Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Строение деятельности человека.




Деятельность – это динамическая система взаимодействий человека с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа. Данный образ выступает как осознанная цель деятельности. Именно наличие сознаваемой цели позволяет определить активность как деятельность. Все остальные стороны деятельности: мотив, планирование деятельности, переработка текущей информации, принятие решения – могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Они могут также осознаваться не полностью, а также неверно. Каков бы ни был уровень осознания деятельности, сознавание цели всегда остается необходимым ее признаком. Цель, на которую направлена деятельность, является, как правило, более или менее отдаленной. Поэтому достижение ее складывается из последовательного решения человеком ряда частных задач, встающих перед ним по мере движения к этой цели.

Так же как цель деятельности для достижения результата распадается на отдельные задачи, сложное внешнее действие для своей реализации может потребовать выполнения цело ряда актов, связанных друг с другом определенным образом. Эти акты, или звенья, на которые распадается действие, являются частичными действиями, или операциями. Поскольку их результат не осознается как цель, они не являются самостоятельными действиями, но в отличие от движений, операции не просто механизмы, посредством которых осуществляется действие, а составные части, из которых они состоят. Деятельность человека осуществляется посредством действий различных видов и уровней. Таким образом, каждый относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. а любое предметное действие складывается из определенных движений. Их анализ показывает, что все они складываются, как правило, из трех простых элементов – взять, переместить, отпустить – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног и головы.

Ученым еще многое не ясно из того, каким образом происходит контроль за действием. но бесспорен факт, что он происходит благодаря органам чувств. Чтобы преобразовать предмет деятельности в продукт, человек должен не только обладать образом – целью и планом, но и воспринимать информацию о текущем состоянии предмета в процессе его преобразования. В каждый момент деятельности на анализаторы органов чувств поступает множество сигналов: зрительных, слуховых, тактильных и т.д. Из этой массы человек выбирает сигналы, соответствующие задаче, объединяет их в определенные структуры, позволяющие оценивать состояние предмета деятельности относительно образа – цели.

Важнейшая роль в этом механизме принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о результатах действия. Выполнив то или иное действие, человек изменяет состояние предмета деятельности. Возникающий при этом сигнал не только несет информацию о том, решена ли задача – достигнута ли цель. Целью у человека чаще всего является то, что в данный момент отсутствует и должно быть достигнуто с помощью действий.

Сначала, приступая к какой-нибудь новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами выполнения этого действия, ему приходится сознательно выполнять и контролировать не только действие в целом, но и отдельные движения и операции, посредством которых он его осуществляет. В результате повторения действий человек приобретает возможность выполнять данное действие как единый целенаправленный акт, не ставя перед собой специальную цель сознательно подбирать способы его выполнения. Это выключение из поля сознания отдельных компонентов сознательного действия, посредством которых оно выполняется, называется автоматизацией. А образующиеся в результате упражнения, тренировки, выучки автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности человека получили специальное обозначение – навык. Благодаря тому, что некоторые действия закрепляются в качестве навыков и как бы спускаются в план автоматизированных актов, сознательная деятельность человека, разгружаясь от регулирования относительно элементарных актов, может направляться на разрешение более сложных задач.

Любое действие человека имеет три стороны, три компонента: моторный, сенсорный и центральный, - связанные соответственно с выполнением функций исполнения, контроля и регулирования.

Помимо навыков непременными компонентами деятельности являются умения. По своей сути умения – это экстериоризация, т.е. воплощение знаний и навыков в реальные действия. Попадая в новые условия или взаимодействуя с новыми объектами, человек использует имеющиеся у него знания и навыки. Более строго умение определяется как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формирование умений представляет собой овладение всей системой операций о переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета, операций о выявлению этой информации и ее сопоставлению с действиями.

Другой разновидностью автоматизированных действий являются привычки. Основное отличие заключается в том, что навык – это умение совершать автоматизировано, т.е. без специально контроля сознания, а привычка – это тенденция или потребность совершать те или иные автоматизированные акты. Привычки побуждают человека поступать определенным образом. Чтобы выработать желательную привычку, необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения, действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому что мы так привыкли.

Заключение.

Каждый вид деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения. В связи с этим в психологи существует понятие о ведущем виде деятельности. И хотя в каждом возрасте сосуществуют все три основных вида деятельности, в разные периоды потребность в них различна и наполнена конкретным содержанием. Ведущим называется тот вид деятельности, который на данном этапе обусловливает главные, важнейшие изменения в психике, психических процессах и психических свойствах личности.

Для дошкольника ведущим видом деятельности является игра, хотя они в доступных для них формах занимаются и учебной и трудовой деятельностью. В школе ведущую роль начинает играть учение. С возрастом повышается роль трудовой деятельности. Внутри ведущей деятельности не только происходит развитие субъекта, но и формируется новая ведущая деятельность, определяющая следующий этап возрастного развития. В трудах А. Н. Леонтьева показано, что именно в ведущей деятельности возникают новые отношения с социальной средой, новый тип знаний и способы их получения, что изменяет познавательную сферу и психологическую структуру личности. В этом отношении все виды деятельности должны рассматриваться как равнозначные.

Список использованной литературы.

1. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.– 448 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных