Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Андрей Рублев Фрески Успенского собора во Владимире, Иконы

Андрей Рублев. (ок 1370 – 1430 ). ( по И. Э. Грабарь ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ).
Мы знаем только, что он был в послушании у преподобного Никона Радонежского, a позднее иноком Спасо-Андроньева монастыря в Москве. Первое летописное указание на работы Андрея Рублева относится к 1405 году в связи с росписью Благовещенского княжеского собора, где он работал с Феофаном Греком и Даниилом Черным. В 1400—1405 годах Ф.Г. находился на вершине своей славы. Живопись того времени видела высшие свои достижения именно в его искусстве. Если Андрей Рублев и не был прямым учеником Феофана, то, во всяком случае, он не избежал сильнейшего воздействия его искусства. Существует предположение, что А.Р. работал в мастерской Ф.Гр., где мог принимать участие в создании евангелия Хитрова (ок 1400г). В нем угадывается стилистика обоих мастеров. Им обоим свойственна склонность к классицизации: правильные пропорции, лепка тел сочетается с глубокой одухотворенностью. Однако цвет у Рублева совершенно индивидуальный – чистый цвет преимущественно светлый, лучезарный.

Андрей Рублев был учеником старца Данилы. Про Данилу известно еще, что он был также иноком Спасо-Андроньева монастыря — “сопостником” и верным другом Рублева. Вместе они расписывали собор в Городке, Успенский собор Владимира, Троицкий собор и церковь Спасо-Андроникова монастыря. Данила не оставил после себя блестящего следа художественной легенды, какой оставили Феофан Грек и Андрей Рублев.

О жизни иконника Рублева известно очень немного. Важно отметить, что уже в 15 и 16 веке слава о нем была столь велика, что иконы его письма воспринимались как драгоценные дары, а об утрате одной из них отдельно сказано в летописи.

Что касается общего тона и настроения живописи Рублева, то она вполне отражает идеалы его времени – периода после Куликовской битвы – время возрождения духа народа и культуры. Он сочетает высокое мастерство, не уступающее Ф.Гр – т.е. столичной константинопольской школы с новыми национальными идеями.

 

Фрески Успенского Владимирского собора, расписанного, как сказано выше, Рублевым в 1408 г., открытые в 1859 и 1880 г. К сожалению, эти фрески были реставрированы в 1880—1883 годах иконописцем Сафоновым, заслужившим печальную славу одного из деятельнейших исказителей русской старины. Большую часть фресок составляют фрагменты Страшного Суда; сохранились также изображения Сретения, Введения, Крещения, Сошествия Св. Духа на апостолов и некоторых святых. От Рублева в этих фресках удержалась величественная и широкая композиция, изящество пропорций (лик святых жен, идущих в рай) и очерка ангельских лиц. Удержалась местами схема широкой и сильной пробелки, еще указывающая на широкую живописную манеру Рублева в трактовке одежды. Трактовка Страшного суда не как страшного, пугающего, грозного действа, а как постоянно длящейся исповеди. (ритм композиции задает идею вечности этого события). Лики апостолов и святых воинов светлые, ясные, не грозные. Вместо фигуры Христа судьи – этимасия (престол уготованный). Тем самым подчеркивается идея спасения после Страшного суда, а не наказания грешников. Поражает так же высочайший уровень исполнения. Лоно авраамово – еще одна сохранившаяся фреска. Несколько напоминает прием Ф.Гр. индивидуальная трактовка ликов - они все разные. Праведники движутся в направлении движения зрителя, что создает впечатление участия в шествии праведников к вратам Рая.

 

Иконы Андрея Рублева были многочисленны, и предание о Рублевских иконах навсегда поразило воображение русских иконников, любителей и собирателей. Без всякого основания и даже против полной очевидности Рублеву всегда приписывались десятки икон. У собирателей и иконников выработалась своя точка зрения на Рублевское письмо, по мнению того времени его отличала нежность переходов — “дымом писано”. Как справедливо указал Н. П. Лихачев, за “Рублевские письма” выдавались обыкновенно иконы с ликами, написанными тщательно и “плавко”, т. е. без резких переходов из тона в тон, и относящиеся на самом деле ко второй половине 16-го века. Троица оказалась, напротив, написанной очень широко и живописно, a местами даже резко.

Звенигородский чин. Был открыт только в 20м веке. Датировка ок. 1405г. Зрелый стиль мастера. Очень тонкий колорит. Индивидуальная трактовка ликов – Хр, Павел и Архангел. Типичен для деисусного чина 14 века – крупные изображения рассчитанные не предстояние, созерцание, «Окно в мир горнего». «В 1918 г. около Успенского собора в Звенигороде были найдены три иконы, которые, как предполагают, принадлежали иконостасу деревянного храма Саввино-Сторожевского монастыря и были исполнены Андреем Рублевым в начале XV в. Это «Архангел Михаил», воплощающий идеальную красоту юности, «Апостол Павел» – образ высокой духовности и силы и «Спас», который здесь представлен не «в славе» и «в силе», а в ипостаси учителя и проповедника, доброго и всепрощающего, что характерно для поясных Деисусов».

Праздники. Плохая сохранность. Наиболее хорошо сохранившиеся – Благовещенье, Сретенье, Крещение. Пытались приписывать к иконостасу Благовещенского собора в Москве. Авторство под вопросом. Со стилем Рублева роднит чистота цвета, задушевность, мягкость и задушевность самих образов и антикизириющий стиль.

Васильевский чин. (ок 1410). Авторство под сомнением. В центральной фигуре Спаса во Славе очень напоминает Ф.Гр. Все остальные святые – своего рода шествие с молитвой ко Христу. «Для Успенского Владимирского собора Рублев и Даниил создали также огромный, из 61 иконы, трехрядный иконостас, каждая из икон превышала 3 м в высоту. Владимирский иконостас был найден в селе Васильевском Шуйского уезда в 1922 г., куда он был продан еще в XVIII в., когда его заменил в соборе пышный барочный иконостас, соответствовавший вкусам новой эпохи. Рублевский иконостас (сохранившиеся иконы находятся в ГТГ и ГРМ) представляет грандиозное монументальное сооружение. Предельный лаконизм выразительных средств, связанный с расчетом на восприятие с далекого расстояния, колористическое единство больших локальных пятен, совершенный линейный очерк фигур, цельность их силуэта, подчиненность плоскости доски –во всем этом ощущаются традиции вековой культуры и яркость индивидуального дарования художника-монументалиста. Лики святых имеют характерный для Рублева тип: выпуклый лоб, близко посаженные глаза, задумчивый и доверчивый взгляд».

 

Троица.(ок 1411). В житии преподобного Никона Радонежского рассказывается, что, по желанию преподобного, Андрей Рублев написал икону св. Троицы “в похвалу отцу Сергию”.
Об этой иконе говорится в постановлениях Стоглавого собора [“Писати... как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие живописцы и подписывати Святая Троица”] и еще в 16-м веке с нее писались более или менее свободные копии. Троицей восхищались в свое время Иванчин-Писарев и Сахаров, однако они не могли иметь никакого представления о подлинном произведении Рублева. “Когда, — пишет живописец В. П. Гурьянов, приглашенный благодаря настойчивым советам И. С. Остроухова в 1904 г. для реставрации Рублевской Троицы, — снята была золотая риза, то каково же было наше удивление. Вместо древнего и оригинального памятника мы увидали икону, совершенно записанную в новом стиле палеховской манеры 19-го века” [А. И. Успенский. Op. cit. стр. 22.]. В. П. Гурьянову пришлось снять с иконы несколько последовательных слоев записей, чтобы добраться до подлинной древнейшей живописи, по счастью, достаточно хорошо сохранившейся. Открывшееся В. П. Гурьянову и немногим счастливцам, видевшим икону без ризы, письмо Андрея Рублева оказалось совершенно непохожим на те иконы, которые прежде приписывались этому мастеру иконниками и любителями. “Пробелы, — пишет В. П. Гурьянов, — сделаны в несколько красок, положенных одна на другую очень плотно, широкими, жирными, большими мазками... В ликах также все охры очень плотны, на некоторых местах видны даже мазки и хорошо видны белые отметки, щеки и уста подрумянены киноварью.

Кроме того, прослеживается сходство с фресками во Владимире. Такая же мягкость линий, пластика, тонкость колорита. Свет и цвет становятся почти неразделимы. За счет этого все пространство наполняется сиянием. Композиция замкнутая. Образ абсолютной гармонии, мира, любви, братства. Часто Троицу трактуют, как реакцию на Куликовскую битву и новые надежды в связи с ней.

Сюжет не случаен: Епифаний Премудрый писал: «...дабы взиранием на пресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».

«Рублев освободил сцену от всякой жанровости, от «натюрморта» на столе, от закалывания тельца и т. д. Художника интересует только религиозно-философская символика.

Чаша с головой тельца на столе – символ искупительной жертвы во имя спасения людей, на которую Отец посылает Сына. Один из трех должен пожертвовать собой, совершив тяжкий путь земных страданий.

Изображенные Рублевым ангелы едины между собой, но не одинаковы. Их согласие достигается единым ритмом, движением в круге. Вообще на рублевской «Троице» как на классическом произведении можно проследить все основные принципы русской иконы. В «Троице» круг (с древности – символ гармонии) как таковой визуально отсутствует, но он подчеркнут пластикой тел, позами, изгибом рук, наклоном голов, вторящим им наклоном дерева, очерком ангельских крыльев. В иконе Рублева как бы чувствуется дыхание античной гармонии, в XV в. привлекавшей и западноевропейских мастеров. Легкая асимметрия в расстановке фигур нарушает статику, придает едва уловимое движение всей сцене. Здание и дерево выступают как символ архитектурного фона и пейзажа. Между ними и фигурами нет перспективного соответствия, ибо икона не оперирует линейной и воздушной перспективой, как живопись нового времени. Здесь столько точек зрения, сколько важных, по мысли автора, объектов, что помогает наиболее полно высказать идею. И все линии сходятся на центральной фигуре. К нему привлекает внимание и наиболее яркий, насыщенный цвет его одежд: вишневого хитона и синего гиматия. Они гармонируют с синими хитонами других ангелов. Для школы Рублева должно было быть типичным соединение грации и строгости, даже суровости общего выражения и сочетание нежной описи ликов с резкой и светлой расцветкой одежд. В Троице наше внимание привлекают острые лучи пробелки на одеждах ангелов. Их фигуры изображены в легком, изящном развороте, в то время как центральная почти не подвергается перспективным сокращениям. Соединение двух ракурсов – сверху и с высоты человеческого роста – помогает лучшему зрительному восприятию иконы, и мы еще отчетливее видим не пиршественный стол, а лишь евхаристическую чашу. Фигуры Троицы размещены на золотом фоне в рассеянном освещении, их лики не моделированы светотенью. В рублевской «Троице» - идея величайшей любви и послушания, готовности к жертве во имя великой цели. Это не естественный, какой-то ограниченный кусок пейзажа, а некое метафизическое пространство, некая безграничная идеальная протяженность, где пребывает триединое божество.
Все поражает в «Троице»: композиция, подчиненная плоскости иконной доски, симфоническое богатство ритмов, безупречная чистота и тончайшая гармония красок с их трехкратным звучанием драгоценной ляпис-лазури – «голубца», как называли эту краску на Руси, и красота, которой славилась живопись Рублева. Действительно, как писал исследователь, Андрей Рублев создал этот образ в один из счастливейших моментов вдохновения, которое бывает только у гениев.
Андрей Рублев умер, вероятнее всего, в 1430 г. и похоронен в Спасо-Андрониковом монастыре, собор которого, возможно, не только расписал, но и строил. Человек разносторонних дарований, он участвовал также в создании русских рукописных книг, например «Евангелия Хитрово», исполнив для него некоторые Личность Рублева, художника, с чьим именем связаны лучшие достижения русской национальной средневековой живописи, имела воздействие на всю русскую культуру в целом. А XV век на Руси становится «золотым веком» русской иконописи.» - по Ильиной.

Итак, работавших в очень близкое время Феофана Грека и Андрея Рублева общединяет очень многое. Достоверно известно об общей работе Ф.Г. и А.Р. к моменту встречи Ф.Г. был уже сложившимся и прославленным мастером, который принес с собой совершенно новую и индивидуальную манеру письма. В первую очередь он безупречно владеет созданием формы, светотеневой моделировкой. Кроме того, для его техники характерно активное использование пробелов, которые призваны воплотить идеи исихазма.

А.Р. тоже был уже достаточно прославленным мастером, но, несмненно поддался влиянию Ф.Г. Это видно как на таком ярком примере, как Спас в Силах А.Р., который производит впечатление почти списка с Ф.Г., так на других примерах. Оба мастера создают индивидуальные лики, причем нередко в обход канона, их интересуют одни и те же сюжеты, но в итоге, несмотря на схожесть методов они создают совершенно различные образы.

А.Р. блестяще владеет формой, с соблюдением всех пропорций в лучших традициях классицизирующего стиля Византии. Он тонко продумывает и превосходно владеет композицие, что позволило создать такой шедевр, как Троица. Кроме того, он прирожденный колорист. Хотя цвет и пробела будут играть у А.Р. и другую роль – они создают лучезарные, сияющие, божественные и одухотворенные образы. Поскольку нам очень мало известно о жизни А.Р., то трудно установить где он смог пройти школу, давшую ему столь высокое мастерство. Однако, вполне справедливо предположить, что во многом это было влияние Ф.Гр.

При всем сходстве приемов (владение рисунком, композицией, использование пробелов и пр), они подчинены у двух мастеров двум совершенно разным целям. Для Ф.Гр. – это утверждение аскезы, как пути к спасению, отрешению от всего земного и достижению высшего состояния богосозерцания. Троица Ветхозаветная для него – это в первую очередь факт встречи бога с человеком – богосозерцания. Для него плоть – греховная оболочка, темница духа, сквозь которую может струиться духовный свет. Это обожение человеческой плоти.

У А.Р. те же приемы подчинены иным целям – это, напротив, очеловечение всего божественного. Он создает образы близкие и понятные человеку. Плоть он не скрывает, напротив демонстрируя ее совершенство, красоту и одухотворенность. Это тоже отражение божественного света в человеке, но в человеке прекрасном во всем, а не изнеможденным долгим аскетическим путем. Все работы А.Р. наполнены чистым, радостным светом, божественной вселенской любовью.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гельминтозы, меры предупреждения. | На 8 тиждень ІV семестру


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных