Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАДАНИЕ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЗО 1 и 2 КУРСОВ

 

I.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА – 180 (182) часов.

 

1. Самостоятельная работа с первоисточниками для первого курса

Подготовить конспект на выбор одного из предложенных первоисточников

Тема: Методология и методологические принципы

1. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Категориальная система психологии. Структура психосферы / Теоретическая психология. М., 2001

Тема: Развитие психики и сознания

1. Макс Шелер. Положение человека в космосе / Проблема человека в западной философии. – М.: «Прогресс», 1988, - С. 31-95

2. Леонтьев А. Н. Психическое отражение / Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

2. Самостоятельная работа студентов с превоисточниками для второго курса

Тема: Познавательные психические процессы

1. Кофка К. О внимании

2. Рубинштейн С. Л. Внимание / Основы общей психологии.- СПб.: Питер,1999

3. Осгуд Ч. Перцептивная организация

Тема 5. Эмоционально- волевые психические процессы (4.12; 11.12)

1. Ильин Е. П. Воля как произвольное поведением и деятельностью человека / Психология Воли.- СПб.: «Питер», - 2000

2. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Пирер,1999

Тема: Личность в деятельности и общении

1. Ананьев Б. Г. Психологические проблемы индивидуальности / Избранные психологические труды: В 2-х т, I т., М.: Педагогика,1980

2. Рубинштейн С. Л. Жизненный путь личности / Основы общей психологии. - СПб.: Питер,1999

3. Леонтьев А. Н. Соотношение внутренней и внешней деятельности / Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

Тема: Свойства личности.

1. Ильин Е. П. Психология мотивации. СПб.: «Питер», - 2002

2. Б. М. Теплов. Способности и одаренность. / Избранные труды, 1Т. Раздел 1. Психология индивидуальных различий, М.: Педагогика, 1985.

3. Рубинштейн С. Л. Учение о характере / Основы общей психологии. В 2 т.- Т.2. М.-1989.

3. Подготовка к тестированию и сдача модулей.

После изучения каждого раздела студент сдает модуль по пройденным темам. Для подготовки к сдаче модуля студент может воспользоваться тренировочным вариантом тестовых заданий.

4. Подготовка к практическим занятиям и экзаменам.

 

II. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (14 часов).

 

Для первого курса:

Практические занятия № 1-2 (4 часа).

Тема: Введение в психологию

Вопросы: 1. Предмет и объект, цели и задачи психологии. Структура и психологии. Структура психических явлений и понятия, характеризующие их;

2. История развития представлений о природе психического (этапы развития психологии, основные направления психологической мысли и ее представители).

3. Методология психологии, методологические принципы, категории и методы психологии. Категориальный строй психологии (Петровский, Ярошевский)

4. Развитие психического в филогенезе (Леонтьев, шелер). Онтогинез психики человека. Взаимосвязь сознательно и бессознательного. Психика и мозг: основные теории взаимосвязи; психофизическая и психофизиологическая проблемы.

 

Для второго курса:

Практическое занятие № 3 (2 часа).

Контрольная работа по первому разделу (первому модулю): введение в психологию.

 

Практические занятия № 4-5 (2 часа).

Тема: Познавательные и эмоционально-волевые психические процессы

 

Практическое занятие № 6 (2часа).

Тема: Свойства личности.

 

Практическое занятие № 7 (2 часа).

Контрольная работа по второму и третьему разделам (2 и 3 модулям)

 

 

III. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:

 

Для первого курса:

1. Определение психологии. Объект, предмет, задачи современной психологии. Определение психики. Определение общей психологии. Предмет. Задачи.

2. Различные подходы к структуре современной психологии: по предмету (принципы классификации, основные отросли, разделы), по исходным методологическим установкам (привести примеры школ, направлений).

3. Структура индивидуальных психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Понятия, характеризующие их.

4. Основные исторические этапы развития представлений о природе психических явлений до конца XIX века. Привести примеры различного понимания предмета психологии: душа, сознание, мышление, психические акты и пр. (Платон и Аристотель, Рене Декарт и Барух Спиноза и пр.)

5. Развитие представлений о природе психических явлений в XX веке в рамках основных психологических теорий: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология и советская школа

6. Определение парадигмы. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии: основные характеристики и отличия.

7. Понятия: методология, методологические принципы. Основные научные принципы современной психологии: принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности. Гуманистические принципы: принцип герменевтики, принцип экзегезы, филологический принцип, принцип философской неукорененности, принцип феноменологии.

8. Понятие категорий в психологии. Базисные и метопсихологические категории, их взаимосвязь. Категориальный строй психологии, понятия ядерных и оформляющих категорий. Понятия биосфера, ноосфера, психосфера. Уровни (экстра-, мета-, прото- и базисные психологические категории) и блоки категориального каркаса.

9. Классификация методов в психологии: по задачам исследования, по критерию объективности – субъективности. Характеристика основных групп методов: тестирование (виды), эксперимент (лабораторный и естественный, формирующий и констатирующий), наблюдения и его разновидности, опрос и его виды, и т.д.

10. Психофизиологическая проблема в психологии (принцип взаимодействия, принцип параллелизма, редукционизм). Психофизическая проблема в психологии (различные подходы к соотношению психического и материального).

11. Филогенез психики. Понятие отражения. Формы отражения живой и неживой материи. Биологические формы отражения: тропизм (виды тропизма), инстинкт, навык, интеллектуальное поведение. Периодизация филогенеза психики Леонтьева-Фабри.

12. Онтогенез психики. Условия и источники развития высших психических функций. Сознание - высшая форма отражения действительности. Признаки и основные характеристики сознания.

13. Соотношение сознания и бессознательного. Виды проявления бессознательных психических процессов.

 

Для второго курса:

14. Категория деятельности в психологии (как объяснительный принцип и как предмет исследования). Деятельностный подход в психологии, принципы деятельностного подхода. Деятельность и психические процессы.

15. Понятия ведущей деятельности и психологического возраста. Общение, игра, учение и труд как виды деятельности.

16. Основные атрибуты деятельности: средства, предмет, структурный (деятельность, действие, операции) и мотивационный (потребность, мотив, цель, условия) компоненты. Соотношение структурного и мотивационного компонентов деятельности по Леонтьеву. Структурно функциональная трансформация деятельности (укрупнение и дробление единиц деятельности).

17. Соотношение внутренней и внешней деятельности. Интериоризация и экстереоризация. Основные положения теории научения. Ее принципиальное отличие от теории деятельности.

18. Понятие общения. Классификации общения по целям, средствам и содержанию. Формы и функции общения.

19. Роль общения в психическом развитии человека. Общение и деятельность.

20. Коммуникативная сторона общения. Проявление активности коммутатора и реципиента общения. Факторы, влияющие на эффективность передачи информации. Кинесика, паралингвистика и экстралингвистика, проксемика.

21. Интерактивная сторона общения. Кооперация и конкуренция. Психологические способы взаимодействия. Формы организации совместной деятельности по Уманскому.Перцептивная сторона общения. Основные процессы, обеспечивающие взаимопонимание. Возможности осознания себя через другого: идентификация, эмпатия, рефлексия.

22. Классификация групп: условные и реальные, лабораторные и естественные, большие и малые, официальные и неофициальные, организованные и стихийные и пр. Понятие малой группы, отличительные признаки и психологические характеристики. Гипотетическая кривая развития группы по А. Г. Кирпичникову. Процессы и явления, обуславливающие групповую динамику.

23. Социально-психологическая структура малых групп: позиция, статус, внутренняя установка, роль, размер, композиция, каналы коммуникации (централизованные и децентрализованные).

24. Теории лидерства: теория черт, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей. Стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный.

25. Проблема человека в психологии. Содержание понятий: индивид, индивидуальность и личность.

26. Понятие защитных механизмов. Виды защит: отрицание, подавление, рационализация, формирование реакции, проекция, интеллектуализация, замещение и пр.

27. Понятия: «образ – Я», самоактуализация, самоидентификация, самооценка, социальная роль, социальный статус, самосознание личности.

28. Направленность личности, потребности и мотивация. Установка.

29. Ощущения: понятие, классификации (по анализаторам, по месту расположения рецепторов, по модальности), виды.

30. Основные стимулы раздражители для различных анализаторов. Изменчивость чувствительности анализаторов. Явление сенсибилизации, синестезии, адаптации. Субсенсорные ощущения. Латентный период.

31. Абсолютный порог чувствительности. Психометрическая кривая. Относительный порог чувствительности. Закон Вебера -Фехнера.

32. Восприятие: понятие, виды, свойства, отличия от ощущений. Свойства, определяющие продуктивность восприятия. Связь восприятия с другими процессами.

33. Основные теории восприятия в психологии (гештальтпсихология, когнитивное направление, экологическое направление).

34. Механизмы восприятия времени, пространства (величены, формы, расстояния, глубины), движения. Понятия: аккомодация, конвергенция. Автокинетический эффект. Фи - феномен. Фантом конечности.

35. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Свойства: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем.

36. Функции внимания: избирательность; удержание и сохранение; регуляция и контроль. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное. Психологические теории внимания (Т. Рибо, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Гальперин, Добрынин).

37. Понятие памяти. Роль памяти в жизни человека. Отличие памяти человека от памяти животных. Психологические теории памяти (ассоциативное направление, гештальтизм, бихевиоризм, психоанализ, деятельностный подход).

38. Классификации видов памяти: по характеру психической активности (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная); по продолжительности (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая); по преобладающему анализатору (зрительная, двигательная, слуховая и пр.); по цели деятельности (произвольная, непроизвольная); по осмысленности (механическая, смысловая) и пр. Дать краткую характеристику каждого вида.

39. Процессы памяти: запоминание; сохранения; воспроизведение (узнавание, собственно воспроизведение, припоминание); забывание (отрицательная индукция, проактивное торможение, ретроактивное торможение, запредельное торможение).

40. Законы памяти и факты из ее исследований. Эффект Зейгарник. Закон Эббингауза. Закономерности запоминания и воспроизводства материала, выявленные исследованиями А.А. Смирнова, Т. Рибо, Г. Эббингауза.

41. Понятие о мышлении как об обобщенном и опосредствованном отражении действительности. Мышление как высший познавательный процесс. Мышление с точки зрения ассоциативного направления, гештальтизма, бихевиоризма, психоанализа, деятельностного подхода

42. Классификация видов мышления по характеру решаемых задач (теоретическое и практическое), по формам (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное), по степени развернутости (дискурсивное и интуитивное), по степени новизны (репродуктивное и продуктивное), по участию воли (произвольное, непроизвольное), по реалистичности.

43. Операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение, классификация, систематизация. Процессы (логические формы): понятия, представления, суждения, умозаключения (индукция и дедукция, силлогизм).

44. Творческое мышление. Этапы творческого мышления. Отличие интеллектуальной и творческой деятельности.

45. Теории развития мышления (Пиаже, Гальперин, Выготский и Сахаров, Клар и Уоллес). Соотношение Мышления и обучения (Пиаже, Джеймс, Коффка, Выготский).

46. Мышление и интеллект. Индивидуальные особенности мышления.

47. Речь как познавательный процесс. Язык и речь. Значение и смысл.

48. Ситуативная и контекстная, внутренняя (внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование) и внешняя (письменная, устная, жестовая, дактильная, эгоцентрическая) виды речи. Функции (коммуникативная, выражения, обозначения) и характеристики речи.

49. Мышление и речь. Развитие мышления и речи в онтогенезе.

50. Определение воображения. Свойства воображения. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Формы синтеза представлений: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. Функции воображения. Образ в воображении.

51. Развитие представления об эмоциях в истории психологии (Спиноза, Вундт, Дарвин, Джеймс и Ланге, Фестингер, Анохин, Рубинштейн, Леонтьев).

52. Общая характеристика эмоций. Функции эмоций: коммуникативная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная, ориентировочная. Классификации эмоций по знаку (положительные, отрицательные), по потребностям (низшие, высшие), по мобилизации организма (стенические, астенические), по продолжительности, по ценностным переживаниям, по модальности (удивление, радость, гнев) и т. д.

53. Классификация эмоций по силе и длительности проявления: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства, стресс. Эмоции в узком и широком смысле. Фундаментальные эмоции. Понятие высших чувств. Виды чувств: нравственные, интеллектуальные, эстетические, практические.

54. Развитие представления о воли. Позиции, утверждающие реактивность и активность волевого поведения (Аристотель, Спиноза, Корнилов, Бехтерев, Анохин, Бернштейн, Селиванов). Изучение воли с позиций бихевиоризма, психологии мотивации, психологии личности.

55. Современный взгляд на проблему воли в психологии. Выготский о проблеме воли и развитии произвольности. Характерные черты произвольных процессов. Основные функции воли.

56. Волевое действие и его виды: непроизвольное, произвольное, простое, сложное. Понятие волевой регуляции. Направления развития волевой регуляции у человека.Волевые качества (первичные, вторичные и третичные волевые качества). Формирование воли: факторы, препятствующие и способствующие развитию волевых качеств у детей.

57. Различные подходы к определению темперамента. Основные учения о типах темперамента: гуморальный, конституционный, нейрофизиологический, факторный подходы. Типы темперамента и их характеристики. Методы диагностики темперамента.

58. Определение характера. Характер как система устойчивых черт. Отношения (к себе, к другим людям, к делу, к вещам) проявляющие характер. Структура характера. Основные и второстепенные, мотивационные и инструментальные черты характера. Связь мотива и характера. Характер и воля.

59. Типологии характера. Общие принципы построения типологий. Общая характеристика подходов (точки зрения психогностики, дифференциальной психологии, социального поведения, психологии личности, русской и советской школ): взгляды на характер как на тип и как на уникальность конкретного индивида.

60. Представление о характере в клинической психологии. Понятие акцентуации характера. Классификации акцентуаций характера по Леонгарду и Личко.

61. Характер и темперамент. Соотношение понятий личность и характер.

62. Мотивация (диспозиционная и ситуационная мотивации), мотив, цель, потребность. Интерес, задача, желание, намерение. Строение мотивационной сферы человека. Широта, гибкость, иерархизированность мотивационной сферы.

63. Основные направления исследования мотивационной сферы в психологии. Когнитивный подход: теория когнитивного диссонанса, теория каузальной атрибуции, теория мотивации Аткинса. Бихевиоризм: поведенческий потенциал Роттера. Теория потребностей Маслоу. Теория деятельностного происхождения мотивационной сферы.

64. Специфика исследования мотивации в современной психологии (основные понятия, принципы, методы). Мотивация и личность.

65. Неоднозначность определения способностей в психологии. Классификация и виды способностей. Природные и специфические (общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, способности к общению и предметно- деятельностные способности). Уровни способностей: репродуктивный, творческий, талант, гениальность. Понятие одаренности.

66. Сруктура способностей. Ведущие и вспомогательные, общие и специальные качества в структуре конкретной способности. Задатки и способности. Соотношение биологической и социальной обусловленности задатков. Способности и когнитивные стили. Зависимость креативности от интеллектуальных способностей. Конвергентное и дивергентное мышление.

 

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная литература:

Введение в психологию / Под ред. Петровского А. В. – М: Академия, 1997.

Краткий психологический словарь //Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г./- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Маклаков А. Г. Общая психология. С.-Пбг.: Питер, 2002г.

Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – М.: Просвещение, 2004. – Кн.1.

Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник, М.: Академия, 2001.

6. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону, 2005

 

Дополнительная литература:

1. Абдурахманов Р. А. Введение в общую психологию и психотерапию. – М.- Воронеж, 2002

2. Айсмонтас Б. Б. Общая психология. Схемы. М.: Владос-пресс, 2002.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т, I т., М.: Педагогика,1980

4. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1988. (С. 170 – 284)

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1983.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: 1988. (Личность и ее формирование: 281 –310 с.)

7. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: 1999

8. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер

9. Ильин Е. П. Психология Воли.- СПб.: «Питер», - 2000

10. Ильин Е. П. Психология мотивации. СПб.: «Питер», - 2002

11.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, -2008

12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.

13. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2004.

14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2004.

15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М., 2000.

16. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. С-Пбг.: Питер, 2000.

17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты // Под. Ред. Райгородского Д. Я./ Самара: Бахрах, 1999.

18.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.

19. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. С-Пбг.: Речь, 2001г

20. Теплов. Б.М. Избранные труды, В 2т., М.: Педагогика, 1985.

21. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2008

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных