие. Пока была надежда бороться с силой пули при помощи стали, был создан новый, почти идеальный доспех - максимиллиановский. Сталь была такого качества, что от нее действительно отскакивали пули, кроме того, весь доспех был покрыт целой сетью характерных желобков, которые отводили почти любой удар или укол в сторону. Доспехи были так хороши, что рыцари, ими обладавшие, стали отказываться от щита. В результате появились широкие возможности для развития своеобразной техники защиты "полу уклонением", то есть рыцарь мог принять удар на себя, совершив лишь такое движение корпусом, при котором этот удар терял концентрацию, попадая вскользь или на излете, и желательно, в наиболее толстую пластину. Среди мечей распространился новый вид - батарный, разновидность полуторного. Его можно было удерживать как одной, так и двумя руками, а гарда обеспечивала неплохую защиту пальцев благодаря системе из нескольких колец. Дл того, чтобы правильно удерживать такой меч, а заодно чтобы стрелять из пистолета, все доспехи стали делать с перчатками, тогда как до этого встречались и рукавицы.

Когда же стало ясно, что с силой пули бороться уже невозможно, доспех стал быстро деградировать. В XVI веке рыцарство отходит на задний план.

Как дрались рыцари

На месте битвы при Визби (1361) обнаружены три братские могилы, содержащие скелеты 1185 бойцов. Даже при поверхностном их осмотре обнаруживаются чудовищные зарубки на костях. Исследователь Во Ингельмарк, проведя тщательный анализ останков, выяснил: большинство ударов - около 65% - нанесены сверху вниз по левой ноге, в основном по голени, причем это не самые сильные и одиночные удары. Несколько меньше представлены удары по рукам, многие из которых приходится на плечевую кость. Эти удары тоже не самые сильные и одиночные. А вот большинство ударов по голове нанесены с предельной силой, причем в 20% случаев - сериями. Интересно также, что менее сильные удары явно нанесены в левую часть тела противника, а сильные удары, удары сериями такой ориентации не имеют.

Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом, наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела - прежде всего по левой ноге, так как стойка была левосторонняя - и, добившись успеха, тут же спешили воспользоваться преимуществом, обрушивая на потерявшего над собой контроль, вышедшего из стойки или даже упавшего противника мощные и меткие удары с любой стороны, вкладывая в них всю свою силу.

Появление учебников

К XVI веку фехтование стало настолько сложным и многообразным, что возникла необходимость фиксировать различные приемы боя. Как нельзя кстати пришлась здесь новая технология - книгопечатание. Некоторые пособия в картинках с простейшими подписями встречаются еще в XIII веке, но они предлагают незначительный боевой арсенал. Исключением для XIII века (в смысле обилия текста) является лишь стихотворное пособие по фехтованию Гиара. Но уже в 1389 году Ганс Лихтэнауэр создает учебник, в котором, наряду с обилием рисунков, он пытается сформулировать понятие атаки, описывает оптимальную последовательность некоторых ударов. Правда, задача эта оказалась слишком уж сложной для Лихтенауэра: "фехтовать легче, чем говорить об этом", - в отчаянии пишет он.

В 1443 и 1467 годах знаменитый мастер Ганс Тальгоффер издал свои Готские кодексы, в которых описал и проиллюстрировал "решительно все возможные виды оружия и сражений". Вклад Тальгоффера в развитие искусства фехтования неоценим. Он действительно описал все возможные к тому времени способы обращения с холодным оружием, делая особый акцент на владении полуторным мечом. Отдельная глава посвящена борьбе без оружия, которая в то время рассматривалась неотрывно от фехтования, и приемам самообороны против противника, вооруженного кинжалом. Тальгоффер, соединив опыт рыцарей и опыт воинов других социальных слоев, дает нам представление о старой школе фехтования, построенной на старых еще принципах и достигшей вершины в своем развитии. Дальше в этом направлении двигаться было некуда, и изданная чуть позже по заказу Максимиллиана I "Фехтовальная книга" А.Дюрера уже включает в себя элементы новой школы. Хотя и в ней присутствует еще очень много жестких, борцовских и других элементов, характерных для средневековья.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных