Екатеринбург 2015г.
Целями изучения дисциплины «Психология и педагогика» являются вооружить будущих специалистов знаниями основ психологической и педагогической науки. Показать место психологии и педагогики в системе наук. Выработать у студентов умения и навыки применять полученные теоретические и практические знания в профессиональной деятельности. Цель учебного курса – повышение профессиональной подготовленности специалистов в области физической культуры и спорта на основе применения полученных знаний на практике.
В таблице 3 указывается название разделов, тем и их краткое содержание.
Тема
| Краткое содержание
|
Модуль №1 Общая психология
|
Наименование раздела 1 Общие вопросы психологии
|
Содержание лекций
|
1.1. Предмет и задачи психологии
| Общие вопросы психологии: предмет, объект, задачи и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, индивидуальность.
|
1.2. Развитие психики и человеческого сознания
| Строение и функции ЦНС человека. Кора больших полушарий головного мозга как орган высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы. Основные нервные процессы, происходящие в коре больших полушарий головного мозга. Первая и вторая сигнальные системы действительности. Психика и организм. Поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Структура сознания. Соотношение сознательного и бессознательного.
|
Темы семинарских занятий
|
1.1. Предмет и задачи психологии
| Индивид, личность, индивидуальность.
|
Наименование раздела 2 Психические процессы личности и характеристика личности
|
Содержание лекций
|
2.1. Психические процессы
| Познавательные процессы Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Воля и волевые действия. Память. Внимание. Мнемические процессы. Общение и речь.
|
2.2.Общая характеристика личности человека
| Общее понятие о личности и ее психологических особенностях. Социальная обусловленность психологических особенностей личности. Индивидуальное и общественное сознание. Личность и коллектив. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Направленность личности. Темперамент. Характер. Способности. Потребности и мотивация. Психологическая характеристика деятельности и ее основных видов. Понятие о деятельности. Мотивы деятельности. Структура деятельности. Психологические особенности основных видов деятельности человека. Особенности двигательных навыков
|
Темы практических занятий
|
2.1. Психические процессы
| Исследование объема кратковременной и долговременной памяти
|
2.2. Общая характеристика личности человека
| 1. Исследование особенностей темперамента
2. Исследование особенностей характера
|
Модуль №2Общие вопросы педагогики
|
Наименование раздела 3 Общие вопросы педагогики.
|
Содержание лекций
|
3.1. Педагогика как наука и целеполагание в педагогике.
| Объект и предмет педагогической науки. Задачи и функции педагогической науки, методы педагогики. Состав педагогических наук. Основные категории педагогики (образование, воспитание, обучение, развитие.) Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Связь педагогической науки с другими науками. Педагогическая деятельность. Педагогическое взаимодействие и педагогическая задача. Цель как компонент педагогической деятельности.
|
3.2. Педагогический процесс и личность как предмет воспитания
| Сущность педагогического процесса, структура педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса, закономерности и принципы педагогического процесса. Биосоциальная природа личности и развитие личности и его факторы.
|
Темы семинарских занятий
|
3.2. Педагогический процесс и личность как предмет воспитания.
| Сущность педагогического процесса
|
Наименование раздела 4 Дидактика.
|
Содержание лекций
|
4.1. Предмет и задачи дидактики и процесс обучения.
| Общее понятие о дидактике. Объект и предмет дидактики. Задачи и функции дидактики. Основные дидактические концепции модели обучения (традиционная, педоцентристская, современная). Понятие и сущность обучения как целостной системы. Цикличность процесса обучения. Образовательная, воспитательная, и развивающая функции обучения. Сущностная характеристика преподавания как деятельности. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения. Деятельность учителя и ученика в различных моделях обучения. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения.
|
4.2. Принципы, методы, средства и формы обучения.
| Понятие о принципах обучения и принципы обучения. Методы обучения по источнику знаний, словесные методы, наглядные методы, практические методы, методы по характеру познавательной деятельности, активные и интенсивные методы обучения. Методы науки в качестве обучения. Понятие о средствах обучения. Характеристика средств обучения. Компьютеры в обучении. Информатизация образования. Понятие о формах обучения. Современные формы обучения. Урок - основная форма обучения.
|
Темы семинарских занятий
|
4.1. Предмет и задачи дидактики и процесс обучения.
| Деятельность учителя и ученика в различных моделях обучения.
|
Наименование раздела 5 Теория воспитания.
|
Содержание лекций
|
5.1. Воспитание как целенаправленный процесс.
| Понятие «воспитание» «самовоспитание», «перевоспитание». Сущность воспитания и его особенности. Формирование личности воспитательном процессе. Критерии оценки воспитательного процесса. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Характеристика закономерностей воспитания. Характеристика принципов воспитания. Проблема содержания воспитательного процесса. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса. Программа воспитания и субъекты воспитания.
|
5.2. Методы, средства, содержание и организационно-методические основы воспитания.
| Классификация методов воспитания. Понятие о содержании воспитания. Умственное воспитание. Формирование мировоззрения. нравственное воспитание. Трудовое воспитание. Эстетические и физическое воспитание. Формирование здорового образа жизни. Коллектив как средство воспитания. Педагогическое руководство коллективом. личность и коллектив. Классный руководитель. Семья и школа. Социальные институты как участники воспитания.
|
Темы семинарских занятий
|
5.2. Методы, средства, содержание и организационно-методические основы воспитания.
| Коллектив как средство воспитания.
|