ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Появление учебниковЕвропейское фехтование по книгам С Мишенёва "История фехтования" и В.Тараторина "История боевого фехтования" Рыцарство В VI-VII веках непрерывные войны между племенами и народами, грабительские набеги и захват рабов были нормой. Центральная власть оказалась бессильной. У простого земледельца, ремесленника или торговца не было шанса в бою против профессионального воина. Выход был найден очень простой - профессионального воина содержали окрестные жители. Центральные власти упорядочили эту систему: король выделял определенную территорию своему придворному, который должен был защищать ее и кормиться за счет местного населения. Эти придворные принимали присягу и, в свою очередь, раздавали земли своим дружинникам, которые приносили присягу им. Членов этого военного класса стали называть рыцарями. К XI веку сложилась традиционная система воспитания рыцарей из трех семилетних циклов: с рождения до 21 года. Первые семь лет будущий рыцарь воспитывался дома - сначала на женской половине, затем среди мужчин, которые закаляли его тело физическими упражнениями, а душу - Священным Писанием и рассказами о подвигах древних и современных героев. К концу первого цикла отец мальчика должен был подыскать достойного рыцаря, у которого его сын будет жить и воспитываться дальше в качестве пажа. Паж занимался самой разнообразной работой: прислуживал за столом, помогал одеваться господам, и находясь таким образом постоянно среди рыцарей, он должен был внимательно слушать и набираться опыта. Лет в 14 паж получал свое первое боевое оружие и становился оруженосцем. Это не избавляло его от домашней работы, но основной упор делался теперь на обслуживание господина: чистка оружия, помощь в одевании и снятии доспеха, работа на конюшне и с соколами. Зато теперь оруженосцы могли принимать участие в детских или тренировочных турнирах, которые проводились каждые 2-3 недели для проверки успехов в овладении оружием. По окончании третьего цикла оруженосец обычно становился рыцарем. Правда, известны случаи когда оруженосцы доживали до седых волос, становились опытными и известными воинами, но заветного рыцарского пояса так и не получали. До XI века рыцарский доспех сохранял архаичные формы. Простой шлем сферической или полусферической формы часто дополнялся бармицей, а с VII века - наносником. Корпус прикрывал чешуйчатый или пластинчатый доспех с короткими широкими рукавами. Щиты были чаще всего круглые, реже - прямоугольные или овальные. К этому времени сформировался классический тип меча - каролингский - с длинным широким клинком, коротким перекрестьем и массивным противовесом. Меч стоил очень дорого и был оружием богатых воинов. Бедные, как в древности, действовали копьями, топорами, ножами и луками. В XII веке значительный вклад в развитие доспеха внесли нормандские рыцари, суммировавшие благодаря своим многочисленным походам опыт и технологию разных народов и создавшие свои собственные формы защитного снаряжения. Их доспех напоминал кожаный комбинезон до колен, весь отклепанный квадратными чешуйками разного размера. К широкому удобному шейному вырезу пристегивали бронированный тем же способом или кольчужный капюшон, к которому пришнуровывали вытянутый остроконечный шлем с наносником. Щит приобрел миндалевидную форму. Знатные и богатые рыцари сражались длинными мечами, те, что победнее - короткими, около 60см.
Очень существенным в развитии европейского доспеха стал XIII век, прежде всего благодаря появившемуся в предыдущем столетии одному-единственному боевому приему. Непрерывное совершенствование доспеха потребовало, наконец, кардинального сдвига в технике боя, и возникло новое удержание копья - под мышкой. Если раньше воин скакал на врага, потрясая копьем над головой и поражая противника движением руки, то теперь на кончике копья была сосредоточена огромная энергии - скорость лошади, ее вес, вес всадника в доспехах, плюс скорость встречного движения лошади противника, ее вес и вес противника в доспехах. Пожалуй, никогда еще один прием не оказывал такого действия на все аспекты боевой деятельности - тактика рыцарского боя определилась примерно на 300-350 лет. В результате этого новшества сразу изменился шлем. Появились цилиндрические топхэлмы - горшковидные шлемы весом от 3,5 до 7 кг с узкими прорезями для глаз. Их одевали на толстый мягкий подшлемник с валиком вокруг головы, чтобы как можно эффективнее смягчить таранный удар. Щит, став треугольным, уменьшился в размерах. Хауберт стал еще эластичнее - теперь его делали полностью из кольчуги, длиной чуть выше колен и с рукавами. Такие изменения позволили воину активней сражаться на мечах и поворачиваться при этом в седле, что трудно было сделать с большим щитом и в кожано-полосчатом доспехе. Чтобы копье не скользило в руке в момент таранного удара, а заодно и для прикрытия руки и правой части груди, его снабдили гардой. Так в конце XII - начале XIII веков появилось типичное рыцарское копье - лэнс. В XIII же веке для пешего боя появляются мечи с резко сужающимся клинком и ребром вместо дола. Эта форма была очень удобна для пропарывания кольчуг - основного доспеха того времени - колющим ударом, притом таким клинком можно было и рубить. Вскоре, сначала в Италии, а затем и везде, эти мечи стали применять и всадники. Таранный удар копьем был настолько эффективен, что легко прошивал любую кольчугу, поэтому весь XIV век велись активные поиски новых форм защиты. Это привело к появлению стальных наручей, перчаток, налокотников, поножей, наколенников, башмаков. Корпус прикрывал распространившийся повсеместно доспех - бригандина. На кожаную или суконную основу бригандины наклепывали изнутри металлические пластины разных форм и толщины. В результате получалась довольно подвижная и надежная конструкции, усиленная спереди, зато облегченная с боков и сзади. Появились и первые кирасы. Несомненно, шагом вперед стало изобретение подвижного забрала, благодаря чему появился новый тип шлема - бацинет. Наиболее распространенным бацинетом был хундскугель ("собачий колпак"). Его коническое забрало было рассчитано на отражение колющих ударов, которые должны были соскальзывать вверх и в стороны. Некоторые щиты, называемые тарч, снабдили вырезами для упора копья, что облегчило прицеливание при таранном ударе и одновременно улучшило защиту от него. Малораспространенные в XIII веке мечи с удлиненной рукоятью в полторы руки в XIV веке выходит на первый план и развиваются до двуручных. В то же время обретают популярность и "гражданские" мечи - легкие, короткие, колюще-рубящие, рассчитанные на бой на близком расстоянии.
Кардинально изменился и щит. На смену деревянным треугольникам, продержавшимся около 200 лет, из Италии пришли цельнокованые стальные щиты - рондаши. Другим видом щита в эту эпоху стал маленький кулачный брокель, или боче, распространившийся к концу XV столетия, особенно в Италии и Испании.
Когда же стало ясно, что с силой пули бороться уже невозможно, доспех стал быстро деградировать. В XVI веке рыцарство отходит на задний план. Как дрались рыцари
Вывод однозначен. Воины, сражаясь друг с другом, наносили редкие экономичные удары в наиболее доступные места тела - прежде всего по левой ноге, так как стойка была левосторонняя - и, добившись успеха, тут же спешили воспользоваться преимуществом, обрушивая на потерявшего над собой контроль, вышедшего из стойки или даже упавшего противника мощные и меткие удары с любой стороны, вкладывая в них всю свою силу. Появление учебников К XVI веку фехтование стало настолько сложным и многообразным, что возникла необходимость фиксировать различные приемы боя. Как нельзя кстати пришлась здесь новая технология - книгопечатание. Некоторые пособия в картинках с простейшими подписями встречаются еще в XIII веке, но они предлагают незначительный боевой арсенал. Исключением для XIII века (в смысле обилия текста) является лишь стихотворное пособие по фехтованию Гиара. Но уже в 1389 году Ганс Лихтэнауэр создает учебник, в котором, наряду с обилием рисунков, он пытается сформулировать понятие атаки, описывает оптимальную последовательность некоторых ударов. Правда, задача эта оказалась слишком уж сложной для Лихтенауэра: "фехтовать легче, чем говорить об этом", - в отчаянии пишет он. В 1443 и 1467 годах знаменитый мастер Ганс Тальгоффер издал свои Готские кодексы, в которых описал и проиллюстрировал "решительно все возможные виды оружия и сражений". Вклад Тальгоффера в развитие искусства фехтования неоценим. Он действительно описал все возможные к тому времени способы обращения с холодным оружием, делая особый акцент на владении полуторным мечом. Отдельная глава посвящена борьбе без оружия, которая в то время рассматривалась неотрывно от фехтования, и приемам самообороны против противника, вооруженного кинжалом. Тальгоффер, соединив опыт рыцарей и опыт воинов других социальных слоев, дает нам представление о старой школе фехтования, построенной на старых еще принципах и достигшей вершины в своем развитии. Дальше в этом направлении двигаться было некуда, и изданная чуть позже по заказу Максимиллиана I "Фехтовальная книга" А.Дюрера уже включает в себя элементы новой школы. Хотя и в ней присутствует еще очень много жестких, борцовских и других элементов, характерных для средневековья. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|