Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИСКУССТВО АРАБСКИХ СТРАН И ЕГИПТА




ИСКУССТВО СТРАН ИСЛАМА

Исторический факультет
Кафедра всеобщей истории искусства
Москва, 1998 г.

Составитель - доцент кафедры всеобщей истории искусства, кандидат искусствоведения Е.А.Сердюк

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Основные регионы мусульманского мира. Возникновение и распространение культуры ислама в средние века, Новое и Новейшее время.

Особенности искусства стран Аравийского полуострова, Сирии, Ирака и Палестины, Египта и стран Магриба. Мавританское искусство в Испании. Искусство Ирана, государств Средней Азии. Искусство Турции и сопредельных стран. Основные периоды развития. Место мусульманского искусства в мировой культуре. История взаимодействия искусства Европы с искусством Ближнего и среднего Востока. Культура России и культура стран ислама.

Особенности и специфика архитектуры и искусства ислама. Виды культовых построек (мечеть, минарет, медресе, мавзолей) и светских (замок, дворец,караван-сарай и др.), их специфика. Иерархия видов и жанров искусства в мусульманской традиции. Проблема изобразительности; Коран и хадисы об антропоморфных образах. Особенности и роль искусства каллиграфии, ее взаимодействие с изображениями. Важнейшие канонические почерки арабского письма: куфи, (включая его листвичные и цветочные формы), насх, сульс, насталик, дивани и др. Ибн Мукла и его роль в развитии каллиграфического искусства.

Особенности книжного искусства в странах ислама. Книга в контексте мусульманской культуры. Приемы оформления книжных обложек и страниц. Организация труда в миниатюрных мастерских. Проблемы авторства в миниатюре.

Крупнейшие мыслители Ближнего и Среднего Востока о художественном творчестве.

Основные этапы изучения искусства ислама в западно-европейской и отечественной науке. Иван Щукин как собиратель и исследователь миниатюры.

Взаимодействие принципов мусульманского искусства и архитектуры с другими культурными традициями Востока в Южной и Юго-восточной Азии.

Тенденции ориентализма и искусство Ближнего и Среднего востока.


ИСКУССТВО АРАБСКИХ СТРАН И ЕГИПТА

ВВЕДЕНИЕ. Древнейшие художественные традиции Аравии. Минейское и Сабейское царство, государство набатеев. Специфика культуры кочевых народов, роль устной литературной традиции. Древняя городская архитектура Южной Аравии (в частности, Йемена) и ее отображение в сохранившихся постройках в Сане (мечеть аль-Кабир (670-е гг) с барельефами предположительно из замкаГумдан 2-8 вв. и минаретами, жилая архитектура с ее традициями многоэтажности и полихромии фасадов, отделанных лепниной). Мечеть Джанадиа (632) близ Таиза и традиции древнего зодчества в ее решении.

МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО В ПЕРИОД ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ.

Художественнпая культура в контексте возникновения ислама. Святыни Мекки. Святилище Каабы (608, отстроено после пожара в 684). Хиджра (622 г.). Дом Мохаммада в Медине как первое молитвенное помещение. Понятие о кибле; ее перенос из Иерусалима в Мекку. Зарождение архитектурной формы михраба.

ИСКУССТВО АРАБСКОГО ХАЛИФАТА В ПЕРИОД ДИНАСТИИ ОМЕЙЯДОВ (7-8 ВВ). Сирия, Ирак, Палестина.

Арабская экспансия 7-8 вв. Особенности развития арабской культуры на территории бывших византийских провинций.

Мечеть Омейядов в Дамаске (706-715). Формы базилики и дворовой (колонной) мечети. Мозаики. Мечеть аль-Акса в Иерусалиме (нач. 8 в.). Мечеть Скалы (Купол Скалы) 687-691 в Иерусалиме как образец центрально-купольной постройки. Мозаики.

Архитектура, декор, монументальные росписи замков: Мшатта (первая пол 8 в.) в Иордании, Каср аль-Хайр (западный) (8 в.) близ Пальмиры (Сирия), Хирбат аль-Мафджар (сер. 8 в.) близ Иерихона (Иордания), Куссейр Амра (первая четверть 8 в., Иордания).

Бронзовые изделия и текстильное искусство эпохи Омейядов.

ИСКУССТВО АРАБСКОГО ХАЛИФАТА ВРЕМЕНИ ДИНАСТИИ АББАСИДОВ (8-10 ВВ.) И РАЗВИТИ ЕГО ТРАДИЦИЙ В 11-14 ВВ.

Градостроительные характеристики Багдада (построен в 762-766) и Самарры (столица в 836-892). Дворец-замок Ухайдир (втор. пол. 8 в.) близ Кербелы. Дворец Балкувара (9в.) в Самарре. Декоративные стуковые панно, росписи. Формирование принципов мусульманской орнаментики. Понятие об арабеске. Проблема стилистической взаимосвязи с изобразительным искусствомсасанидского Ирана. Мечеть Мутаваккиля с минаретом аль-Мальвия.

Распад арабского халифата в к. 9 в., как мировой державы и продолжение развития его курных традиций в 10-13 вв. в Ираке, Сирии, Месопотамии и других странах на бывших территориях халифата. Развитие городской среды Багдада и Дамаска. Ворота Талисмана в Багдаде (1221)

Большая мечеть в Халебе (Алеппо) (осн. в 8 в.) с минаретом к.11в.

Мавзолеи в Дамаске (Нур ат-дина - 1167) и Багдаде (Зубайды -13 в и Омара ас-Сухраварди - 13 в). Развитие айванной композиции в архитектуре медресе.

Крепостная архитектура. Цитадель в Алеппо (11-13 в). Эволюция архитектурного декора.

Основные школы миниатюры: сирийская, багдадская. Материалы, техника иллюминирования рукописи.

Сирийская школа. Проблема взаимодействия с традициями византийской живописи. “Фармакология” Диоскорида 1229, “Отборнейшие мудрые изречения и красоты говорящего” (1я пол. 13 в.), “Калила и Димна” 1200-1220.

Багдадская (иракская, арабо-месопотамская) школа. “Книга песен” 1218-1219, “Послания братьев чистоты” 1287, “Макамы” аль-Харири из собраний Парижа (1237, художник Яхъя ибн Махмудааль Васити) и из Санкт-Петербурга (1225-35).

Джунайд ас-Султани (Багдади) и развитие пространственности в его миниатюрах к в рукописи “Хамсэ” Низами 1396 г.

Художественное ремесло Сирии и Ирака 9-13 вв. Развитие техники люстровой керамики и художественного стекла. Художественный металл.


ЕГИПЕТ

Специфика развития средневекового арабского искусства в Африке. Коптские традиции. Мечеть Амра (641, расширена в 673г)в Фустате и Большая мечеть ибн-Тулуна 876-879 с минаретами как примеры развития колонного типа мечети в Египте. Нилометр (сер. 9 в.) на острове Рода близ Фустата. Градостроительное решение Каира (осн. в 969). Дальнейшее усиление Каира как крупнейшей столицы мусульманского мира после разрушения Багдада в 13 в. монголами. Городские ворота 11 века: Баб ан-Наср, Баб аз-Зувайла. Архитектурный декор: резной деревянный фриз из дворцаФатимидов 11 в.

Мечеть аль-Азхар (970-972). Мечеть ал-Хакима(990-1113) с минаретами, перестроенными в 1010 г. Мечеть ал-Акмар (1125).

Развитие архитектурной формы и декора в период господства мамлюкских династий в 13-14 вв. Мавзолей имама аш-Шафии. Комплекс мавзолея султана Калауна. Своеобразие формы минарета в Египте. Ансамбль мечети султана Хасана в Каире 1356-1363 как апофеоз айванного типа. Мечеть султана Баркука 1384-86.

Мечети в городской среде Каира 13-14 вв.

Развитие типа небольшой центрической постройки в ансамбле мавзолеев Мамлюков под Каиром.

Миниатюра. Коран Аргун-шаха и миниатюры в рукописи “Макамов” аль Харири 1334 г.

Изделия из хрусталя.

Коптские традиции в текстильном искусстве.

Люстровая керамика.


СТРАНЫ МАГРИБА И МАВРИТАНСКАЯ ИСПАНИЯ

Алжир, Тунис и Марокко в составе арабского халифата; предшествующие художественные традиции на территории стран Северной Африки.

Мечеть Сиди-Окбы (9 в.) в Кайруане; своеобразие трактовки колонного типа мечети в Магрибе. Характерная трактовка формы арки в Магрибе. Мечеть Хасана в Рабате (к.12 в.). Мечеть Кутубия вМарракеше (12 в.).

Сложение типа небольшого медресе в Марокко. Медресе Аттарин и медресе Бу Ананиа в Фесе (оба 14 в.).

Городские ворота Рабата.

Дворцовые и крепостные постройки. Дворец Каср аль-Кадим (нач. 9 в.)близ Кайруана. Дворец в Седрате (10-11 вв.)

Сведения о миниатюрной живописи в странах Магриба. Магрибинские модификации в каллиграфии.

Декоративно-прикладное искусство: изделия из металла, резьба по дереву, керамика.

ИСПАНИЯ. Присоединение Испании в 711 г. к Багдадскому халифату и основание в сер. 8 в. Кордовского эмирата. Характеристика городской культуры Кордовы. Соборная мечеть в Кордове (осн. в 785, закончена в 10 в.)

Новая волна арабских завоеваний Пиренейского полуострова в сер. 12 в. Минарет Ла Хиральда в Севилье (12 в.) Воздействие традиций мавританской архитектуры на постройки других конфессий (синагога Санта Мария ла Бланка в Толедо 13 в., башня замка Сан Сальвадор 13 в.).

Культура Гранадского эмирата. Архитектурный ансамбль Гранады и замок Альгамбра (13-15 вв., осн. сооружения - 14 в).

Расцвет художественных ремесел. Альгамбрские вазы. Валенсийские фаянсы. Мавританские ткани.

Мавританский стиль в Испании после падения Гранады в 492 г. Алькасар - дворец Педро Жестокого и формирование стиля мудехар, его перспективы в истории архитектуры.

ИСКУССТВО МУСУЛЬМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ В ИНДИИ В КОНТЕКСТЕ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕГО ВОСТОКА.

Индийское искусство 13-15 вв. Делийский султанат; туглакиды и их архитектура. Мечеть Кувват аль-ислам (осн. в 1193) с минаретом Кутб-минар (1199). Туглакабад и его мавзолеи (в частн., гробница Рияз-ат-дина Туглака (ок. 1325)).

Специфика индийского искусства эпохи великих Моголов. Мавзолеи Шер-шаха (1540-45), Хумаюна (1572).

Градостроительный ансамбль Агры. Агра-форт, Тадж-махал(1629) Жемчужная мечеть(1648) в Агре и мавзолей Итимад ут-Дауда(1622-28). Градостроительный ансамбль Фатехпур Сикри (1569-72) и его постройки. Красный форт и Джума-мечеть в Дели. Особенности трактовки архитектурной формы и декора в мусульманской Индии.

Миниатюрная живопись при могольском дворе. Бабур-намэ и Акбар-намэ (обе- к.16 в.). Развитие портрета в миниатюре. Миниатюра на слоновой кости.

Декоративно-прикладное искусство. Инкрустации, резной камень, ювелирное искусство, текстиль. Проблема автохтонных традиций и мусульманских канонов в костюме. Кашмирские шали и история их имитации в Европе.


ИСКУССТВО ИРАНА






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных