Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






21 страница. Поэтому для верующего человека жизнь — это осознание предназначения, зачем я пришел в этот мир, куда я иду




Поэтому для верующего человека жизнь — это осознание предназначения, зачем я пришел в этот мир, куда я иду, что меня ждет впереди. Как вот эти мусульмане в Нальчике: они идут, стреляют, по ним стреляют, а они идут. Люди знают, куда идут. Конечно, они ошибаются, но они верят в то, что идут правильным путем. Это показатель того, что даже неправильная вера раскрывает в людях настоящий духовный потенциал.

Мой духовник покойный говорил, что подвиг неверующего человека, безбожника, особо ценен. Когда, например, неверующий жертвует своей жизнью на войне, - в глазах Бога такое самопожертвование имеет большую ценность, чем подвиг верующего человека. Потому что когда человек верующий погибает, он имеет в перспективе награду на Небесах, счастье Вечной жизни. А когда погибает неверующий человек — все гибнет: Солнце пропадает, Луна пропадает… Я пропал, все пропало вообще, все люди умерли вместе со мной, все умерло, вообще ничего нет! И когда ради других он идет на это, - в глазах Бога это ценность. Поэтому Бог будет судить людей не за их деяния, а за их намерения. И многие их поступки, которые мы осуждаем как явные грехи, в глазах Бога, оказываются правильными. Потому что мы до конца не понимаем многие вещи, а для Бога мы абсолютно прозрачны. И Он судит как раз намерения человека, сердечные намерения, движения.

И мы читаем далее: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22,14).

Вы знаете, как ни странно, этот текст, если дословно его переводить с греческого, будет звучать так: «Блаженны те, которые омыли одежды свои», - имеется в виду Кровью Иисуса Христа. Мне трудно понять, почему сделан такой перевод, но мы должны соглашаться с этим переводом в любом случае. Любой перевод — это истолкование, комментарий, и если это делается от лица Церкви, мы должны принимать все истолкования. Как нам выйти из этого противоречия: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его»? Ну а кто Его заповеди соблюдает? Поэтому здесь не сказано: «блаженны те, которые соблюли все Его заповеди». Видите, здесь какая тонкость? Здесь сказано: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его». То есть, стараются жить по Закону Божьему. А где у них не получается, там действует благодать, прощающая грехи человека. А что такое — не получается исполнение Закона? Это когда человек начинает грешить. И вот здесь надо опять вспомнить изречение Августина Блаженного, что «весь Закон исполнен только тогда, когда прощены все грехи». То есть, блаженства нельзя достичь без благодати, это немыслимо. Поэтому в Книге Деяний сказано: «и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым (то есть делами, добрыми делами), оправдывается Им, — то есть Иисусом Христом, — всякий верующий» (Деян.13,39).

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его». А мы уже определились, что всё мы можем исполнить, если грехи нам простят. Вот тогда мы можем сказать, что все исполнено.

«чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» — тоже немножко непонятно: «право на древо жизни». Древо жизни для нас — это Голгофский Крест, на котором умер Сын Божий. Он умер за грешников, Он пригвоздил к этому древу все грехи. Получается, что правом воспользоваться от совершенного на Голгофе имеет только тот человек, который выразил согласие с тем, что Христос сделал для него. А те многие люди, которые не поверили в искупительную жертву Сына Божия, они так и не воспользуются никогда вот этими результатами искупления каждого греха…

Я однажды проповедовал в тюрьме, и говорил:

— Вы что думаете, слово Божье - это для каких-то святых людей? Нет, вот для таких людей, как вы. Откровение о благодати Божией — это откровение для грешников, которые осознают свое недостоинство перед Богом. Только тот, кто осознал свою греховность, может обрести праведность от веры. Как Иероним говорит: «Мы становимся праведными, когда исповедуем, что мы грешники…»

Итак, право на древо имеет человек, который согласился, с тем, что его грехи искуплены Кровью Иисуса Христа. Войти в город Царства Небесного, в новый Иерусалим сможет всякий, который возлагает дело своего спасения на Бога.

А вне? Вот кто не войдет туда?

«А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22,15). Кто такие «псы»? Псы по-еврейски «гои». Евреи очень любили называть гоями язычников.

Апостол Павел, правда, как-то странно поступил, - он назвал гоями, то есть собаками, евреев. У него есть такой текст: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Фил.3,2).

Итак, псы в новозаветном понимании — это все те, которые лают на Господа своего. Прежде всего, это иудеи. Почему? Писание не лицеприятно. Вот в Послании к Римлянам сказано: «слава и честь и мир всякому, делающему доброе», — вот группа людей, и все поступают хорошо, — «во-первых, Иудею, потом и Еллину!» (Рим.2, 10). И если вся группа поступает плохо: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!» (Рим.2,9), здесь действует принцип — кому сколько дано, с того столько и спросится. Это Божественный принцип.

Мы с вами часто обсуждали еврейский вопрос. Да, они оказались неверны Богу, но в Послании к Римлянам сказано: «если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?» (Рим.3,3). Но они продолжают лаять на Господа. Это серьезная проблема.

Я иногда смотрю репортажи из Палестины: там бегают израильские солдаты, в таких шлемах, с автоматами, а против них — палестинские мальчишки с камнями. Я думаю: как все в истории меняется и повторяется! Как, например, израильский солдат похож на Голиафа, а мальчик-палестинец на Давида, отрока, который раскручивает пращу с камнем. Вот ведь какие метаморфозы могут происходить…

Итак, «чародеи». Чародеи — это колдуны и оккультисты, а оккультисты — это люди, которые исповедуют магизм. А что такое магизм? Магизм — это когда человек думает, что если он выполняет какие-то ритуальные действия и автоматически произносит какие-то формулы, что-то будет совершаться. И мы, священники, знаем, что многие крещеные православные люди воспринимают церковные обряды как магические действия.

А чем магизм отличается от Единобожия? Принципы Единобожия учат человека: если ты хочешь что-то получить от Бога — измени свое сердце. А магия говорит: да ты можешь быть каким угодно, - ты, главное, пробормочи определенные слова, соверши определенный ритуал — и ты получишь то, что хочешь. И вот если человек идет к Причастию и думает: так, я прочитал все молитвы, я целых три дня мучил себя диетой, все нормально сделал, я сейчас причащусь, и все будет нормально… Это магизм. Принципы Единобожия совсем другие: когда человек сокрушение сердечное имеет, когда человек осознает свою неподготовленность и недостоинство, когда он причащается со страхом Божиим и верою, рассуждая о Теле и Крови в сердце своем. Потому что сказано: «…кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11,29-30). Магизм — это когда мы молитвы воспринимаем как некие мантры. Когда наш молитвенный опыт усваивает лишь внешний, устный автоматизм молитвы без сердечного движения и даже без осознания смысла произносимых слов. Мы думаем: я вот это всё быстро-быстро пробежал — нормально. Многие страдают этим, таким формальным отношением к культу...

Поэтому магизм отличается от принципов Единобожия как раз тем, что Единобожие требует от нас сердечных намерений, сердечного решения. Это не всегда значит, что мы выполним это решение. Но должна возникнуть на исповеди ненависть ко греху, стремление к благодати. Это не значит, что мы не вернемся когда-нибудь ко греху, но очень важно, что такой момент был в нашей жизни.

В моей жизни было три месяца, когда я совершенно не грешил, совершенно. Я молился утром, вечером, я причащался каждый день, я имел какую-то колоссальную работоспособность, ко мне приезжали люди, они просто поражались. А потом я понял, что это было состояние прелести, то есть духовного самообмана или духовного самолюбования.

И нам надо всегда опасаться ощущения того, что мы с чем-то справились. Когда человеку начинает казаться, что он справился со своей проблемой — это может очень печально для него кончиться. Очень печально. Но когда мы понимаем, что грех, хотя и потенциально, но присутствует в нас, и опасность того или иного личного порока будет сохраняться до гробовой доски — вот это нормальное рабочее состояние. Чувство неудовлетворенности самим собой — нормальное христианское чувство. Вот то состояние, которым многие из вас недовольны.

Сейчас вы, конечно, сидите, наслаждаетесь духовной беседой… Это мне надо думать, напрягаться, вспоминать что-то, а вы сейчас расслабились. А вот придете домой, и надо будет поесть чего-то сготовить, и вдруг вы вспомните, что носки надо постирать или еще что-то сделать… На самом деле, это самое нормальное состояние для христианина — неудовлетворенность тем, что у тебя сделано и что еще предстоит сделать, недовольство собой, когда ты ничего не делаешь, лежишь на диване и смотришь в потолок… Вот пока человек замечает в себе что-то, чем он не удовлетворен - это явное свидетельство о том, что голос Божий звучит в его сердце. И самое страшное состояние — это состояние лаодикийских верующих. Помните наши первые лекции по Книге Откровение? Мы читали с вами о лаодикийских верующих, которые говорили о себе: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», но они не знали, что они несчастны, жалки, нищи, слепы и наги (Откр.3,17).

«Любодеи». Итак, вне нового Иерусалима будут «псы и чародеи, и любодеи». Любодеяние, прелюбодеяние, блуд — это разные вещи. Блуд — это сам акт, падение, плотское падение, физически осуществленный грех. Он более чем фрагментарен. Человек не может этим заниматься все время. А вот любодеяние — это то, что может мучить человека каждое мгновение. Это пристрастие. Когда человек видит какие-то образы, наслаждается ими. Любодеяние опасно; опасней, чем сам блуд. Потому что это развращенность души. Когда человек совершает какой-то грех действием, он может тут же испытать отвращение к этому греху. Приходит как бы состояние некоего горького похмелья после греха. А вот сладострастное любодеяние, какие-то образы в сознании, попытка их рассмотреть — это может быть попытками греха отождествиться со всеми особенностями нашей личности. Вот этого состояния надо избегать. Как его избегать? Надо делать правильные акценты в своей жизни, надо выстроить правильную иерархию ценностей.

Я вам как-то рассказывал, как Августин Блаженный понимал, что такое зло, что такое грех. Августин Блаженный говорил, что «зло и грех- это когда мы разъединяем творение, как бы расчленяем его». Я вот беседовал с одним человеком, он мне сказал:

— Мне тут одна девка очень понравилась.

Спрашиваю:

— А чем она тебе понравилась?

— Ну, у ней тут и тут — во.

Я говорю:

— Ну а какой у нее характер?

— Да я не знаю, мало с ней общался.

То есть, человек выделяет из всей личности этой девушки определенные части ее тела. И вот Августин Блаженный давал советы молодым верующим: если у вас возникают плотские влечения к девушкам, обязательно посетите девушку там, где она живет, и вы, увидев ее родителей, поймете, что она чья-то дочь. Поговорите с ее духовным отцом, и вы поймете, что она член религиозной общины. Вы видите, уже понятие человека не сводится к познанию каких-то деталей его тела. Уже человек воспринимается как чей-то ребенок, как какой-то прихожанин.

Я читал у одного психолога описание поведения маньяков. И он подчеркивал, что маньяки не воспринимают человека как кого-то. Не прилагают к нему вопрос: кто? А воспринимают человека как что-то, нечто. То есть прилагают к нему вопрос: что? Как будто это какая-то часть тела. И вот на этом только и фокусируются. И родители, ищущие своих детей, похищенных маньяками, обращаясь в их поисках по телевидению, должны как можно чаще называть своего ребенка по имени. Потому что если маньяк слушает такую передачу, он начинает понимать, что человек — это не только какая-то часть его тела, это имя. Имя — значит, Ангел-Хранитель есть, есть родители, есть семья.

То есть грех — это когда мы разобщаем творение. Расчленяем тварный естественный мир на какие-то интересные для нас детали. Поэтому жизнь надо воспринимать всецело, и вот так можно побороть любодеяние в себе, любодейное чувство. Когда вы не воспринимаете человека с позиции физиологических моментов его бытия, а смотрите на него более широко.

«Убийцы». Убийцы не наследуют Царство Божие. Ну, конечно, мы понимаем, что в Раю очень много убийц, там есть и чародеи, достаточно вспомнить священномученика Киприана, который был просто злостным чародеем. Давид запятнал свои руки убийством не одного человека, а очень многих людей. Бог не разрешил ему построить Иерусалимский храм, - этот храм построил только его сын Соломон, - именно потому, что Давид пролил много крови. Но какие убийцы не войдут в новый Иерусалим? Это те, которые не раскаялись в своих грехах. Что означает раскаяться в своем грехе? Это значит пережить радость Божьего прощения. А что значит пережить такую радость?

Сейчас я вас напугаю, особенно женщин. Если вы решили до смерти своей исповедовать грех аборта, это первый признак того, что ваш грех нераскаян, - потому что, если грех раскаян, человек переживает радость Божьего прощения. И Церковь настаивает: если человек исповедовал грех, второй раз он не имеет права его исповедовать. Это оскорбление Таинства исповеди. Человек должен верить: если священник над ним прочитал разрешительную молитву, то грех снят с человека. А если вы не уверены, что грех снят, значит, вы оскорбляете Таинство исповеди. Христос дал власть священникам снимать грехи. И священники снимают грехи не силой своего благочестия и не силой своей духовной жизни, но той властью, которую получили от Иисуса Христа.

Когда Сын Божий готовился оставить этот мир, Он дверями затворенными явился к апостолам и сказал: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20,23). То есть, подлинное раскаяние предполагает радость Божьего прощения, которое переживает раскаявшийся грешник в своей душе. Поэтому пересмотрите свое отношение к своим исповедям, дабы в этой жизни пережить истинное раскаяние. Об одном кающемся грешнике Ангелы на Небесах радуются более, чем о девяноста девяти праведниках. Вы можете себе представить такую ситуацию? Ангелы радуются на Небесах, а этот грешник стоит и рыдает в отчаянии, в депрессии, с суицидальным настроением. Это значит - не раскаяние, это другое что-то другое. Например – уныние. Несоизмеримо разные вещи.

Если у тебя подлинное раскаяние, то это будут слезы радости — ты вдруг понял, что Христос тебя простил за этот грех уже лет 20 назад. А ты по неразумию все напоминал, напоминал это - себе, священнику, и даже Богу, - на исповеди. Поэтому раскаянность — всегда момент такого сердечного сокрушения, которое приносит большое сердечное умиление для человека. И если человек постоянно испытывает депрессию, истерику в момент исповеди — это первый признак того, что нет раскаянности. Надо иметь доверие к Богу, Который действует в Церкви через святые Таинства.

«Идолослужители». Идолослужители — это опять же оккультисты, сторонники магизма. Собственно говоря, идолослужение — это очень широкое понятие. Человек может не поклоняться статуям Кришны, Зевса, Перуна, и всяким другим, но идолопоклонство очень живуче, и для кого-то идолом является пачка денег, для кого-то его бог — наркотик…

Действительно, все то, что может оказаться между человеком и Богом - может оказаться идолом. А в идолах живут бесы. Вот почему для наркомана героин — это какой-то Герыч, в кепке и похожий на наркодилера.

«И всякий любящий и делающий неправду». Что такое «неправда»? Чтобы понять, что такое неправда, надо понять, что такое правда. Правда Божья заключается в том, что «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Поэтому крайняя форма неправды — это не согласиться с тем даром спасения, которое мы получаем во Иисусе Христе. Это крайняя форма безрассудной неправды. Ну а самая дикая неправда — это клевета на Бога, когда люди представляют Бога жестоким. Бог доказал Свою любовь к нам. Ну куда уж больше-то?

Мне одна медсестра рассказывала: человек умирает, и Господь посылает какую-то небесную анестезию, перед смертью человек вдруг успокаивается. Вот близок момент смерти: умирающие переживают, волнуются… А непосредственно перед смертью они все успокаиваются так, как будто анестезия подействовала с Небес, задумчивые становятся. И обычно люди говорят:

— О, на поправку наш больной пошел, на поправку пошел, о, и аппетит даже появился.

А это первый признак близкой кончины, вот такое успокоение. Господь и здесь посылает помощь человеку, то есть Бог заботится о каждом из нас до конца. Бог доказал Свою любовь к нам.

И мы читаем далее: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах» (Откр.22,16). Вот это свидетельство мы принимаем в нашем храме сегодня, когда заканчиваем изучение Откровения, и мы правильно делаем, что изучаем эту Книгу, потому что Господь послал ее для того, чтобы об этой Книге свидетельствовать Церквам.

Далее Сын Божий говорит: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!» (Откр.22,16-17). Итак, Он есть «корень и потомок Давида», Он есть «звезда светлая и утренняя».

«И Дух и невеста…» — это Дух Святой, Который обитает в Церкви, и благодаря этому Церковь уневестена Небесному Жениху, и вот этот Дух восклицает в наших сердцах, когда мы видим безысходность этого мира, наступление апокалипсических знамений, из наших сердец так и рвется: «прииди!» Давайте вместе скажем: «Приди!»

— Приди!

Церковь всю свою историю обращается к Богу в ожидании. Когда Господь вознесся на Небо и ученики стояли ошарашенные тем, что Он ушел, к ним подошли два Ангела и сказали: «придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1,11). И с этого момента история Церкви становится историей ожидания: когда же Он вернется. И Церковь постоянно говорит: «прииди! И слышавший да скажет прииди!»

И мы читаем далее: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр.22,17). Видите, даром! Не надо ничего оплачивать, да и денег не хватит, о чем тут говорить-то!

Я помню, когда я был молодым человеком, я решил себе купить где-нибудь Новый Завет. У меня была большая книга, и ее неудобно было носить с собой, я хотел книгу маленького формата. Мне сказали, что можно купить в католическом костеле в Москве. Тогда Православную Церковь угнетали, и у нас не было возможности печатать Евангелие. И я пришел в католический костел, и подошел к ксендзу, он переодевался в ризнице. И я спрашиваю:

— Можно у вас приобрести Новый Завет?

И он достает такое хорошее издание — брюссельское — Нового Завета, с комментариями святых Отцов, и говорит:

— Вот.

Я:

— А сколько стоит?

Он спрашивает:

— У тебя отец кем работает?

Я:

— Ну, у меня отчим, он в такси работает.

— А сколько, так примерно, он в день зарабатывает?

Я говорю:

— Ну, по разному. — А я про себя уже думаю: ну всё, заломит цену, если расспрашивает про заработки родителей, надо же, какие жадные эти католики. Потом он спрашивает:

— А мама кем работает?

— Она в чебуречной работает.

— Ну, наверное, какие-то доходы есть?

Я уже решил уходить. Но говорю:

— Ну, есть.

— А у тебя сколько денег с собой?

Я думаю: ну надо же, какие пройдохи, католики окаянные! А этот священник всё спрашивает:

— Ну, сколько у тебя в кармане есть? — Я думаю: сейчас в карман ко мне залезет, последнее заберет. И говорю:

— У меня 25 рублей.

— Понимаешь, не хватит этих денег.

Он помолчал и потом говорит:

— Знаешь, вот если бы твой отчим поработал бы на костел лет 50, тоже денег не хватило бы. Если бы ты собрал деньги со всех своих родственников, если даже продали бы квартиру, тоже не хватило бы. Поэтому мне ничего не остается, как отдать тебе эту книгу даром.

И он подарил мне эту книгу. И я понял, почему этот пожилой-пожилой католический священник, Станислав Мажейка, почему он так со мной беседовал. Если бы он просто сказал:

— Вот, возьми, это такая ценная книга…

Он тогда немножко юродствовал. Действительно, то, что мы получаем от Бога, мы никогда не сможем заработать, это совершенно очевидно.

Поэтому здесь сказано: «Жаждущий», то есть тот, кто очень нуждается в спасении, «пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр.22,17).

И мы читаем далее: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр.22,18-19).

Вот эти слова некоторые богословы относят ко всей Библии, ко всему корпусу Священного Писания, то есть нельзя ничего убавлять отсюда, ничего прибавлять к этому священному тексту. И в этом смысле то, что об этом говорится в последней Книге Библии, в Книге Откровение, — это свидетельство о завершенности Откровения, о завершенности всего Божьего Откровения…

Мы должны раз и навсегда понять — нового откровения от Бога не будет. Поэтому все эти «книги Мормона», как бы дополнительные откровения к Библии, все другие попытки современных «пророков» типа Береславского, который говорит, что ему Божья Матерь на дню является по нескольку раз, - попросту бессмысленны. Нет смысла в этих откровениях. И то, что в последней Библейской Книге говорится о завершенности потока Божественных Откровений — это есть суровое предостережение против тех, которые пытаются развивать Божественное Откровение, «прибавлять» к нему. Мы можем пытаться осмысливать Откровение, ибо сказано: «Вникай в себя и в учение» (1Тим.4,16). Это значит — попробуй найти понимание Откровения, и, если ты священник, ты обязан этим пониманием делиться с верующими.

И мы читаем с вами последние два стиха всего Апокалипсиса: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Откр.22,20-21).

Скажем и мы: «Аминь».

— Аминь.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных