Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗМЕР и РИТМ СТИХА.


Ритм - это основа основ стихосложения.
Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы - это ритм. Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме. Стихи - это ритмически организованная речь.
Почему ритм?
Эмоциональное воздействие ритма на человеческую психику известно очень давно. Уже в доисторические времена ритм использовался в различных общественных и религиозных ритуалах.
И, по-видимому, уже в эти же времена людьми было замечено особое эмоциональное воздействие ритмически организованной речи. Ритм и сам по себе, даже в чистом виде способен производить определенное воздействие на человека.
Вспомним детские совершенно бессмысленные стишки вроде "эни мэни раба, квинтер финтер жаба".

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп, и здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями").

МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.

СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные).

Двудольные размеры


Ямб — чередование ударных и безударных слогов, начиная с безударного. Различают двухстопные, трехстопные, четырехстопные ямбы и т. д., по числу ударных слогов в стихотворной строке. Пример четырехстопного ямба:
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил. __ _́_ • __ _́_ • __ _́_ • __ _́_ __
А.С. Пушкин, "Евгений Онегин"

17 – 30 - 48
140 – 10 - 01
126 - 138
140 - 3 - 501

Хорей — чередование ударных и безударных слогов, начиная с ударного. Хореи, аналогично ямбам, бывают двух-, трех-, четырехстопные и т. д. Пример четырехстопного хорея:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет. _́_ __ • _́_ __ • _́_ __ • _́_ __
А.С. Пушкин

5-13-38

20—8-60

115-308

29-50

Ямб и хорей являются двудольными размерами, потому что оба основаны на стопе, состоящей из двух слогов.

Трехдольные размеры
Дактиль — трехдольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, четвертый, седьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного дактиля:
Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный, _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_ __
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т; _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_ __ __ • _́_
Лед неокрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит

Н.Некрасов

 

148-500-19

313-16-1

9-108-4-16

304-131


Амфибрахий — трехдольный размер с ударением на втором слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, пятый, восьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного амфибрахия:
Одна́жды в студе́ную зи́мнюю по́ру __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_ __
Я и́з лесу вы́шел; был си́льный моро́з __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_ __ • __ _́_
Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз

Н.Некрасов

13-5628

7-20-591

5-3-309-14-8

15-4-17-1

Анапест — трехдольный размер с ударением на третьем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются третий, шестой, девятый и т. д. слоги. Пример трехстопного анапеста:


Я тебе́ ничего́ не скажу́, __ __ _́_ • __ __ _́_ • __ __ _́_
Я тебя́ не встрево́жу ничу́ть __ __ _́_ • __ __ _́_ • __ __ _́_
И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

А.Фет

45- 38-1

29-16-7

32-91

19-627

Когда точно появился этот вид поэзии сказать трудно. Одни утверждают, что цифровые стихи появились благодаря креативу программистов, которые стремятся все оцифровать. Другие утверждают, что мода на стихи в числах пришла к нам с Запада в 90-е годы 20 века. Третьи говорят, что баловались написанием веселых цифровых стихов еще в школе задолго до всеобщей компьютеризации.

В цифровой поэзии используют только числительные. А для экономии места так числами и записывают. Однако по форме это настоящие стихи. В цифровых стихотворениях сеть и рифма, и ритм, и размер. Единственное, что в них отсутствует — это смысл.

Но в цифровой поэзии смысл далеко не главная составляющая, поэтому без него можно вполне обойтись. По своей информативности, эмоциональной насыщенности, динамике и образности цифровые стихи ближе к музыке — ведь в музыке тоже нет слов и готовых образов, но она красива и волнительна. Кроме того, цифровые стихи развивают воображение, поскольку в них нет готовых, созданных поэтом, образов. Читателю дается полная свобода мысли.

При этом цифровые стихи нисколько не примитивнее традиционных стихотворений. Стихи в числах разделяют на жанры, определяют размер и прочее. Бывают веселые цифровые стихи, грустные цифровые стихи, стихи классиков в числах и так далее.

 

В.Маяковский

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

С.Есенин

14 126 14
132 17 43...
16 42 511
704 83

170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

Хайку

127 148 230.
14 12 20?
0...

Элегия

30000... 103 000 000...
48... 102 000 000 000 000...
115... 106... 43... -
8000... 2003...

Маpш

18 17! 18 16!
115 13 3006!
90 17! 90 16!
240 110! 526!

Частушки

117 117
19 9 5!
117 117
48 35!

 

Весёлые

2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20

38 46
0 4 20
7 08 33
20 20 20

45 108 2
47 16
3 4 302
20 20 20

7 14 100
0 0 0 13
37 08 5
20 20 20

Грустные

511 16
5 20 337
712 19
2000047

117 11 44
20532
922 8 9 4
50 18 02

8 10 14 7 19
33 2 13 1
305 305 0 4 16
60 91

 

138 5 15
12 8 45
17 19 20
4 225

145 4 8
16 9 33
15 98
4 243

Считалка

2 12 46,
48 3 06.
33 1 102,
8 30 32.

 

Источники:

www.yuretz.ru/plezija_chisel_p177.html

http://lily-13.livejournal.com/17676.html

http://melfis.livejournal.com/191379.html

www.neogranka.com

www.vk.com

http://www.adme.ru

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Октября 2015 года, четверг. В рамках 7-й специализированной | II. Звездочка обдумывания


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных